Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 04.08.2017 N Ф04-2953/2017 ПО ДЕЛУ N А46-18836/2016

Требование: О взыскании убытков в размере стоимости квартиры, подлежащей передаче семье, имеющей ребенка-инвалида и нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Решением суда на муниципалитет возложена обязанность предоставить жилое помещение семье с ребенком-инвалидом, вставшей на учет после 01.01.2005. Муниципалитет посчитал, что финансирование расходов по приобретению жилья для передачи вышеуказанной семье подлежит возмещению за счет средств бюджета субъекта РФ.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 августа 2017 г. по делу N А46-18836/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 04 августа 2017 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тихомирова В.В.
судей Демидовой Е.Ю.
Шуйской С.И.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Рыбкиной Н.Г., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Омской области на решение от 15.02.2017 Арбитражного суда Омской области (судья Баландин В.А.) и постановление от 04.05.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Зорина О.В., Семенова Т.П., Шарова Н.А.) по делу N А46-18836/2016 по иску администрации города Омска (644099, Омская обл., г. Омск, ул. Гагарина, д. 34, ИНН 5503047244, ОГРН 1025500757259) к Министерству финансов Омской области (644043, Омская обл., г. Омск, ул. Орджоникидзе, д. 5, ИНН 5503078620, ОГРН 1045504005414) о взыскании 2 742 070,32 руб.
Другое лицо, участвующее в деле: Главное государственно-правовое управление Омской области.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Краецкая Е.Б.) в заседании участвовали представители:
- от Министерства финансов Омской области - Коротун С.В. по доверенности от 03.04.2017;
- от Главного государственно-правового управления Омской области - Горькова С.Ю. по доверенности от 04.08.2016.
Суд

установил:

администрация города Омска (далее - администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Омской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к министерству финансов Омской области (далее - министерство, ответчик) о взыскании 2 742 070,32 руб.
Определением суда от 11.01.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Главное государственно-правовое управление Омской области.
Решением от 15.02.2017 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 04.05.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе министерство просит отменить обжалуемые решение и постановление, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Ссылается на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель полагает, что субъекты Российской Федерации не обладают полномочиями по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005; соответствующие расходные обязательства возникают у Российской Федерации в силу того, что право на бесплатное получение жилья установлено федеральным законом; вывод о бездействии ответчика сделан при неполном исследовании обстоятельств дела. Кассатор также обращает внимание на то, что до настоящего времени жилое помещение семье Диановой Т.Б. не представлено, убытки на стороне муниципальной казны не возникли; расчет размера убытков не обоснован.
Главное государственно-правовое управление Омской области представило письменный отзыв, в котором поддержало жалобу министерства по указанным мотивам.
В судебном заседании представители кассатора и третьего лица поддержали соответствующие доводы.
Проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, кассационная инстанция не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, вступившим в законную силу решением от 14.04.2015 Центрального районного суда города Омска по делу N 2-1526/2015 на администрацию города Омска возложена обязанность предоставить Диановой Т.Б., Дианову Д.М. и Диановой Д.М. изолированное благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке, площадью не менее 18 кв. м на одного человека на условиях договора социального найма с учетом права Диановой Д.М. на дополнительную жилую площадь. Решение суда на момент рассмотрения спора не исполнено.
Согласно уведомлению N 7545 от 18.02.2011 решением комиссии по признанию граждан малоимущими департамента социальной политики Администрации г. Омска Дианова Т.Б., Дианов Д.М. и Дианова Д.М. признаны малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
На учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, семья Диановой Т.Б. состоит с 26.04.2011.
В решении Центрального районного суда города Омска от 14.04.2015 по делу N 2-1526/2015 судом установлено, что при принятии семьи Диановой Т.Б. на учет учтены предоставляемые ею документы о том, что Дианова Д.М. является инвалидом, страдает заболеванием, входящим в перечень тяжелых хронических форм, утвержденный постановлением N 378, семья включена во внеочередной список.
Письмом от 29.02.2016 (Исх-АГ/07-830) мэр города Омска Двораковский В.В. обратился к Губернатору Омской области, Председателю Правительства Омской области Назарову В.И. с просьбой рассмотреть вопрос о предоставлении межбюджетных трансфертов из областного бюджета в целях реализации администрацией города Омска полномочий субъекта Российской Федерации - Омской области по предоставлению жилых помещений инвалидам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, и семьям, имеющим детей - инвалидов, либо об исполнении функций по обеспечению жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, Правительством Омской области. Ответ администрацией не получен.
Полагая, что финансирование расходов по приобретению жилья, для последующей его передачи семьям, имеющим детей-инвалидов и нуждающимся в улучшении жилищных условий, подлежит возмещению за счет средств бюджета Омской области, администрация обратилась с указанным иском. Размер убытков рассчитан истцом исходя из общей площади подлежащей предоставлению квартиры по решению суда общей юрисдикции (с учетом нормы предоставления на одного человека и дополнительной жилой площади для ребенка инвалида) и средней стоимости одного квадратного метра типовых квартир на рынке жилья в Омской области в третьем квартале 2016 года по данным выборочного обследования организаций, осуществляющих продажу квартир, представленной на официальном сайте Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области.
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь статьями 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 49, 51, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире", определением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.10.2002 N 258-О, позицией, сформулированной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 30.09.2015 N 309-ЭС15-5872, от 29.01.2016 N 303-ЭС15-12441, а также Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.04.2016 (пункт 12), Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.09.2014 N 999, сделали вывод о том, что публично-правовым образованием, к расходным обязательствам которого относится финансирование расходов на обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, является субъект Российской Федерации - Омская область.
При рассмотрении спора учтены обстоятельства, установленные судебным актом суда общей юрисдикции и законодательство субъекта Российской Федерации, отмечено бездействие Омской области, выразившееся в неисполнении своих обязанностей по предоставлению жилых помещений семье инвалида, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, вставшей на учет после 01.01.2005.
Обозначенные выводы судов являются правомерными.
Руководствуясь указанными нормативными положениями, судебные инстанции обоснованно исходили из того, что при рассмотрении настоящего спора доказыванию подлежат факт ненадлежащего исполнения Омской областью своих обязанностей, наличие и размер причиненного истцу вреда, причинная связь между этими действиями (бездействием) и причиненным вредом. При этом было установлено, что семья Диановой Д.М. признана нуждающейся в предоставлении жилья и поставлена на соответствующий учет после 01.01.2005.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, применительно к вышеперечисленным нормам подлежит финансированию, как верно отмечено судами первой и апелляционной инстанций, за счет средств субъектов Российской Федерации.
Судебными инстанциями правильно определена природа спорных правоотношений и подлежащие применению нормы права. Размер убытков определен исходя из средней цены одного квадратного метра квартир среднего качества (типовых) на рынке жилья Омской области в третьем квартале 2016 года с учетом площади подлежащей предоставлению квартиры, надлежащими доказательствами не опровергнут.
Было также правомерно указано, что отсутствие фактического предоставления жилья на момент разрешения спора не свидетельствует об отсутствии убытков, поскольку по смыслу статьи 15 ГК РФ к таковым относятся, в том числе, расходы, которые лицо, чье право нарушено, должно будет произвести для восстановления нарушенного права. Последние предполагаются при наличии решения суда общей юрисдикции, вступившего в законную силу, обязательного к исполнению администрацией (статья 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы, содержащиеся в жалобе, основаны на ошибочном толковании норм материального права и не свидетельствуют о незаконности принятых судебных актов.
Нарушений судами норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 288 АПК РФ основанием для отмены судебных актов, кассационной инстанцией не установлено. В связи с этим в удовлетворении жалобы министерства надлежит отказать.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 15.02.2017 Арбитражного суда Омской области и постановление от 04.05.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-18836/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
В.В.ТИХОМИРОВ

Судьи
Е.Ю.ДЕМИДОВА
С.И.ШУЙСКАЯ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)