Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 16.08.2017 ПО ДЕЛУ N 33-31986/2017

Требование: О признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.

Разделы:
Приватизация недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истица указала, что на основании договора социального найма является нанимателем комнаты в коммунальной квартире, обратилась с заявлением о приватизации помещения с приложением необходимого комплекта документов, но ей незаконно отказано в приватизации жилого помещения.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 августа 2017 г. по делу N 33-31986/17


Судья: Беднякова В.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Ворониной И.В.,
судей Щербаковой А.В., Лемагиной И.Б.,
при секретаре К.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Ворониной И.В.,
гражданское дело по апелляционной жалобе ДГИ г. Москвы
на решение Останкинского районного суда г. Москвы от 21 февраля 2017 года, которым постановлено:
признать за Ю. право собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: *** в коммунальной квартире, общей площадью 28,0 кв. м, жилой площадью 20,2 кв. м.
Решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество записи о праве собственности Ю. на указанный объект,
установила:

Истец Ю. обратилась в суд с указанным иском к Департаменту городского имущества г. Москвы, в обоснование заявленных требований, указав, что на основании договора социального найма N 521062366 от 23.07.2014 года она является нанимателем комнаты N *** в коммунальной квартире по адресу: ***. 16.12.2015 года истец обратилась в Департамент городского имущества г. Москвы с заявлением о приватизации указанной жилой площади с приложением необходимого комплекта документов. Согласно письму ДГИ г. Москвы от 20.04.2016 года N 33-5-120859/15-(0)-1 со ссылкой на п. 2.10.1.1. Административного регламента, было принято решение об отказе в приватизации жилого помещения в связи с отсутствием достаточных сведений о месте регистрации истца в период с 1991 по 1997 г.г. Истец полагает указанное решение незаконным, нарушающим его право на приватизацию занимаемой жилой площади.
Истец в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала.
Представитель ответчика ДГИ г. Москвы в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, о причине неявки суду не сообщил.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит представитель ДГИ г. Москвы по доверенности Г., ссылаясь на то, что в предоставленных в ДГИ г. Москвы документах отсутствовали сведения, подтверждающие регистрацию истца по месту жительства (***, общежитие) за период с 21.07.1991 г. по 25.03.1997 г., а, следовательно, истцом был представлен не полный пакет документов, необходимых для предоставления государственной услуги "Приватизация гражданами жилых помещений жилищного фонда города Москвы", в связи с чем, Департамент обоснованно отказал в приватизации.
Истец Ю., представитель ответчика ДГИ г. Москвы в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, что подтверждается извещением, списком внутренних почтовых отправлений, отчетами об отслеживании отправления с почтовым идентификатором. В связи с чем, коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РФ" граждане России, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд) на условиях социального найма, вправе, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, приобрести эти помещения в собственность, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Статьей 6 данного Закона установлено, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными и муниципальными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными и муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно ст. 4 указанного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Данный перечень оснований для отказа в приватизации жилых помещений является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит.
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона РФ от 4 июля 1991 года N 1541-1, граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 того же Закона решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов.
Исходя из ч. 1 ст. 11 вышеназванного Закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя:
1) представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг;
2) представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам честного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе;
3) осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации, за исключением получения услуг и получения документов и информации, предоставляемых в результате предоставления таких услуг, включенных в перечни, указанные в части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Исходя из п. п. 3.1, 3.2 Единых требований к предоставлению государственных услуг в городе Москве, утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 15.11.2011 N 546-ПП "О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве" перечень документов (информации), необходимых для предоставления государственной услуги, устанавливается административным регламентом предоставления государственной услуги и является исчерпывающим.
Согласно Административному регламенту, утвержденному Постановлением Правительства Москвы от 10 сентября 2014 года N 521-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг города Москвы Департаментом городского имущества города Москвы в сфере жилищных отношений" заявителем (физическим лицом) представляются документы: запрос (заявление) на предоставление государственной услуги и основной документ, удостоверяющий личность заявителя (паспорт: оригинал - при обращении заявителя). Остальные необходимые документы получаются уполномоченным должностным лицом органа исполнительной власти города Москвы, предоставляющего государственную услугу, с использованием межведомственного информационного взаимодействия, в том числе посредством доступа к сведениям Базового регистра (п. п. 2.5.1 - 2.5.4).
Основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются: представление запроса и документов (их копий), не соответствующих установленным требованиям; наличие в представленных документах (и их копиях) противоречивых и (или) недостоверных сведений; обращение за предоставлением государственной услуги лица, не являющегося заявителем на предоставление государственной услуги в соответствии с настоящим Регламентом (в случае если, указанное основание было выявлено при процедуре принятия решения о предоставлении государственной услуги); обращение о выдаче документа, оформление которого не осуществляется в рамках данной государственной услуги (п. п. 2.10.1 - 2.10.2).
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что спорное жилое помещение представляет собой изолированное жилое помещение, находящееся в собственности г. Москвы, расположенное по адресу: ***, состоящее из одной комнаты N *** в коммунальной квартире, общей площадью 28,0 кв. м, жилой площадью 20,2 кв. м.
Ранее спорное жилое помещение являлось общежитием, истец занимала в нем комнату N *** размером 20,2 кв. м на основании внутриведомственного ордера ГУП "Жилищник-1" от 24.01.2006 г.
Материалами дела подтверждается, что 28.07.2014 г. ДЖП и ЖФ г. Москвы заключен договор социального найма N 521062366 с Ю. в отношении комнаты N *** в 26-комнатной коммунальной квартире по адресу: ***.
Согласно выписки из домовой книги, истец на указанной площади зарегистрирована постоянно, иных лиц, постоянно зарегистрированных в указанном жилом помещении не имеется. Чьи-либо права в отношении спорной комнаты в коммунальной квартире не зарегистрированы.
16.12.2015 года истец обратилась в Департамент городского имущества города Москвы с заявлением о приватизации указанной квартиры с приложением необходимого комплекта документов.
Согласно письму Департамента городского имущества г. Москвы от 20.04.2016 года N 33-5-120859/15-(0)-1 со ссылкой на п. 2.10.1.1. Административного регламента, было принято решение об отказе в приватизации жилого помещения в связи с предоставлением документов, не соответствующих требованиям, установленным правовыми актами РФ, правовыми актами города Москвы, Едиными требованиями, Административным регламентом, а именно: в представленных документах отсутствуют сведения, подтверждающие регистрацию Ю. по месту жительства (***, общежитие) за период с 21.07.1991 г. по 25.03.1997 г.
В своем отказе Департамент городского имущества Москвы указал на отсутствие в представленных документах сведений, подтверждающих регистрацию истца по месту жительства по адресу: ***, общежитие, за период с 21.07.1991 г. по 25.03.1997 г.
Разрешая заявленные требования, суд пришел к правильному и обоснованному выводу, что они подлежат удовлетворению, поскольку Департаментом отказано истцу в приватизации жилого помещения по причине не предоставления документов, представление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами. Непредставление или несвоевременное представление Департаменту органом или организацией по межведомственному запросу документов и информации не может являться основанием для отказа в предоставлении государственной услуги. В представленных суду документах: в договоре социального найма жилого помещения, в выписке из домовой книги, финансовом лицевом счете, едином жилищном документе - таких сведений, которые могли бы повлечь отказ в приватизации, не выявлено, в связи с чем, ДГИ отказал истцу в приватизации жилого помещения без достаточных к тому оснований.
Учитывая, что других оснований для отказа в приватизации спорного жилого помещения Ю. не установлено, суд пришел к верному выводу о признании за Ю. права собственности на спорную комнату в порядке приватизации.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в предоставленных документах отсутствовали сведения, подтверждающие регистрацию истца по месту жительства ***, общежитие, за период с 21.07.1991 г. по 25.03.1997 г., а, следовательно, истцом представлен не полный пакет документов, необходимых для предоставления государственной услуги "Приватизация гражданами жилых помещений жилищного фонда города Москвы", были предметом судебного рассмотрения и оценки, по существу обстоятельств дела, эти доводы направлены на оспаривание выводов суда и сводятся к несогласию с той оценкой, которую дал суд первой инстанции в своем решении. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, представленные сторонами доказательства надлежаще оценены, спор разрешен в соответствии с материальным и процессуальным законом, в связи с чем, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного судом решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:

Решение Останкинского районного суда г. Москвы от 21 февраля 2017 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу ДГИ г. Москвы - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)