Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 27.01.2016 ПО ДЕЛУ N 33-175/2015

Требование: О возложении обязанности включить в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения специализированного жилого фонда, предоставлении жилого помещения.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что во включении в список лиц, нуждающихся в жилом помещении, ему было отказано.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 января 2016 г. по делу N 33-175


Судья Мехрякова Л.И.

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
Председательствующего Змеевой Ю.А.,
судей Варовой Л.Н., Кириенко Е.В.,
при секретаре О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 27 января 2016 года дело по апелляционной жалобе М.Н. на решение Ленинского районного суда г. Перми от 10 ноября 2015 года, которым постановлено:
"М.Н. в удовлетворении исковых требований к Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по г. Перми, Правительству Пермского края, о возложении обязанности включить в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения на основании договора социального найма специализированного жилого помещения, предоставлении жилого помещения, отказать в полном объеме".
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Варовой Л.Н., пояснения истца М.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

М.Н. обратился с иском к Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по г. Перми (далее по тексту - Теруправление) о возложении обязанности включить в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения на основании договора социального найма специализированного жилого помещения, предоставлении жилого помещения.
Исковые требования мотивированы тем, что истец является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как оставлен матерью в роддоме, отец отсутствует. Сначала находился на воспитании в доме ребенка, в период с 01.09.1976 по 01.09.1983 - в школе-интернате N <...> г. Перми, впоследствии обучался в <...> ПТУ N <...>. При определении в детский дом жилое помещение за истцом не закреплялось. Детский дом меры по защите его жилищных прав и постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не принял. На неоднократные обращения истца к директору детского дома с просьбой объяснить причины того, что он (истец) остался без жилья, ответ не получен. В настоящее время истец находится в трудной жизненной ситуации, своего жилья не имеет, временно проживает в социальной гостинице, постоянной регистрации нет, в связи с чем возникают проблемы при трудоустройстве. Также имеются проблемы со здоровьем. В июне 2015 г. истец обратился в Теруправление с заявлением о включении в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Теруправление во включении в список отказало, в виду достижения возраста 23 лет. Считает, что причиной того, что он (истец) своевременно не поставлен на жилищный учет, является ненадлежащее исполненное обязанностей по защите прав истца в тот период, когда он являлся несовершеннолетним, органами опеки и попечительства, государственными учреждениями, в которых он воспитывался.
Судом постановлено приведенное выше решение.
С решением суда не согласен истец М.Н., в апелляционной жалобе просит его отменить, как незаконное и необоснованное, приняв новое решение - об удовлетворении иска. Указывает, что жилищные права истца, как сироты, нарушены администрацией школы, которая в период с 1976 по 1983 являлась его опекуном, однако не поставила в очередь на жилое помещение, не проинформировала о правах на получение жилого помещения после окончания учебного заведения. После школы истцу совершенно не было известно о том, что ему принадлежит право на получение жилого помещения. В период с 1985 по 1987 заявитель жалобы служил в армии. Весь период после обучения работал на тяжелых работах, часто нелегальных, поэтому не было регистрации, что препятствовало постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В настоящее время проживает в социальной гостинице, жилья не имеет. Закон, предоставляющий права на жилое помещение детям сиротам принят в 1996 г., поэтому он не может быть применен по отношению к истцу.
Проверив законность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
При разрешении спора судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что матерью М.Н., <...> г.р., является М., запись графе отец отсутствует.
Исполкомом Ленинского районного совета депутатов трудящихся 21.06.1967 принято решение N <...> об устройстве М.Н. в дом ребенка; в период с 01.09.1976 по 01.09.1983 М.Н. являлся воспитанником МСКО "Школа-интернат N <...>", в 1985 окончил <...> ТУ-<...> по специальности столяр; в период с 18.05.1985 по 21.06.1987 г. проходил военную службу в армии; в 1990 окончил вечернюю (сменную) общеобразовательную школу N <...> г. Перми; в период с 1990 по 1994 обучался в Пермском музыкальном училище.
По данным Управления Росреестра по Пермскому краю, ГУП "ЦТИ Пермского края" М.Н. недвижимости на территории Пермского края на праве собственности не имеет, в приватизации жилья участия не принимал.
03.06.2015 г. М.Н. обратился в Теруправление с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии со ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. N 1939-419.
Решением Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по г. Перми от 01.07.2015 М.Н. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения, по тем основаниям, что отсутствует право на предоставление такого жилого помещения, а именно: несоответствие требованиям ст. 1 ФЗ от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (л.д. 16, учетное дело). В дополнении к отказу 01.07.2015 г. истцу также сообщено, что на момент подачи заявления он (истец) достиг возраста 48 лет, что более допустимого возраста, установленного ст. 1 Закона.
При разрешении спора суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований. При этом суд исходил из того, что на момент обращения с заявлением о постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по категории детей-сирот истцу исполнилось 48 лет. Достижение возраста более 23-х лет влечет утрату статуса сироты и возможность постановки на соответствующий учет с целью получения жилого помещения специализированного жилищного фонда. Доказательств невозможности реализации права постановки на учет до достижения возраста 23-х лет суду не представлено.
Коллегия соглашается с выводами суда, основанными на анализе представленных в материалы дела доказательств в их совокупности, оценке фактических обстоятельств дела, верном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают.
В соответствии с абз. 4 ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Статьей 8 указанного Закона установлены дополнительные гарантии прав указанных выше лиц на имущество и жилое помещение.
Согласно положениям указанной статьи, в редакции Федерального закона от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из вышеприведенной статьи первой, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Из анализа приведенных норм следует, что гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе, обеспечение жилым помещением, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста.
Следовательно, если лицо из вышеуказанной категории граждан до достижения возраста 23 лет не встало (не поставлено) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не обращалось в компетентные органы с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставлении жилого помещения, оно утрачивает право на льготное обеспечение жилым помещением в связи с тем, что перестает относиться к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.
Поскольку истец до указанного возраста не встал на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, впервые обратился с соответствующим заявлением после достижения возраста 23-х лет, доказательств наличия объективных причин, препятствовавших обратиться в уполномоченные органы с соответствующим заявлением не представил, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы жалобы о ненадлежащем исполнении органами опеки должностных обязанностей что, по мнению заявителя жалобы, привело к нарушению прав истца, судебной коллегией отклоняются, так как применительно к обстоятельствам данного дела и положениям ч. 3 ст. 40 ГК РФ, ст. 29 Федерального закона "Об опеке и попечительстве", попечительство над истцом прекращено по достижении совершеннолетнего возраста, недееспособным истец не признан, при этом впервые о правах как лица вышеуказанной категории он заявил в Министерство социального развития Пермского края в 2015 году, при том, что имел возможность самостоятельного улучшения жилищных условий по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей после достижения им совершеннолетия и до достижения возраста 23 лет. Сама по себе правовая неграмотность истца, учитывая длительность периода, истекшего со дня совершеннолетия (1985 год), а также исполнения 23 лет (1990 год), до обращения с заявлением в июне 2015 года, не может являться уважительной причиной, препятствующей постановке его на учет нуждающегося в жилом помещении либо обращению в орган местного самоуправления с заявлением.
Ссылка в жалобе на то, что положения Закона N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не подлежат применению к правоотношениям сторон, основана на неправильном толковании и применении норм материального права. Постановка лиц на предоставление вне очереди жилого помещения по договору найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.11.2013 г., носит заявительный характер и возможна при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении. Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма. При решении вопроса постановки лица на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения подлежит применению закон, действующий на дату соответствующего обращения.
Иных доводов, влияющих на законность и обоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст. 199, ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда г. Перми от 10 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу М.Н. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)