Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОВОСИБИРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 11.07.2017 ПО ДЕЛУ N 33-6695/2017

Требование: Об обязании предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включен в соответствующий список, подлежит обеспечению жилым помещением, которое до настоящего времени ему не предоставлено.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



НОВОСИБИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 июля 2017 г. по делу N 33-6695\\2017


Судья: Бутырин А.В.
Докладчик: Крейс В.Р.

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Власкиной Е.С.
судей Крейса В.Р., Кузьменка А.В.
при секретаре Л.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новосибирске 11 июля 2017 года гражданское дело
по иску прокурора Ленинского района г. Новосибирска в интересах Ш.О.П. к мэрии города Новосибирска, Правительству Новосибирской области, Министерству финансов и налоговой политики Новосибирской области об обязании предоставления жилого помещения,
по апелляционной жалобе Мэрии города Новосибирска на решение Центрального районного суда города Новосибирска от 28 марта 2017 года.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Крейса В.Р., объяснения прокурора Еськовой Ю.С., судебная коллегия

установила:

Прокурор Ленинского района г. Новосибирска обратился в суд с иском в интересах Ш.О.П. к мэрии города Новосибирска, Правительству, Министерству социального развития, Министерству финансов и налоговой политики Новосибирской области.
В обоснование требований указал, что Ш.О.П. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включена в соответствующий список, подлежит обеспечению жилым помещением, которое до настоящего времени ей не предоставлено.
Прокурор просил обязать мэрию города предоставить Ш.О.П. жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, заключенного сроком на пять лет, в виде жилого дома или квартиры, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения не менее 30 квадратных метров общей площади за счет средств бюджета субъекта - мэрии г. Новосибирска.
Решением Центрального районного суда города Новосибирска от 28 марта 2017 года мэрия города Новосибирска обязана предоставить Ш.О.П. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда на территории города Новосибирска по договорам найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 30 кв. м за счет средств областного бюджета Новосибирской области.
Представитель Мэрии города Новосибирска в апелляционной жалобе указывает, что истец включена в Список по г. Новосибирску и может быть обеспечена жилым помещением специализированного жилищного фонда в соответствии со списком, при поступлении субвенций из областного бюджета Новосибирской области.
Считает, что при отсутствии надлежащего финансирования из субъекта РФ по приобретению жилых помещений для детей-сирот, мэрия не может исполнить решение суда без данного и соответствующего финансирования.
Суд не принял во внимание, что согласно пункта 8 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ, дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Обращает внимание, что возложение решением суда обязанности на мэрию по предоставлению Ш.О.П. жилого помещения специализированного жилищного фонда без возложения на Министерство социального развития Новосибирской области обязанности по выделению мэрии города соответствующего и достаточного объема субвенций для приобретения жилого помещения, нарушает права мэрии и противоречит законодательству.
К тому же, предоставление истцу жилого помещения впереди стоящих перед ней такой же категории граждан, повлечет безусловное нарушение их прав.
На апелляционную жалобу поступили возражения Министерства социального развития Новосибирской области и прокурора Ленинского района города Новосибирска.
Рассмотрев дело в соответствии с требованиями частей 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 данной статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 названной нормы, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 указанного Закона.
Вопросы обеспечениям жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Новосибирской области регулируются Законом Новосибирской области от 5 июня 2013 г. N 331-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
Согласно положениям Закона Новосибирской области от 24.11.2014 N 490-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещениями" и Закона Новосибирской области от 05.06.2013 N 331-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" обязанность предоставления жилого помещения возложена на Мэрию г. Новосибирска за счет средств областного бюджета Новосибирской области.
Из материалов дела усматривается, что Ш.О.П. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
С 01.09.1998 по 23.06.2009 Ш.О.П. обучалась в МБОУ СОШ N 203 г. Новосибирска, с 01.09.2009 по 24.06.2014 обучалась в ФГБОУ ВПО "Новосибирский государственный педагогический университет", проживала и проживает на территории г. Новосибирска.
14.08.2014. Ш.О.П. администрацией Ленинского района г. Новосибирска включена в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, однако жилое помещение Ш.О.П. не предоставлено.
Разрешая спор, суд первой инстанции, учитывая указанные выше нормы гражданского законодательства и фактически обстоятельства дела, пришел к выводу об удовлетворении заявленного иска, обязав мэрию г. Новосибирска предоставить истцу жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, поскольку с момента включения Ш.О.П. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением, у мэрии города возникла обязанность по предоставлению ей жилого помещения за счет средств областного бюджета.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, так как они основаны на имеющихся в деле доказательствах, правовая оценка которым дана судом в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истец может быть обеспечена жилым помещением в соответствии со Списком при поступлении субвенций из областного бюджета, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку обязанность по предоставлению жилого помещения Ш.О.П. возникает независимо от наличия или отсутствия финансирования расходов по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот.
Действующее законодательство не ставит предоставление жилья в зависимость от наличия каких-либо дополнительных условий.
Более того, денежные средства на реализацию переданных государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете. При этом отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы, возникающие между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилых помещений. Реализация прав на жилое помещение лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлена в зависимость от взаимодействия бюджетов органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Отсутствие финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору специализированного найма жилого помещения.
Судебная коллегия также не может согласиться с позицией апеллянта в части того, что возложение решением суда обязанности на мэрию города по предоставлению Ш.О.П. жилого помещения без возложения на Министерство социального развития НСО обязанности по выделению мэрии соответствующего и достаточного объема субвенций для приобретения жилого помещения, нарушает права мэрии города и противоречит законодательству, так как Министерство социального развития НСО не наделено полномочиями по установлению лимитов бюджетных обязательств и составлению областного бюджета в целом.
К тому же, согласно положениям Законов Новосибирской области от 24.11.2014 N 490-ОЗ и от 05.06.2013 N 331-ОЗ обязанность предоставления жилого помещения возложена на Мэрию за счет средств областного бюджета Новосибирской области.
Доводы апеллянта о том, что предоставление истцу жилого помещения впереди стоящих перед ней такой же категории граждан, повлечет безусловное нарушение их прав, являются несостоятельными, поскольку и иные дети-сироты вправе обратиться в суд, если считают свои права нарушенными, при этом федеральное законодательство не связывает право Ш.О.П. на получение специализированного жилья с правом иных лиц на получение такого же жилья.
Напротив, анализ федерального законодательства позволяет сделать вывод о том, что основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяет федеральный законодатель. Вместе с тем, федеральный законодатель не установил, что предоставление указанным лицам специализированного жилья должно зависеть от какой-либо очередности, такое предоставление законодатель связал только с возрастом и окончанием срока пребывания в образовательной организации и иных учреждениях.
По мнению судебной коллегии, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, применил закон, подлежащий применению и постановил правильное по существу решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований ГПК РФ.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда города Новосибирска от 28 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Мэрии города Новосибирска - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)