Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 13 сентября 2016 года
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Величко М.Г.
судей Барановой Ю.И., Ванина В.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Конозовой Е.В.
при участии:
от истца: не явился, извещен
от Министерства финансов Ростовской области: представитель Волнянский Д.И. по доверенности N 9.7-7/8 от 11.01.2016, удостоверение
от Министерства финансов Российской Федерации: не явился, извещен
от Правительства Ростовской области: представитель Пилипеева Н.Л. по доверенности N 4/556 от 25.04.2016, удостоверение
от Департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства финансов Ростовской области и Правительства Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 28.06.2016 по делу N А53-28048/2014 (судья Корх С.Э.)
по иску муниципального образования г. Ростов-на-Дону в лице Администрации города Ростова-на-Дону
к ответчикам: Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации; Ростовской области в лице Министерства финансов Ростовской области
при участии третьих лиц: Правительства Ростовской области; Департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону
о взыскании компенсации расходов, связанных с приобретением квартир, переданных по договорам социального найма,
установил:
муниципальное образование г. Ростова-на-Дону в лице Администрации город Ростова-на-Дону обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и к Ростовской области в лице Министерства финансов Ростовской области о взыскании 20 069 380 рублей 07 копеек компенсации расходов, связанных с приобретением квартир, переданных по договорам социального найма.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 09 апреля 2015 г. с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу муниципального образования г. Ростова-на-Дону в лице Администрации г. Ростова-на-Дону было взыскано 20 069 380,07 руб. компенсации расходов, связанных с приобретением квартир, переданных по договорам социального найма.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.11.2015 решение Арбитражного суда Ростовской области от 09.04.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2015 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Суд кассационной инстанции указал на необходимость исследования при новом рассмотрении, обращались ли администрация или субъект Российской Федерации (Ростовская область) к Российской Федерации в лице министерства за выделением денежных средств на приобретение жилья инвалидам. Противоправность действий (бездействия) Российской Федерации и причинная связь между этими действиями (бездействием) и убытками истца судами не установлена. Также указал на необходимость определения природы спорных правоотношений.
При новом рассмотрении дела истец заявил ходатайство о привлечении в качестве соответчика Ростовской области в лице Министерства финансов Ростовской области.
Определением от 18.01.2016 Ростовская область в лице Министерства Финансов Ростовской области привлечена к участию в деле в качестве второго ответчика.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Департамент имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону и Правительство Ростовской области.
Решением от 28.06.2016 с Ростовской области в лице Министерства финансов Ростовской области за счет казны Ростовской области в пользу муниципального образования г. Ростов-на-Дону в лице Администрации г. Ростова-на-Дону взыскано 20 069 380,07 руб. компенсации расходов, связанных с приобретением квартир, переданных по договорам социального найма. В удовлетворении исковых требований к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации судом отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство финансов Ростовской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение от 28.06.2016, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель указывает, что отсутствие порядка финансирования полномочий, направленных на реализацию мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 57 Жилищного кодекса РФ, то есть на обеспечение жилыми помещениями инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, не может служить основанием к отказу в выполнении государством взятых на себя публично-правовых обязательств. Учитывая, что право граждан на получение бесплатного жилья установлено федеральным законом, расходные обязательства возникают именно у Российской Федерации. Поскольку вопросы обеспечения жилыми помещениями инвалидов не отнесены к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, денежные средства в областных законах об областных бюджетах в 2011-2014 годах на предоставление гражданам, страдающим тяжелыми видами хронических заболеваний, жилых помещений вне очереди не закладывались. По мнению заявителя жалобы, суд первой инстанции ошибочно полагает, что внеочередное предоставление органами местного самоуправления гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилых помещений может осуществляться путем предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (ст. ст. 135 - 138 Бюджетного кодекса РФ). Обеспечение рассматриваемой категории граждан жилыми помещениями за счет средств областного бюджета путем предоставления межбюджетных трансфертов в форме дотации местному бюджету Бюджетным кодексом РФ не предусмотрено.
Правительство Ростовской области также обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение от 28.06.2016, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы заявитель указывает, что судом неправильно истолкованы положения действующего законодательства при установлении органа публичной власти, в чьи полномочия входит обеспечение инвалидов жилыми помещениями полномочий. Судом необоснованно сделан вывод о том, что обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет средств бюджета субъекта федерации. Суд, при вынесении обжалуемого решения необоснованно применил статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, указав на возможность выравнивания бюджетной обеспеченности органов местного самоуправления путем предоставления межбюджетных трансфертов местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации в форме дотаций. По смыслу статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации отсутствие четкого регулирования указанных полномочий на федеральном уровне также не позволяет включить в расходные обязательства субъекта Российской Федерации средства на обеспечение жильем инвалидов. Данный вывод подтверждается тем обстоятельством, что в бюджете Ростовской области отсутствует такая статья расходов, поскольку для этого необходима передача соответствующих полномочий субъекту Российской Федерации с соблюдением общего правила за счет субвенций из федерального бюджета либо принятие специального областного закона Ростовской области в соответствие с частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание истец, Министерства финансов Российской Федерации и Департамент имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие истца, Министерства финансов РФ и Департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель Министерства финансов Ростовской области в судебном заседании поддержал доводы своей апелляционной жалобы.
Представитель Правительства Ростовской области поддержала доводы своей апелляционной жалобы.
Рассмотрев материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого судом первой инстанции решения и удовлетворения апелляционных жалоб.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Ленинского районного суда города Ростова-на-Дону от 05.10.2012 по делу N 2-2780/2012 удовлетворены требования Е.С. Жалобаевой, действовавшей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына А.С. Иванова, об обязании Администрации города Ростова-на-Дону предоставить в черте города Ростова-на-Дону по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 82 кв. м, с учетом права на дополнительную жилую площадь, не менее трех комнат, на состав семьи 4 человека. Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 28.01.2013 резолютивная часть указанного решения суда первой инстанции была изменена, в результате чего на Администрацию города возложена обязанность предоставить по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 70 кв. м, с учетом права на дополнительную жилую площадь, не менее 3 комнат, на состав семьи 4 человека.
Решением Ленинского районного суда города Ростова-на-Дону от 03.10.2012 по делу N 2-2780/12 частично удовлетворены требования А.В. Гребенюк, действовавшей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей: В.В. Коваленко, Т.В. Гребенюк, Д.В. Гребенюк, В.В. Гребенюк. В соответствии с резолютивной частью указанного решения на Администрацию города возложена обязанность предоставить в черте данного населенного пункта по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 86,8 кв. м, с учетом права на дополнительную жилую.площадь, и не менее 4 комнат, на состав семьи 5 человек.
Решением Ленинского районного суда города Ростова-на-Дону от 22.06.2011 по делу N 2-1382/2011 требования Прокурора Железнодорожного района города Ростова-на-Дону в интересах С.М. Кагирова удовлетворены, на Администрацию города возложена обязанность по предоставлению в черте данного населенного пункта по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 44 кв. м, с учетом права на дополнительную жилую площадь, и не менее 2 комнат на состав семьи 2 человека.
Решением Ленинского районного суда города Ростова-на-Дону от 08.11.2014 по делу. N 2-2848/2011 требования Прокурора Железнодорожного района в интересах С.В. Радзивилюка, О.О. Радзивилюк, Д.С. Радзивилюк удовлетворены, на Администрацию города Ростова-на-Дону возложена обязанность по предоставлению семье С.В. Радзивилюка во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма, состоящее не менее чем из 2 комнат в соответствии с нормами предоставления жилой площади, а именно из расчета 18 кв. м, общей площади на каждого члена семьи, но не менее 54 кв. м общей площади жилого помещения.
Решением Ленинского районного суда города Ростова-на-Дону от 11.11.2013 N 2-3451-13 частично удовлетворены требования А.В Леоненко, действовавшей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери А.В. Слободяник, на Администрацию города возложена обязанность по предоставлению вне очереди благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным требованиям, по договору социального найма на состав семьи 2 человека в соответствии с нормой предоставления не менее 34 кв. м 1 решением Ленинского районного суда от 26.02.2013 по делу N 2-901/13 требования Л.Ш. Медведевой, действовавшей в своих интересах и интересах несовершеннолетних Н.А. Медведева, В.А. Медведева, удовлетворены, на Администрацию города возложена обязанность по предоставлению в черте данного населенного пункта по договору социального найма благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим нормам жилое помещение не менее 2 комнат, общей площадью не менее 41,6 кв. м с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Решением Ленинского районного суда от 12.05.2012 по делу N 2-732/2012 требования прокурора Кировского района города Ростова-на-Дону в интересах Е.В. Моспановой удовлетворены, на Администрацию города Ростова-на-Дону возложена обязанность по предоставлению во внеочередном порядке" на состав семьи один человек по договору социального найма, с учетом апелляционного определения Судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 20.08.2012 по делу N 33-9624, жилое помещение, общей площади не менее 30,7 кв. м.
Во исполнение приведенных выше судебных актов Администрацией города Ростова-на-Дону:
постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 09.04.2013 N 372 "О распределении жилой площади" семье Е.С. Жалобаевой предоставлена трехкомнатная квартира N 58 общей площадью 90,2 кв. м, расположенная по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Борисоглебская, 12 лит А1, а семье А.В. Гребенюк предоставлена трехкомнатная квартира N 46 общей площадью 90,2 кв. м, находящаяся по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Борисоглебская, 12 лит А1, постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 02.09.2011 N 599 "О распределении жилой площади" семье С.М. Кагирова предоставлена двухкомнатная квартира N 114 общей площадью 54,6 кв. м, расположенная по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Лелюшенко, 15г, постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 27.12.2011 N 964 "О распределении жилой площади" семье С.В. Радзивилюк предоставлена двухкомнатная квартира N 26, общей площадью 54,7 кв. м, расположенная по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Лелюшенко, 15г, постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 18.12.2013 N 1409 "О распределении жилой площади" семье А.В. Леоненко предоставлена однокомнатная квартира N 56 общей площадью 46,2 кв. м, расположенная по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Борисоглебская, 12 лит А1, постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 01.04.2013 N 341 "О распределении жилой площади" семье Л.Ш. Медведевой предоставлена двухкомнатная квартира N 30 общей площадью 56, 6 кв. м, находящаяся по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Лелюшенко, 15г, постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 07.08.2013 N 842 "О распределении жилой площади" семье Е.В. Моспановой предоставлена однокомнатная квартира N 148, общей площадью 33,8 кв. м, расположенная по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Борисоглебская, 12 лит А1.
Муниципальным образованием - городским округом город Ростов-на-Дону в лице МУ "Департамент координации строительства и перспективного развития" заключен Муниципальный контракт от 17.05.2010 N 9 на строительство жилого дома на с.п. П-5Б/2 в застройке II микрорайона жилого района "Темерник" в г. Ростове-на-Дону". Результатом реализации данного муниципального контракта стало строительство многоквартирного дома по адресу: город Ростов-на-Дону, ул. Лелюшенко, 15 г, литер А.
Свидетельства о государственной регистрации права от 16.06.2011, 17.06.2011, 22.06.2011 подтверждают возникновение муниципальной собственности на квартиры N 26, 30, 114, находящиеся по адресу: город Ростов-на-Дону, ул. Лелюшенко, 15 г, литер А. Акт приема-передачи квартир по адресу: город Ростов-на-Дону, ул. Лелюшенко, 15 г, литер А от 15.07.2011 (копия данного документ прилагается), среди которых квартиры N 26, N 30, N 114, является документальным подтверждением передачи квартир МУ "Дирекции муниципального имущества и благоустройства Первомайского района" города Ростова-на-Дону, а также их стоимости. Согласно указанному документу цена квартиры N 26: 2006998,00 руб., цена квартиры N 30: 2076711,00 руб., цена квартиры N 114: 2003329,00 руб.
В соответствии со своими полномочиями, согласно постановлению Администрации города Ростова-на-Дону от 23.12.2010 г. N. 990, в интересах муниципального образования "Город Ростов-на-Дону" квартиры N 46, N 56, 58,148 приобретены МАУ "Городской центр по управлению специализированным муниципальным жилищным фондом" в рамках контракта участия в '.долевом строительстве (копия контракта от 05.08.2011 г. и копии свидетельства о государственной регистрации права от 09.07.2013 г., 22.07.2013 г., 26.07.2013 г., 19.07.2013 г. прилагаются). Из актов приема-передачи от 15.12.2011 г. и от 16.09.2013 г. усматривается, что жилые помещения были переданы застройщиком МАУ "Городской центр по управлению специализированным муниципальным жилищным фондом", а затем названной организацией в оперативное управление МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства" Октябрьского района города Ростова-на-Дону (копии прилагаются). Данный документ также подтверждает стоимость квартир: N 46 - 4843345,83 руб., N 56 - 2480738,11 руб., N 58 - 4843345,83 рубля, N 148 - 1814912,3 руб.
Таким образом, общая стоимость предоставленных квартир 4843345,83 + 2480738,11 + 4843345,83 + 1814912,3 + 2006998,00 + 2076711,00 + 2003329,00 = 20069380,07 руб.
Квартиры, во исполнение решений суда переданы указанным в судебных актах лицам, что подтверждается договорами социального найма.
Конституция Российской Федерации частью 2 статьи 132 предусматривает, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Этой норме корреспондирует положение пункта 3 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Из вводной части Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" следует, что предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной, поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, согласно статье 17 приведенного выше Федерального закона принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 28.2. Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации Полномочия по обеспечению жильем инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Что касается инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, то они обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (статья 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Семья Л.Ш. Медведевой распоряжением главы администрации Первомайского района города Ростова-на-Дону от 11.09.2012 N 1211 была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с включением в список внеочередного предоставления жилья как семья, в составе которой имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно.
А.В. Слободяник состояла составом семьи 2 человека на квартирном учете и включена в список граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения вне очереди (постановление администрации Кировского района от 05.04.2013 N 157).
Семья С.В. Радзивилюк постановлением администрации Железнодорожного района города Ростова-на-Дону от 08.12.2009 N 497 признана малоимущей и включена в отдельный список граждан, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений по договорам социального найма.
Семья С.М. Кагирова постановлением администрации Железнодорожного района города Ростова-на-Дону от 22.07.2010 N 313 признана малоимущей и включена в отдельные списки граждан, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений по договорам социального найма.
Распоряжением главы администрации Кировского района города Ростова-на-Дону от 30.01.2012 N ПО семья А.В. Гребенюк была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с включением в список внеочередного предоставления жилья, как семья, в составе которой имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно.
Постановлением главы администрации Ленинского района города Ростова-на-Дону от 18.04.2012 N 222 семья Е.С. Жалобаевой принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях на основании п. 2 ч. 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ, сын истицы А.С. Иванов страдает заболеванием, входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства РФ.
Е.В. Моспанова распоряжением Кировского района города Ростова-на-Дону от 21.09.2011 N 397 принята на квартирный учет и включена в список граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения вне очереди, составом семьи - 1 человек (она).
Таким образом, все указанные лица после 2005 года включены в списки граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения вне очереди, и основанием для внеочередного предоставления является страдание заболеванием, входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства РФ.
Часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в статье 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10.10.2002 N 258-О осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенной категории граждан (детей-сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации), в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 16.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами. Согласно преамбуле Закона N 181-ФЗ предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 17 Закона N 181-ФЗ предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 17.12.2009 N 1563-О-О указал, что в силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (статьи 14, 50) (далее - Закон N 131-ФЗ), а также положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (статьи 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
Как верно указал суд, в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Закона N 131-ФЗ).
Таким образом, обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет средств бюджета субъекта федерации.
Стороны в суде первой инстанции подтвердили, что муниципальное образование не обращалось за выделением денежных средств ни к РФ, ни к субъекту РФ. Однако, данный факт не лишает истца права на возмещение убытков, возникших в результате исполнения решений суда о предоставлении квартир соответствующим гражданам как не имеющий регламентации и не находящийся в правовой зависимости с основаниями иска.
ДИЗО в материалы дела предоставлены письма Росреестра, подтверждающие факт прекращения права муниципальной собственности на спорные квартиры. Ввиду того, что убытки истца документально подтверждены, спорная сумма подлежит компенсации за счет средств казны Ростовской области.
В связи с тем, что сумма компенсации расходов, связанных с приобретением квартир, переданных по договорам социального найма, подлежит взысканию за счет средств бюджета Ростовской области, в удовлетворении исковых требований к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации судом первой инстанции правомерно отказано.
Доводы апелляционных жалоб о необходимости взыскания заявленных сумм с Российской Федерации отклоняются апелляционной коллегией, так как в Определении от 30.09.2015 по делу N А60-23078/2014 Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ прямо указала, что отнесение вышеуказанных расходов к расходным обязательствам Российской Федерации противоречит статье 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в которой содержится перечень оснований возникновения расходных обязательств Российской Федерации.
Кроме того, и при отсутствии в субъекте Российской Федерации законодательного регулирования данных вопросов, финансирование расходов на обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, относится к расходным обязательством субъекта Российской Федерации.
Указанный вывод суда также согласуется с последовательной правовой позицией, сформулированной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 30.09.2015 N 309-ЭС15-5872, от 11.12.2015 N 309-ЭС15-9501, от 29.01.2016 N 303-ЭС15-12441, от 02.03.2016 N 309-ЭС15-14045, а также Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.04.2016 (пункт 12).
Суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно установил фактические обстоятельства, исследовал имеющиеся в деле доказательства. При принятии обжалуемого судебного акта судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права. Оснований для изменения или отмены судебного акта, апелляционная инстанция не установила.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 28.06.2016 по делу N А53-28048/2014 оставить без изменений, апелляционные жалобы без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.09.2016 N 15АП-12575/2016 ПО ДЕЛУ N А53-28048/2014
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 сентября 2016 г. N 15АП-12575/2016
Дело N А53-28048/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 13 сентября 2016 года
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Величко М.Г.
судей Барановой Ю.И., Ванина В.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Конозовой Е.В.
при участии:
от истца: не явился, извещен
от Министерства финансов Ростовской области: представитель Волнянский Д.И. по доверенности N 9.7-7/8 от 11.01.2016, удостоверение
от Министерства финансов Российской Федерации: не явился, извещен
от Правительства Ростовской области: представитель Пилипеева Н.Л. по доверенности N 4/556 от 25.04.2016, удостоверение
от Департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства финансов Ростовской области и Правительства Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 28.06.2016 по делу N А53-28048/2014 (судья Корх С.Э.)
по иску муниципального образования г. Ростов-на-Дону в лице Администрации города Ростова-на-Дону
к ответчикам: Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации; Ростовской области в лице Министерства финансов Ростовской области
при участии третьих лиц: Правительства Ростовской области; Департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону
о взыскании компенсации расходов, связанных с приобретением квартир, переданных по договорам социального найма,
установил:
муниципальное образование г. Ростова-на-Дону в лице Администрации город Ростова-на-Дону обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и к Ростовской области в лице Министерства финансов Ростовской области о взыскании 20 069 380 рублей 07 копеек компенсации расходов, связанных с приобретением квартир, переданных по договорам социального найма.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 09 апреля 2015 г. с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу муниципального образования г. Ростова-на-Дону в лице Администрации г. Ростова-на-Дону было взыскано 20 069 380,07 руб. компенсации расходов, связанных с приобретением квартир, переданных по договорам социального найма.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.11.2015 решение Арбитражного суда Ростовской области от 09.04.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2015 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Суд кассационной инстанции указал на необходимость исследования при новом рассмотрении, обращались ли администрация или субъект Российской Федерации (Ростовская область) к Российской Федерации в лице министерства за выделением денежных средств на приобретение жилья инвалидам. Противоправность действий (бездействия) Российской Федерации и причинная связь между этими действиями (бездействием) и убытками истца судами не установлена. Также указал на необходимость определения природы спорных правоотношений.
При новом рассмотрении дела истец заявил ходатайство о привлечении в качестве соответчика Ростовской области в лице Министерства финансов Ростовской области.
Определением от 18.01.2016 Ростовская область в лице Министерства Финансов Ростовской области привлечена к участию в деле в качестве второго ответчика.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Департамент имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону и Правительство Ростовской области.
Решением от 28.06.2016 с Ростовской области в лице Министерства финансов Ростовской области за счет казны Ростовской области в пользу муниципального образования г. Ростов-на-Дону в лице Администрации г. Ростова-на-Дону взыскано 20 069 380,07 руб. компенсации расходов, связанных с приобретением квартир, переданных по договорам социального найма. В удовлетворении исковых требований к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации судом отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство финансов Ростовской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение от 28.06.2016, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель указывает, что отсутствие порядка финансирования полномочий, направленных на реализацию мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 57 Жилищного кодекса РФ, то есть на обеспечение жилыми помещениями инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, не может служить основанием к отказу в выполнении государством взятых на себя публично-правовых обязательств. Учитывая, что право граждан на получение бесплатного жилья установлено федеральным законом, расходные обязательства возникают именно у Российской Федерации. Поскольку вопросы обеспечения жилыми помещениями инвалидов не отнесены к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, денежные средства в областных законах об областных бюджетах в 2011-2014 годах на предоставление гражданам, страдающим тяжелыми видами хронических заболеваний, жилых помещений вне очереди не закладывались. По мнению заявителя жалобы, суд первой инстанции ошибочно полагает, что внеочередное предоставление органами местного самоуправления гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилых помещений может осуществляться путем предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (ст. ст. 135 - 138 Бюджетного кодекса РФ). Обеспечение рассматриваемой категории граждан жилыми помещениями за счет средств областного бюджета путем предоставления межбюджетных трансфертов в форме дотации местному бюджету Бюджетным кодексом РФ не предусмотрено.
Правительство Ростовской области также обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение от 28.06.2016, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы заявитель указывает, что судом неправильно истолкованы положения действующего законодательства при установлении органа публичной власти, в чьи полномочия входит обеспечение инвалидов жилыми помещениями полномочий. Судом необоснованно сделан вывод о том, что обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет средств бюджета субъекта федерации. Суд, при вынесении обжалуемого решения необоснованно применил статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, указав на возможность выравнивания бюджетной обеспеченности органов местного самоуправления путем предоставления межбюджетных трансфертов местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации в форме дотаций. По смыслу статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации отсутствие четкого регулирования указанных полномочий на федеральном уровне также не позволяет включить в расходные обязательства субъекта Российской Федерации средства на обеспечение жильем инвалидов. Данный вывод подтверждается тем обстоятельством, что в бюджете Ростовской области отсутствует такая статья расходов, поскольку для этого необходима передача соответствующих полномочий субъекту Российской Федерации с соблюдением общего правила за счет субвенций из федерального бюджета либо принятие специального областного закона Ростовской области в соответствие с частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание истец, Министерства финансов Российской Федерации и Департамент имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие истца, Министерства финансов РФ и Департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель Министерства финансов Ростовской области в судебном заседании поддержал доводы своей апелляционной жалобы.
Представитель Правительства Ростовской области поддержала доводы своей апелляционной жалобы.
Рассмотрев материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого судом первой инстанции решения и удовлетворения апелляционных жалоб.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Ленинского районного суда города Ростова-на-Дону от 05.10.2012 по делу N 2-2780/2012 удовлетворены требования Е.С. Жалобаевой, действовавшей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына А.С. Иванова, об обязании Администрации города Ростова-на-Дону предоставить в черте города Ростова-на-Дону по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 82 кв. м, с учетом права на дополнительную жилую площадь, не менее трех комнат, на состав семьи 4 человека. Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 28.01.2013 резолютивная часть указанного решения суда первой инстанции была изменена, в результате чего на Администрацию города возложена обязанность предоставить по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 70 кв. м, с учетом права на дополнительную жилую площадь, не менее 3 комнат, на состав семьи 4 человека.
Решением Ленинского районного суда города Ростова-на-Дону от 03.10.2012 по делу N 2-2780/12 частично удовлетворены требования А.В. Гребенюк, действовавшей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей: В.В. Коваленко, Т.В. Гребенюк, Д.В. Гребенюк, В.В. Гребенюк. В соответствии с резолютивной частью указанного решения на Администрацию города возложена обязанность предоставить в черте данного населенного пункта по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 86,8 кв. м, с учетом права на дополнительную жилую.площадь, и не менее 4 комнат, на состав семьи 5 человек.
Решением Ленинского районного суда города Ростова-на-Дону от 22.06.2011 по делу N 2-1382/2011 требования Прокурора Железнодорожного района города Ростова-на-Дону в интересах С.М. Кагирова удовлетворены, на Администрацию города возложена обязанность по предоставлению в черте данного населенного пункта по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 44 кв. м, с учетом права на дополнительную жилую площадь, и не менее 2 комнат на состав семьи 2 человека.
Решением Ленинского районного суда города Ростова-на-Дону от 08.11.2014 по делу. N 2-2848/2011 требования Прокурора Железнодорожного района в интересах С.В. Радзивилюка, О.О. Радзивилюк, Д.С. Радзивилюк удовлетворены, на Администрацию города Ростова-на-Дону возложена обязанность по предоставлению семье С.В. Радзивилюка во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма, состоящее не менее чем из 2 комнат в соответствии с нормами предоставления жилой площади, а именно из расчета 18 кв. м, общей площади на каждого члена семьи, но не менее 54 кв. м общей площади жилого помещения.
Решением Ленинского районного суда города Ростова-на-Дону от 11.11.2013 N 2-3451-13 частично удовлетворены требования А.В Леоненко, действовавшей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери А.В. Слободяник, на Администрацию города возложена обязанность по предоставлению вне очереди благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным требованиям, по договору социального найма на состав семьи 2 человека в соответствии с нормой предоставления не менее 34 кв. м 1 решением Ленинского районного суда от 26.02.2013 по делу N 2-901/13 требования Л.Ш. Медведевой, действовавшей в своих интересах и интересах несовершеннолетних Н.А. Медведева, В.А. Медведева, удовлетворены, на Администрацию города возложена обязанность по предоставлению в черте данного населенного пункта по договору социального найма благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим нормам жилое помещение не менее 2 комнат, общей площадью не менее 41,6 кв. м с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Решением Ленинского районного суда от 12.05.2012 по делу N 2-732/2012 требования прокурора Кировского района города Ростова-на-Дону в интересах Е.В. Моспановой удовлетворены, на Администрацию города Ростова-на-Дону возложена обязанность по предоставлению во внеочередном порядке" на состав семьи один человек по договору социального найма, с учетом апелляционного определения Судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 20.08.2012 по делу N 33-9624, жилое помещение, общей площади не менее 30,7 кв. м.
Во исполнение приведенных выше судебных актов Администрацией города Ростова-на-Дону:
постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 09.04.2013 N 372 "О распределении жилой площади" семье Е.С. Жалобаевой предоставлена трехкомнатная квартира N 58 общей площадью 90,2 кв. м, расположенная по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Борисоглебская, 12 лит А1, а семье А.В. Гребенюк предоставлена трехкомнатная квартира N 46 общей площадью 90,2 кв. м, находящаяся по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Борисоглебская, 12 лит А1, постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 02.09.2011 N 599 "О распределении жилой площади" семье С.М. Кагирова предоставлена двухкомнатная квартира N 114 общей площадью 54,6 кв. м, расположенная по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Лелюшенко, 15г, постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 27.12.2011 N 964 "О распределении жилой площади" семье С.В. Радзивилюк предоставлена двухкомнатная квартира N 26, общей площадью 54,7 кв. м, расположенная по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Лелюшенко, 15г, постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 18.12.2013 N 1409 "О распределении жилой площади" семье А.В. Леоненко предоставлена однокомнатная квартира N 56 общей площадью 46,2 кв. м, расположенная по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Борисоглебская, 12 лит А1, постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 01.04.2013 N 341 "О распределении жилой площади" семье Л.Ш. Медведевой предоставлена двухкомнатная квартира N 30 общей площадью 56, 6 кв. м, находящаяся по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Лелюшенко, 15г, постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 07.08.2013 N 842 "О распределении жилой площади" семье Е.В. Моспановой предоставлена однокомнатная квартира N 148, общей площадью 33,8 кв. м, расположенная по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Борисоглебская, 12 лит А1.
Муниципальным образованием - городским округом город Ростов-на-Дону в лице МУ "Департамент координации строительства и перспективного развития" заключен Муниципальный контракт от 17.05.2010 N 9 на строительство жилого дома на с.п. П-5Б/2 в застройке II микрорайона жилого района "Темерник" в г. Ростове-на-Дону". Результатом реализации данного муниципального контракта стало строительство многоквартирного дома по адресу: город Ростов-на-Дону, ул. Лелюшенко, 15 г, литер А.
Свидетельства о государственной регистрации права от 16.06.2011, 17.06.2011, 22.06.2011 подтверждают возникновение муниципальной собственности на квартиры N 26, 30, 114, находящиеся по адресу: город Ростов-на-Дону, ул. Лелюшенко, 15 г, литер А. Акт приема-передачи квартир по адресу: город Ростов-на-Дону, ул. Лелюшенко, 15 г, литер А от 15.07.2011 (копия данного документ прилагается), среди которых квартиры N 26, N 30, N 114, является документальным подтверждением передачи квартир МУ "Дирекции муниципального имущества и благоустройства Первомайского района" города Ростова-на-Дону, а также их стоимости. Согласно указанному документу цена квартиры N 26: 2006998,00 руб., цена квартиры N 30: 2076711,00 руб., цена квартиры N 114: 2003329,00 руб.
В соответствии со своими полномочиями, согласно постановлению Администрации города Ростова-на-Дону от 23.12.2010 г. N. 990, в интересах муниципального образования "Город Ростов-на-Дону" квартиры N 46, N 56, 58,148 приобретены МАУ "Городской центр по управлению специализированным муниципальным жилищным фондом" в рамках контракта участия в '.долевом строительстве (копия контракта от 05.08.2011 г. и копии свидетельства о государственной регистрации права от 09.07.2013 г., 22.07.2013 г., 26.07.2013 г., 19.07.2013 г. прилагаются). Из актов приема-передачи от 15.12.2011 г. и от 16.09.2013 г. усматривается, что жилые помещения были переданы застройщиком МАУ "Городской центр по управлению специализированным муниципальным жилищным фондом", а затем названной организацией в оперативное управление МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства" Октябрьского района города Ростова-на-Дону (копии прилагаются). Данный документ также подтверждает стоимость квартир: N 46 - 4843345,83 руб., N 56 - 2480738,11 руб., N 58 - 4843345,83 рубля, N 148 - 1814912,3 руб.
Таким образом, общая стоимость предоставленных квартир 4843345,83 + 2480738,11 + 4843345,83 + 1814912,3 + 2006998,00 + 2076711,00 + 2003329,00 = 20069380,07 руб.
Квартиры, во исполнение решений суда переданы указанным в судебных актах лицам, что подтверждается договорами социального найма.
Конституция Российской Федерации частью 2 статьи 132 предусматривает, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Этой норме корреспондирует положение пункта 3 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Из вводной части Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" следует, что предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной, поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, согласно статье 17 приведенного выше Федерального закона принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 28.2. Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации Полномочия по обеспечению жильем инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Что касается инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, то они обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (статья 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Семья Л.Ш. Медведевой распоряжением главы администрации Первомайского района города Ростова-на-Дону от 11.09.2012 N 1211 была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с включением в список внеочередного предоставления жилья как семья, в составе которой имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно.
А.В. Слободяник состояла составом семьи 2 человека на квартирном учете и включена в список граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения вне очереди (постановление администрации Кировского района от 05.04.2013 N 157).
Семья С.В. Радзивилюк постановлением администрации Железнодорожного района города Ростова-на-Дону от 08.12.2009 N 497 признана малоимущей и включена в отдельный список граждан, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений по договорам социального найма.
Семья С.М. Кагирова постановлением администрации Железнодорожного района города Ростова-на-Дону от 22.07.2010 N 313 признана малоимущей и включена в отдельные списки граждан, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений по договорам социального найма.
Распоряжением главы администрации Кировского района города Ростова-на-Дону от 30.01.2012 N ПО семья А.В. Гребенюк была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с включением в список внеочередного предоставления жилья, как семья, в составе которой имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно.
Постановлением главы администрации Ленинского района города Ростова-на-Дону от 18.04.2012 N 222 семья Е.С. Жалобаевой принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях на основании п. 2 ч. 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ, сын истицы А.С. Иванов страдает заболеванием, входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства РФ.
Е.В. Моспанова распоряжением Кировского района города Ростова-на-Дону от 21.09.2011 N 397 принята на квартирный учет и включена в список граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения вне очереди, составом семьи - 1 человек (она).
Таким образом, все указанные лица после 2005 года включены в списки граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения вне очереди, и основанием для внеочередного предоставления является страдание заболеванием, входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства РФ.
Часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в статье 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10.10.2002 N 258-О осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенной категории граждан (детей-сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации), в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 16.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами. Согласно преамбуле Закона N 181-ФЗ предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 17 Закона N 181-ФЗ предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 17.12.2009 N 1563-О-О указал, что в силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (статьи 14, 50) (далее - Закон N 131-ФЗ), а также положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (статьи 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
Как верно указал суд, в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Закона N 131-ФЗ).
Таким образом, обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет средств бюджета субъекта федерации.
Стороны в суде первой инстанции подтвердили, что муниципальное образование не обращалось за выделением денежных средств ни к РФ, ни к субъекту РФ. Однако, данный факт не лишает истца права на возмещение убытков, возникших в результате исполнения решений суда о предоставлении квартир соответствующим гражданам как не имеющий регламентации и не находящийся в правовой зависимости с основаниями иска.
ДИЗО в материалы дела предоставлены письма Росреестра, подтверждающие факт прекращения права муниципальной собственности на спорные квартиры. Ввиду того, что убытки истца документально подтверждены, спорная сумма подлежит компенсации за счет средств казны Ростовской области.
В связи с тем, что сумма компенсации расходов, связанных с приобретением квартир, переданных по договорам социального найма, подлежит взысканию за счет средств бюджета Ростовской области, в удовлетворении исковых требований к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации судом первой инстанции правомерно отказано.
Доводы апелляционных жалоб о необходимости взыскания заявленных сумм с Российской Федерации отклоняются апелляционной коллегией, так как в Определении от 30.09.2015 по делу N А60-23078/2014 Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ прямо указала, что отнесение вышеуказанных расходов к расходным обязательствам Российской Федерации противоречит статье 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в которой содержится перечень оснований возникновения расходных обязательств Российской Федерации.
Кроме того, и при отсутствии в субъекте Российской Федерации законодательного регулирования данных вопросов, финансирование расходов на обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, относится к расходным обязательством субъекта Российской Федерации.
Указанный вывод суда также согласуется с последовательной правовой позицией, сформулированной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 30.09.2015 N 309-ЭС15-5872, от 11.12.2015 N 309-ЭС15-9501, от 29.01.2016 N 303-ЭС15-12441, от 02.03.2016 N 309-ЭС15-14045, а также Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.04.2016 (пункт 12).
Суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно установил фактические обстоятельства, исследовал имеющиеся в деле доказательства. При принятии обжалуемого судебного акта судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права. Оснований для изменения или отмены судебного акта, апелляционная инстанция не установила.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 28.06.2016 по делу N А53-28048/2014 оставить без изменений, апелляционные жалобы без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
М.Г.ВЕЛИЧКО
Судьи
Ю.И.БАРАНОВА
В.В.ВАНИН
М.Г.ВЕЛИЧКО
Судьи
Ю.И.БАРАНОВА
В.В.ВАНИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)