Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КИРОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 28.07.2016 ПО ДЕЛУ N 33-3492/2016

Требование: О признании права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец указывает, что он относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его родители умерли, он является получателем трудовой пенсии по случаю потери кормильца, жилое помещение за ним не закреплялось; истцу было отказано в удовлетворении заявления о признании его нуждающимся в жилом помещении и постановке на жилищный учет как ребенка-сироты.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КИРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 июля 2016 г. по делу N 33-3492/2016


Судья Прозоров Д.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе
председательствующего Дубровиной И.Л.,
судей Бакиной Е.Н., Шерстенниковой Е.Н.,
при секретаре В.,
- рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кирове дело по апелляционной жалобе М. <данные изъяты> на решение Котельничского районного суда Кировского области от 25 апреля 2016 года по иску М. <данные изъяты> к администрации Орловского района Кировской области о признании права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма и возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма, которым иск М. <данные изъяты> оставлен без удовлетворения;
- заслушав доклад судьи Кировского областного суда Дубровиной И.Л.,

установила:

М. <данные изъяты> обратился в суд с иском к администрации Орловского района Кировской области о признании права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма и возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма. В обоснование иска указал, что он относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его родители - мать ФИО15 и отец ФИО16 умерли <дата>. Он является получателем трудовой пенсии по случаю потери кормильца. Жилое помещение за ним не закреплялось. Летом 2015 года он обратился в администрацию Орловского района с заявлением, в котором просил признать его нуждающимся в жилом помещении и поставить на жилищный учет на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, как ребенка-сироту. Однако ответчик в удовлетворении данного заявления отказал. Считает отказ ответчика незаконным и нарушающим его жилищные права и законные интересы. С учетом уточнений исковых требований, просил признать за ним право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения; обязать администрацию Орловского района Кировской области предоставить ему жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
Котельничским районным судом Кировской области 25 апреля 2016 года постановлено решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе на решение суда М. <данные изъяты> указывает на его незаконность и необоснованность. В обоснование жалобы приводит доводы, аналогичные изложенным им в исковом заявлении. В частности указывает на то, что суд не рассмотрел вопрос о том, каким образом орган опеки и попечительства исполнил свою обязанность в отношении сироты. Представленные суду доказательства свидетельствуют о том, что истец не поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как "ребенок-сирота" не в результате бездействия с его стороны, а вследствие ненадлежащего выполнения обязанностей органами опеки и попечительства. Истец на момент вступления в законную силу ФЗ от 29.02.2012 N 15-ФЗ должен был обладать нереализованным правом на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей-сирот. В деле отсутствуют заключения органа опеки и попечительства разных лет по результатам комиссионного обследования специалистами, из которых явствовало бы, что помещение может использоваться сиротой для проживания. То есть дело по существу не рассмотрено должным образом, то есть всесторонне и объективно. И это является нарушением права на справедливое отправление правосудия. Просит решение суда отменить.
В возражениях на апелляционную жалобу администрация Орловского района Кировской области указала на необоснованность изложенных в ней доводов. Просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Министр образования Кировской области <данные изъяты> И. указал на отсутствие оснований для признания М. <данные изъяты> нуждающимся в жилом помещении, ходатайствовал о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя министерства.
На заседании суда апелляционной инстанции М. <данные изъяты> извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, отсутствовал, ходатайств об отложении судебного заседания в адрес суда не поступало.
Представитель М. <данные изъяты> по доверенности К. <данные изъяты> доводы жалобы поддержал, указал, что судом не исследовались жилищные условия истца.
Ведущий специалист органа опеки и попечительства администрации Орловского района С. <данные изъяты> поддержала доводы возражений на жалобу, указала на законность и обоснованность решения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что М. <данные изъяты> родился <дата>, его родителями являются: ФИО17 (умер <дата>) и ФИО18 (умерла <дата>).
В связи со смертью родителей, распоряжением администрации Орловского района Кировской области от <дата> года N опекуном несовершеннолетнего М. <данные изъяты> был назначен его дядя - ФИО19 Также было принято решение закрепить за несовершеннолетним М. <данные изъяты> право пользования жилым помещением общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенное по адресу: <адрес>
В последующем, распоряжением администрации Орловского района Кировской области от <дата> года N, несовершеннолетний М. <данные изъяты> был помещен на воспитание в государственное детское учреждение. Этим же распоряжением за М. <данные изъяты> осталось закрепленным жилое помещение.
В данном жилом помещении истец М. <данные изъяты> зарегистрирован с <дата> и по настоящее время.
Из материалов дела следует, что <дата> М. <данные изъяты> обратился в администрацию Орловского района Кировской области с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
<дата>, письмом за N администрация Орловского района отказала М. <данные изъяты> в удовлетворении его заявления, ссылаясь на то, что возраст М. <данные изъяты> превышает 23 года, и М. <данные изъяты> не встал на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до достижения возраста 23 лет, что послужило поводом обращения в суд.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что реализация права на получение жилья для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, связана с условием письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, но истец с таким заявлением до достижения им возраста 23 лет не обращался, доказательств наличия препятствий к этому не представлено.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции в данной части соглашается.
Из преамбулы, а также статьи 1 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ) следует, что к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Действовавшие до 01.01.2013 года пункт 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ и пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, предусматривали право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилым помещением. При этом, предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носило заявительный характер и было возможно при условии письменного обращения таких лиц до достижения ими возраста 23 лет в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", с 01.01.2013 изменен механизм обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с частями 1, 2 ст. 19 Закона Кировской области от 04.12.2012 N 222-ЗО "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, попавших в сложную жизненную ситуацию" в сводный список (списки органов опеки и попечительства) включаются лица, указанные в статье 16 настоящего Закона и достигшие возраста 14 лет.
Для включения в список органа опеки и попечительства лица, указанные в части 1 настоящей статьи, или их законные представители представляют в орган опеки и попечительства по месту выявления и первичного учета в качестве ребенка, оставшегося без попечения родителей, заявление о включении в список органа опеки и попечительства с указанием выбранного ими муниципального образования области (за исключением закрытого административно-территориального образования и случаев, установленных частью 3 настоящей статьи). Форма заявления утверждается органом исполнительной власти области, осуществляющим государственное управление в сфере образования.
Пункт 5 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ предусматривает, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Из системного анализа норм, как действующего, так и ранее применявшегося законодательства, предусматривающего заявительный характер обеспечения жильем, следует, что в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа должны до достижения ими возраста 23 лет встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений (посредством письменного обращения в соответствующие органы для принятия их на учет).
По достижении 23 лет право на предоставление жилья имеют лишь лица, вставшие (поставленные) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста. Если же данные лица на учет не встали до достижения 23-летнего возраста, они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, на учете нуждающихся в жилых помещениях в органе местного самоуправления в списке "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей", М. <данные изъяты> не состоит.
Факт того, что до 23 лет М. <данные изъяты> обращался с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в ходе рассмотрения дела также своего подтверждения не нашел.
В Администрацию Орловского района с заявлением о предоставлении жилья, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, М. <данные изъяты> обратился лишь летом 2015 года, т.е. когда ему исполнилось 28 лет (а на момент рассмотрения дела полных 29 лет), что препятствует льготному обеспечению его жилым помещением, поскольку М. <данные изъяты> утратил статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Причины пропуска срока обращения к ответчику до достижения возраста 23 лет, на которые ссылалась сторона истца в ходе рассмотрения дела, не могут являться основанием для удовлетворения иска, поскольку не относятся к исключительным обстоятельствам, свидетельствующими об уважительности пропуска срока, кроме того, М. <данные изъяты> является полностью дееспособным и знал о своем статусе.
Также судебная коллегия полагает необходимым подчеркнуть, что в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ, одним из обязательных условий предоставления детям - сиротам жилого помещения является отсутствие у них закрепленного жилого помещения.
Из материалов дела следует, что распоряжением администрации Орловского района N от <дата> года было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу, <адрес>, в котором истец зарегистрирован и проживает. Данное жилое помещение - N, площадью <данные изъяты> кв. м, в соответствии с представленными в материалы дела актом обследования N от <дата> и заключением межведомственной комиссии от <дата>, которые никем не оспорены и в установленном законом порядке недействительными не признаны, пригодно для проживания.
Из представленной справки администрации Орловского городского поселения от <дата> следует, что в данной квартире зарегистрировано <данные изъяты> человек, таким образом, общая площадь, приходящаяся на одного человека, соответствует учетной норме, установленной решением Орловской городской Думы от 10.03.2010 года N 27/111.
С учетом всех обстоятельств, судебная коллегия не усматривает наличия негативных факторов, которые могли бы послужить препятствием к проживанию М. ФИО20 в закрепленном жилом помещении.
На основании изложенного, вывод суд первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований является законным и обоснованным.
Доводы жалобы о том, что органы опеки не надлежащим образом исполнили свои обязанности по защите его жилищных прав, являются не состоятельными и противоречат представленным в материалы дела письменным доказательствам.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Оставить решение Котельничского районного суда Кировской области от 25 апреля 2016 года без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)