Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.10.2016 N 18АП-12598/2016 ПО ДЕЛУ N А76-9332/2016

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 октября 2016 г. N 18АП-12598/2016

Дело N А76-9332/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 октября 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ершовой С.Д.,
судей Калиной И.В., Сотниковой О.В.,
при ведении протокола помощником судьи Хуторным М.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Челябинской области от 08.09.2016 по делу N А76-9332/2016 (судья Мосягина Е.А.).

Администрация города Челябинска муниципальное учреждение (далее - Администрация города, истец) обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ, ответчик) о взыскании убытков в размере 1 748 279 руб., связанных с предоставлением жилого помещения.
Определением суда от 07.06.2016 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Челябинской области, Министерство социальных отношений Челябинской области, Кучукова Лидия Фаритовна.
Решением суда первой инстанции от 08.09.2016 исковые требования удовлетворены, с Российской Федерации в пользу истца взысканы убытки в размере 1 748 279 руб.
Не согласившись с указанным судебным актом, Минфин РФ обратился с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит его отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований к Российской Федерации.
В обоснование жалобы Минфин РФ указывает, что предоставление субвенций из федерального бюджета регулируется Правилами предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2005 N 614 (далее Правила от 15.10.2005 N 614), в соответствии с которыми субвенции предоставляются согласно заявке, предоставляемой органом государственной власти субъекта Российской Федерации по форме и в срок, установленные Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Российская Федерация исполнила взятые на себя обязательства по предоставлению Челябинской области межбюджетных трансфертов (субвенций) на реализацию передаваемых полномочий в объеме, определенном федеральными законами о федеральном бюджете, в подтверждение чего в дело представлены платежные поручения за период с 2011 по 2015 годы. Претензий относительно не поступления субвенций в соответствии с сводной бюджетной росписью от субъекта Российской Федерации - Челябинской области не поступало. В связи с чем у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения иска.
Стороны, третьи лица о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены, в том числе посредством размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие указанных лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации Курчатовского района города Челябинска от 02.03.1995 N 471 Кучукова Фаузия Абдулвахитовна с составом семьи четыре человека принята на учет по списку N 2, как имеющая право на первоочередное и дополнительное получение жилой площади (л.д. 22).
Вступившим в законную силу решением Курчатовского районного суда г. Челябинска от 30.08.2013 по делу N 2-2260/2013 удовлетворены исковые требования Кучуковой Ф.А., действующей в интересах Кучуковой Лидии Фаритовны, являющейся инвалидом первой группы бессрочно, страдающей заболеванием, которое входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при котором совместное проживание граждан в одной квартире невозможно; на Администрацию города возложена обязанность предоставить Кучуковой Лидии Фаритовне вне очереди по договору социального найма отдельное благоустроенное, отвечающее санитарно-техническим требованиям жилое помещение в черте города Челябинска общей площади не менее 18 кв. м (л.д. 23-25).
Распоряжением Администрации города от 04.07.2014 N 3834-к Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска поручено предоставить Кучуковой Л.Ф. жилое помещение - однокомнатную квартиру общей площадью 34,2 кв. м, расположенную по адресу: ул. Энгельса, дом N 44, кв. 34 (л.д. 26).
03.08.2015 между Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска и Кучуковой Л.Ф. заключен договор N 49 социального найма жилого помещения в отношении однокомнатной квартиры общей площадью 34,2 кв. м, расположенной по адресу: ул. Энгельса, дом N 44, кв. 34 (л.д. 17-21).
В соответствии с отчетом от 17.07.2015 N 28-КУИЗО/2015 об оценке рыночной стоимости вышеуказанной однокомнатной квартиры ее стоимость по состоянию на 15.07.2015 составила 1 748 279 руб. (л.д. 27-76).
Ссылаясь на то, что в результате предоставления Кучуковой Л.Ф. указанной квартиры Администрация города понесла убытки в размере ее рыночной стоимости, которые ей не компенсированы, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании с Российской Федерации убытков в размере 1 748 279 руб.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно статьям 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В случаях, когда в соответствии с законом причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы (статья 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с разъяснениями пункта 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
В силу части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (часть 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне, предусмотренном статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.
Учитывая изложенное, граждане, являющиеся инвалидами, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, вставшие до 1 января 2005 года на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита граждан находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства Российской Федерации возникают в том числе в результате субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации, бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им отдельных государственных полномочий Российской Федерации.
Согласно преамбуле Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о социальной защите инвалидов) предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 17 Закона о социальной защите инвалидов предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона. (часть 2 статьи 17 Закона о социальной защите инвалидов).
Статьей 28.2 Закона о социальной защите инвалидов установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Правил от 15.10.2005 N 614 субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил, согласно заявке, представляемой органом государственной власти субъекта Российской Федерации по форме и в срок, которые установлены Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (за исключением сроков подачи заявки в отношении граждан, указанных в абзаце втором настоящего пункта).
Проанализировав изложенные нормы права, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 01.01.2005, подлежит финансированию за счет бюджета Российской Федерации.
Материалами дела подтверждается, что Кучукова Л.Ф., которой Администрация города предоставила жилое помещение рыночной стоимостью 1 748 279 руб. встала на учет в качестве имеющей право на внеочередное предоставление жилья до 01.01.2005 (л.д. 22). Указанные обстоятельство также было установлено и отражено в решении суда общей юрисдикции, которым на Администрацию города возложена обязанность по предоставлению жилого помещения.
Таким образом, у Российской Федерации возникли расходные обязательства по компенсации Администрации города затрат, возникших в результате возложения на нее Законом о социальной защите инвалидов государственных полномочий по предоставлению инвалиду жилой площади.
Ответчиком в материалы дела предоставлены платежные поручения о перечислении в бюджет субъекта (на лицевой счет Министерства социальных отношений Челябинской области) субвенций на обеспечение жильем отдельных категорий граждан (инвалиды и ветераны) в период 2011-2015 годы (л.д. 134-139).
Вместе с тем, доказательств того, что в составе субвенций учтены расходы Администрации города на предоставление Кучуковой Л.Ф. мер социальной поддержки в форме предоставления жилого помещения, в деле не имеется, ответчиком не представлено.
Законами Челябинской области от 28.01.2010 N 528-ЗО "О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий" (далее - Закон области N 528-ЗО) и от 24.11.2005 N 430-ЗО "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке отдельных категорий граждан" такой формы обеспечения жильем инвалидов, как предоставление им жилых помещений по договорам социального найма, не установлено.
Согласно пункту 3 статьи 2 Закона области N 528-ЗО меры социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов и вставшим на учет до 1 января 2005 года, предоставляются в форме предоставления жилищных субсидий на приобретение жилого помещения в собственность.
Из материалов дела следует, что Кучукова Ф.А. (представитель Кучуковой Л.Ф.) от получения субсидии на приобретение жилого помещения в собственность отказалась (л.д. 115-118).
На обращение Администрации города от 13.08.2015 N 01-1004 о возмещении затрат Минфин РФ в письме от 13.10.2015 N 20-05-13-05/5/58854 указал, что в соответствии со статьей 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на средства бюджета осуществляется только на основании судебного акта, который Администрацией города не представлен (л.д. 12-16).
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы Минфина РФ апелляционным судом не принимаются, основания для отмены обжалуемого решения отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Заявитель жалобы в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 08.09.2016 по делу N А76-9332/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
С.Д.ЕРШОВА

Судьи
И.В.КАЛИНА
О.В.СОТНИКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)