Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Гражданину отказано в заключении договора социального найма в связи с тем, что квартира в муниципальной собственности не значится.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Савкина С.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Коренева А.С.,
судей Деменевой Л.С., Ильиной О.В.
при секретаре судебного заседания Д.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства в помещении суда гражданское дело по иску Д.Н.Ф. к <...>4 городского округа о возложении обязанности принять в муниципальную собственность жилое помещение, заключить договор социального найма
по апелляционной жалобе ответчика администрации Ивдельского городского округа на решение Ивдельского городского суда Свердловской области от 12.04.2017.
Заслушав доклад судьи Деменевой Л.С., судебная коллегия
установила:
истец обратилась в суд с вышеуказанным иском.
В обоснование исковых требований указано, что в <...> году ей было предоставлено жилое помещение в виде отдельной квартиры, расположенной по адресу: <...> В квартире зарегистрированы она, бывший муж Д.Н.В. и сын Д.А. В <...> года она обратилась в администрацию Ивдельского городского округа с заявлением о заключении договора социального найма, но ей было отказано в связи с тем, что квартира в муниципальной собственности не значится. Просила обязать ответчика принять указанную квартиру в муниципальную собственность и заключить с ней договор социального найма.
Решением Ивдельского городского суда Свердловской области от <...> иск удовлетворен частично: на администрацию Ивдельского городского округа возложена обязанность заключить с Д.Н.Ф. договор социального найма жилого помещения на квартиру, расположенную по адресу: <...>, с учетом членов семьи Д.А., Д.Н.В. В остальной части иск оставлен без удовлетворения.
С таким решением не согласился ответчик. В апелляционной жалобе его представитель указывает на решение Ивдельского городского суда Свердловской области от <...>, которым договор приватизации признан незаконным с передачей квартиры в хозяйственное ведение ФГУП ОИУ <...> ГУИН Минюста России по <...>, в связи с чем собственником спорного жилого помещения является Российская Федерация. Указывает, что Администрация Ивдельского городского округа не имеет право заключать договоры социального найма на жилое помещение, не находящееся в муниципальной собственности Ивдельского городского округа. Доказательств передачи полномочий от федерального органа власти по заключению договора социального найма на жилое помещение, находящееся в государственной собственности, Администрации Ивдельского городского округа не представлено. Просит решение суда отменить и принять новое решение.
Участвующие в деле лица о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в суд апелляционной инстанции не явились. Судебная коллегия в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся учет муниципального жилищного фонда, иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией РФ, вышеуказанным Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов РФ.
Порядок передачи в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами в соответствии с разграничением вопросов местного значения, определен ч. 11.1 ст. 154 ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".
В соответствии с ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" полномочия по жилищным вопросам переданы муниципальным районам.
По делу установлено, что <...> на основании ордера на жилое помещение <...> Д.Н.Ф. предоставлено жилое помещение в виде трехкомнатной квартиры по адресу: <...>. Согласно справке в спорном жилом помещении зарегистрированы Д.Н.Ф., Д.Н.В., Д.А.
Согласно справке Администрации Ивдельского городского округа спорная квартира в реестре муниципального имущества не значится.
Право собственности в отношении спорного жилого помещения ни за кем не зарегистрированы, что подтверждено выпиской об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений от <...>.
В силу решения Ивдельского городского суда Свердловской области от <...> договор от <...> безвозмездной передачи квартиры по адресу: <...>, в собственность Д.Н.Ф., Д.А. признан недействительным с последующей регистрацией права хозяйственного ведения ФГУП ОИУ <...> с особыми условиями хозяйственной деятельности Минюста России на спорную квартиру, поскольку предприятие являлось государственным.
Согласно решению Арбитражного суда Свердловской области от <...> ФГУП ОИУ <...> с особыми условиями хозяйственной деятельности ГУИН Минюста России по Свердловской области признано банкротом.
<...> указанное юридическое лицо исключено из реестра юридических лиц.
Согласно п. 5 ст. 132 ФЗ от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с учетом изменений, внесенных ст. 147 ФЗ РФ от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации", социально значимые объекты, не проданные в порядке, установленном пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, подлежат передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы.
В соответствии с п. 6 ст. 132 ФЗ от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с учетом изменений, внесенных ст. 147 ФЗ РФ от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации", передача социально значимых объектов, указанных в пункте 5 настоящей статьи, и жилищного фонда социального использования соответственно в муниципальную собственность и собственнику жилищного фонда социального использования осуществляется без каких-либо дополнительных условий на основании определения арбитражного суда в сроки, предусмотренные таким определением.
В соответствии со ст. 19 ЖК РФ к жилищному фонду социального использования относится совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.
В соответствии с п. 2 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов. Согласно приложению N 3 к Постановлению N 3020-1 объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского, районного Совета народных депутатов, в том числе жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры, относятся к муниципальной собственности.
При таких обстоятельствах суд сделал обоснованный вывод о том, что спорное жилое помещение относится к объектам муниципальной собственности в силу прямого указания закона - Постановления ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 (приложение N 3), в связи с чем на органы местного самоуправления должна возлагаться обязанность по его принятию.
Доводы Администрации Ивдельского городского округа о том, что в адрес ответчика от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника, не поступало предложения о приеме спорного жилого помещения в муниципальную собственность отклоняются судебной коллегией. Исходя из содержания ст. 132 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", вне зависимости от наличия прав собственности муниципального образования имущество (жилищный фонд) подлежит передаче муниципальному образованию. При этом судебная коллегия исходит из того, что данная норма права носит самостоятельную публичную обязанность, не связанную с ранее имевшимися гражданско-правовыми отношениями, и направлена на защиту прежде всего социальных прав граждан, с тем, чтобы после ликвидации организации судьба жилищного фонда не оставалась неопределенной.
В соответствии со ст. 60 ЖК РФ, по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных данным Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
Таким образом, орган местного самоуправления, выступающий в качестве наймодателя, обязан заключить договор социального найма с лицами, проживающими в муниципальном жилом фонде.
При указанных обстоятельствах исковые требования об обязании принять в муниципальную собственность подлежат удовлетворению к Администрации Ивдельского городского округа, в связи с чем решение в части отказа в удовлетворении указанных требований подлежит отмене.
Руководствуясь ст. ст. 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ивдельского городского суда Свердловской области от 12.04.2017 в части отказа в удовлетворении требований Д.Н.Ф. к Администрации Ивдельского городского округа о возложении обязанности принять в муниципальную собственность жилое помещение отменить.
Принять в этой части новое решение, которым исковые требования Д.Н.Ф. удовлетворить.
Обязать Администрацию Ивдельского городского округа принять в муниципальную собственность жилое помещение - квартиру, расположенную по адресу: <...>
В остальной части решении суда оставить без изменения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 24.08.2017 ПО ДЕЛУ N 33-14212/2017
Требование: Об обязании принять в муниципальную собственность жилое помещение, заключить договор социального найма.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Гражданину отказано в заключении договора социального найма в связи с тем, что квартира в муниципальной собственности не значится.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 августа 2017 г. по делу N 33-14212/2017
Судья Савкина С.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Коренева А.С.,
судей Деменевой Л.С., Ильиной О.В.
при секретаре судебного заседания Д.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства в помещении суда гражданское дело по иску Д.Н.Ф. к <...>4 городского округа о возложении обязанности принять в муниципальную собственность жилое помещение, заключить договор социального найма
по апелляционной жалобе ответчика администрации Ивдельского городского округа на решение Ивдельского городского суда Свердловской области от 12.04.2017.
Заслушав доклад судьи Деменевой Л.С., судебная коллегия
установила:
истец обратилась в суд с вышеуказанным иском.
В обоснование исковых требований указано, что в <...> году ей было предоставлено жилое помещение в виде отдельной квартиры, расположенной по адресу: <...> В квартире зарегистрированы она, бывший муж Д.Н.В. и сын Д.А. В <...> года она обратилась в администрацию Ивдельского городского округа с заявлением о заключении договора социального найма, но ей было отказано в связи с тем, что квартира в муниципальной собственности не значится. Просила обязать ответчика принять указанную квартиру в муниципальную собственность и заключить с ней договор социального найма.
Решением Ивдельского городского суда Свердловской области от <...> иск удовлетворен частично: на администрацию Ивдельского городского округа возложена обязанность заключить с Д.Н.Ф. договор социального найма жилого помещения на квартиру, расположенную по адресу: <...>, с учетом членов семьи Д.А., Д.Н.В. В остальной части иск оставлен без удовлетворения.
С таким решением не согласился ответчик. В апелляционной жалобе его представитель указывает на решение Ивдельского городского суда Свердловской области от <...>, которым договор приватизации признан незаконным с передачей квартиры в хозяйственное ведение ФГУП ОИУ <...> ГУИН Минюста России по <...>, в связи с чем собственником спорного жилого помещения является Российская Федерация. Указывает, что Администрация Ивдельского городского округа не имеет право заключать договоры социального найма на жилое помещение, не находящееся в муниципальной собственности Ивдельского городского округа. Доказательств передачи полномочий от федерального органа власти по заключению договора социального найма на жилое помещение, находящееся в государственной собственности, Администрации Ивдельского городского округа не представлено. Просит решение суда отменить и принять новое решение.
Участвующие в деле лица о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в суд апелляционной инстанции не явились. Судебная коллегия в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся учет муниципального жилищного фонда, иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией РФ, вышеуказанным Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов РФ.
Порядок передачи в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами в соответствии с разграничением вопросов местного значения, определен ч. 11.1 ст. 154 ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".
В соответствии с ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" полномочия по жилищным вопросам переданы муниципальным районам.
По делу установлено, что <...> на основании ордера на жилое помещение <...> Д.Н.Ф. предоставлено жилое помещение в виде трехкомнатной квартиры по адресу: <...>. Согласно справке в спорном жилом помещении зарегистрированы Д.Н.Ф., Д.Н.В., Д.А.
Согласно справке Администрации Ивдельского городского округа спорная квартира в реестре муниципального имущества не значится.
Право собственности в отношении спорного жилого помещения ни за кем не зарегистрированы, что подтверждено выпиской об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений от <...>.
В силу решения Ивдельского городского суда Свердловской области от <...> договор от <...> безвозмездной передачи квартиры по адресу: <...>, в собственность Д.Н.Ф., Д.А. признан недействительным с последующей регистрацией права хозяйственного ведения ФГУП ОИУ <...> с особыми условиями хозяйственной деятельности Минюста России на спорную квартиру, поскольку предприятие являлось государственным.
Согласно решению Арбитражного суда Свердловской области от <...> ФГУП ОИУ <...> с особыми условиями хозяйственной деятельности ГУИН Минюста России по Свердловской области признано банкротом.
<...> указанное юридическое лицо исключено из реестра юридических лиц.
Согласно п. 5 ст. 132 ФЗ от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с учетом изменений, внесенных ст. 147 ФЗ РФ от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации", социально значимые объекты, не проданные в порядке, установленном пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, подлежат передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы.
В соответствии с п. 6 ст. 132 ФЗ от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с учетом изменений, внесенных ст. 147 ФЗ РФ от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации", передача социально значимых объектов, указанных в пункте 5 настоящей статьи, и жилищного фонда социального использования соответственно в муниципальную собственность и собственнику жилищного фонда социального использования осуществляется без каких-либо дополнительных условий на основании определения арбитражного суда в сроки, предусмотренные таким определением.
В соответствии со ст. 19 ЖК РФ к жилищному фонду социального использования относится совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.
В соответствии с п. 2 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов. Согласно приложению N 3 к Постановлению N 3020-1 объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского, районного Совета народных депутатов, в том числе жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры, относятся к муниципальной собственности.
При таких обстоятельствах суд сделал обоснованный вывод о том, что спорное жилое помещение относится к объектам муниципальной собственности в силу прямого указания закона - Постановления ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 (приложение N 3), в связи с чем на органы местного самоуправления должна возлагаться обязанность по его принятию.
Доводы Администрации Ивдельского городского округа о том, что в адрес ответчика от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника, не поступало предложения о приеме спорного жилого помещения в муниципальную собственность отклоняются судебной коллегией. Исходя из содержания ст. 132 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", вне зависимости от наличия прав собственности муниципального образования имущество (жилищный фонд) подлежит передаче муниципальному образованию. При этом судебная коллегия исходит из того, что данная норма права носит самостоятельную публичную обязанность, не связанную с ранее имевшимися гражданско-правовыми отношениями, и направлена на защиту прежде всего социальных прав граждан, с тем, чтобы после ликвидации организации судьба жилищного фонда не оставалась неопределенной.
В соответствии со ст. 60 ЖК РФ, по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных данным Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
Таким образом, орган местного самоуправления, выступающий в качестве наймодателя, обязан заключить договор социального найма с лицами, проживающими в муниципальном жилом фонде.
При указанных обстоятельствах исковые требования об обязании принять в муниципальную собственность подлежат удовлетворению к Администрации Ивдельского городского округа, в связи с чем решение в части отказа в удовлетворении указанных требований подлежит отмене.
Руководствуясь ст. ст. 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ивдельского городского суда Свердловской области от 12.04.2017 в части отказа в удовлетворении требований Д.Н.Ф. к Администрации Ивдельского городского округа о возложении обязанности принять в муниципальную собственность жилое помещение отменить.
Принять в этой части новое решение, которым исковые требования Д.Н.Ф. удовлетворить.
Обязать Администрацию Ивдельского городского округа принять в муниципальную собственность жилое помещение - квартиру, расположенную по адресу: <...>
В остальной части решении суда оставить без изменения.
Председательствующий
А.С.КОРЕНЕВ
Судьи
Л.С.ДЕМЕНЕВА
О.В.ИЛЬИНА
А.С.КОРЕНЕВ
Судьи
Л.С.ДЕМЕНЕВА
О.В.ИЛЬИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)