Судебные решения, арбитраж
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 27 октября 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Черединой Н.В. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Власовой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мошинское лесное хозяйство" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 8 июля 2016 года по делу N А05-3096/2016 (судья Филипьева А.Б.),
Территориальный орган Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Няндомское лесничество (место нахождения: 164200, Архангельская область, город Няндома, улица Советская, дом 22; ИНН 2918008705, ОГРН 1072918001067) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Мошинское лесное хозяйство" (место нахождения: 163000, город Архангельск, Окружное шоссе, дом 8; ИНН 2901209516, ОГРН 1102901011586; далее - Общество) о взыскании в областной бюджет 130 899 руб. 86 коп. задолженности по арендной плате по срокам уплаты до 15.02.2016 и до 15.03.2016 по договору от 30.10.2009 N 528 аренды лесного участка (с учетом уточнения иска, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (место нахождения: 163000, город Архангельск, улица Выучейского, дом 18; ИНН 2901200111, ОГРН 1102901001356; далее - Министерство).
Решением от 08.07.2016 суд взыскал с Общества в доход бюджета Архангельской области 130 899 руб. 86 коп. долга, а также в доход федерального бюджета 4927 руб. государственной пошлины.
Общество с решением суда не согласилось, в апелляционной жалобе просило его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований истца.
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Министерство не обладает полномочиями на установление ставки арендной платы для участков лесного фонда, находящихся в федеральной собственности. Стороны договора, в том числе субъект Российской Федерации, не вправе по своему усмотрению менять установленный федеральным законодательством порядок определения арендной платы в соответствии с частью 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ). Коэффициент 1.3 на торгах не установлен. В договоре от 16.12.2009 предусмотрен повышающий коэффициент 1.21. В протоколах о результатах лесного конкурса спорный коэффициент 1,3 также отсутствует. Коэффициент 1.3 внесен Министерством в договор аренды по соглашению сторон. Установление Министерством в договоре аренды N 528 дополнительно к конкурсному коэффициенту 1.21 коэффициента превышений по договоренности сторон 1.3 осуществлено в отсутствие надлежащих полномочий и в противоречие с действующим законодательством. Основанием заключения нового договора служит решение уполномоченного органа, а не проведенный ранее лесной конкурс. Договор аренды лесного участка от 30.10.2009 N 528 заключен на основании решения Министерства о переоформлении договора - распоряжение Департамента лесного комплекса Архангельской области от 07.11.2008 N 488. Договор аренды лесного участка от 30.10.2009 заключен и особом порядке - в силу прямого указания закона и без проведения торгов. После заключения договора регистрирующим органом произведена его государственная регистрация как самостоятельного договора. Договор от 30.10.2009 не является дополнительным соглашением к договору от 15.11.2006, стороны не проводили регистрацию соглашений об изменении договора от 24.10.2005, не заключали соглашений о переходе прав и обязанностей по договору иному лицу. В момент заключения договора от 15.11.2006 действовал Лесной кодекс Российской Федерации от 29.01.1997, в соответствии с которым предоставление лесных участков допускалось на основании лесного конкурса (статья 34) либо на основании аукциона (статья 43). Договор заключен не на аукционе, а по результатам лесного конкурса. Правоотношения, связанные с исчислением арендной платы, регулировались Положением об аренде участков лесного фонда, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.1998 N 345 (далее - Положение). В соответствии с пунктом 24 Положения размер арендной платы при осуществлении лесопользования осуществлялся по соглашению сторон. После введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 (далее - ЛК РФ) размер арендной платы стал определяться на основании регулируемых цен в соответствии со статьей 73 ЛК РФ, стороны утратили право самостоятельно устанавливать размер арендной платы, в том числе путем установления повышающих коэффициентов. Исковые требования Министерства основаны на приложении N 4 на 2015 год, которое не подписано Обществом. Факт согласования протокола является существенным обстоятельством. Согласно положениям части 1 статьи 73 ЛК РФ, пункта 2.3 договора N 528 конкретный годовой размер арендной платы устанавливается с учетом коэффициентов превышений над минимальным размером арендной платы. Базовой величиной при расчете арендной платы с учетом повышающих коэффициентов являемся минимальный размер арендной платы, установленный постановлением правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310), что подтверждается определением Верховного Суда Российской Федерации от 12.04.2016 по делу N А05-13768/2014. Министерство при расчете арендной платы в части превышения 1.3 арифметически применяет указанный коэффициент 1.3 не к минимальным ставкам платы за единицу объема лесного ресурса, установленным Постановлением N 310, а к размеру арендной платы (арифметическому произведению), определенному путем умножения минимального размера на коэффициент превышений 1.1. При этом размер арендной платы, превышающий минимальные ставки, учитывается Министерством в общей сумме, без разделения на арендную плату в части превышения, рассчитанную с коэффициентом 1.21, и арендную плату, рассчитанную с учетом превышения 1.3. Установление повышающих коэффициентов дополнительно к регулируемой арендной плате не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации и является недействительным (ничтожным). Арендная плата в части, превышающей минимальные ставки, взысканию не подлежит.
Определением апелляционного суда от 27.10.2016 (резолютивная часть от 20.10.2016) произведена замена истца - Территориальный орган Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Няндомское лесничество заменен на процессуального правопреемника территориальный орган Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Управление лесничествами (место нахождения: 164501, Архангельская область, город Северодвинск, улица Бойчука, дом 3, офис 10; ИНН 2902083136, ОГРН 1162901060376; далее - Управление).
Управление в отзыве на жалобу возразило против изложенных в ней доводов и требований, просило решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе и отзыве на нее, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Департамент лесного комплекса Архангельской области (правопредшественник Министерства; арендодатель) и общество с ограниченной ответственностью "Переработка" (арендатор) заключили договор аренды лесного участка от 30.10.2009 N 528.
В соответствии с пунктами 1.1, 1.2, 1.3 договора арендодатель, действующий в соответствии с Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ) и со статьями 29, 72, 74 ЛК РФ, на основании заявления арендатора о приведении ранее заключенного договора аренды лесного участка фонда от 15.11.2006 N 27 (протокол о результатах лесного конкурса по передаче лесных ресурсов в аренду от 31.10.2006 N 697) в соответствии с ЛК РФ и решением о переоформлении договора аренды участка лесного фонда от 15.11.2006 N 27 на договор аренды лесного участка (распоряжение Департамента лесного комплекса Архангельской области от 07.11.2008 N 488) арендатор принял на себя обязательство принять в аренду лесной участок, находящийся на землях лесного фонда, сроком действия договора по 14.11.2031. Местоположение: Архангельская область, муниципальное образование "Няндомский муниципальный район", Няндомское лесничество, Няндомское и Мошинское участковые лесничества, общей площадью 21 734 га.
Лесной участок передан ответчику для использования леса с целью заготовки древесины.
Согласно пункту 2.2 договора годовой размер арендной платы за пользование лесным участком с изъятием лесных ресурсов устанавливается не ниже минимального размера арендной платы, определенного в соответствии со статьей 73 ЛК РФ.
В пунктах 2.3, 2.4 договора сторонами определено, что конкретный годовой размер арендной платы устанавливается с учетом коэффициентов превышений над минимальным размером арендной платы по формуле: Крап = Мрап x К, где: Крап - конкретный годовой размер арендной платы; Мрап - минимальный размер арендной платы; К - коэффициент превышений по договоренности сторон - 1,3.
Размер арендной платы определяется исходя из установленного ежегодного объема отпуска древесины на лесном участке, переданном в аренду, и не зависит от фактического использования лесных ресурсов.
Пунктом 2.5 договора определено, что годовая арендная плата на новый календарный год рассчитывается арендодателем до 31 декабря текущего года, в соответствии с законодательством Российской Федерации об индексации ставок платы, пунктами 2.1, 2.2, 2.3, 2.4 договора аренды, и фиксируется в протоколе согласования размера арендной платы и порядке ее внесения по форме приложения 4, подписываемом обеими сторонами.
Сроки внесения арендной платы также установлены указанными пунктами договоров - в течение года частями в процентном отношении от годового размера.
В силу пункта 2.6 договора при изменении ставок платы за единицы объема древесины лесных насаждений, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение календарного года, годовой размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема древесины лесных насаждений. Новый размер арендной платы в одностороннем порядке рассчитывается арендодателем и доводится до сведения арендатора не позднее даты внесения очередного платежа после введения ставок.
В пункте 2.8 договора предусмотрено, что за нарушение сроков внесения арендной платы арендатор уплачивает пени в размере 0,01% от суммы просроченного платежа за каждый день просрочки.
В соответствии с пунктами 3.4.1, 3.4.2 договора аренды арендатор обязан использовать лесные участки по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными актами и условиями договора аренды. Арендатор обязался вносить арендную плату в размере и сроки, установленные ежегодно подписанными сторонами протоколом согласования цены арендной платы.
Договор аренды зарегистрирован в установленном порядке 27.11.2009.
Соглашением от 03.11.2011 произведена замена арендодателя на Министерство, а также арендатора на Общество в связи с реорганизацией в форме выделения.
Указанное соглашение зарегистрировано 30.12.2011.
Лесничество произвело расчет размера арендной платы и порядка ее внесения на 2016 год, согласно которому арендная плата составила 2 268 930 руб. 95 коп., в том числе 1 586 665 руб. в части арендной платы по минимальным ставкам и 682 265 руб. 95 коп. в части, превышающей размер арендной платы по минимальным ставкам.
Протокол согласования размера арендной платы на 2016 год между сторонами не подписан.
По расчету истца, задолженность ответчика составила 130 899 руб. 86 коп.
Ненадлежащее выполнение ответчиком договорных обязательств явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными по праву и размеру, удовлетворил иск.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения решения суда.
В силу статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
При этом односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В соответствии с частью 3 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено названным Кодексом.
Статьей 4 Закона N 201 установлено, что договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с ЛК РФ до 01.01.2009.
Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с ЛК РФ утвержден приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258 (действовавшим до ноября 2011 года).
При переоформлении договоров аренды участков лесного фонда на договоры аренды лесных участков размер арендной платы определяется в соответствии со статьей 73 ЛК РФ, ставками платы за единицу объема лесных ресурсов и ставками платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденными Постановлением N 310.
Согласно пункту 10 Порядка при приведении упомянутых договоров в соответствие с ЛК РФ изменение в одностороннем порядке ранее установленных объемов лесопользования, а также размеров арендной платы не допускается.
Таким образом, при переоформлении договора аренды участка лесного фонда на договор аренды лесного участка законодательно установлено ограничение по размеру арендной платы, а именно, ранее установленная арендная плата не может быть изменена в одностороннем порядке.
На основании статьи 73 ЛК РФ при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов размер арендной платы определяется на основании минимального размера арендной платы, который определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке; ставки платы за единицу объема лесных ресурсов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Такие ставки установлены Постановлением N 310.
В пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (далее - Постановление N 73) разъяснено, что при рассмотрении споров, связанных с взысканием арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, судам необходимо учитывать следующее.
В силу пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом.
Если федеральный закон, предусматривающий необходимость такого регулирования (пункт 3 статьи 65 ЗК РФ, статья 73 ЛК РФ), вступил в силу после заключения договора аренды, то согласно пункту 2 статьи 422 ГК РФ условия этого договора об арендной плате сохраняют силу, поскольку в законе не установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом (далее - регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
Регулируемая арендная плата может применяться к договору, заключенному до вступления в силу этого федерального закона, только в том случае, если стороны такого договора связали изменение размера арендной платы с изменением нормативных актов, подлежащих применению к их отношениям. Равным образом к договору аренды, заключенному до вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования арендной платы, подлежит применению данное регулирование, если арендодателю договором предоставлено право на изменение размера арендной платы в одностороннем порядке и соответствующее волеизъявление о применении к договору регулируемой арендной платы было сделано арендодателем и получено арендатором.
Пункт 18 Постановления N 73 определяет, что судам следует учитывать, что по смыслу пункта 4 статьи 447 ГК РФ размер арендной платы по договору аренды государственного или муниципального имущества не является регулируемым, если размер арендной платы определяется по результатам проведения торгов.
Исходя из этого, в тех случаях, когда по результатам торгов определяется ставка арендных платежей, уплачиваемых периодически (торги на повышение ставки арендной платы), регулируемая арендная плата не применяется.
Согласно пункту 2 статьи 614 ГК РФ размер арендной платы в договоре аренды может быть установлен, в частности, в виде платежей, вносимых периодически или единовременно, а также может предусматриваться сочетание различных способов определения арендной платы. В связи с этим допускается установление арендной платы таким образом, когда государственное регулирование относится лишь к одному или нескольким элементам предусмотренного в договоре порядка определения размера арендной платы, при этом другие элементы платы определяются по результатам торгов, если это не противоречит порядку проведения торгов, установленному в соответствии с федеральным законом. Так, не является регулируемой та часть арендной платы, которая в соответствии с условиями торгов на право заключения договора аренды подлежит внесению дополнительно к периодическим платежам и размер которой определяется по результатам этих торгов (например, пункт 7 статьи 38.2 Земельного кодекса Российской Федерации). При этом размер другой части арендной платы, которая согласно договору аренды, заключенному по результатам таких торгов, подлежит внесению периодически, может определяться по правилам о регулируемой арендной плате.
Суд первой инстанции установил, что договор аренды участка лесного фонда от 30.10.2009 N 528 заключен в результате переоформления договора аренды участка лесного фонда от 15.11.2006 N 27, заключенного по результатам конкурса, итоги которого оформлены протоколом от 31.10.2006 N 697.
Включенный в условия договора от 15.11.2006 N 27 коэффициент 1,21 к установленным ставкам для расчета арендной платы определен по результатам конкурса в соответствии с предложением закрытого акционерного общества "Переработка" (правопредшественник Общества), что и повлекло признание его победителем конкурса.
Расчет арендной платы по договору от 15.11.2006 N 27 производился исходя из средней стоимости 1 куб. м древесины с применением повышающих коэффициентов к размеру минимальных ставок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.2001 N 127, с последующим увеличением на 1,7 для перехода к областным ставкам арендной платы.
Указанное постановление признано утратившим силу 11.06.2007 в связи с изданием Постановления N 310.
При переоформлении договора аренды участка лесного фонда от 15.11.2006 N 27 в связи с вступлением в силу ЛК РФ и в соответствии с решением о переоформлении договора аренды участков лесного фонда (распоряжение Департамента лесного комплекса Архангельской области от 07.11.2008) на договор аренды лесного участка от 30.10.2009 N 528, расчет арендной платы определен с учетом ранее принятых условий коэффициентов превышения над минимальным размером арендной платы: 1,21, указанный в конкурсной документации коэффициент, и согласованный сторонами коэффициент 1,3 (вместо ранее применяемого коэффициента 1,7).
Как правильно установил суд первой инстанции, пункт 2.3 договора аренды от 30.10.2009 N 528, определяющий порядок расчета арендной платы с учетом указанных коэффициентов соответствует пункту 4 статьи 447, пункту 2 статьи 614 ГК РФ, статье 4 Закона N 201-ФЗ, статьям 73, 74 ЛК РФ.
Аналогичный вывод сделан Верховным Судом Российской Федерации в определении от 12.04.2016 N 307-ЭС15-16409 при оценке условий аналогичного договора аренды лесного участка, в связи с этим не принимается довод подателя жалобы о том, что указанном определении не дана оценка условиям договора в части коэффициента 1,3.
Формула расчета размера арендной платы путем умножения минимального размера на два коэффициента согласована в пункте 2.3 договора аренды.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что факт отсутствия подписанного протокола согласования размера арендной платы на спорный период не имеет значения для разрешения спора, поскольку основанием для внесения арендных платежей является не протокол, а договор аренды и положения ЛК РФ о порядке начисления арендной платы.
Расчет долга суд первой инстанции проверил, признал его правильным.
Таким образом, оснований для отказа в удовлетворении иска у суда первой инстанции не имелось. Иск удовлетворен правомерно.
Оснований не согласиться с данными выводами суда первой инстанции у апелляционной инстанции не имеется.
Фактически все доводы подателя жалобы направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств, доказательств и иные выводы, правовые основания для которых у апелляционной инстанции отсутствуют.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Архангельской области от 8 июля 2016 года по делу N А05-3096/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мошинское лесное хозяйство" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.10.2016 ПО ДЕЛУ N А05-3096/2016
Разделы:Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 октября 2016 г. по делу N А05-3096/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 27 октября 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Черединой Н.В. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Власовой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мошинское лесное хозяйство" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 8 июля 2016 года по делу N А05-3096/2016 (судья Филипьева А.Б.),
установил:
Территориальный орган Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Няндомское лесничество (место нахождения: 164200, Архангельская область, город Няндома, улица Советская, дом 22; ИНН 2918008705, ОГРН 1072918001067) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Мошинское лесное хозяйство" (место нахождения: 163000, город Архангельск, Окружное шоссе, дом 8; ИНН 2901209516, ОГРН 1102901011586; далее - Общество) о взыскании в областной бюджет 130 899 руб. 86 коп. задолженности по арендной плате по срокам уплаты до 15.02.2016 и до 15.03.2016 по договору от 30.10.2009 N 528 аренды лесного участка (с учетом уточнения иска, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (место нахождения: 163000, город Архангельск, улица Выучейского, дом 18; ИНН 2901200111, ОГРН 1102901001356; далее - Министерство).
Решением от 08.07.2016 суд взыскал с Общества в доход бюджета Архангельской области 130 899 руб. 86 коп. долга, а также в доход федерального бюджета 4927 руб. государственной пошлины.
Общество с решением суда не согласилось, в апелляционной жалобе просило его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований истца.
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Министерство не обладает полномочиями на установление ставки арендной платы для участков лесного фонда, находящихся в федеральной собственности. Стороны договора, в том числе субъект Российской Федерации, не вправе по своему усмотрению менять установленный федеральным законодательством порядок определения арендной платы в соответствии с частью 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ). Коэффициент 1.3 на торгах не установлен. В договоре от 16.12.2009 предусмотрен повышающий коэффициент 1.21. В протоколах о результатах лесного конкурса спорный коэффициент 1,3 также отсутствует. Коэффициент 1.3 внесен Министерством в договор аренды по соглашению сторон. Установление Министерством в договоре аренды N 528 дополнительно к конкурсному коэффициенту 1.21 коэффициента превышений по договоренности сторон 1.3 осуществлено в отсутствие надлежащих полномочий и в противоречие с действующим законодательством. Основанием заключения нового договора служит решение уполномоченного органа, а не проведенный ранее лесной конкурс. Договор аренды лесного участка от 30.10.2009 N 528 заключен на основании решения Министерства о переоформлении договора - распоряжение Департамента лесного комплекса Архангельской области от 07.11.2008 N 488. Договор аренды лесного участка от 30.10.2009 заключен и особом порядке - в силу прямого указания закона и без проведения торгов. После заключения договора регистрирующим органом произведена его государственная регистрация как самостоятельного договора. Договор от 30.10.2009 не является дополнительным соглашением к договору от 15.11.2006, стороны не проводили регистрацию соглашений об изменении договора от 24.10.2005, не заключали соглашений о переходе прав и обязанностей по договору иному лицу. В момент заключения договора от 15.11.2006 действовал Лесной кодекс Российской Федерации от 29.01.1997, в соответствии с которым предоставление лесных участков допускалось на основании лесного конкурса (статья 34) либо на основании аукциона (статья 43). Договор заключен не на аукционе, а по результатам лесного конкурса. Правоотношения, связанные с исчислением арендной платы, регулировались Положением об аренде участков лесного фонда, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.1998 N 345 (далее - Положение). В соответствии с пунктом 24 Положения размер арендной платы при осуществлении лесопользования осуществлялся по соглашению сторон. После введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 (далее - ЛК РФ) размер арендной платы стал определяться на основании регулируемых цен в соответствии со статьей 73 ЛК РФ, стороны утратили право самостоятельно устанавливать размер арендной платы, в том числе путем установления повышающих коэффициентов. Исковые требования Министерства основаны на приложении N 4 на 2015 год, которое не подписано Обществом. Факт согласования протокола является существенным обстоятельством. Согласно положениям части 1 статьи 73 ЛК РФ, пункта 2.3 договора N 528 конкретный годовой размер арендной платы устанавливается с учетом коэффициентов превышений над минимальным размером арендной платы. Базовой величиной при расчете арендной платы с учетом повышающих коэффициентов являемся минимальный размер арендной платы, установленный постановлением правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310), что подтверждается определением Верховного Суда Российской Федерации от 12.04.2016 по делу N А05-13768/2014. Министерство при расчете арендной платы в части превышения 1.3 арифметически применяет указанный коэффициент 1.3 не к минимальным ставкам платы за единицу объема лесного ресурса, установленным Постановлением N 310, а к размеру арендной платы (арифметическому произведению), определенному путем умножения минимального размера на коэффициент превышений 1.1. При этом размер арендной платы, превышающий минимальные ставки, учитывается Министерством в общей сумме, без разделения на арендную плату в части превышения, рассчитанную с коэффициентом 1.21, и арендную плату, рассчитанную с учетом превышения 1.3. Установление повышающих коэффициентов дополнительно к регулируемой арендной плате не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации и является недействительным (ничтожным). Арендная плата в части, превышающей минимальные ставки, взысканию не подлежит.
Определением апелляционного суда от 27.10.2016 (резолютивная часть от 20.10.2016) произведена замена истца - Территориальный орган Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Няндомское лесничество заменен на процессуального правопреемника территориальный орган Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Управление лесничествами (место нахождения: 164501, Архангельская область, город Северодвинск, улица Бойчука, дом 3, офис 10; ИНН 2902083136, ОГРН 1162901060376; далее - Управление).
Управление в отзыве на жалобу возразило против изложенных в ней доводов и требований, просило решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе и отзыве на нее, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Департамент лесного комплекса Архангельской области (правопредшественник Министерства; арендодатель) и общество с ограниченной ответственностью "Переработка" (арендатор) заключили договор аренды лесного участка от 30.10.2009 N 528.
В соответствии с пунктами 1.1, 1.2, 1.3 договора арендодатель, действующий в соответствии с Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ) и со статьями 29, 72, 74 ЛК РФ, на основании заявления арендатора о приведении ранее заключенного договора аренды лесного участка фонда от 15.11.2006 N 27 (протокол о результатах лесного конкурса по передаче лесных ресурсов в аренду от 31.10.2006 N 697) в соответствии с ЛК РФ и решением о переоформлении договора аренды участка лесного фонда от 15.11.2006 N 27 на договор аренды лесного участка (распоряжение Департамента лесного комплекса Архангельской области от 07.11.2008 N 488) арендатор принял на себя обязательство принять в аренду лесной участок, находящийся на землях лесного фонда, сроком действия договора по 14.11.2031. Местоположение: Архангельская область, муниципальное образование "Няндомский муниципальный район", Няндомское лесничество, Няндомское и Мошинское участковые лесничества, общей площадью 21 734 га.
Лесной участок передан ответчику для использования леса с целью заготовки древесины.
Согласно пункту 2.2 договора годовой размер арендной платы за пользование лесным участком с изъятием лесных ресурсов устанавливается не ниже минимального размера арендной платы, определенного в соответствии со статьей 73 ЛК РФ.
В пунктах 2.3, 2.4 договора сторонами определено, что конкретный годовой размер арендной платы устанавливается с учетом коэффициентов превышений над минимальным размером арендной платы по формуле: Крап = Мрап x К, где: Крап - конкретный годовой размер арендной платы; Мрап - минимальный размер арендной платы; К - коэффициент превышений по договоренности сторон - 1,3.
Размер арендной платы определяется исходя из установленного ежегодного объема отпуска древесины на лесном участке, переданном в аренду, и не зависит от фактического использования лесных ресурсов.
Пунктом 2.5 договора определено, что годовая арендная плата на новый календарный год рассчитывается арендодателем до 31 декабря текущего года, в соответствии с законодательством Российской Федерации об индексации ставок платы, пунктами 2.1, 2.2, 2.3, 2.4 договора аренды, и фиксируется в протоколе согласования размера арендной платы и порядке ее внесения по форме приложения 4, подписываемом обеими сторонами.
Сроки внесения арендной платы также установлены указанными пунктами договоров - в течение года частями в процентном отношении от годового размера.
В силу пункта 2.6 договора при изменении ставок платы за единицы объема древесины лесных насаждений, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение календарного года, годовой размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема древесины лесных насаждений. Новый размер арендной платы в одностороннем порядке рассчитывается арендодателем и доводится до сведения арендатора не позднее даты внесения очередного платежа после введения ставок.
В пункте 2.8 договора предусмотрено, что за нарушение сроков внесения арендной платы арендатор уплачивает пени в размере 0,01% от суммы просроченного платежа за каждый день просрочки.
В соответствии с пунктами 3.4.1, 3.4.2 договора аренды арендатор обязан использовать лесные участки по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными актами и условиями договора аренды. Арендатор обязался вносить арендную плату в размере и сроки, установленные ежегодно подписанными сторонами протоколом согласования цены арендной платы.
Договор аренды зарегистрирован в установленном порядке 27.11.2009.
Соглашением от 03.11.2011 произведена замена арендодателя на Министерство, а также арендатора на Общество в связи с реорганизацией в форме выделения.
Указанное соглашение зарегистрировано 30.12.2011.
Лесничество произвело расчет размера арендной платы и порядка ее внесения на 2016 год, согласно которому арендная плата составила 2 268 930 руб. 95 коп., в том числе 1 586 665 руб. в части арендной платы по минимальным ставкам и 682 265 руб. 95 коп. в части, превышающей размер арендной платы по минимальным ставкам.
Протокол согласования размера арендной платы на 2016 год между сторонами не подписан.
По расчету истца, задолженность ответчика составила 130 899 руб. 86 коп.
Ненадлежащее выполнение ответчиком договорных обязательств явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными по праву и размеру, удовлетворил иск.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения решения суда.
В силу статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
При этом односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В соответствии с частью 3 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено названным Кодексом.
Статьей 4 Закона N 201 установлено, что договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с ЛК РФ до 01.01.2009.
Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с ЛК РФ утвержден приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258 (действовавшим до ноября 2011 года).
При переоформлении договоров аренды участков лесного фонда на договоры аренды лесных участков размер арендной платы определяется в соответствии со статьей 73 ЛК РФ, ставками платы за единицу объема лесных ресурсов и ставками платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденными Постановлением N 310.
Согласно пункту 10 Порядка при приведении упомянутых договоров в соответствие с ЛК РФ изменение в одностороннем порядке ранее установленных объемов лесопользования, а также размеров арендной платы не допускается.
Таким образом, при переоформлении договора аренды участка лесного фонда на договор аренды лесного участка законодательно установлено ограничение по размеру арендной платы, а именно, ранее установленная арендная плата не может быть изменена в одностороннем порядке.
На основании статьи 73 ЛК РФ при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов размер арендной платы определяется на основании минимального размера арендной платы, который определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке; ставки платы за единицу объема лесных ресурсов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Такие ставки установлены Постановлением N 310.
В пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (далее - Постановление N 73) разъяснено, что при рассмотрении споров, связанных с взысканием арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, судам необходимо учитывать следующее.
В силу пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом.
Если федеральный закон, предусматривающий необходимость такого регулирования (пункт 3 статьи 65 ЗК РФ, статья 73 ЛК РФ), вступил в силу после заключения договора аренды, то согласно пункту 2 статьи 422 ГК РФ условия этого договора об арендной плате сохраняют силу, поскольку в законе не установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом (далее - регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
Регулируемая арендная плата может применяться к договору, заключенному до вступления в силу этого федерального закона, только в том случае, если стороны такого договора связали изменение размера арендной платы с изменением нормативных актов, подлежащих применению к их отношениям. Равным образом к договору аренды, заключенному до вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования арендной платы, подлежит применению данное регулирование, если арендодателю договором предоставлено право на изменение размера арендной платы в одностороннем порядке и соответствующее волеизъявление о применении к договору регулируемой арендной платы было сделано арендодателем и получено арендатором.
Пункт 18 Постановления N 73 определяет, что судам следует учитывать, что по смыслу пункта 4 статьи 447 ГК РФ размер арендной платы по договору аренды государственного или муниципального имущества не является регулируемым, если размер арендной платы определяется по результатам проведения торгов.
Исходя из этого, в тех случаях, когда по результатам торгов определяется ставка арендных платежей, уплачиваемых периодически (торги на повышение ставки арендной платы), регулируемая арендная плата не применяется.
Согласно пункту 2 статьи 614 ГК РФ размер арендной платы в договоре аренды может быть установлен, в частности, в виде платежей, вносимых периодически или единовременно, а также может предусматриваться сочетание различных способов определения арендной платы. В связи с этим допускается установление арендной платы таким образом, когда государственное регулирование относится лишь к одному или нескольким элементам предусмотренного в договоре порядка определения размера арендной платы, при этом другие элементы платы определяются по результатам торгов, если это не противоречит порядку проведения торгов, установленному в соответствии с федеральным законом. Так, не является регулируемой та часть арендной платы, которая в соответствии с условиями торгов на право заключения договора аренды подлежит внесению дополнительно к периодическим платежам и размер которой определяется по результатам этих торгов (например, пункт 7 статьи 38.2 Земельного кодекса Российской Федерации). При этом размер другой части арендной платы, которая согласно договору аренды, заключенному по результатам таких торгов, подлежит внесению периодически, может определяться по правилам о регулируемой арендной плате.
Суд первой инстанции установил, что договор аренды участка лесного фонда от 30.10.2009 N 528 заключен в результате переоформления договора аренды участка лесного фонда от 15.11.2006 N 27, заключенного по результатам конкурса, итоги которого оформлены протоколом от 31.10.2006 N 697.
Включенный в условия договора от 15.11.2006 N 27 коэффициент 1,21 к установленным ставкам для расчета арендной платы определен по результатам конкурса в соответствии с предложением закрытого акционерного общества "Переработка" (правопредшественник Общества), что и повлекло признание его победителем конкурса.
Расчет арендной платы по договору от 15.11.2006 N 27 производился исходя из средней стоимости 1 куб. м древесины с применением повышающих коэффициентов к размеру минимальных ставок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.2001 N 127, с последующим увеличением на 1,7 для перехода к областным ставкам арендной платы.
Указанное постановление признано утратившим силу 11.06.2007 в связи с изданием Постановления N 310.
При переоформлении договора аренды участка лесного фонда от 15.11.2006 N 27 в связи с вступлением в силу ЛК РФ и в соответствии с решением о переоформлении договора аренды участков лесного фонда (распоряжение Департамента лесного комплекса Архангельской области от 07.11.2008) на договор аренды лесного участка от 30.10.2009 N 528, расчет арендной платы определен с учетом ранее принятых условий коэффициентов превышения над минимальным размером арендной платы: 1,21, указанный в конкурсной документации коэффициент, и согласованный сторонами коэффициент 1,3 (вместо ранее применяемого коэффициента 1,7).
Как правильно установил суд первой инстанции, пункт 2.3 договора аренды от 30.10.2009 N 528, определяющий порядок расчета арендной платы с учетом указанных коэффициентов соответствует пункту 4 статьи 447, пункту 2 статьи 614 ГК РФ, статье 4 Закона N 201-ФЗ, статьям 73, 74 ЛК РФ.
Аналогичный вывод сделан Верховным Судом Российской Федерации в определении от 12.04.2016 N 307-ЭС15-16409 при оценке условий аналогичного договора аренды лесного участка, в связи с этим не принимается довод подателя жалобы о том, что указанном определении не дана оценка условиям договора в части коэффициента 1,3.
Формула расчета размера арендной платы путем умножения минимального размера на два коэффициента согласована в пункте 2.3 договора аренды.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что факт отсутствия подписанного протокола согласования размера арендной платы на спорный период не имеет значения для разрешения спора, поскольку основанием для внесения арендных платежей является не протокол, а договор аренды и положения ЛК РФ о порядке начисления арендной платы.
Расчет долга суд первой инстанции проверил, признал его правильным.
Таким образом, оснований для отказа в удовлетворении иска у суда первой инстанции не имелось. Иск удовлетворен правомерно.
Оснований не согласиться с данными выводами суда первой инстанции у апелляционной инстанции не имеется.
Фактически все доводы подателя жалобы направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств, доказательств и иные выводы, правовые основания для которых у апелляционной инстанции отсутствуют.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 8 июля 2016 года по делу N А05-3096/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мошинское лесное хозяйство" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
А.Я.ЗАЙЦЕВА
А.Я.ЗАЙЦЕВА
Судьи
Н.В.ЧЕРЕДИНА
А.Н.ШАДРИНА
Н.В.ЧЕРЕДИНА
А.Н.ШАДРИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)