Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истица указала, что оспариваемое постановление не соответствует требованиям закона и нарушает ее права, так как никаких действий по ухудшению жилищных условий ее семья не совершала.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья:{ }Протасов{ }Д.В., Дело{ }N{ }44г-95/2016{
Чиченева Н.А., Брыков И.И., Варламова Е.А.,
Докладчик: судья Брыков И.И.
Президиум Московского областного суда в составе:
председательствующего Виноградова В.Г.,
членов президиума: Гаценко О.Н., Лащ С.И., Овчинниковой Л.А., Соловьева С.В.,
при секретаре М.,
рассмотрев гражданское дело по заявлению К.Н. об оспаривании постановления главы города Лыткарино Московской области, обязании принять на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях для участия в программе по обеспечению жильем молодых семей,
по кассационной жалобе представителя Министерства строительного комплекса Московской области по доверенности З., поступившей 28 марта 2016 года на решение Лыткаринского городского суда Московской области от 26 мая 2015 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 07 октября 2015 года,
заслушав доклад судьи Кондратовой Т.А.,
объяснения представителя Министерства строительного комплекса Московской области В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, К.Н., возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы и просившей оставить в силе состоявшиеся по делу судебные акты,
установил:
К.Н. обратилась в суд с заявлением об оспаривании постановления главы города Лыткарино Московской области N 128-п от 17.03.2015 г. об отказе во включении ее семьи, состоящей из трех человек (она, муж К.В.И. и сын К.В.В., <...> года рождения), в список молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" муниципальной программы "Жилище города Лыткарино" на 2014 - 2024 годы, действующей в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Московской области "Жилище" и подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
В обоснование заявления К.Н. указала, что оспариваемое постановление не соответствует требованиям закона и нарушает ее права, т.к. никаких действий по ухудшению жилищных условий ее семья не совершала.
Представитель администрации города Лыткарино Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель Министерства строительного комплекса Московской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Решением Лыткаринского городского суда Московской области от 26 мая 2015 года заявление К.Н. удовлетворено.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 07 октября 2015 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство строительного комплекса Московской области просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления как незаконные и необоснованные.
04 апреля 2016 года дело истребовано из суда первой инстанции и определением судьи Московского областного суда Рудаковой О.А. от 17 мая 2016 года вместе с кассационной жалобой передано для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции - президиума Московского областного суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, президиум находит кассационную жалобу подлежащей удовлетворению.
В силу ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такого характера нарушения были допущены судами первой и апелляционной инстанций и выразились в следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, К.Н. и К.В.И. с 23 июля 2011 года состоят в браке, имеют сына К.В.В., <...> года рождения.
К.Н. и несовершеннолетний К.В.И. зарегистрированы по месту жительства по адресу: .... Данная квартира жилой площадью 49,8 кв. м принадлежит на праве общей долевой собственности К.Н., К.В.В., Р.В., Р.С., Е.Н., Е.А. (по 1/6 доле каждому).
Супруг К.Н. - К.В.И. до 02 декабря 2014 года был зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении общей площадью 53,6 кв. м по адресу: ...., в качестве члена семьи своих родителей, которым на праве общей долевой собственности принадлежит данная квартира.
02 декабря 2014 г. К.В.И. зарегистрирован по месту жительства своей супруги по адресу: ....
С этого времени в данной квартире зарегистрированы 6 человек, в том числе семья К.Н., состоящая из 3-х человек.
Постановлением главы города Лыткарино Московской области N 128-п от 17 марта 2015 г. отказано в принятии семьи К.Н. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" муниципальной программы "Жилище города Лыткарино".
Основанием для данного отказа послужил факт намеренного совершения К.Н. действий, в результате которых семья стала нуждающейся в жилом помещении, с целью создания необходимых условий для участия в указанной подпрограмме. Учтено, что до перерегистрации К.В.И. в квартиру супруги, их семья нуждающейся не являлась.
Разрешая при указанных обстоятельствах возникший спор и удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции пришли к выводу об отсутствии оснований для отказа во включении семьи К.Н. в список молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" муниципальной программы "Жилище города Лыткарино" на 2014 - 2024 годы, т.к. намерений умышленно ухудшить свои жилищные условия в результате перерегистрации К.В.И. по месту фактического проживания в действиях К.Н. судом не установлено. Таких доказательств суду не представлено.
Однако данный вывод основан на неверном применении и толковании норм материального права.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 (в редакции, действовавшей на момент разрешении спора) утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы.
Согласно пункту 6 Правил одним из условий участия в подпрограмме является нуждаемость молодой семьи в улучшении жилищных условий.
В соответствии с п. 7 Правил под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Аналогичные положения содержатся в Правилах предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Московской области "Жилище", утвержденной Постановлением Правительства Московской области от 23 августа 2013 года N 655/34 (п. 5).
В силу части 2 статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Аналогичное положение содержится в статье 1.1. Закона Московской области N 260/2005-ОЗ "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма".
Из содержания данной нормы следует, что действиями по ухудшению жилищных условий, препятствующими принятию граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в течение пяти лет с момента их совершения, являются действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании (часть 2 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Согласно части 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
В силу статьи 19 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" за бывшими членами семьи собственника приватизированного жилого помещения сохраняется право пользования приватизированным жилым помещением при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, если иное не установлено законом или договором.
Из материалов дела следует, что с момента регистрации брака в июле 2011 года и до 02 декабря 2014 года К.В.И. был зарегистрирован по месту жительства в качестве члена семьи собственников жилого помещения общей площадью 53,6 кв. м по адресу: ...., в котором был обеспечен общей площадью жилого помещения в размере 13,4 кв. м (53,6 : 4), в связи с чем не являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий.
К.Н. с сыном были обеспечены жилой площадью в размере 19,92 кв. м (49,8 : 5 x 2), что превышало установленную в г. Лыткарино учетную норму (9 кв. м).
Однако после снятия К.В.И. с регистрационного учета и регистрации по месту жительства в жилом помещении, принадлежащим на праве собственности членам семьи его жены, общей площадью 49,8 кв. м, на одного члена семьи К.Н. стало приходиться по 8,3 кв. м.
Таким образом, действия К.В.И., выразившиеся в снятии после нескольких лет семейной жизни с регистрационного учета по месту жительства в квартире, в которой он как член семьи собственника был обеспечен общей площадью жилого помещения в размере более учетной нормы, а также его добровольный отказ от права пользования указанным жилым помещением, привели к ухудшению им жилищных условий и к искусственному созданию нуждаемости в жилье, что в силу ст. 53 ЖК РФ исключало возможность признания его семьи нуждающейся в жилом помещении в течение 5 лет со дня совершения указанных действий, а, следовательно, и реализации им права на получение социальной выплаты на приобретение жилья в 2015 году.
Данное обстоятельство, имеющее значение для правильного разрешения спора, оставлено без надлежащей правовой оценки судами первой и апелляционной инстанций.
Допущенные судами нарушения норм материального права являются существенными, повлияли на исход дела и привели к его неправильному разрешению.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства, президиум находит нужным отменить апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 07 октября 2015 года, с направлением дела на новое рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Московского областного суда, т.к. споры о признании недействительными (незаконными) решений органов власти об исключении из подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище", о признании молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище", связаны с возникновением, изменением либо прекращением гражданских прав и обязанностей, в связи с чем подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
Руководствуясь ст. 390 ГПК РФ, президиум
постановил:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 07 октября 2015 года отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Московского областного суда.
Председательствующий
В.Г.ВИНОГРАДОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 01.06.2016 N 231 ПО ДЕЛУ N 44Г-95/2016
Требование: Об оспаривании постановления об отказе во включении семьи в список молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей".Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истица указала, что оспариваемое постановление не соответствует требованиям закона и нарушает ее права, так как никаких действий по ухудшению жилищных условий ее семья не совершала.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПРЕЗИДИУМ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 июня 2016 г. N 231
Судья:{ }Протасов{ }Д.В., Дело{ }N{ }44г-95/2016{
Чиченева Н.А., Брыков И.И., Варламова Е.А.,
Докладчик: судья Брыков И.И.
Президиум Московского областного суда в составе:
председательствующего Виноградова В.Г.,
членов президиума: Гаценко О.Н., Лащ С.И., Овчинниковой Л.А., Соловьева С.В.,
при секретаре М.,
рассмотрев гражданское дело по заявлению К.Н. об оспаривании постановления главы города Лыткарино Московской области, обязании принять на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях для участия в программе по обеспечению жильем молодых семей,
по кассационной жалобе представителя Министерства строительного комплекса Московской области по доверенности З., поступившей 28 марта 2016 года на решение Лыткаринского городского суда Московской области от 26 мая 2015 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 07 октября 2015 года,
заслушав доклад судьи Кондратовой Т.А.,
объяснения представителя Министерства строительного комплекса Московской области В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, К.Н., возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы и просившей оставить в силе состоявшиеся по делу судебные акты,
установил:
К.Н. обратилась в суд с заявлением об оспаривании постановления главы города Лыткарино Московской области N 128-п от 17.03.2015 г. об отказе во включении ее семьи, состоящей из трех человек (она, муж К.В.И. и сын К.В.В., <...> года рождения), в список молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" муниципальной программы "Жилище города Лыткарино" на 2014 - 2024 годы, действующей в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Московской области "Жилище" и подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
В обоснование заявления К.Н. указала, что оспариваемое постановление не соответствует требованиям закона и нарушает ее права, т.к. никаких действий по ухудшению жилищных условий ее семья не совершала.
Представитель администрации города Лыткарино Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель Министерства строительного комплекса Московской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Решением Лыткаринского городского суда Московской области от 26 мая 2015 года заявление К.Н. удовлетворено.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 07 октября 2015 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство строительного комплекса Московской области просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления как незаконные и необоснованные.
04 апреля 2016 года дело истребовано из суда первой инстанции и определением судьи Московского областного суда Рудаковой О.А. от 17 мая 2016 года вместе с кассационной жалобой передано для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции - президиума Московского областного суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, президиум находит кассационную жалобу подлежащей удовлетворению.
В силу ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такого характера нарушения были допущены судами первой и апелляционной инстанций и выразились в следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, К.Н. и К.В.И. с 23 июля 2011 года состоят в браке, имеют сына К.В.В., <...> года рождения.
К.Н. и несовершеннолетний К.В.И. зарегистрированы по месту жительства по адресу: .... Данная квартира жилой площадью 49,8 кв. м принадлежит на праве общей долевой собственности К.Н., К.В.В., Р.В., Р.С., Е.Н., Е.А. (по 1/6 доле каждому).
Супруг К.Н. - К.В.И. до 02 декабря 2014 года был зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении общей площадью 53,6 кв. м по адресу: ...., в качестве члена семьи своих родителей, которым на праве общей долевой собственности принадлежит данная квартира.
02 декабря 2014 г. К.В.И. зарегистрирован по месту жительства своей супруги по адресу: ....
С этого времени в данной квартире зарегистрированы 6 человек, в том числе семья К.Н., состоящая из 3-х человек.
Постановлением главы города Лыткарино Московской области N 128-п от 17 марта 2015 г. отказано в принятии семьи К.Н. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" муниципальной программы "Жилище города Лыткарино".
Основанием для данного отказа послужил факт намеренного совершения К.Н. действий, в результате которых семья стала нуждающейся в жилом помещении, с целью создания необходимых условий для участия в указанной подпрограмме. Учтено, что до перерегистрации К.В.И. в квартиру супруги, их семья нуждающейся не являлась.
Разрешая при указанных обстоятельствах возникший спор и удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции пришли к выводу об отсутствии оснований для отказа во включении семьи К.Н. в список молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" муниципальной программы "Жилище города Лыткарино" на 2014 - 2024 годы, т.к. намерений умышленно ухудшить свои жилищные условия в результате перерегистрации К.В.И. по месту фактического проживания в действиях К.Н. судом не установлено. Таких доказательств суду не представлено.
Однако данный вывод основан на неверном применении и толковании норм материального права.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 (в редакции, действовавшей на момент разрешении спора) утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы.
Согласно пункту 6 Правил одним из условий участия в подпрограмме является нуждаемость молодой семьи в улучшении жилищных условий.
В соответствии с п. 7 Правил под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Аналогичные положения содержатся в Правилах предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Московской области "Жилище", утвержденной Постановлением Правительства Московской области от 23 августа 2013 года N 655/34 (п. 5).
В силу части 2 статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Аналогичное положение содержится в статье 1.1. Закона Московской области N 260/2005-ОЗ "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма".
Из содержания данной нормы следует, что действиями по ухудшению жилищных условий, препятствующими принятию граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в течение пяти лет с момента их совершения, являются действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании (часть 2 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Согласно части 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
В силу статьи 19 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" за бывшими членами семьи собственника приватизированного жилого помещения сохраняется право пользования приватизированным жилым помещением при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, если иное не установлено законом или договором.
Из материалов дела следует, что с момента регистрации брака в июле 2011 года и до 02 декабря 2014 года К.В.И. был зарегистрирован по месту жительства в качестве члена семьи собственников жилого помещения общей площадью 53,6 кв. м по адресу: ...., в котором был обеспечен общей площадью жилого помещения в размере 13,4 кв. м (53,6 : 4), в связи с чем не являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий.
К.Н. с сыном были обеспечены жилой площадью в размере 19,92 кв. м (49,8 : 5 x 2), что превышало установленную в г. Лыткарино учетную норму (9 кв. м).
Однако после снятия К.В.И. с регистрационного учета и регистрации по месту жительства в жилом помещении, принадлежащим на праве собственности членам семьи его жены, общей площадью 49,8 кв. м, на одного члена семьи К.Н. стало приходиться по 8,3 кв. м.
Таким образом, действия К.В.И., выразившиеся в снятии после нескольких лет семейной жизни с регистрационного учета по месту жительства в квартире, в которой он как член семьи собственника был обеспечен общей площадью жилого помещения в размере более учетной нормы, а также его добровольный отказ от права пользования указанным жилым помещением, привели к ухудшению им жилищных условий и к искусственному созданию нуждаемости в жилье, что в силу ст. 53 ЖК РФ исключало возможность признания его семьи нуждающейся в жилом помещении в течение 5 лет со дня совершения указанных действий, а, следовательно, и реализации им права на получение социальной выплаты на приобретение жилья в 2015 году.
Данное обстоятельство, имеющее значение для правильного разрешения спора, оставлено без надлежащей правовой оценки судами первой и апелляционной инстанций.
Допущенные судами нарушения норм материального права являются существенными, повлияли на исход дела и привели к его неправильному разрешению.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства, президиум находит нужным отменить апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 07 октября 2015 года, с направлением дела на новое рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Московского областного суда, т.к. споры о признании недействительными (незаконными) решений органов власти об исключении из подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище", о признании молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище", связаны с возникновением, изменением либо прекращением гражданских прав и обязанностей, в связи с чем подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
Руководствуясь ст. 390 ГПК РФ, президиум
постановил:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 07 октября 2015 года отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Московского областного суда.
Председательствующий
В.Г.ВИНОГРАДОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)