Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЮМЕНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 24.07.2017 ПО ДЕЛУ N 33-4345/2017

Требование: О признании незаконным бездействия по регистрации и ведению учета, возложении обязанности поставить на учет, обязании принять решение и предоставить вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истцу было отказано в предоставлении информации об очередности предоставления жилых помещений, поскольку он не зарегистрирован как нуждающийся в получении жилого помещения.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТЮМЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 июля 2017 г. по делу N 33-4345/2017


Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего: Григорьевой Ф.М.,
судей: Ситниковой Л.П., Жегуновой Е.Е.,
при секретаре: Г.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Х. на решение Ишимского городского суда Тюменской области от 16 мая 2017 года, которым постановлено:
"Иск Х. - удовлетворить частично.
Признать решение межведомственной комиссии, принятое на заседании межведомственной комиссии 20 октября 2014 года, о признании утратившими силу заключений межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания N 20 от 18 октября 2007 года, N 111 от 14 сентября 2010 года, N 183 от 01 августа 2013 года, что отражено в протоколе N 1 заседания межведомственной комиссии от 20 октября 2014 года, в части, касающейся квартиры N 6, принадлежащей на праве собственности Х., незаконным.
В остальной части иска Х. отказать".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Ситниковой Л.П., объяснения Х. и ее представителя С.Е., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения против доводов апелляционной жалобы представителя Правительства Тюменской области С.Л., судебная коллегия
установила:

Х. обратилась в суд с иском к администрации города Ишима и Правительству Тюменской области о признании незаконным бездействия по регистрации и ведению учета в отношении истца, как нуждающейся в жилом помещением по договору социального найма, принятой на учет по месту работы, возложении обязанности поставить на учет как работника бюджетной сферы с 01.04.2015, принять решение и предоставить вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, находящееся на территории г. Ишима, общей площадью не менее 18 кв. м.
Требования мотивированы тем, что Х. с 1 апреля 2015 года по месту своей работы в <.......> состоит на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма по категории - работник бюджетной сферы, по состоянию на 23.06.2016, номер очереди - 76. В настоящее время, в связи с признанием непригодным для проживания принадлежавшего истцу на праве собственности жилого помещения по адресу: <.......> она проживает в предоставленном ей во временное пользование жилом помещении по договору коммерческого найма. 30 марта 2016 года ГБУЗ ТО "ОБ N 4" направило списки нуждающихся в предоставлении жилого помещения в администрацию города Ишима, однако, согласно сообщению от 15.11.2016 N 487 истцу отказано в предоставлении информации об очередности предоставления жилых помещений на условиях социального найма на основании того, что она, как нуждающаяся в получении жилого помещения по договору социального найма, по категории работник бюджетной сферы, на учете граждан в администрации города не зарегистрирована. Считает, что администрация города Ишима своим бездействием в рамках исполнения возложенных на нее законом обязанностей по регистрации граждан, нуждающихся в получении жилых помещений по договорам социального найма, по категории работник бюджетной сферы, нарушает ее право на получение жилого помещения вне очереди.
В ходе судебного разбирательства, к участию в деле в качестве ответчика был привлечен Департамент городского хозяйства администрации г. Ишима (т. 1 л.д. 110 - 111), истец уточнила исковые требования, также просила признать незаконным принятое на заседании межведомственной комиссии 20.10.2014 решение межведомственной комиссии о признании утратившими силу заключений от 18.10.2007 N 20, от 14.09.2010 N 11, от 01.08.2013 N 183 о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания, принятое на заседании межведомственной комиссии в составе, утвержденном постановлением администрации г. Ишима от 11.03.2014 N 334, признать незаконным бездействие администрации по своевременной регистрации граждан, нуждающихся в жилом помещением по договору социального найма, принятых на учет по месту работы в отношении истца (т. 1 л.д. 103 - 104, 179, 223).
Истец Х., ее представитель С.Е. в судебном заседании поддержали заявленные требования в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске с учетом уточнений, пояснили, что право на получение жилья у истца возникло в 2010 году, отмена заключений о признании жилого помещения непригодным нарушает ее права на получение жилья в не очереди.
Представители ответчика администрации г. Ишима М., Г.Н. в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований.
Представитель ответчика Департамент городского хозяйства администрации г. Ишима П. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, считала, что признание отдельного жилого помещения непригодным для проживания, не влечет включение всего дома в программу по переселению.
Представители Правительства Тюменской области и третьего лица ГБУЗ ТО "ОБ N 4" в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласилась истец. В апелляционной жалобе она просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Не соглашаясь с выводом суда об отказе в удовлетворении требования о признании незаконным бездействия администрации по своевременной регистрации граждан, нуждающихся в жилом помещением по договору социального найма, принятых на учет по месту работы в отношении истца, указывает, что она как работник бюджетной сферы встала на учет по месту работы, выполнила все требования, предусмотренные Законом Тюменской области "О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области", однако, до ноября 2016 года поданный 25 марта 2016 года список ГБУЗ ТО "ОБ N 4", в который она включена, не был зарегистрирован, что подтвердилось при проведении проверок прокуратурой в августе, октябре и ноябре 2016 года. При этом ответчик не представил доказательства того, что список, поданный 25 марта 2016 года, был зарегистрирован в срок, установленный Административным регламентом, утвержденным Постановлением администрации г. Ишима от 29.12.2016 N 1377. По мнению истца, бездействие ответчика выразилось в не рассмотрении обращения заявителя уполномоченным лицом в установленные законом сроки.
Полагает, что применение статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации необоснованно, так как вопрос об изъятии земельного участка для муниципальных нужд не рассматривался, иск основан на положениях других статей Жилищного кодекса Российской Федерации.
Отмечает, что суд не указал, по какой причине не возможно применение положений статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, когда процедура изъятия земельного участка для муниципальных нужд не начата. При этом считает, что право обратиться с заявлением о принятии решения о сносе дома в данном случае является иным способом защиты жилищных прав. По мнению истца, суд первой инстанции не дал должной оценки позиции Конституционного суда Российской Федерации и Верховного суда Российской Федерации в части применения статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, не обосновал невозможность их применения.
Считает вывод суда о том, что Правительство Тюменской области является ненадлежащим ответчиком по данному делу, не основанным на нормах действующего законодательства.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель администрации г. Ишима просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представители Департамента городского хозяйства администрации г. Ишима, администрации г. Ишима, ГБУЗ ТО "Областная больница N 4", извещены надлежащим образом. Судебная коллегия, руководствуясь положениями части 1 статьи 327 и части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы и поступивших относительно нее возражений, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на жалобу, судебная коллегия не находит законных оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о признании незаконным бездействия администрации по своевременной регистрации граждан, нуждающихся в жилом помещением по договору социального найма, принятых на учет по месту работы в отношении истца, суд первой инстанции исходил из того, администрация города Ишима зарегистрировала список граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений от ГБУЗ ТО "ОБ N 4", а потому требование истца о признании в отношении нее бездействия администрации города Ишима является необоснованным и удовлетворению не подлежит, при этом письменное сообщение Администрации города Ишима об отказе в предоставлении муниципальной услуги от 15.11.2016 N 487, письма Ишимской межрайонной прокуратуры в адрес Х., не могут свидетельствовать о бездействии Администрации города Ишима по своевременной регистрации граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма, поскольку, информация о том, что Х. не состоит на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма, предоставлена ей и в прокуратуру ошибочно.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, так как они мотивированы, основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют установленным обстоятельствам дела, подтверждаются представленными доказательствами, которым в их совокупности дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
В соответствии со статьей 78 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд в установленном законом порядке.
В силу части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Из материалов дела усматривается, что Х. по состоянию на 01.01.2017 значится в списке граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма из государственного жилищного фонда Тюменской области под N 788 с 01 апреля 2015 года, согласно списку ГБУЗ ТО от 25.03.2016 (т. 1 л.д. 209).
В силу положений статьи 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан.
Заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов (часть 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Исходя из положений статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защите подлежит нарушенное право.
Вследствие изложенного, предъявление иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов истца посредством предусмотренных действующим законодательством способов защиты. При этом избранный способ защиты нарушенного права и законных интересов должен отвечать принципам правовой соразмерности, то есть должен быть основан на соблюдении баланса интересов и прав спорящих сторон.
В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела истцом не представлено доказательств, подтверждающих нарушение ответчиками прав истца.
С учетом изложенного и при установленных судом обстоятельствах, удовлетворение либо отказ в иске о признании незаконными бездействия по постановке истца на учет не может повлиять на права истца, так как она стоит на учете, список поданный ее работодателем ГБУЗ ТО от 25.03.2016 зарегистрирован ответчиком 30.03.2016 под N 1155. Тот факт, что по заявлению истца, а также в прокуратуру предоставлялись ошибочные сведения, не свидетельствует о противоправном бездействии ответчика, с учетом установленных обстоятельств, сроки постановки на учет не нарушены.
На основании изложенного, истец не представила доказательства нарушения ответчиком ее прав и законных интересов, что в соответствии с положениями части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации является самостоятельным основанием к отказу в иске.
Согласно части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Часть 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривает, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным данным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Порядок учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях урегулирован Законом Тюменской области от 07.10.1999 N 137 "О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области", в соответствии со статьями 2 и 10 которого, на учет нуждающихся принимаются граждане, которые относятся к одной из категорий, установленных статьей 7 данного Закона. В частности, право быть признанными нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из жилищного фонда Тюменской области, имеют граждане, осуществляющие трудовую деятельность по основному месту работы в созданных Тюменской областью, муниципальными образованиями Тюменской области соответственно государственных, муниципальных учреждениях всех типов (автономных, бюджетных, казенных), организациях, образованных в результате реорганизации таких учреждений, а также хозяйственных обществах, в уставном капитале которых доля участия Тюменской области составляет 100%, и объем услуг, оказываемых данными хозяйственными обществами по государственному или муниципальному заказу, превышает 40% от общего объема оказываемых услуг в данных учреждениях, организациях и хозяйственных обществах (граждане, работающие в организациях бюджетной сферы).
Исходя из названных норм для предоставления жилого помещения по договору социального найма из жилищного фонда Тюменской области необходимо чтобы гражданин осуществлял трудовую деятельность по основному месту работы в организации бюджетной сферы и был признан нуждающимся в жилом помещении.
Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Таким образом, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке изъятия помещения в доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
На основании изложенного, с учетом того, что истец Х. состоит на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма из государственного жилищного фонда Тюменской области как работник организации бюджетной сферы, при этом является собственником жилого помещения, признанного в установленном законом порядке аварийным и подлежащим сносу, то она имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав. При этом необходимо учитывать, что предоставление жилого помещения из жилищного фонда Тюменской области как работнику бюджетной сферы, признанному нуждающимся в жилом помещении и право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп в связи с признанием аварийным и подлежащим сносу жилого помещения находящего в собственности гражданина являются самостоятельными способами реализации различных жилищных прав, основания возникновения одного права не могут влиять на реализацию другого вышеуказанного права.
В обосновании исковых требований истец ссылалась на то, что она имеет право на предоставление жилого помещения в связи с признанием дома, в котором находится принадлежащее ей на праве собственности жилое помещение, аварийным и подлежащим сносу.
Материалами дела подтверждается, что жилой дом по адресу: <.......>, включен в муниципальную программу "Переселение граждан из непригодных для проживания жилых помещений и многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу в городе Ишиме на 2017-2019 годы", утвержденную Постановлением администрации города Ишима от 31 октября 2016 года N 1129, срок расселения - 2019 год (т. 2 л.д. 79).
Таким образом, жилищные права истца как собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, должны обеспечиваться в порядке изъятия помещения в доме путем заключения соглашения о предоставлении собственнику другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену либо путем выкупа.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.
Суд также не вправе обязать указанные органы обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения (подпункт "и" пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14).
Судебная коллегия приходит к выводу, что у истца не возникло право требовать предоставления ей другого жилого помещения вне очереди, поскольку как усматривается из материалов дела, органом местного самоуправления решения об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд не принималось, между сторонами не достигнуто соглашение о предоставлении жилого помещения взамен изымаемого. Муниципальная программа "Переселение граждан из непригодных для проживания жилых помещений и многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу в городе Ишиме на 2017-2019 годы", утвержденная Постановлением администрации города Ишима от 31 октября 2016 года N 1129, предусматривает срок расселения - 2019 год.
Ссылки в жалобе на то, что к спорным правоотношениям подлежат применению положения статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, когда процедура изъятия земельного участка для муниципальных нужд не начата, судебная коллегия отклоняет, так как истец имеет право на представления жилого помещения в порядке изъятия жилого помещения для муниципальных нужд, при этом предоставление жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможно лишь при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства: признания органом местного самоуправления граждан малоимущими в установленном порядке, тогда как на момент заявления истцом требований о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке она не была признана в установленном законом порядке малоимущей, более того, обеспечена жильем в маневренном фонде.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы, в связи с чем, признаются судебной коллегии несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
В остальной части решение суда не обжалуется.
Предусмотренные статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены решения суда в апелляционном порядке по доводам жалобы отсутствуют. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:

Решение Ишимского городского суда Тюменской области от 16 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Х. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)