Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истица относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включена в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением, однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечена.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда
в составе председательствующего судьи Донцовой Ю.И.,
судей Булгаковой М.В., Раковского В.В.
при секретаре М.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Орска Оренбургской области на решение Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 21 марта 2017 года по гражданскому делу по иску прокурора Советского района г. Орска, действующего в интересах Ю., к администрации г. Орска Оренбургской области об обязании предоставить жилое помещение
установила:
Прокурор, действуя в интересах Ю., обратился в суд с иском к администрации г. Орска, в котором просит обязать ответчика предоставить Ю. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Указав в обоснование, что Ю. относится к категории детей-сирот, так как ***. В настоящее время Ю. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением, однако жилым помещением не обеспечен.
Решением Октябрьского районного суда города Орска Оренбургской области от 21 марта 2017 года суд обязал администрацию г. Орска предоставить Ю., (дата) года рождения, соответствующее санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта жилое помещение в г. Орске Оренбургской области не ниже установленных социальных норм специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений за счет средств субъекта Российской Федерации Оренбургской области.
В апелляционной жалобе администрация города Орска Оренбургской области просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Заслушав доклад судьи Донцовой Ю.И., объяснения прокурора Пасечник Е.И., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (абзац 1).
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта по достижении им возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия (абзац 2).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования либо по окончании прохождения военной службы по призыву, либо по окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац 3).
Пунктом 3 статьи 8 вышеуказанного Федерального закона установлено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ).
Законом Оренбургской области от 18 марта 2013 года N 1420/408-V-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области" государственные полномочия Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что мать Ю. - ***, отец - ФИО8 ***.
Распоряжением администрации г. Орска Оренбургской области от (дата) N -р над несовершеннолетней Ю. установлена опека. Опекуном назначена ФИО9.
Согласно договору купли-продажи от (дата) ФИО10 приобрел в собственность у ФИО11 дом по (адрес) в (адрес). Справкой администрации Советского района г. Орска с места жительства от (дата) подтверждено, что в доме по (адрес), общей полезной площадью *** кв. м, зарегистрированы опекун истца ФИО9, брат Ю., родственники истца ФИО12, ФИО10, ФИО13, ФИО14, ФИО15.
Имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается, что собственником данного помещения, членом семьи собственника Ю. не является.
(дата) Ю. окончила Г. что подтверждается свидетельством об уровне квалификации N.
Согласно постановлению администрации г. Орска N -п от (дата) Ю. признана нуждающейся в жилом помещении по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Приказом Управления образования администрации г. Орска от (дата) N Ю. присвоен порядковый номер N в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
По сведениям ГУП Оренбургской области "Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости" г. Орска, Управления Росреестра по Оренбургской области, Администрации муниципального образования Кувандыкского района Оренбургской области, Ю. не имеет недвижимого имущества, находящегося у нее в собственности.
Поскольку Ю. признана нуждающейся в жилом помещении по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, достигла возраста 18 лет, завершила обучение, в собственности жилого помещения не имеет, суд пришел к обоснованным выводам об удовлетворении заявленных исковых требований, обязав администрацию города Орска Оренбургской области предоставить Ю. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что включение в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в порядке очередности по соответствующему муниципальному образованию в зависимости от даты принятия уполномоченным органом в сфере образования решения о включении в Список, что законом не предусмотрен внеочередной порядок обеспечения жилыми помещениями указанных категорий лиц, а также что решением суда нарушаются права других лиц на обеспечение жильем, выводов суда и законность принятого им решения не опровергают.
Приведенные ответчиком обстоятельства не свидетельствуют о том, что предоставление жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, может быть отложено на неопределенный срок, поскольку в силу вышеприведенных положений закона указанным лицам жилые помещения предоставляются по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей - оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения начального (профессионального) образования.
Отсутствие необходимого финансового обеспечения государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, также не может служить основанием для нарушения установленного законом права Ю. на своевременное получение жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Таким образом, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом первой инстанции не допущено, в связи с чем, оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда города Орска Оренбургской области от 21 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Орска Оренбургской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРЕНБУРГСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 21.06.2017 ПО ДЕЛУ N 33-4458/2017
Требование: Об обязании предоставить жилое помещение.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истица относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включена в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением, однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечена.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 июня 2017 года
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда
в составе председательствующего судьи Донцовой Ю.И.,
судей Булгаковой М.В., Раковского В.В.
при секретаре М.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Орска Оренбургской области на решение Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 21 марта 2017 года по гражданскому делу по иску прокурора Советского района г. Орска, действующего в интересах Ю., к администрации г. Орска Оренбургской области об обязании предоставить жилое помещение
установила:
Прокурор, действуя в интересах Ю., обратился в суд с иском к администрации г. Орска, в котором просит обязать ответчика предоставить Ю. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Указав в обоснование, что Ю. относится к категории детей-сирот, так как ***. В настоящее время Ю. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением, однако жилым помещением не обеспечен.
Решением Октябрьского районного суда города Орска Оренбургской области от 21 марта 2017 года суд обязал администрацию г. Орска предоставить Ю., (дата) года рождения, соответствующее санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта жилое помещение в г. Орске Оренбургской области не ниже установленных социальных норм специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений за счет средств субъекта Российской Федерации Оренбургской области.
В апелляционной жалобе администрация города Орска Оренбургской области просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Заслушав доклад судьи Донцовой Ю.И., объяснения прокурора Пасечник Е.И., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (абзац 1).
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта по достижении им возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия (абзац 2).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования либо по окончании прохождения военной службы по призыву, либо по окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац 3).
Пунктом 3 статьи 8 вышеуказанного Федерального закона установлено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ).
Законом Оренбургской области от 18 марта 2013 года N 1420/408-V-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области" государственные полномочия Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что мать Ю. - ***, отец - ФИО8 ***.
Распоряжением администрации г. Орска Оренбургской области от (дата) N -р над несовершеннолетней Ю. установлена опека. Опекуном назначена ФИО9.
Согласно договору купли-продажи от (дата) ФИО10 приобрел в собственность у ФИО11 дом по (адрес) в (адрес). Справкой администрации Советского района г. Орска с места жительства от (дата) подтверждено, что в доме по (адрес), общей полезной площадью *** кв. м, зарегистрированы опекун истца ФИО9, брат Ю., родственники истца ФИО12, ФИО10, ФИО13, ФИО14, ФИО15.
Имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается, что собственником данного помещения, членом семьи собственника Ю. не является.
(дата) Ю. окончила Г. что подтверждается свидетельством об уровне квалификации N.
Согласно постановлению администрации г. Орска N -п от (дата) Ю. признана нуждающейся в жилом помещении по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Приказом Управления образования администрации г. Орска от (дата) N Ю. присвоен порядковый номер N в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
По сведениям ГУП Оренбургской области "Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости" г. Орска, Управления Росреестра по Оренбургской области, Администрации муниципального образования Кувандыкского района Оренбургской области, Ю. не имеет недвижимого имущества, находящегося у нее в собственности.
Поскольку Ю. признана нуждающейся в жилом помещении по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, достигла возраста 18 лет, завершила обучение, в собственности жилого помещения не имеет, суд пришел к обоснованным выводам об удовлетворении заявленных исковых требований, обязав администрацию города Орска Оренбургской области предоставить Ю. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что включение в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в порядке очередности по соответствующему муниципальному образованию в зависимости от даты принятия уполномоченным органом в сфере образования решения о включении в Список, что законом не предусмотрен внеочередной порядок обеспечения жилыми помещениями указанных категорий лиц, а также что решением суда нарушаются права других лиц на обеспечение жильем, выводов суда и законность принятого им решения не опровергают.
Приведенные ответчиком обстоятельства не свидетельствуют о том, что предоставление жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, может быть отложено на неопределенный срок, поскольку в силу вышеприведенных положений закона указанным лицам жилые помещения предоставляются по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей - оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения начального (профессионального) образования.
Отсутствие необходимого финансового обеспечения государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, также не может служить основанием для нарушения установленного законом права Ю. на своевременное получение жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Таким образом, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом первой инстанции не допущено, в связи с чем, оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда города Орска Оренбургской области от 21 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Орска Оренбургской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)