Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 20.11.2013 N 33-18153/2013 ПО ДЕЛУ N 2-6481/2013

Требование: О признании незаконным распоряжения о снятии с учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений на условиях социального найма, обязании восстановить на учете.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 ноября 2013 г. N 33-18153/13


Судья: Николаева А.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Стаховой Т.М.
судей Бакуменко Т.Н., Чуфистова И.В.
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу, поданную М.А.А. на решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 15 июля 2013 года по делу N 2-6481/2013, по заявлению М.А.А., М.А.Н., М.Е. о признании незаконным распоряжения администрации Выборгского района Санкт-Петербурга о снятии с учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений на условиях социального найма, обязании восстановить в очереди в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений на условиях социального найма.
Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М., объяснения заявителя М.А.А., действующего в своих интересах и на основании доверенности являющегося представителем заявителей М.А.Н. и М.Е., судебная коллегия

установила:

М.А.А., М.А.Н., М.Е. обратились в суд с заявлением о признании незаконным распоряжения Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга (далее - администрация района) от <дата> N <...> о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых на условиях социального найма. В качестве мер по восстановлению нарушенного права просили обязать администрацию района восстановить их на учете, с сохранением номера очереди, присвоенного с даты принятия на учет нуждающихся и возможными изменениями порядкового номера очереди, произошедшими в период разрешения спора судом.
В обоснование требований заявители указали, что в соответствии с п. 16.1 ранее действовавших Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Ленинграде, утвержденных Решением Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов и Президиума Ленинградского областного совета профсоюзов от 7 сентября 1987 года N 712/6 (далее - Правила учета граждан от 7 сентября 1987 года N 712/6) они признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и в составе семьи 5 человек <дата> приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
<дата> с учета нуждающихся снята А.Н.А. в связи с наступлением смерти. <дата> года с учета нуждающихся снят М.Л.А. в связи с переменой места жительства.
Распоряжением администрации района от <дата> N <...> семья заявителей в составе 3 человек сняты с учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений на условиях социального найма по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ - утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, поскольку общая площадь жилого помещения, приходящаяся на каждого члена семьи составляет 15,21 кв. м, что значительно превышает учетную норму в 9 кв. м.
По мнению заявителей, оспариваемое распоряжение администрации не является законным, поскольку противоречит требованиям ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", которой не предусмотрена возможность снятия с учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений на условиях социального найма граждан, принятых на учет до 1 марта 2005 года, по основаниям, изложенным в п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ.
В соответствии с п. 29.1 ранее действовавших Правил учета граждан от 7 сентября 1987 года N 712/6, снятие граждан с учета производится в случаях, если жилая площадь на каждого члена семьи, включая площадь жилых помещений, принадлежащих им на праве частной собственности, составляет не менее размера, установленного для предоставления жилых помещений - 9 кв. м на человека. В данном случае такие обстоятельства не наступили, поскольку после снятия двух членов семьи заявителей с учета нуждающихся, на каждого заявителя приходится по 8,91 кв. м жилой площади, что менее нормы предоставления.
Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 15 июля 2013 года в удовлетворении заявления отказано.
Заявители не согласились с постановленным решением, и подали апелляционную жалобу, в которой просят, отменив решение, удовлетворить требования в полном объеме.
В суде апелляционной инстанции М.А.А., действующий в своих интересах и являющийся представителем заявителей М.А.Н. и М.Е., настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы.
Представитель администрации Выборгского района Санкт-Петербурга в судебное заседание апелляционной инстанции не явился. О времени судебного разбирательства извещен. Согласно ч. 2 ст. 257, ч. 1 ст. 327 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, выслушав объяснения заявителя, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, полагает решение суда подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, А.Н.А., М.А.Н., М.Е., их дети - М.Л.А. М.А.А. на основании ордера N <...>, выданного <дата> занимали отдельную двухкомнатную квартиру общей площадью <...> кв. м, из которой жилая площадь -<...> кв. м, расположенную по адресу: <адрес>
<дата> М.А.Н., М.Е., М.Л.А., М.А.А., А.Н.А. приняты на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением на условиях социального найма по основаниям, изложенным в п. 16.1 Правил учета граждан от 7 сентября 1987 года N 712/6, как лица, занимающие жилую площадь 5,5 кв. метра и менее на каждого проживающего.
В дальнейшем А.Н.А. <дата> снята с учета в связи с наступлением смерти.
М.Л.А. снят с учета <дата> в связи с переменой места жительства и выездом в <адрес>, приобретенную им <дата> на основании договора дарения.
Таким образом, после снятия А.Н.А. и М.Л.А. с регистрационного учета по адресу: <адрес>, жилищная обеспеченность заявителей М.А.Н., М.Е., М.А.А., каждого в отдельности, составила по 8,91 кв. м жилой площади, по 15,21 кв. м общей площади квартиры (<...>), что превысило учетную норму площади жилого помещения на одного человека - 5,5 кв. м, но не достигло нормы предоставления - 9 кв. м жилой площади, установленной п. 12 Правил учета граждан от 7 сентября 1987 года N 712/6.
Распоряжением администрации Выборгского района Санкт-Петербурга от <дата> N <...> М.А.Н., М.Е., М.А.А. сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ.
Решением администрации района от <дата> N <...> отказано в восстановлении заявителей на учете нуждающихся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма в связи с отсутствием оснований.
Отклоняя требования заявления, суд первой инстанции указал, что после снятия с регистрации двух членов семьи М-вых, и приобретения М.Л.А. отдельной однокомнатной квартиры, уровень жилищной обеспеченности заявителей превысил норму предоставления, в связи с этим администрация обоснованно приняла решение о снятии заявителей с учета нуждающихся.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда по следующим основаниям.
Определяя уровень жилищной обеспеченности заявителей, суд первой инстанции, как и районная администрация, ошибочно суммировал жилую площадь квартиры <адрес>, занимаемой заявителями, с жилой площадью квартиры <адрес>, приобретенной М.Л.А. на основании договора дарения, и необоснованно сделали вывод об обеспеченности заявителей по 11 кв. м жилой площади на каждого (<...> кв. м + <...> кв. м / 4 человека = 11 кв. м).
Так, по смыслу ранее действовавшего жилищного законодательства и действующих в настоящее время положений ч. 2 ст. 51 ЖК РФ и п. 2 ст. 3 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65, при определении уровня обеспеченности гражданина площадью жилого помещения в целях разрешения вопроса о нуждаемости в жилых помещениях, предоставляемых на условиях социального найма, подлежат учету только те жилые помещения, собственником которых гражданин является или в отношении которых приобрел право бессрочного пользования.
Доказательств вселения М.А.Н., М.Е., М.А.А. в квартиру, принадлежащую на праве собственности М.Л.А. (лицу, снятому с учета нуждающихся и не требующему восстановления на очереди) в качестве членов семьи собственника и признания за ними права пользования квартирой равного с правом собственника, не представлено. Следовательно, определять уровень жилищной обеспеченности каждого заявителя необходимо только исходя из площади квартиры <адрес>
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.
Основания для снятия с учета граждан, принятых на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 1 марта 2005 года, установлены частью 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации". В соответствии с которой граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с такого учета по основаниям, предусмотренным пп. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
По смыслу приведенных положений закона, М-вы, поставленные до 1 марта 2005 года на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, могли быть сняты с такого учета либо по основаниям, предусмотренным пп. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, либо в связи с утратой оснований, которые ранее (то есть до 1 марта 2005 года) давали право на получение жилого помещения по договору социального найма.
На наличие оснований для снятия с учета, предусмотренных пунктами 1, 3 - 6 части 1 ст. 56 ЖК РФ, Администрация Выборгского района Санкт-Петербурга не ссылалась.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в Определении от 1 декабря 2009 года N 1549-О-П по жалобе на нарушение прав ч. 2 ст. 6 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", это положение закона не предполагает возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до 1 марта 2005 года принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет.
В силу п. 29.1 Правил учета граждан от 7 сентября 1987 года N 712/6, снятие граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий производится решением исполнительного комитета районного Совета народных депутатов по предложению общественной комиссии по жилищным вопросам в случае улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи, включая площадь жилых помещений, принадлежащих им на праве частной собственности, составляет не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения (п. 12 настоящих Правил), и отпали другие основания для предоставления жилого помещения.
Согласно п. 12 указанных Правил в соответствии со средней обеспеченностью жилой площадью в домах государственного и общественного жилищного фонда Ленинграда устанавливается минимальный размер предоставляемой жилой площади - 9 квадратных метров на человека.
Вместе с тем в настоящее время п. 1 ст. 5 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" установлена значительно большая норма предоставления по сравнению с ранее действовавшим законодательством, а именно при предоставлении жилых помещений по договору социального найма минимальный размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма (далее - норма предоставления площади жилого помещения), составляет 18 кв. м на одного члена семьи, состоящей из двух и более человек.
Как указано в определении ранее, жилищная обеспеченность заявителей М.А.Н., М.Е., М.А.А., каждого в отдельности, в настоящее время составляет по 8,91 кв. м жилой площади, и по 15,21 кв. м общей площади (<...> = 15,21), что меньше нормы предоставления - 9 кв. м жилой площади, установленной п. п. 29.1 и 12 Правил учета граждан от 7 сентября 1987 года N 712/6, и не соответствует норме предоставления 18 кв. м, установленной ст. 5 Закона Санкт-Петербурга N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге". В связи с этим, выводы администрации района и суда первой инстанции об улучшении жилищных условий заявителей, в результате которых ими утрачены основания, которые до введения в действие ЖК РФ давали право на получение жилых помещений по договорам социального найма, являются необоснованными.
При изложенных обстоятельствах решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 15 июля 2013 года подлежит отмене, а требования заявителей удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 настоящего Кодекса.
Иной порядок распределения судебных расходов по делам, возникающим из публичных правоотношений, Гражданским процессуальным кодексом РФ не предусмотрен.
В связи с удовлетворением заявления с администрации Выборгского района Санкт-Петербурга в пользу М.А.А. подлежат взысканию судебные расходы, понесенные заявителем на оплату государственной пошлины в сумме 200 рублей.
Руководствуясь п. 2 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 15 июля 2013 года отменить.
Признать незаконным распоряжение администрации Выборгского района Санкт-Петербурга от <дата> N <...> о снятии М.А.А., М.Е., М.А.Н. с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых на условиях социального найма.
Обязать администрацию Выборгского района Санкт-Петербурга восстановить М.А.А., М.Е., М.А.Н. на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых на условиях социального найма, с сохранением номера очереди N <...>, присвоенного с учетом принятия на учет <дата>.
Взыскать с администрации Выборгского района Санкт-Петербурга в пользу М.А.А. судебные расходы, понесенные на уплату государственной пошлины, в сумме 200 рублей.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)