Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 04.12.2014 N 33-5809/2014

Требование: О предоставлении жилого помещения.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец указал, что относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей и не имеющих закрепленного жилья.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 декабря 2014 г. N 33-5809/2014


Судья Улыбина Н.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Кошелевой И.Л.,
судей Осиповой Е.А. и Рогачевой В.В.,
при секретаре Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя истца И.Е. - адвоката Макуриной Т.А. - на решение Кингисеппского городского суда Ленинградской области от 21 августа 2014 года, которым И.Е. отказано в удовлетворении исковых требований к администрации муниципального образования "Кингисеппский муниципальный район" Ленинградской области о предоставлении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Осиповой Е.А., объяснения И. и его представителя Макурину Т.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:

И.Е. обратился в Кингисеппский городской суд Ленинградской области с иском к муниципальному образованию "Кингисеппский муниципальный район" Ленинградской области об обязании предоставить отдельную однокомнатную квартиру в Кингисеппском районе Ленинградской области. В обоснование заявленных требований истец указал, что относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. В связи с лишением его родителей родительских прав в 1994 году он был определен в Кингисеппский детский дом, затем находился на воспитании в ЛОГКУ "Лужский психоневрологический интернат". В 2008 году определен по путевке, выданной Комитетом по социальной защите населения, в ЛОГКУ "Кингисеппский психоневрологический интернат", где находится по настоящее время. В нарушение требований Закона от 21.12.1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" по достижении 18-летнего возраста он не был обеспечен жилой площадью, поскольку распоряжением Мэра Кингисеппского района от 10.10.1994 года за ним было закреплено жилое помещение в деревне Вистино Кингисеппского района. Между тем, в данном распоряжении конкретный адрес закрепленного жилого помещения указан не был. Кроме того, его семья и родители никогда не проживали ранее в деревне Вистино. Его (истца) обращение 25.11.2013 года в администрацию МО "Кингисеппский муниципальный район" оставлено без удовлетворения, в предоставлении жилого помещения было отказано. И.Е. считает, что указанный отказ является незаконным и противоречащим требованиям Закона от 21.12.1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и в соответствии со ст. 8 названного Закона и ст. 49 ЖК РФ он обладает правом на предоставление жилого помещения (л.д. 4, 4-оборот).
Уточнив исковые требования, И.Е. просил обязать администрацию МО "Кингисеппский муниципальный район" Ленинградской области предоставить отдельную однокомнатную квартиру в пос. Котельский Кингисеппского района Ленинградской области, дополнительно указав, что имеет постоянное место работы, получает заработную плату и пенсию по инвалидности, может самостоятельно оплачивать жилое помещение и коммунальные услуги (л.д. 50).
Представитель истца - адвокат Макурина Т.А. исковые требования в суде первой инстанции поддержала, указав, что до определения в детский дом И.Е. вместе с родителями проживал в деревне Струпово Кингисеппского района в доме, который в настоящее время непригоден для проживания, поскольку фактически разрушен.
Администрация МО "Кингисеппский муниципальный район" Ленинградской области возражала против иска, указывая, что И.Е. не обладает правом на обеспечение жилой площадью, поскольку имеет закрепленное за ним жилое помещение.
Орган опеки и попечительства МО "Кингисеппский муниципальный район" также не согласился с иском, указав, что право на предоставление жилого помещения лицам, относящимся к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, сохраняется до достижения возраста 23 лет, а поскольку истцу уже 28 лет и до достижения 23 лет он по вопросу обеспечения его жильем с заявлением не обращался, то И.Е. утратил право на обеспечение жилым помещением по указанному основанию. Кроме того, истец имеет закрепленное за ним жилое помещение в дер. Вистино и регистрацию в деревне Струпово Кингисеппского района.
Представитель третьего лица - ЛОГКУ "Кингисеппский психоневрологический интернат", поддерживал исковые требования, указав, что И.Е. был определен в интернат в связи с наличием психического заболевания и до настоящего времени пребывает в интернате, поскольку жилого помещения для проживания не имеет, работает в интернате по трудовому договору. Заключением врачебной комиссии интерната установлена возможность самостоятельного проживания И.Е.
Представитель третьего лица - Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области, представил отзыв на исковое заявление, в котором ссылался на то обстоятельство, что И.Е. хотя и относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако он не числится в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. В целях исполнения отдельных государственных полномочий Ленинградской области Кингисеппскому муниципальному району в соответствии с Областным законом на 2014 год выделены финансовые средства для обеспечения однократно благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 126 - 127).
Решением Кингисеппского городского суда Ленинградской области от 21 августа 2014 года И.Е. отказано в иске к администрации МО "Кингисеппский муниципальный район" Ленинградской области о предоставлении жилого помещения.
И.Е. не согласился с законностью и обоснованностью постановленного решения, в связи с чем его представитель адвокат Макурина Т.А. подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда от 21 августа 2014 года отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований И.Е. в полном объеме. В обоснование отмены обжалуемого решения податель жалобы ссылается на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела. Податель жалобы указывает, что истец никогда не был обеспечен жильем не только в деревне Вистино Кингисеппского района Ленинградской области, но и в других поселениях, обращает внимание на то обстоятельство, что жилой <адрес> деревне Струпово, в котором проживали лишенные родительских прав в отношении И.Е. родители (И.П. и И.И.), в настоящий момент разрушен и не пригоден для проживания, а формальная регистрация по указанному адресу не создает и не сохраняет прав на жилье. Полагает, что поскольку И.Е. не был обеспечен жилой площадью в соответствии с п. 8 Закона РФ от 21.12.1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", то он в силу Федерального закона от 29.02.2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не утратил этого права до настоящего времени. Кроме того, податель жалобы указывает, что суд не дал оценки тому обстоятельству, что после помещения И.Е. в детский дом в 1994 году, в <адрес> деревни Струпово вплоть до 2006 года оставались проживать и были зарегистрированы его родители, которые в соответствии с решением Кингисеппского городского суда были лишены родительских прав, что также в соответствии с п. п. 1 п. 4 ст. 1 ФЗ является самостоятельным основанием для признания невозможным вселения истца в <адрес> деревне Струпово и обеспечения И.Е. жильем во внеочередном порядке (л.д. 170, 170-оборот).
Изучив материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что И.Е. родился <...> года в семье И.П. и И.И.
Решением Кингисеппского городского суда от 06 октября 1994 года родители И.Е. были лишены родительских прав. Распоряжением Мэра Кингисеппского района Ленинградской области N от <...> истец в связи с уклонением его родителей от выполнения родительских обязанностей был определен в Кингисеппский детский дом. Пунктом 2 указанного распоряжения за И.Е. закреплено право на жилую площадь в деревне Вистино Кингисеппского района (л.д. 10, 123).
Таким образом, судом первой инстанции установлено, что до достижения И.Е. 18 лет он (истец) остался без попечения родителей.
Согласно ст. 37 Жилищного кодекса РСФСР (далее - ЖК РСФСР), утв. ВС РСФСР 24.06.1983 (в первоначальной редакции), вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании, если им не может быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение, к родственникам, опекунам или попечителям.
В последующем общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, были определены Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Вопросы дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение были урегулированы ст. 8 данного Закона. Дополнительные гарантии по социальной поддержке распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
В ст. 37 ЖК РСФСР Федеральным законом от 28.03.1998 N 45-ФЗ внесены изменения, в соответствии с которыми вне очереди жилое помещение стали предоставлять детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.
01 марта 2005 года в действие введен Жилищный кодекс РФ (далее - ЖК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2013), абз. 4 ст. 1 и п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей до 01.01.2013) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет), у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носило заявительный характер и было возможным при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
С 01 января 2013 года детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ст. ст. 92, 98.1, 109.1 ЖК РФ).
На основании пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред., действующей с 01.01.2013 года), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
Из анализа изложенных выше правовых норм следует, что решение вопроса об обеспечении лиц указанной категории жилой площадью законодатель ставит в зависимость от их возраста.
Согласно преамбуле Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", названный Закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ дети-сироты - это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
И.Е. достиг возраста 23 лет <...>.
В силу пункта 9 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 29.02.2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Жилищного кодекса Российской Федерации распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Анализ указанных выше правовых норм позволяет сделать вывод о том, что сохранение права на обеспечение жилыми помещениями у лиц указанной категории, возможно при возникновении указанного права до достижения ими возраста 23 лет.
Вместе с тем, как указано выше, предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носило заявительный характер.
Однако, в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ истцом не представлены доказательства обращения в установленные законом сроки, то есть до достижения 23-летнего возраста, в соответствующие органы для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по основаниям, предусмотренным статьей 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Таким образом, не встав на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, истец по достижении 23 лет утратил право на жилищное обеспечение в соответствии с ранее действовавшим законодательством и оснований для применения пункта 9 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не имеется.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции находит, что вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, является правомерным.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда полагает, что суд первой инстанции, разрешив заявленный И.Е. спор вышеуказанным образом, правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, не допустил недоказанности юридически значимых обстоятельств и несоответствия выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, правомерно учел положения как действовавшего ранее, так и действующего в настоящий момент законодательства, и постановил решение, отвечающее вышеуказанным нормам материального права, при соблюдении требований Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы по существу сопряжены с неправильным толкованием действующего законодательства Российской Федерации, связаны с переоценкой доказательств, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка по правилам статей 2, 12, 50, 56, 59, 60, и 67 ГПК РФ, и не могут служить основанием для отмены постановленного по делу решения.
Ссылки подателя жалобы на то, что истец никогда не был обеспечен жильем не только в деревне Вистино Кингисеппского района Ленинградской области, но и в других поселениях; что жилой <адрес> деревне Струпово, в котором проживали лишенные родительских прав в отношении И.Е. родители И.П. и И.И., в настоящий момент разрушен и непригоден для проживания, а формальная регистрация по указанному адресу не создает и не сохраняет прав на жилье, а также довод о том, что после помещения И.Е. в детский дом в 1994 году в <адрес> деревне Струпово вплоть до 2006 года, оставались проживать и были зарегистрированы его родители И.П. и И.И., которые в соответствии с решением Кингисеппского городского суда были лишены родительских прав, что также в соответствии с п. п. 1 п. 4 ст. 1 ФЗ является самостоятельным основанием для признания невозможным вселения истца в <адрес> деревне Струпово и обеспечения И.Е. жильем во внеочередном порядке - подлежат отклонению как не имеющие правового значения для существа рассматриваемого спора в контексте изложенных выше фактических обстоятельств дела.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба представителя И.Е. - Макуриной Т.А., не содержит.
Руководствуясь статьей 327.1, пунктом 1 статьи 328, частью 1 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:

Решение Кингисеппского городского суда Ленинградской области от 21 августа 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя И.Е. - адвоката Макуриной Т.А. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)