Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРЕНБУРГСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 27.09.2017 ПО ДЕЛУ N 33-6847/2017

Требование: О возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма из специализированного жилищного фонда.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и состоит на учете в местной администрации в качестве нуждающегося в получении жилья как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, однако до настоящего времени жильем не обеспечен.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 сентября 2017 г. по делу N 33-6847/2017


Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Анненковой К.К.,
судей: Султанова Р.А., Трифоновой О.М.,
при секретаре М.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Муниципального образования г. Орск Оренбургской области на решение Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 14 июня 2017 года по гражданскому делу по иску прокурора Ленинского района г. Орска Оренбургской области, действующего в интересах К., к администрации Муниципального образования г. Орск Оренбургской области о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма из специализированного жилищного фонда,
Заслушав доклад судьи Анненковой К.К., пояснения прокурора Пасечник Е.И., истца К., полагавших решение законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменных возражений на апелляционную жалобу, изучив материалы дела и проверив законность решения в пределах доводов жалобы в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

установила:

прокурор Ленинского района г. Орска Оренбургской области, действующий в интересах К., обратился в суд с вышеназванным иском к администрации Муниципального образования г. Орска Оренбургской области, указав, что К., (дата) года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и состоит на учете в Администрации г. Орска в качестве нуждающегося в получении жилья как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей. До настоящего времени жильем не обеспечен.
Просил суд обязать администрацию Муниципального образования г. Орска Оренбургской области предоставить К. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда не ниже установленных норм предоставления жилой площади, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории г. Орска Оренбургской области, по договору найма специализированных жилых помещений за счет средств бюджета Оренбургской области.
14.06.2017 года судом постановлено решение об удовлетворении исковых требований прокурора Ленинского района г. Орска Оренбургской области. Суд обязал администрацию Муниципального образования г. Орска Оренбургской области предоставить К., (дата) года рождения, за счет расходных обязательств субъекта РФ - Оренбургской области благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, не ниже установленных норм предоставления жилой площади, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории города Орска Оренбургской области по договору найма специализированных жилых помещений.
С таким решением суда администрация Муниципального образования г. Орска Оренбургской области не согласилась, в апелляционной жалобе просит об отмене судебного постановления, ссылаясь на его незаконность и необоснованность по основаниям, изложенным в жалобе.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители администрации Муниципального образования г. Орска Оренбургской области, Правительства Оренбургской области, Отдела опеки и попечительства управления образовании администрации г. Орска Оренбургской области, надлежащим образом извещенные о месте и времени его проведения, не присутствовали, в связи с чем судебная коллегия определила рассмотреть апелляционную жалобу в порядке ст. 167 Гражданско-процессуального кодекса РФ в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ).
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов РФ, жилые помещения могут быть предоставлены ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В силу п. 3 вышеуказанного Закона орган исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном законом субъекта РФ, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года N 1853/389 (в редакции Закона Оренбургской области от 13 декабря 2013 N 1991/579-V-ОЗ) "О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан", органы местного самоуправления Оренбургской области наделяются отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Список), по договору найма специализированных жилых помещений с последующим заключением договора социального найма и ведению Списка подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно положениям ст. ст. 2, 19.1 Закона Оренбургской области от 13 июля 2007 года N 1347/285-IV-ОЗ (введена Законом Оренбургской области от 18 марта 2013 N 1420/408-V-ОЗ) "О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области" жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются однократно в виде жилых домов, квартир по договорам найма специализированных жилых помещений.
Судом установлено, что К. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с распоряжением администрации муниципального образования г. Орска N 4358-р от 03 октября 2008 года К. принят на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением комиссии по рассмотрению заявлений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа от 18 сентября 2013 года К. включен в Список лиц указанной категории, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
К. закрепленного за ним жилого помещения не имеет, для временного проживания ему предоставлено жилое помещение по адресу: (адрес), при этом данное жилое помещение на праве собственности ему не принадлежит, членом семьи нанимателя указанного жилого помещения К. не является.
В 2017 году К. получил среднее профессиональное образование в Г. по профессии ***, что подтверждено дипломом о среднем профессиональном образовании N 115624 1755646 от 31 января 2017 года.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований прокурора Ленинского района г. Орска Оренбургской области, суд исходил из того, что К. достиг возраста восемнадцати лет, окончил обучение в образовательном учреждении, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включен в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением не обеспечен.
При таких обстоятельствах, с учетом приведенных норм права, суд пришел к правильному выводу об обоснованности исковых требований и возложении на администрацию Муниципального образования г. Орска Оренбургской области, обязанности обеспечить К. жилым помещением из специализированного жилищного фонда.
Доводы апелляционной жалобы о возможности осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда льготной категории граждан в зависимости от выделенных денежных средств из областного бюджета и нарушении прав иных очередников, относящихся к категории детей-сирот, состоящих на учете нуждающихся в жилом помещении, не опровергают правильность выводов суда о необходимости судебной защиты нарушенного права К., поскольку предоставление специализированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения категории граждан, как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования не являются основанием для ограничения или лишения гарантированных законодательством прав и свобод истца.
Доводы жалобы об отсутствии в материалах дела доказательств невозможности проживания К. в предоставленном ему для временного проживания жилом помещении, расположенном по адресу: (адрес), судебная коллегия признает несостоятельными. Суд первой инстанции обоснованно указал, что К. нуждается в социальной помощи, поскольку находится в трудной жизненной ситуации, до момента рассмотрения дела жильем обеспечен не был, у него отсутствует в собственности недвижимое имущество. Кроме того, законодателем не ставится в зависимость от указанных обстоятельств нуждаемость в жилье. Как установлено судом первой инстанции, К. включен в список нуждающихся в жилье, следовательно органом местного самоуправления проверена его нуждаемость в таком жилом помещении, в связи с чем необходимость представления доказательств невозможности проживания последнего в жилом помещении, предоставленном ему для временного проживания, не является фактическим обстоятельством, имеющим значение для дела.
Судебная коллегия полагает обжалуемое решение соответствующим нормам материального права, регулирующего вопросы предоставления дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, судом первой инстанции фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены правильно, на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом доводов, а выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, в связи с чем у судебной коллегии отсутствуют основания для отмены решения суда при его проверке в пределах доводов апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 14 июня 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации Муниципального образования г. Орска Оренбургской области - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)