Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.11.2017 N 13АП-23428/2017 ПО ДЕЛУ N А26-4504/2017

Разделы:
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 ноября 2017 г. N 13АП-23428/2017

Дело N А26-4504/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 03 ноября 2017 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбик В.М.,
судей Кашиной Т.А., Колосовой Ж.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Ткаченко Я.А.,
при участии:
от истца: представитель Максимов В.И. по доверенности от 16.08.2016 от Сегежского центрального лесничества
от ответчика: не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23428/2017) акционерного общества "Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 28.07.2017 по делу N А26-4504/2017 (судья Погосян А.А.), принятое
по иску Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия
к акционерному обществу "Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат"
об обязании выполнить работы,
установил:

Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия (ОГРН: 1071001000828; ИНН: 1001016090; место нахождения: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Андропова, 2/24; далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к акционерному обществу "Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат" (ОГРН: 1021000921314, ИНН: 1006004155, место нахождения: 186420, Республика Карелия, г. Сегежа, ул. Заводская, 1; далее - ответчик, АО "Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат", общество) об обязании выполнить работы: рубки ухода в молодняках на площади 156,0 га на лесных участках, арендованных по договору аренды лесного участка N 57-з от 19.12.2008, содействие естественному возобновлению леса на площади 62,2 га на лесных участках, арендованных по договору аренды лесного участка от 19.12.2008 N 57-з; содействие естественному возобновлению леса на площади 8,9 га на лесных участках, арендованных по договору аренды лесного участка от 19.12.2008 N 58-з; строительство дорог противопожарного назначения протяженностью 2,0 км на лесных участках, арендованных по договору аренды лесного участка от 19.12.2008 N 58-з.
Решением от 28.07.2017 Арбитражный суд Республики Карелия иск удовлетворил.
В апелляционной жалобе АО "Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат" к отмене решения суда от 28.07.2017 привел следующие доводы. Проекты освоения лесов к договорам аренды разработаны по данным лесоустройства 2009 года, но не актуальными на сегодняшний момент. В связи с давностью проведения лесоустройства на территории Сегежского лесничества лесные участки, определенные проектом освоения лесов, фактически не соответствуют установленным Правилами ухода за лесами, утвержденными приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 N 185 (далее - Правила ухода за лесами), требованиям к возрастным периодам проведения указанных рубок ухода. Выполнение рубок ухода в молодняках на данных лесных участках и в данных объемах объективно невозможно ввиду того, что фактический возраст лесных насаждений не совпадает с указанным в Проекте освоения лесов, что является нарушением проведения рубок ухода согласно Правилам по уходу за лесами. По мнению подателя жалобы, требуется проведение натурных обследований данных участков и внесение изменений в Проект освоения лесов, в связи с чем необходимо приведение объемов и сроков мероприятий по уходу за лесами (рубки ухода в молодняках осветления и прочистки), указанных в приложения N 6, в соответствии с Правилами ухода за лесами. Проектом освоения лесов к договорам аренды лесных участков не предусмотрен план по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог противопожарного назначения. Создание лесной инфраструктуры является правом и имеет рекомендательный характер, и не является обязанностью арендатора.
Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия направило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в которой просило решение суда от 28.07.2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
АО "Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат", извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направил, поэтому в соответствии с данными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 разъяснениями дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между Министерством лесного комплекса Республики Карелия (арендодателем, правопредшественником истца) и ОАО "Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат" (арендатором) заключен договор аренды лесного участка от 19.12.2008 N 57-з, согласно которому арендодатель передал, а арендатор принял в аренду находящийся в государственной собственности лесной участок площадью 893426 га, расположенный на территории Сосновецкого центрального лесничества Сегежского муниципального района.
По договору аренды от 19.12.2008 N 58-з арендодатель передал, арендатор принял лесной участок площадью 22 032 га, расположенный на территории Сосновецкого центрального лесничества Сегежского муниципального района.
Срок действия договоров N 57-з, N 58-з определен с момента государственной регистрации по 31.12.2053 (пункт 7.1). Договоры зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 10.04.2009, что подтверждено соответствующей отметкой регистрирующего органа.
Пунктом 1.4 договоров аренды предусмотрено, что лесные участки передаются арендатору для использования в целях заготовки древесины.
Согласно пункту 4.4.15 договоров аренды арендатор обязан выполнять на переданном в аренду лесном участке работы по охране, защите и воспроизводству лесов в объемах и сроки, установленные Проектом освоения лесов и приложением N 6 к договору аренды, заключаемым сторонами ежегодно. Приложения N 6 к договорам аренды NN 57-з, 58-з на 2016 год, предусматривающие перечень мероприятий по охране, защите воспроизводству лесов, годовой объем и сроки их выполнения, подписаны со стороны арендатора без каких-либо замечаний (листы дела 37, 38).
Согласно отчетам об охране и защите лесов за январь - декабрь 2016 года по договорам NN 57-з, 58-з АО "Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат" не полностью выполнило обусловленные приложением N 6 и Проектом освоения лесов объемы работ по охране, защите и воспроизводству лесов на арендованных лесных участках.
Неисполненными остались следующие обязательства: по договору аренды лесного участка от 19.12.2008 N 57-з - рубки ухода в молодняках на площади 156,0 га; содействие естественному возобновлению леса на площади 62,2 га; по договору аренды лесного участка от 19.12.2008 N 58-з - содействие естественному возобновлению леса на площади 8,9 га; строительство дорог противопожарного назначения протяженностью 2,0 км. За невыполнение обязательств по приложению N 6 на 2016 год по договорам аренды NN 57-з, 58-з АО "Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат" постановлениями Министерства от 09.03.2017 N 115/17л, от 09.03.2017 N 116/17л привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Претензией от 10.03.2017 N 256 истец потребовал от ответчика выполнения в срок до 10.06.2017 работ по охране, защите и воспроизводству лесов, предусмотренных приложением N 6 к договорам аренды NN 57-з, 58-з.
Поскольку в добровольном порядке ответчик данные работы не произвел, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
По договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель в соответствии с пунктом 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 Кодекса.
В статье 88 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют Проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 названного Кодекса. Состав Проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно статье 12 Лесного кодекса Российской Федерации освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация использования лесов; создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.
В соответствии со статьей 62 Лесного кодекса Российской Федерации лесовосстановление осуществляется путем естественного, искусственного или комбинированного восстановления лесов. На лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, лесовосстановление осуществляется арендаторами этих лесных участков.
На основании пункта 2 Правил лесовосстановления, утвержденных приказом Минприроды России от 29.06.2016 N 375 (далее - Правила) лесовосстановление осуществляется в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов. Лесовосстановление должно обеспечивать восстановление лесных насаждений, сохранение биологического разнообразия лесов, сохранение полезных функций лесов.
В пункте 8 Правил определено, что лесовосстановительные мероприятия осуществляются на каждом лесном участке, предназначенном для проведения лесовосстановления, в соответствии с проектом лесовосстановления. При составлении проекта лесовосстановления проводятся: обследование лесного участка; проектирование способа лесовосстановления; отвод лесного участка.
Арендатор обязан выполнять на переданном ему в аренду лесном участке работы по охране, защите и воспроизводству лесов в объемах и сроки, установленные Проектом освоения лесов и приложением N 6 к настоящему договору (пункт 4.4.15 договора).
В приложении N 6 к договору аренды лесного участка сторонами определены объемы и сроки исполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на лесном участке, переданном в аренду, в 2016 году. Указанным приложением установлены конкретные сроки выполнения лесохозяйственных работ.
В частности, приложением N 6 предусмотрено выполнение обществом на 2016 год лесовосстановительных мероприятий по содействию естественному возобновлению - сохранению подроста, уход за лесами - рубки ухода за молодняками (до 01.12.2016), ремонт и содержание дорог противопожарного значения.
Судом первой инстанции правомерно установлено, что данные мероприятия не выполнены. Данный факт подтверждается протоколами о привлечении АО "Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат" к административной ответственности в соответствии с частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отчетами об охране и защите лесов за январь - декабрь 2016 года.
Также судом первой инстанции правомерно не принят во внимание довод общества об отсутствии у него обязанности в строительстве дорог по договору аренды от 19.12.2008 N 58-з.
Пунктом 4.4.14 договора установлена обязанность арендатора по выполнению на переданном в аренду лесном участке работ по охране, защите и воспроизводству лесов в объемах и сроки, установленные Проектом освоения лесов и приложением N 6 к договору; стороны согласовали, что приложение N 6 к договору аренды заключается сторонами ежегодно и не подлежит государственной регистрации.
Арендатор принял на себя обязательства соблюдать требования правил пожарной безопасности в лесах Российской Федерации, осуществлять противопожарное обустройство лесов на лесном участке, в том числе строительство, реконструкцию и содержание дорог противопожарного назначения, прокладку просек и противопожарных разрывов, создание систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров, содержание этих систем и средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности в объемах, определенных Проектом освоения лесов, приложением N 6 к договору (пункт 4.4.15 договора).
На основании пункта 4.4.20 договора арендатор обязан осуществлять строительство, ремонт и содержание лесных дорог, необходимых для хозяйственной деятельности, на переданном в аренду лесном участке за свой счет в соответствии с Проектом освоения лесов.
Согласно части 1 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
Как предусмотрено частью 2 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации, к мерам противопожарного обустройства лесов отнесено строительство, реконструкция и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров (пункт 1).
Указанные меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании Проекта освоения лесов (часть 3 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации состав Проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Министерство приказом от 27.02.2010 N 234 утвердило положительное заключение государственной экспертизы от 24.02.2010 N 77, разделом 4 которого "Создание лесной инфраструктуры" предусмотрено строительство лесохозяйственных дорог (таблица 4.2 - Характеристика проектируемых объектов лесной инфраструктуры), где в примечании отмечено, что строительство дорог заключается в сводке леса, подсыпке и планировке дорожного полотна. Ширина дорог до 12 м. Все ремонтируемые и строящиеся дороги используются и как лесовозные, и как дороги противопожарного назначения.
АО "Сегежский ЦБК" за период действия Проекта освоения лесов с 2009 по 2017 год не подало ни одного акта оценки качества выполненных работ по строительству дорог противопожарного назначения, в то же время были поданы декларации на строительство лесовозных дорог (усов) по договору аренды лесного участка от 19.12.2008 N 58-з. Арендатор не оформлял в установленном порядке акты оценки качества выполненных работ.
Доводы арендатора, что насаждения, где должны проводиться рубки ухода в молодняках, представлены низко продуктивными насаждениями 5, 5А и 5б класса бонитета, несостоятельны.
Бонитет - таксационная характеристика лесного насаждения, определяющая потенциальную продуктивность лесного насаждения и скорость роста деревьев, зависящий от климатических и почвенно-грунтовых условий.
В соответствии с проектом освоения лесов на территории аренды по договору аренды от 19.12.2008 N 58-з преобладают леса средней производительности. Средний класс бонитета 4,5.
По проекту освоения лесов к договору аренды от 19.12.2008 N 57-з преобладают леса средней производительности, средний класс бонитета 3,3. По данным учета лесного фонда на 01.01.2017, площадь молодняков 2-4 класса бонитета составляет 69%.
Довод арендатора, что за время действия Проекта освоения лесов отсутствовали площади для проведения рубок ухода в молодняках, несостоятелен.
Всего на период 2009 - 2018 год по Проекту освоения лесов к договору аренды от 19.12.2008 N 57-з необходимо выполнить уход за молодняками на площади 4183,4 га. По актам оценки качества выполненных работ и учету лесного фонда арендатором выполнено 3322,5 га рубок ухода в молодняках, недовыполнение составило 860,9 га.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы отклонены апелляционным судом по причине их несостоятельности; субъективная оценка подателем жалобы обстоятельств не отнесена к основаниям отмены судебного акта. Вместе с тем аргументам, изложенным участвующими в деле лицами, суд первой инстанции дал надлежащую оценку.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судом правильно, апелляционная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела, отмены обжалуемого решения и удовлетворения жалобы.
Определением от 15.09.2017 апелляционный суд предложил АО "Сегежский ЦБК" представить подлинное платежное поручение от 22.08.2017 N 28612 об уплате государственной пошлины. В связи с не выполнением указанного требования госпошлина за рассмотрение апелляционной жалобы подлежит взысканию с АО "Сегежский ЦБК" в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 28 июля 2017 года по делу N А26-4504/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с акционерного общества "Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат" в доход федерального бюджета 3 000 руб. госпошлины за подачу апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
В.М.ГОРБИК
Судьи
Т.А.КАШИНА
Ж.В.КОЛОСОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)