Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 30.08.2017 ПО ДЕЛУ N 33-34313/2017

Требование: О признании права на обеспечение жилым помещением, признании незаконным и необоснованным отказа в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий, компенсации морального вреда.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец ссылался на то, что проходил военную службу, обращался с вопросом о постановке своей семьи на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, однако в обеспечении жилым помещением было отказано.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 августа 2017 г. по делу N 33-34313


Судья первой инстанции: Русинович Н.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего: судьи Горновой М.В.
судей Казаковой О.Н., Андреевой И.Ю.
при секретаре М.А.С.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Казаковой О.Н.
дело по апелляционной жалобе О.В.
на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 16 февраля 2017 года, которым постановлено:
Иск Овсянникова В.А. к ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ в лице 1-го отдела о признании права на обеспечение жилым помещением, признании незаконным и необоснованным отказа в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий, компенсации морального вреда, судебных расходов - оставить без удовлетворения,

установила:

истец О.В. обратился в суд с иском к ответчику ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ в лице 1-го отдела, просил признать за ним и членами его семьи право на обеспечение жилым помещением, признать незаконным и необоснованным отказ в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда 50 000 рублей, судебные расходы по оплате услуг представителя в сумме 80 000 рублей, по оплате госпошлины в сумме 300 рублей, по оплате услуг нотариуса в сумме 1 500 рублей. В обоснование иска истец ссылается на то, что проходил военную службу, обращался с вопросом о постановке своей семьи на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, однако в обеспечении жилым помещением было отказано, что истец полагает незаконным.
Представитель истца О.В. - Н. в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ответчика ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ в лице 1-го отдела в судебное заседание не явился.
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого просит истец О.В. по доводам апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения истца О.В., его представителя Н., поддержавших доводы жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда в силу следующего.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Судом установлено, что истец, подполковник О.В. проходил военную службу и в 1997 г. был уволен в отставку по состоянию здоровья с календарной выслугой - 25 лет 2 мес.
В период прохождения службы истцу с членами семьи (супругой О.З., сыном О.А., сыном О.С.) была предоставлена трехкомнатная квартира N, расположенная по адресу:, которую указанные лица занимают до настоящего времени на условиях социального найма....
Также судом установлено, что решением жилищной комиссии при Администрации г. Изобильного от 10.06.1998 г. О.В. поставлен на общую очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий. На основании постановления главы г. Изобильного от 01.04.2004 г. О.В. исключен из очередников как нуждающихся в улучшении жилищных условий на общих основаниях, так и в качестве военнослужащего. Основанием для снятия с учета явилось то обстоятельство, что истец не участвовал в перерегистрации очередников на получение жилья на протяжении 6 лет.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах. При этом военнослужащим-гражданам, имеющим трех и более детей, служебные жилые помещения предоставляются во внеочередном порядке.
Пунктом 2.1. указанной статьи предусмотрено, что, обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 N 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений", утверждена Инструкция о предоставлении военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма".
Согласно п. 7 Инструкции, уполномоченный орган ведет единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно п. 10 Инструкции, Военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, снимаются с учета в случае:
а) подачи ими заявления о снятии с учета;
б) утраты оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма;
в) получения в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; г) предоставления в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением военнослужащих, имеющих трех и более детей;
д) выявления в представленных документах в уполномоченный орган сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, а также неправомерных действий должностных лиц уполномоченного органа при решении вопроса о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.
В силу п. 2, п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Отраженные положения указанной выше нормы Жилищного кодекса РФ соответствуют пп. "б", "д" п. 10 приведенной выше Инструкции.
Согласно п. 3 Инструкции, признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется уполномоченным органом в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и с учетной нормой площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, но не более восемнадцати квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Военнослужащие не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ранее истечения пяти лет после совершения ими действий по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых на военнослужащих и членов их семей стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения (далее именуются - действия по намеренному ухудшению жилищных условий), в том числе связанных с изменением порядка пользования жилыми помещениями, обменом жилых помещений, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, расторжением брака, выделением доли жилых помещений собственниками, отчуждением жилых помещений или их частей (п. 4 Инструкции).
В силу ч. 8 ст. 57 ЖК РФ при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что истец постановлением от 01.04.2004 г. главы г. Изобильного с жилищного учета был снят, данное постановление не оспорено и не отменено. Доказательства обратного отсутствуют.
Судом установлено, что ответчик какие-либо решения о принятии истца на жилищный учет не принимал.
Из дела следует, что при обращении истца в 2015 г. с вопросом обеспечения его жилым помещением, ответчик направил сообщение от 21.12.2015 г. (л.д. 19), из которого следует, что оснований для обеспечения истца жилым помещением по линии Министерства обороны РФ не имеется, а право на жилищное обеспечение он может реализовать на общих основаниях.
При этом ответчик исходил из положений ст. 57 ЖК РФ, согласно которым, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Между тем, в едином реестре военнослужащих (п. 7 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма"), принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых на условиях договора социального найма, истец не состоит.
Вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ истец доказательств обратного суду не представил.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу, что при принятии решения об отказе в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий ответчик действовал правомерно, а потому на него не может быть возложена обязанность признать право истца на обеспечение жилым помещением.
Учитывая, что доводы истца не нашли своего подтверждения в судебном заседании, суд законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы, оспаривающие решение суда по существу заявленного спора, отклоняются судебной коллегией по следующим мотивам.
Суд установил, что решение о снятии истца с учета нуждающихся состоялось еще 01.04.2004 г. (л.д. 80) и не было оспорено в предусмотренный законом трехмесячный срок в рамках публичных правоотношений (ст. 256 ГПК РФ в редакции, действовавшей в период вынесения этого решения).
В пункте 1 Постановления N 25 от 23 июня 2015 года Пленума Верховного Суда РФ "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено: "Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимый информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагается, пока не доказано иное".
Таким образом, именно на истце лежит бремя представления доказательств, подтверждающих тот факт, что указанное решение истцом было оспорено.
Такие доказательства истцом представлены не были.
Ссылку в жалобе на отсутствие правового значения для настоящего дела того обстоятельства, что истец не участвовал в перерегистрации очередников на получения жилья на протяжении 6 лет судебная коллегия находит несостоятельной, поскольку из смысла п. 10 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, указанное свидетельствует об утрате оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, что подпадает под пп. "б", п. 10 Инструкции.
Нарушений требований норм процессуального права, а также норм материального права, влекущих безусловную отмену судебного постановления, судом первой инстанции при рассмотрении и разрешении данного дела не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Мещанского районного суда г. Москвы от 16 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Овсянникова В.А. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)