Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА КРАСНОЯРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 12.07.2016 ПО ДЕЛУ N 44Г-43/2016

Требование: О признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.

Разделы:
Приватизация недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Судом установлено, что решение о предоставлении спорного жилого помещения истцу как лицу, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях на условиях социального найма, уполномоченным органом не принималось.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПРЕЗИДИУМ КРАСНОЯРСКОГО КРАЕВОГО СУДА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 июля 2016 г. по делу N 44Г-43/2016


Первая инстанция: Р.
Апелляция: предс. и докладчик Елисеева А.Л.

Президиум Красноярского краевого суда в составе:
Председательствующего: Кулябова А.А.
и членов Президиума: Бугаенко Н.В., Астапова А.М.,
Войты И.В., Малашенкова Е.В.,
при секретаре: Н.,
по докладу судьи
Красноярского краевого суда: Соснина Ю.А.,
рассмотрев материалы гражданского дела по исковому заявлению Ш.В. к Министерству обороны РФ, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ, ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ, администрации г. Енисейска, Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, войсковой части 14058 о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
по кассационной жалобе представителя федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" (далее - ФГКУ "Центррегионжилье") - Ч. на решение Енисейского районного суда Красноярского края от 29 сентября 2015 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 08 февраля 2016 года
на основании определения судьи Красноярского краевого суда Соснина Ю.А. от 17 июня 2016 года
установил:

Ш.В. обратился в суд с иском к Министерству обороны РФ, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ, ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ, администрации г. Енисейска, Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, войсковой части 14058 о признании за ним права собственности в порядке приватизации на квартиру N, расположенную по адресу: <адрес>-4, ДОС, <адрес>. Свои требования истец мотивировал тем, что ему и членам его семьи: Ш.Г. (жене), Ш.Н. (дочери) в связи с прохождением воинской службы в в/ч 14058 в 1989 году предоставлена спорная квартира; однако служебный ордер на указанное жилое помещение был получен только в 2001 году на имя его супруги Ш.Г. которая также являлась военнослужащей. В 2003 году брак между ним и Ш.Г. расторгнут; в ноябре 2011 года его бывшей супруге выдан государственный жилищный сертификат на состав семьи из 2-х человек (Ш.Г. и их дочь Ш.Н.). Поскольку Ш.В. участия в данной программе не принимал, он обратиться в суд с данным иском.
Решением Енисейского районного суда Красноярского края от 29 сентября 2015 года постановлено:
"Исковые требования к Министерству обороны РФ, ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ о приватизации жилья, удовлетворить. Признать за Ш.В., <дата> года рождения, право собственности в порядке приватизации на жилое помещение - квартиру, общей площадью 48,4 кв. м, с кадастровым номером N, расположенную по адресу: <адрес>
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 08 февраля 2016 года решение Енисейского районного суда Красноярского края от 29 сентября 2015 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поступившей в Красноярский краевой суд 31 марта 2016 года, представитель ФГКУ "Центррегионжилье" - Ч. просит отменить постановленные судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права.
Для проверки доводов кассационной жалобы 20 апреля 2016 года гражданское дело истребовано в Красноярский краевой суд, куда поступило 10 мая 2016 года.
Определением судьи краевого суда от 17 июня 2016 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Президиума Красноярского краевого суда.
Ш.В., Ш.Г., представители Министерства обороны РФ, ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ, администрации г. Енисейска, Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, войсковой части 14058, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание Президиума краевого суда не явились, в связи с чем на основании ст. 385 ГПК РФ Президиум краевого суда считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения представителя ФГКУ "Центррегионжилье" Б., Президиум Красноярского краевого суда находит принятые по делу судебные решения подлежащими отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такого рода нарушения норм материального права были допущены судебными инстанциями при рассмотрении дела.
Как следует из материалов дела, в связи с прохождением военной службы в воинской части 14058 в период 13 ноября 1982 года по 03 декабря 1992 года, а также с 25 декабря 1995 года по 24 февраля 2001 года Ш.В. и членам его семьи: Ш.Г. (жене), Ш.Н. (дочери) в 1989 году предоставлено жилое помещение, находящееся по адресу: <адрес>.
15 октября 2001 года оформлен служебный ордер N на вселение Ш.Г. с членами семьи: Ш.В. (супруг) и Ш.Н. (дочь) в квартиру N расположенную по адресу: <адрес>
Вступившим в законную силу решением Енисейского районного суда Красноярского края от 16 апреля 2014 года, имеющим преюдициальное значение, установлено, что жилое помещение по адресу: <адрес> предоставлено Ш.В. и членам его семьи в связи с прохождением военной службы, при этом статус служебного жилья и законность его предоставления Шеиным в ходе рассмотрения дела не оспаривались. Основанием к проживанию Ш.В. в спорном жилом помещении являлся выданный 21 декабря 1998 года ордер N 130. После прекращения срока действия контракта и увольнения Ш.В. с военной службы 24 февраля 2001 года, документы на жилое помещение переоформлены на Ш.Г., проходившую (начиная с 21 августа 2001 года) военную службу в той же воинской части, с выдачей ордера N 573 от 15 октября 2001 года.
<дата> брак между Ш.В. и Ш.Г. расторгнут.
На основании государственного жилищного сертификата от 30 ноября 2011 года военнослужащая Ш.Г. и ее дочь Ш.Н. приобрели в равнодолевую собственность квартиру <адрес>, в которой зарегистрированы и проживают с 11 июля 2012 года. В связи с этим Ш.Г. и ее дочь Ш.Н. сняты с регистрационного учета в спорной квартире 11 июля 2012 года.
Распоряжением Правительства РФ от 01 июня 2000 года N 852-р военный городок N 1 в г. Енисейске включен в перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков вооруженных сил РФ и органов федеральной службы безопасности.
Постановлением администрации г. Енисейска от 14 июля 2000 года N 386-п все жилые дома, расположенные на территории военного городка N 1, в том числе жилой дом N, признаны служебными.
До 01 апреля 2011 года жилищный фонд закрытого военного городка N 1, расположенный в г. Енисейске, находился в ведении Красноярской квартирно-эксплуатационной части района Министерства обороны Российской Федерации. В соответствии с приказом Министерства обороны Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1871 на основании передаточного акта от 01 апреля 2011 года имущество, находящееся на балансе ФГУ "Красноярская квартирно-эксплуатационная часть района", в том числе жилые дома, расположенные на территории военного городка Енисейск-1, переданы ФГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
На основании распоряжения Правительства РФ от 17 апреля 2012 года N 487-р военный городок N 1 исключен из Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков вооруженных сил РФ и органов федеральной службы безопасности.
Согласно ответу администрации г. Енисейска от 26 декабря 2014 года жилое помещение по адресу: <адрес> реестре городской казны не числится.
Судами установлено, что Ш.В. право на приватизацию не использовал, собственником жилых помещений не значится.
Разрешая исковые требования Ш.В. о признании за ним права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, суды первой и апелляционной инстанции исходили из того, что на момент предоставления жилого помещения Ш.В. и членам его семьи квартира не обладала статусом служебной и не относилась к специализированному жилищному фонду, квартира N в ДОС 12 в военном городке N 1 г. Енисейска предоставлена в установленном законом порядке семье Шеиных на условиях социального найма в 1989 году, до издания постановления администрацией г. Енисейска N 386-п от 14 июля 2000 года "О признании служебными жилые дома в/ч 14058", договор найма служебного жилья с истцом не заключался.
При таких обстоятельствах, суд, учитывая, что Ш.В. ранее не принимал участия в приватизации и не получал субсидию на приобретение жилья, пришел к выводу о том, что истец обладает правом на приватизацию данной квартиры на основании Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, дополнительно указав, что само по себе предоставление гражданам ведомственного жилого помещения в военном городке не наделяет его статусом служебного, поскольку для признания жилого помещения служебным необходимо было решение уполномоченного органа - исполнительного комитета районного (городского) Совета депутатов, а в последующем местной администрации. Так как до вселения семьи Шеиных в спорную квартиру (т.е. до 1989 года) решение о признании жилого помещения служебным не принималось, в настоящее время квартира не относится к жилищному фонду закрытого военного городка N 1, бывшие члены семьи истца отказались от приватизации спорной квартиры, истец имеет право на приватизацию спорной квартиры.
Между тем, указанные выводы судов нижестоящих инстанций основаны на неправильном применении положений действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Статьей 4 названного Закона установлено, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, спорное жилое помещение является федеральной собственностью, находится в оперативном управлении Министерства обороны Российской Федерации, передано на баланс ФГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
При решении вопроса об определении правового статуса спорного жилого помещения, суд пришел к выводу о том, что истец занимает данное жилое помещение на условиях социального найма, так как квартира предоставлена истцу и членам его семьи до издания постановления администрацией г. Енисейска N 386-п от 14 июля 2000 года "О признании служебными жилые дома в/ч 14058", которым указанная квартира была отнесена к специализированному жилищному фонду, договор найма служебного жилья с истцом не заключался.
Между тем, как следует из материалов дела спорное жилое помещение в муниципальной собственности не находится, решение о его передаче в муниципальную собственность не принималось.
Статьей 6 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления спорного жилого помещения Ш.В. и членам его семьи, было установлено, что государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
По нормам ранее действовавшего законодательства (статей 28 - 31, 33, 42, 43 Жилищного кодекса РСФСР), основанием предоставления гражданину, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, жилого помещения по договору найма (социального найма) являлось принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РСФСР решение органа местного самоуправления, а в домах ведомственного жилищного фонда - совместного решения администрации и профсоюзного комитета предприятия, утвержденного решением органа местного самоуправления.
Между тем, Ш.В. и члены его семьи не состояли на учете нуждающихся в жилых помещениях, решение о предоставлении им спорного жилого помещения как лицам, признанным в установленном порядке имеющими право на обеспечение жилым помещением на условиях договора социального найма, не принималось, спорное жилое помещение предоставлено Ш.В. в связи с прохождением им службы в воинской части 14058, а в последующем документы переоформлены на его жену, которая с 21 августа 2001 года проходила военную службу в той же части, выдан ордер N 573 от 15 октября 2001 года.
В силу статьи 101 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Согласно статье 105 Жилищного кодекса РСФСР порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.
Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.
Форма ордера на служебное жилое помещение устанавливается Советом Министров РСФСР.
В силу статьи 47 Жилищного кодекса РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР от 6 мая 1983 года N 405 "О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения" ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно-эксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел, руководством органов и командованием воинских частей (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади.
Исходя из анализа вышеназванных норм права, признаком служебного жилого помещения (до 1 марта 2005 года) являлось обязательное наличие решения администрации органов местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причем независимо от того, к какому жилищному фонду принадлежало жилое помещение.
Как следует из материалов дела спорное жилое помещение по адресу: <адрес> включено в число служебных постановлением администрации г. Енисейска от 14 июля 2000 года N 386-п, вселение в квартиру произведено в 1989 году до отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду.
Вместе с тем, каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит.
Решение о предоставлении спорного жилого помещения Ш.В. как лицу, состоящему на учете нуждающегося в жилых помещениях на условиях социального найма, уполномоченным органом не принималось.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно подпункту "м" пункта 2 названного Постановления Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решения об исключении спорного жилого помещения из числа служебного уполномоченным органом не принималось.
При таких обстоятельствах выводы судебных инстанций о наличии оснований для признания за Ш.В. права собственности на спорное жилое помещение в порядке приватизации не основаны на нормах материального права, в связи с чем постановленные по делу судебные решения подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 390 ГПК РФ, Президиум
постановил:

Решение Енисейского районного суда Красноярского края от 29 сентября 2015 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 08 февраля 2016 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий
А.А.КУЛЯБОВ
Судья
краевого суда
Ю.А.СОСНИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)