Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в момент нахождения в воспитательных учреждениях на учет нуждающихся в предоставлении жилья не поставлен, своевременно самостоятельно обратиться с заявлением не смог в связи с отсутствием юридического образования и денежных средств на оплату услуг адвокатов, в постановке на учет отказано ввиду достижения истцом установленного законом возраста.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Горюшкина Н.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Лимоновой Л.Ф.,
судей Кайгородовой Е.В.,
Ильиной О.В.
при секретаре судебного заседания К.Л. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Нижнего Тагила Свердловской области, действующего в интересах С., к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г. Нижнему Тагилу и Пригородному району о возложении обязанности, по апелляционному представлению прокурора Ленинского района г. Нижнего Тагила Свердловской области и апелляционной жалобе истца С. на решение Ленинского районного суда г. Нижнего Тагила Свердловской области от 04.05.2017.
Заслушав доклад судьи Кайгородовой Е.В., объяснения представителя истца прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Жаровцева Д.В., истца С., судебная коллегия
прокурор Ленинского района г. Нижнего Тагила Свердловской области, действующий в интересах С., обратился в суд с вышеназванным иском, указав в обоснование заявленных требований, что С., <...>, имеет статус лица из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В связи с тем, что его мать П.Л.Ф. от него отказалась, а отец С.В.Г. находился в местах лишения свободы, С. был помещен в детское воспитательное учреждение, при этом жилое помещение за ним не закреплялось. В настоящее время жилого помещения на праве собственности или на условиях договора социального найма истец также не имеет, зарегистрирован в квартире по адресу: <...>, которая принадлежит Т.В.В., фактически он проживает в квартире по адресу: <...>, которая принадлежит Т.Л.Н. В момент нахождения в детских воспитательных учреждениях на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения истец не был поставлен, должностные лица данных учреждений не предприняли необходимых действий для постановки его на указанный учет. Самостоятельно с заявлением о постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения С. обратился в органы социальной политики только 15.02.2017, ранее он не имел возможности обратиться с таким заявлением в связи с отсутствием юридического образования и денежных средств на оплату услуг адвокатов. Письмом от 20.02.2017 С. было отказано в постановке на соответствующий учет в связи с достижением 23-летнего возраста. Считая такой отказ неправомерным, прокурор просил возложить на ответчика обязанность принять С. на учет для целей предоставления жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Свердловской области и включить истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для целей предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда Свердловской области.
Решением Ленинского районного суда г. Нижнего Тагила Свердловской области от 04.05.2017 исковые требования прокурора Ленинского района г. Нижнего Тагила Свердловской области, действующего в интересах С., оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением, прокурор и С. принесли на него апелляционное представление и апелляционную жалобу соответственно.
В апелляционном представлении прокурор просит решение суда отменить. Указал, что С. не был своевременно поставлен на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по вине должностных лиц учреждений, в которых он находился на полном государственном обеспечении. Действий, направленных на постановку С. на указанный учет, должностными лицами учреждений не было предпринято. Также указал, что в 2005 году С. предпринимал меры по постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения. В органы социальной политики до 15.02.2017 С. не обращался в связи с отсутствием юридического образования и денежных средств на оплату услуг юриста.
В апелляционной жалобе С. просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований. Указал, что жилого помещения ни в собственности, ни на условиях договора социального найма он не имеет, зарегистрирован и фактически проживает в жилых помещениях, которые принадлежат иным лицам на праве собственности. Жилое помещение как за ребенком, оставшимся без попечения родителей, за ним не закреплялось. Он не был своевременно поставлен на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по вине должностных лиц учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых он находился на полном государственном обеспечении. Действий, направленных на постановку его на указанный учет, должностными лицами учреждений не было предпринято. Также указал, что в 2005 году в устной форме он обращался в органы социальной политики по вопросу постановки его на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Его старший брат П.А.Н., который также имел статус лица из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, был поставлен на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор поддержал доводы апелляционного представления, истец поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ответчика Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г. Нижнему Тагилу и Пригородному району (далее - Управление социальной политики по г. Нижнему Тагилу и Пригородному району), представители третьих лиц Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Государственного казенного учреждения Свердловской области "Фонд жилищного строительства" в заседание суда апелляционной инстанции не явились, сведений об уважительности причин неявки в судебное заседание не представили. Поскольку в материалах дела имеются сведения об извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции путем направления судебных извещений, а также посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте Свердловского областного суда в сети "Интернет", принимая во внимание, что участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лиц, участвующих в деле, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело при данной явке.
Заслушав объяснения прокурора Жаровцева Д.В., истца С., изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и апелляционного представления в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, С., <...>, имел статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать П.Л.Ф. отказалась от него при рождении, а отец С.В.Г. был осужден приговором Тагилстроевского районного суда г. Нижнего Тагила Свердловской области от 26.11.1979 и находился в местах лишения свободы <...> На основании решения исполнительного комитета Ленинского районного Совета народных депутатов от 01.11.1979 N С. был помещен в дом ребенка N на полное государственное обеспечение <...> В последующем С. был помещен в <...> детский дом, а затем в <...> детский дом. В период с 1995 года по 2000 год С. проходил обучение в Свердловском педагогическом колледже, а с 2000 года по 2004 год - в Уральском государственном техническом Университете в г. Екатеринбурге <...>.
Материалами дела подтверждается, что 29.08.1997 С. достиг совершеннолетия, а 29.08.2002 - возраста 23 лет. Жилое помещение за С. не закреплялось, объектов недвижимого имущества ни на праве собственности, ни на условиях социального найма у С. не имеется <...>.
Из материалов дела также следует, что 15.02.2017 С. обратился в органы социальной политики с заявлением о постановке его на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения (<...>.
Ответом Управления социальной политики по г. Нижнему Тагилу и Пригородному району от 20.02.2017 N С. отказано в постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения в связи с достижением возраста 23 лет с разъяснением права на обращение в суд <...>.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для постановки истца как лица из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения.
С указанным выводом суда судебная коллегия соглашается, поскольку он основан на правильном применении норм материального права, соответствует обстоятельствам дела и подтвержден исследованными доказательствами.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в редакции, действовавшей на момент рассмотрения дела, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В связи с изменениями Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", было изменено и содержание ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, из которой исключен п. 2 ч. 2 статьи.
Указанная норма ранее предусматривала предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
На момент окончания пребывания истца в образовательном учреждении, наступления его совершеннолетия (29.09.1997) и 23-летнего возраста (29.08.2002) действовали положения Жилищного кодекса РСФСР, которые регулировали порядок и процедуру принятия граждан на учет, нуждающихся в жилых помещениях, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Пунктом 2 ст. 37 Жилищного кодекса РСФСР было предусмотрено, что вне очереди жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.
Вместе с тем, ст. 31 Жилищного кодекса РСФСР было предусмотрено, что принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации.
Статьей 33 Жилищного кодекса РСФСР было предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений. Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки.
Таким образом, действующее до 01.03.2005 жилищное законодательство включало в себя обязательный принцип принятия граждан на учет нуждающихся в жилье и предоставления гражданам жилых помещений строго по очередности, в том числе и в группе граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" к лицам, которые в соответствии с данным законом имеют право на дополнительные гарантии по социальной поддержке относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также те, которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из вышеприведенной статьи 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста.
Следовательно, если лицо из вышеуказанной категории граждан до достижения возраста 23 лет не встало (не поставлено) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не обращалось в установленном порядке с заявлением о постановке на учет, о предоставлении жилого помещения, оно утрачивает право на льготное обеспечение жилым помещением, в связи с тем, что перестает относиться к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.
Материалами дела подтверждается, что с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении истец обратился впервые 15.02.2017, по достижении возраста 37 лет. Из представленных в материалы дела сведений следует, что ранее указанной даты заявлений о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении от С. не поступало. Доказательств наличия уважительных причин, препятствующих обращению истца с заявлением о постановке на учет ранее указанной даты, не представлено.
Таким образом, статусом лица, которое имеет право на дополнительные социальные гарантии, в том числе право на внеочередное предоставление жилого помещения, С. не обладает.
При таких обстоятельствах, как правильно указал суд первой инстанции, истец не может быть отнесен к категории лиц, которым должно быть предоставлено жилое помещение по приводимым в иске основаниям.
Доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления о том, что в 2005 году в устной форме С. обращался в органы социальной политики по вопросу постановки его на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения, не подтверждены доказательствами, соответствующими требованиям ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Не являются основанием для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения исковых требований доводы апелляционного представления и апелляционной жалобы о том, что истец не был поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях по вине должностных лиц учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По окончании пребывания в детских учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и до достижения 23-летнего возраста истец не был лишен возможности самостоятельно реализовать свои права и обратиться в установленном законом порядке в уполномоченный орган по вопросу постановки его на учет для получения жилья, однако данным правом не воспользовался.
Доводы апелляционного представления о том, что С. не обращался в органы социальной политики в связи с отсутствием юридического образования и денежных средств на оплату услуг юриста, направлены на переоценку доказательств, оснований для которой судебная коллегия не усматривает. Данные доводы были исследованы судом первой инстанции, им дана надлежащая оценка, результаты такой оценки подробно изложены в обжалуемом решении, с которыми судебная коллегия соглашается.
Ссылки истца на то, что его брат П.А.Н. был поставлен на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения, правового значения для настоящего дела не имеют, в связи с чем не могут быть признаны обоснованными.
Поскольку нарушений норм материального права, которые бы привели к неправильному разрешению спора по существу, а также нарушений положений процессуального закона, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебной коллегией не установлено, основания для отмены обжалуемого решения суда, удовлетворения апелляционной жалобы и апелляционного представления отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 320, 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
решение Ленинского районного суда г. Нижнего Тагила Свердловской области от 04.05.2017 оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Ленинского района г. Нижнего Тагила Свердловской области и апелляционную жалобу истца С. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 02.08.2017 ПО ДЕЛУ N 33-12867/2017
Требование: Об обязании принять на учет для целей предоставления жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включить в соответствующий список.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в момент нахождения в воспитательных учреждениях на учет нуждающихся в предоставлении жилья не поставлен, своевременно самостоятельно обратиться с заявлением не смог в связи с отсутствием юридического образования и денежных средств на оплату услуг адвокатов, в постановке на учет отказано ввиду достижения истцом установленного законом возраста.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 августа 2017 года
Судья Горюшкина Н.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Лимоновой Л.Ф.,
судей Кайгородовой Е.В.,
Ильиной О.В.
при секретаре судебного заседания К.Л. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Нижнего Тагила Свердловской области, действующего в интересах С., к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г. Нижнему Тагилу и Пригородному району о возложении обязанности, по апелляционному представлению прокурора Ленинского района г. Нижнего Тагила Свердловской области и апелляционной жалобе истца С. на решение Ленинского районного суда г. Нижнего Тагила Свердловской области от 04.05.2017.
Заслушав доклад судьи Кайгородовой Е.В., объяснения представителя истца прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Жаровцева Д.В., истца С., судебная коллегия
установила:
прокурор Ленинского района г. Нижнего Тагила Свердловской области, действующий в интересах С., обратился в суд с вышеназванным иском, указав в обоснование заявленных требований, что С., <...>, имеет статус лица из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В связи с тем, что его мать П.Л.Ф. от него отказалась, а отец С.В.Г. находился в местах лишения свободы, С. был помещен в детское воспитательное учреждение, при этом жилое помещение за ним не закреплялось. В настоящее время жилого помещения на праве собственности или на условиях договора социального найма истец также не имеет, зарегистрирован в квартире по адресу: <...>, которая принадлежит Т.В.В., фактически он проживает в квартире по адресу: <...>, которая принадлежит Т.Л.Н. В момент нахождения в детских воспитательных учреждениях на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения истец не был поставлен, должностные лица данных учреждений не предприняли необходимых действий для постановки его на указанный учет. Самостоятельно с заявлением о постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения С. обратился в органы социальной политики только 15.02.2017, ранее он не имел возможности обратиться с таким заявлением в связи с отсутствием юридического образования и денежных средств на оплату услуг адвокатов. Письмом от 20.02.2017 С. было отказано в постановке на соответствующий учет в связи с достижением 23-летнего возраста. Считая такой отказ неправомерным, прокурор просил возложить на ответчика обязанность принять С. на учет для целей предоставления жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Свердловской области и включить истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для целей предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда Свердловской области.
Решением Ленинского районного суда г. Нижнего Тагила Свердловской области от 04.05.2017 исковые требования прокурора Ленинского района г. Нижнего Тагила Свердловской области, действующего в интересах С., оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением, прокурор и С. принесли на него апелляционное представление и апелляционную жалобу соответственно.
В апелляционном представлении прокурор просит решение суда отменить. Указал, что С. не был своевременно поставлен на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по вине должностных лиц учреждений, в которых он находился на полном государственном обеспечении. Действий, направленных на постановку С. на указанный учет, должностными лицами учреждений не было предпринято. Также указал, что в 2005 году С. предпринимал меры по постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения. В органы социальной политики до 15.02.2017 С. не обращался в связи с отсутствием юридического образования и денежных средств на оплату услуг юриста.
В апелляционной жалобе С. просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований. Указал, что жилого помещения ни в собственности, ни на условиях договора социального найма он не имеет, зарегистрирован и фактически проживает в жилых помещениях, которые принадлежат иным лицам на праве собственности. Жилое помещение как за ребенком, оставшимся без попечения родителей, за ним не закреплялось. Он не был своевременно поставлен на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по вине должностных лиц учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых он находился на полном государственном обеспечении. Действий, направленных на постановку его на указанный учет, должностными лицами учреждений не было предпринято. Также указал, что в 2005 году в устной форме он обращался в органы социальной политики по вопросу постановки его на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Его старший брат П.А.Н., который также имел статус лица из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, был поставлен на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор поддержал доводы апелляционного представления, истец поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ответчика Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г. Нижнему Тагилу и Пригородному району (далее - Управление социальной политики по г. Нижнему Тагилу и Пригородному району), представители третьих лиц Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Государственного казенного учреждения Свердловской области "Фонд жилищного строительства" в заседание суда апелляционной инстанции не явились, сведений об уважительности причин неявки в судебное заседание не представили. Поскольку в материалах дела имеются сведения об извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции путем направления судебных извещений, а также посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте Свердловского областного суда в сети "Интернет", принимая во внимание, что участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лиц, участвующих в деле, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело при данной явке.
Заслушав объяснения прокурора Жаровцева Д.В., истца С., изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и апелляционного представления в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, С., <...>, имел статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать П.Л.Ф. отказалась от него при рождении, а отец С.В.Г. был осужден приговором Тагилстроевского районного суда г. Нижнего Тагила Свердловской области от 26.11.1979 и находился в местах лишения свободы <...> На основании решения исполнительного комитета Ленинского районного Совета народных депутатов от 01.11.1979 N С. был помещен в дом ребенка N на полное государственное обеспечение <...> В последующем С. был помещен в <...> детский дом, а затем в <...> детский дом. В период с 1995 года по 2000 год С. проходил обучение в Свердловском педагогическом колледже, а с 2000 года по 2004 год - в Уральском государственном техническом Университете в г. Екатеринбурге <...>.
Материалами дела подтверждается, что 29.08.1997 С. достиг совершеннолетия, а 29.08.2002 - возраста 23 лет. Жилое помещение за С. не закреплялось, объектов недвижимого имущества ни на праве собственности, ни на условиях социального найма у С. не имеется <...>.
Из материалов дела также следует, что 15.02.2017 С. обратился в органы социальной политики с заявлением о постановке его на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения (<...>.
Ответом Управления социальной политики по г. Нижнему Тагилу и Пригородному району от 20.02.2017 N С. отказано в постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения в связи с достижением возраста 23 лет с разъяснением права на обращение в суд <...>.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для постановки истца как лица из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения.
С указанным выводом суда судебная коллегия соглашается, поскольку он основан на правильном применении норм материального права, соответствует обстоятельствам дела и подтвержден исследованными доказательствами.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в редакции, действовавшей на момент рассмотрения дела, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В связи с изменениями Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", было изменено и содержание ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, из которой исключен п. 2 ч. 2 статьи.
Указанная норма ранее предусматривала предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
На момент окончания пребывания истца в образовательном учреждении, наступления его совершеннолетия (29.09.1997) и 23-летнего возраста (29.08.2002) действовали положения Жилищного кодекса РСФСР, которые регулировали порядок и процедуру принятия граждан на учет, нуждающихся в жилых помещениях, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Пунктом 2 ст. 37 Жилищного кодекса РСФСР было предусмотрено, что вне очереди жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.
Вместе с тем, ст. 31 Жилищного кодекса РСФСР было предусмотрено, что принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации.
Статьей 33 Жилищного кодекса РСФСР было предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений. Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки.
Таким образом, действующее до 01.03.2005 жилищное законодательство включало в себя обязательный принцип принятия граждан на учет нуждающихся в жилье и предоставления гражданам жилых помещений строго по очередности, в том числе и в группе граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" к лицам, которые в соответствии с данным законом имеют право на дополнительные гарантии по социальной поддержке относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также те, которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из вышеприведенной статьи 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста.
Следовательно, если лицо из вышеуказанной категории граждан до достижения возраста 23 лет не встало (не поставлено) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не обращалось в установленном порядке с заявлением о постановке на учет, о предоставлении жилого помещения, оно утрачивает право на льготное обеспечение жилым помещением, в связи с тем, что перестает относиться к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.
Материалами дела подтверждается, что с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении истец обратился впервые 15.02.2017, по достижении возраста 37 лет. Из представленных в материалы дела сведений следует, что ранее указанной даты заявлений о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении от С. не поступало. Доказательств наличия уважительных причин, препятствующих обращению истца с заявлением о постановке на учет ранее указанной даты, не представлено.
Таким образом, статусом лица, которое имеет право на дополнительные социальные гарантии, в том числе право на внеочередное предоставление жилого помещения, С. не обладает.
При таких обстоятельствах, как правильно указал суд первой инстанции, истец не может быть отнесен к категории лиц, которым должно быть предоставлено жилое помещение по приводимым в иске основаниям.
Доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления о том, что в 2005 году в устной форме С. обращался в органы социальной политики по вопросу постановки его на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения, не подтверждены доказательствами, соответствующими требованиям ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Не являются основанием для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения исковых требований доводы апелляционного представления и апелляционной жалобы о том, что истец не был поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях по вине должностных лиц учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По окончании пребывания в детских учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и до достижения 23-летнего возраста истец не был лишен возможности самостоятельно реализовать свои права и обратиться в установленном законом порядке в уполномоченный орган по вопросу постановки его на учет для получения жилья, однако данным правом не воспользовался.
Доводы апелляционного представления о том, что С. не обращался в органы социальной политики в связи с отсутствием юридического образования и денежных средств на оплату услуг юриста, направлены на переоценку доказательств, оснований для которой судебная коллегия не усматривает. Данные доводы были исследованы судом первой инстанции, им дана надлежащая оценка, результаты такой оценки подробно изложены в обжалуемом решении, с которыми судебная коллегия соглашается.
Ссылки истца на то, что его брат П.А.Н. был поставлен на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения, правового значения для настоящего дела не имеют, в связи с чем не могут быть признаны обоснованными.
Поскольку нарушений норм материального права, которые бы привели к неправильному разрешению спора по существу, а также нарушений положений процессуального закона, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебной коллегией не установлено, основания для отмены обжалуемого решения суда, удовлетворения апелляционной жалобы и апелляционного представления отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 320, 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Нижнего Тагила Свердловской области от 04.05.2017 оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Ленинского района г. Нижнего Тагила Свердловской области и апелляционную жалобу истца С. - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.Ф.ЛИМОНОВА
Л.Ф.ЛИМОНОВА
Судьи
Е.В.КАЙГОРОДОВА
О.В.ИЛЬИНА
Е.В.КАЙГОРОДОВА
О.В.ИЛЬИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)