Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕНЗЕНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 01.03.2016 ПО ДЕЛУ N 33-568/2016

Требование: О признании проживающим в жилом помещении на условиях договора социального найма, признании права собственности на квартиру в порядке приватизации.

Разделы:
Приватизация недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истцу был выдан ордер на квартиру в соответствии с решением жилищной комиссии. При этом договор социального найма в отношении спорного жилого помещения с истцом не заключался, помещение было предоставлено ему как служебное.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЕНЗЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 марта 2016 г. по делу N 33-568


Судья: Юдаева Ю.В.

01 марта 2016 года судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего Прошиной Л.П.
судей Терехиной Л.В., Лукьяновой О.В.
при секретаре Т.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Терехиной Л.В. дело по апелляционной жалобе М. на решение Сердобского городского суда Пензенской области от 23 декабря 2015 года, которым постановлено:
Исковые требования М. к Министерству обороны Российской Федерации о признании проживающей в жилом помещении на условиях договора социального найма и признании права собственности на квартиру в порядке приватизации, оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела, заслушав участников процесса, судебная коллегия

установила:

М. обратилась в суд с иском к Министерству обороны РФ, указав, что ей ответчиком было неправомерно отказано в приватизации занимаемой ею государственной квартиры <адрес>, в которой она проживает с ДД.ММ.ГГГГ. Ордер на квартиру ей был выдан ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с решением жилищной комиссии в/ч <данные изъяты>, но впоследствии он был утерян домоуправлением в/ч <данные изъяты>. Спорное жилое помещение никогда в установленном порядке статус служебного не получало, о чем свидетельствует отсутствие документов, принятых в соответствии с действующим жилищным законодательством, подтверждающих придание статуса "служебного" спорному жилому помещению. В приватизации квартиры ей было отказано со ссылкой на постановление Главы администрации Сазанского сельсовета Сердобского района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ N. Однако это постановление ничтожно, так как издано за пределами полномочий Главы администрации Сазанского сельсовета, что подтверждается ст. 92 ЖК РФ. Просит суд признать ее проживающей в квартире <адрес> на условиях договора социального найма, признать за ней право собственности в порядке приватизации на указанную квартиру.
Ответчик иск не признал.
Сердобский городской суд Пензенской области постановил выше указанное решение.
В апелляционной жалобе М. просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, доводы, положенные в обоснование исковых требований.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России Ф. просит оставить решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Представитель М. по доверенности Д. в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание судебной коллегии не явились, извещены о времени и месте надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Истец М. зарегистрирована и фактически проживает по адресу: <адрес>.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец относилась к вольнонаемному гражданскому персоналу в/ч <данные изъяты>, которая с ДД.ММ.ГГГГ была реорганизована путем переформирования в склад в/ч <данные изъяты>
Спорная квартира была предоставлена М. на основании решения жилищной комиссии в/ч <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Главы администрации Сазанского сельсовета Сердобского района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ N было удовлетворено ходатайство командования Сердобского гарнизона и Сердобской КЭЧ района о вводе в разряд служебных квартиры N жилого дома <адрес>.
По сообщению территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ N жилые дома военного городка-2, расположенного по адресу: <адрес> учитывались в реестре федерального имущества за ФГКУ "Сердобская КЭЧ района" на праве оперативного управления. В соответствии с приказом Министра обороны РФ от 17.12.2010 г. N 1871, по передаточному акту от ДД.ММ.ГГГГ имущество передано в оперативное управление ФГУ Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений (<данные изъяты>).
На основании приказа Министра обороны РФ от 17.12.2010 N 1871 "О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации" ФГКУ "Сердобская КЭЧ района" прекратило деятельность путем реорганизации в форме присоединения к ФГУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, что так же подтверждается приложением N 4 к указанному приказу "Перечень федеральных государственных учреждений и федеральных государственных квартирно-эксплуатационных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, реорганизуемых путем присоединения к федеральному государственному учреждению "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации".
Согласно передаточному акту от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденному Министром обороны Российской Федерации, объекты недвижимого имущества ФГКЭУ "Сердобская КЭЧ района", включая жилые дома, были переданы в оперативное управление ФГУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ (впоследствии - ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации).
Как следует из Устава ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации учредителем Учреждения является Российская Федерация, функции и полномочия которого в отношении Учреждения осуществляет Министерство обороны РФ. Полномочия собственника имущества осуществляет Министерство обороны РФ в соответствии с законодательством РФ (п.п. 5, 6). Имущество Учреждения находится в федеральной собственности и закрепляется за ним на праве оперативного управления, которое возникает у Учреждения с момента передачи и приобретения имущества (п. 26).
Распоряжением Правительства РФ N 1470-р от 19.08.2011 года г. Сердобск, пос. Сазанье был исключен из Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ.
Принимая решение об отказе М. в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что спорное жилое помещение было предоставлено истцу как служебное и своего статуса в связи с исключением поселка Сазанье из перечня закрытых военных городков не утратило. Договор социального найма спорного жилого помещения с М. не заключался. В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" служебные жилые помещения приватизации не подлежат.
Судебная коллегия считает данные выводы суда первой инстанции правильными.

Статьей 4 названного Закона установлено, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, спорное жилое помещение является федеральной собственностью, находится в оперативном управлении Министерства обороны Российской Федерации, передано на баланс в ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений", возражавших против передачи квартиры в собственность истице.
Статьей 6 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления спорного жилого помещения М., было установлено, что государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
Из материалов дела видно, что спорное жилое помещение в муниципальной собственности не находится и решения о его передаче в муниципальную собственность Министерством обороны Российской Федерации не принималось.
По нормам ранее действовавшего законодательства (статей 28 - 31, 33, 42, 43 Жилищного кодекса РСФСР), основанием предоставления гражданину, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, жилого помещения по договору найма (социального найма) являлось принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РСФСР решение органа местного самоуправления, а в домах ведомственного жилищного фонда - совместного решения администрации и профсоюзного комитета предприятия, утвержденного решением органа местного самоуправления.
Между тем, сведений о том, что М. состояла на учете нуждающихся в жилых помещениях, в материалах дела не имеется, решение о предоставлении ей спорного жилого помещения как лицу, признанному в установленном порядке имеющему право на обеспечение жилым помещением на условиях договора социального найма, не принималось.
В силу статьи 101 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Согласно статье 105 Жилищного кодекса РСФСР порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.
Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.
Форма ордера на служебное жилое помещение устанавливается Советом Министров РСФСР.
В силу статьи 47 Жилищного кодекса РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.
Действовавшим на момент предоставления М. спорной квартиры приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80 было установлено, что гражданский персонал обеспечивался на период работы только служебными помещениями.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящегося у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно подпункту "м" пункта 2 названного Постановления Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решения об исключении спорного жилого помещения из числа служебного уполномоченным органом не принималось.
В силу действовавшего правого регулирования вопроса наделения Министерства обороны РФ полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящегося у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, ссылки истца в апелляционной жалобе на принятие постановления Главы администрации Сазанского сельсовета Сердобского района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ N о придании статуса служебной спорной квартире неуполномоченным лицом, отклоняется судебной коллегией.
Указанное постановление от ДД.ММ.ГГГГ N в установленном законом порядке не оспорено, незаконным не признано. Довод жалобы об отсутствии надлежаще заверенной копии указанного документа опровергается имеющейся в материалах дела копией постановления, заверенной и скрепленной печатью архивного сектора администрации Сердобского района Пензенской области.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, а поэтому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене обжалуемого решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Сердобского городского суда Пензенской области от 23 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу М. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)