Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 27.01.2016 ПО ДЕЛУ N 33-719/2016

Требование: Об обеспечении благоустроенным жилым помещением из специализированного жилищного фонда, отвечающим санитарным и техническим требованиям.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включен в список лиц, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями специализированного жилого фонда, жильем не обеспечен.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 января 2016 г. по делу N 33-719


Судья Козлова О.Ф.

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Киселевой Н.В.,
судей Симоновой Т.В., Петуховой Е.В.,
при секретаре А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 27 января 2016 года дело по апелляционной жалобе Правительства Пермского края на решение Чайковского городского суда Пермского края от 02.11.2015 г., которым постановлено:
"Обязать Правительство Пермского края предоставить К.В.А. благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда в границах Чайковского муниципального района, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 квадратных метров, в удовлетворении заявления Чайковского городского прокурора о возложении этих же обязанностей на территориальное управление Министерства социального развития Пермского края по Чайковскому муниципальному району - отказать".
Заслушав доклад судьи Симоновой Т.В., объяснения прокурора Прокуратуры Пермского края Левыкиной Л.Л., проверив дело, судебная коллегия

установила:

Чайковский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах К.В.А. к Правительству Пермского края, Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по Чайковскому муниципальному району об обеспечении К.В.А. благоустроенным жилым помещением из специализированного жилищного фонда в границах Чайковского муниципального района, отвечающим санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 квадратных метров.
В обоснование иска указано, что К.В.А., относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пермского края. 30 мая 2013 года по решению комиссии по опеке и попечительству ТУ Минсоцразвития Пермского края по Чайковскому муниципальному району, К.В.А. был включен в список лиц, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями специализированного жилого помещения, до настоящего времени жильем не обеспечен.
В судебном заседании помощник прокурора Чайковской городской прокуратуры на удовлетворении заявления настаивала.
К.В.А. заявленные в его интересах исковые требования поддержал.
Представитель ответчика Правительства Пермского края в судебном заседании участия не принимал, из представленного в суд письменного отзыва, следовало, что исковые требования не признает.
Представитель ответчика управления Министерства социального развития Пермского края по Чайковскому муниципальному району в суд не явился, просил о рассмотрении дела без его участия, полагал, что Управление надлежащим ответчиком по делу не является.
Судом была произведена замена третьего лица реорганизованного Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края его правопреемником - Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края.
Представители третьих лиц - Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, Министерства социального развития Пермского края, Краевое государственное бюджетное учреждение "Управление капитального строительства" в суд не явились, были извещены.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Правительства Пермского края просит решение суда изменить. Ссылаясь на положения ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей", п. 1.3 Порядка предоставления детям-сиротам, детям оставшимся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края (утв. Постановлением Правительства Пермского края от 9 сентября 2013 г. N 1194-п) полагает, что жилое помещение может быть предоставлено истцу на территории Пермского края, а ограничение его предоставления территорией Чайковского муниципального района является необоснованным. Указывает на то, что согласно плану формирования специализированного жилищного фонда строительство и регистрация права государственной собственности на приобретенные жилые помещения в строящихся домах на территории Чайковского муниципального района Пермского края планируется в декабре 2015 года. Порядком предоставления детям-сиротам жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 года N 1194-п, определено право гражданина на осмотр предложенного жилого помещения, и предоставление осмотренного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Предоставление жилого помещения производится при получении письменного согласия гражданина на предоставление, и предусматривает, что в случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в других муниципальных образованиях Пермского края. Просит определить место предоставления жилого помещения К.В.А. на территории Пермского края либо с согласия К.В.А. в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к его месту жительства.
Участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, были извещены о месте и времени его проведения надлежащим образом.
Судебная коллегия, заслушав мнение прокурора, проверив материалы дела, приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Частью 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Законом Пермской области от 29.12.2004 года N 1939-419 (ред. Закона N 147-ПК от 14.12.2012 года) "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", статьей 6, предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Условиями предоставления жилых помещений лицам, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям существующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Таким образом, вышеприведенными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъекта Российской Федерации - Пермского края определен механизм реализации лицами из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, права на жилище.
Согласно ст. 23 Устава Пермского края, принятого Законодательным собранием Пермского края 19.04.2007 года (в редакции Закона Пермского края от 27.11.2012 года N 134-ПК) Правительство Пермского края является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края, формирующим органы исполнительной власти края и осуществляющим непосредственное руководство ими.
Согласно ст. 2 Закона Пермского края от 07.09.2007 года N 107-ПК "О системе органов государственной власти Пермского края" система исполнительных органов государственной власти Пермского края представляет собой взаимосвязанную совокупность исполнительных органов государственной власти Пермского края, наделенных в установленном порядке государственными полномочиями, действующую в целях реализации социально-экономического развития Пермского края.
Систему исполнительных органов государственной власти Пермского края составляют: Правительство Пермского края, министерства Пермского края, агентства Пермского края, инспекции Пермского края, иные исполнительные органы государственной власти Пермского края, их территориальные органы или обособленные структурные подразделения на территории Пермского края.
По смыслу указанных норм, поскольку Правительство Пермского края является наивысшим исполнительным органом государственной власти Пермского края, обязанность по предоставлению истцу жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения должна быть возложена именно на Правительство Пермского края.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции в соответствии с положения ст. 56, 67 ГПК РФ истец К.В.А. родился <...> г. в с. <...>.
Решением Чайковского городского суда Пермской области от 21 сентября 2004 г. родители К.В.А. - К1., К2. в отношении него лишены родительских прав.
Постановлением Главы города Чайковского Пермской области N 3436 от 01 ноября 2004 г. несовершеннолетний К.В.А. определен в МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом".
На основании Постановления Главы Чайковского муниципального района Пермского края N 1872 от 20.08.2007 года К.В.А. был внесен в списки нуждающихся во внеочередном получении жилья в администрации Чайковского муниципального района.
Приказом Межрайонного территориального управления N 3 Министерства социального развития Пермского края N 2084 от 28.09.2010 года над К.В.А. была установлена опека, опекуном назначена К3. на возмездной основе.
Решением комиссии по опеке и попечительству территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Чайковскому муниципальному району (протокол N 9 от 30.05.2013 года) К.В.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения.
Согласно данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю от 14 августа 2015 г., ГУП "ЦТИ Пермского края" Чайковский филиал от 03.06.2013 года К.В.А. не имеет в собственности жилых помещений, объектов капитального строительства (недвижимого имущества).
По сведениям администрации Чайковского городского поселения от 25.06.2015 года с К.В.А. договоры социального найма жилых помещений не заключались.
До настоящего времени жилое помещение К.В.А. не предоставлено.
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 40 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 5, ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса <...> ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ч. 1, 2 и 5 ст. 6 Закона Пермской области "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", пришел к обоснованному выводу о возложении на Правительство Пермского края обязанности по предоставлению истцу жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается и полагает, что доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене или изменению решения суда.
Согласно статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с п. 1.3, 1.4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений (утв. Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 N 1194-п) жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона от 29 декабря 2004 г. N 1939-419 и должны соответствовать следующим требованиям:...жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства. В случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства
Из указанных положений следует, что данная социальная гарантия по общему правилу предоставляется по месту жительства лица, имеющего право на ее (гарантии) предоставление.
Как следует из материалов дела, истец поставлен на учета как нуждающийся в жилых помещениях на территории Чайковского муниципального района, зарегистрирован также на территории того же муниципального образования.
Согласие К.В.А. на предоставление ему жилого помещения не по месту проживания на территории всего Пермского края также отсутствует.
Невозможность предоставления жилого помещения по месту его постановки на учет материалами дела не доказана, а План формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот в 2015 г., на который ссылается ответчик в апелляционной жалобе, напротив, подтверждает возможность предоставления истцу жилого помещения в соответствии с решением суда.
Возложение на Правительство Пермского края обязанности по предоставлению истцу жилого помещения в пределах Чайковского муниципального района требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения, не противоречит и прав заявителя не нарушает.
С учетом изложенного судебная коллегия считает, что нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, судом не допущено.
Руководствуясь ст. 199, 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Апелляционную жалобу Правительства Пермского края на решение Чайковского городского суда Пермского края от 02.11.2015 г. оставить без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)