Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧЕЛЯБИНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 20.07.2017 ПО ДЕЛУ N 11-9062/2017

Требование: О возложении обязанности по предоставлению по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенного жилого помещения.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как его родители лишены родительских прав.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 июля 2017 г. по делу N 11-9062/2017


судья Шкерина О.С.

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего судьи Беломестновой Ж.Н.
судей Чаус И.А., Киневой О.Н.
при секретаре Г.
с участием прокурора Малышевой О.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Ашинского муниципального района Челябинской области на решение Ашинского городского суда Челябинской области от 27 апреля 2017 года, принятое по гражданскому делу по иску Ашинского городского прокурора, действующего в интересах А.С.УА., к администрации Ашинского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Беломестновой Ж.Н. об обстоятельствах дела, судебная коллегия

установила:

Ашинский городской прокурор, действуя в интересах А.С.УА., обратился в суд с иском к администрации Ашинского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности по предоставлению по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенного жилого помещения общей площадью не менее **** кв. м в г. Аше за счет средств бюджета Челябинской области.
В обоснование заявленных требований указал, что А.С.УА. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его родители лишены родительских прав решением Ашинского городского суда. А.С.УА. до достижения совершеннолетия помещался в интернатное учреждение на полное государственное обеспечение, впоследствии обучался в организации среднего профессионального образования.
Прокурор Ашинской городской прокуратуры в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика - администрации Ашинского муниципального района Челябинской области, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился.
Представители Министерства социальных отношений Челябинской области, Правительства Челябинской области, истец А.С.УА. в судебное заседание не явились, извещены.
Решением суда исковые требования удовлетворены, на администрацию Ашинского муниципального района Челябинской области возложена обязанность предоставить А.С.УА. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее **** кв. м, в г. Аше за счет средств бюджета Челябинской области.
В апелляционной жалобе администрация Ашинского мунициального района просит решение суда отменить. Полагает, что муниципальное образование "Ашинский муниципальный район" может отвечать по обязательствам, в том числе, связанным с предоставлением жилья, только в пределах выделенных субвенций субъектом Федерации. Кроме того, реально сложившаяся рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения превышает рыночную стоимость, установленную ЕТО Челябинской области, в связи с чем, поиск жилого помещения, отвечающего установленным, в том числе и ценовым, требованиям затруднен. Администрацией муниципального района предпринимаются все предусмотренные действующим законодательством меры для исполнения полномочий по обеспечению лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями. Жилое помещение А.С.УА. будет предоставлено как только в специализированном муниципальном фонде появится свободное жилое помещение.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, сведений уважительности причины неявки суду не представили. Руководствуясь ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав прокурора, находившего решение суда законным и обоснованным, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, родители А.С.УБ. - А.А.Н. и А.У.Н. решением Ашинского городского суда Челябинской области от 15 июня 2005 года (л.д. 11-12) лишены родительских прав в отношении истца.
А.С.УА. до достижения совершеннолетия помещался в интернатное учреждение (л.д. 15), с 01 сентября 2015 года по 30 января 2017 года обучался в **** (л.д. 17).
Жилого помещения на праве собственности или ином законном праве А.С.УА. не имеет, жилых помещений за ним не закреплялось (л.д. 16, 20, 21).
А.С.УА. включен в список граждан Ашинского муниципального района в возрасте от 14 до 17 лет, имеющих право на обеспечение жилым помещением по состоянию на 01 января 2016 года, порядковый номер - N 1 (л.д. 18).
Таким образом, судом, на основе анализа представленных в дело доказательств, сделан верный вывод о том, что А.С.УА. был признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако, до настоящего времени жилым помещением в соответствии с требованиями закона не обеспечен.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (ч. 7 указанной статьи).
Норма предоставления жилого помещения устанавливается органом местного самоуправления.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Аналогичные нормы содержатся в статье 17 Закона Челябинской области от 25 октября 2007 года N 212-ЗО "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемся приемному родителю, и социальных гарантиях приемной семье" (в редакции Закона от 28 ноября 2013 года N 598-ЗО) (далее по тексту Закон Челябинской области N 212-ЗО) и в положениях Порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, утвержденного Постановлением Правительства Челябинской области от 15 апреля 2013 года N 136-П, принятым в целях реализации названной ст. 17 Закона Челябинской области N 212-30.
Законом Челябинской области от 22 декабря 2005 года N 442-30 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" полномочия по обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений переданы органам местного самоуправления Челябинской области.
Решением Совета депутатов Ашинского городского поселения N 33 от 15 июля 2010 года "Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилых помещений в Ашинском городском поселении" (л.д. 19) установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере не менее 12 кв. м и не более 18 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека.
В соответствии с пп. 1 п. 1, пп. 2 п. 2 ст. 4 Закона Челябинской области N 442-ЗО органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей имеют право на получение финансовых средств в местные бюджеты из областного фонда компенсаций, предназначенные для осуществления переданных государственных полномочий, обязаны обеспечивать их использование по целевому назначению.
Пунктом 1 статьи 6 указанного Закона предусмотрено, что осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий, обеспечивается за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного фонда компенсаций, создаваемого в составе областного бюджета.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. 1 Закона Челябинской области от 25 октября 2007 года N 212-30 "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оплате труда приемных родителей и социальных гарантиях приемной семье" меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), в том числе по обеспечению жильем, являются расходными обязательствами Челябинской области.
В соответствии со ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище.
Согласно п. 3, 4, 5 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Поскольку истец, как лицо из числа детей-сирот обладает правом на предоставление ей жилого помещения, однако до настоящего времени обязанность органов местного самоуправления предоставить ему такое жилье не исполнена, то суд пришел к верному выводу о необходимости возложения на администрацию Ашинского муниципального района обязанности предоставить А.С.УА. благоустроенное жилое помещение в виде жилого дома или квартиры специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма за счет средств бюджета Челябинской области.
Доводы автора апелляционной жалобы о возможности предоставления жилого помещения в рамках выделенных субъектом федерации субвенций, равно как и доводы жалобы о высокой стоимости квадратного метра жилья, отклоняются судебной коллегией. Отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основаниям для отказа указанной категории граждан в их праве на получение жилого помещения.
Отсутствие в специализированном муниципальном фонде свободных жилых помещений не освобождает администрацию Ашинского муниципального района от обязанности по предоставлению жилья А.С.УА. как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
При рассмотрении дела судом не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, которые повлекли либо могли повлечь принятие незаконного решения.
Всем доказательствам по делу судом дана надлежащая оценка с соблюдением требований статьи 67 ГПК РФ, оснований для иной оценки у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ашинского городского суда Челябинской области от 27 апреля 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации Ашинского муниципального района - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)