Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 30.05.2017 N 19-КГ17-12

Требование: О признании незаконным отказа в предоставлении государственной услуги, возложении обязанности устранить допущенное нарушение путем предоставления вне очереди жилого помещения по договору социального найма.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истица указывает на то, что ее дочь страдает заболеваниями, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, судебным решением она и ее дочь включены в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 мая 2017 г. N 19-КГ17-12


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Кликушина А.А.,
судей Горохова Б.А. и Назаренко Т.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Токмаковой Г.А., действующей в интересах несовершеннолетней Токмаковой Ю.В., к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, администрации г. Ставрополя о признании незаконным отказа в предоставлении государственной услуги, о возложении обязанности устранить допущенное нарушение путем предоставления вне очереди жилого помещения по договору социального найма
по кассационной жалобе Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края на решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 10 декабря 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 26 апреля 2016 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаренко Т.Н., объяснения представителя Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края Колягина Д.И., поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения относительно доводов кассационной жалобы представителей администрации г. Ставрополя Багировой Ю.В. и Крутенчук Н.В.,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Токмакова Г.А., действуя в интересах несовершеннолетней Токмаковой Ю.В., обратилась в суд с иском к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края о признании незаконным отказа в предоставлении государственной услуги, о возложении обязанности устранить допущенное нарушение путем предоставления вне очереди жилого помещения по договору социального найма. В обоснование требований истец сослалась на то, что ее дочь Токмакова Ю.В., <...> года рождения, страдает заболеваниями, включенными в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Истцы проживают в жилом помещении, в котором несовершеннолетней на праве собственности принадлежит 1/3 доли, иного жилья в собственности или по договору социального найма не имеют, вместе с ними проживают родители Токмаковой Г.А. - Калинина Т.С. и Калинин А.Г., являющиеся инвалидами II группы. Решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 4 апреля 2014 г. по делу N <...> Токмакова Г.А. и несовершеннолетняя Токмакова Ю.В. включены в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Определением Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 2 декабря 2015 г. администрация г. Ставрополя привлечена к участию в деле в качестве соответчика.
Решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 10 декабря 2015 г. решение Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края об отказе Токмаковой Г.А. в предоставлении государственной услуги "Предоставление жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма" признано незаконным. На Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края возложена обязанность предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма Токмаковой Г.А. в составе семьи из двух человек. Требования Токмаковой Г.А. к администрации г. Ставрополя оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 26 апреля 2016 г. решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края ставится вопрос о ее передаче с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации и отмены судебных актов ввиду существенного нарушения норм материального права.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации Юрьева И.М. 22 ноября 2016 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации для проверки в кассационном порядке, и определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаренко Т.Н. от 28 апреля 2017 г. кассационная жалоба заявителя с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит состоявшиеся по делу судебные постановления подлежащими отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
По мнению Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, при рассмотрении настоящего дела судами были допущены такого характера существенные нарушения норм материального права, выразившиеся в следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Токмакова Г.А. является матерью несовершеннолетней Токмаковой Ю.В., <...> года рождения, которая страдает заболеваниями, включенными в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378 (т. 1, л.д. 40, 41, 70, 115).
Токмаковой Ю.В. на праве собственности принадлежит 1/3 доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <...>, в которой она проживает вместе с матерью Токмаковой Г.А. (т. 1, л.д. 44).
По указанному адресу также проживают родители Токмаковой Г.А. - Калинина Т.С. и Калинин А.Г., которые являются инвалидами II группы (т. 1, л.д. 45, 72 - 77, 135).
Вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 4 апреля 2014 г. Токмакова Г.А. в составе семьи из 2 человек включена в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма (т. 1, л.д. 158 - 163, 110 - 114).
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края в уведомлении от 3 сентября 2015 г. N 5150/06 сообщило истцу об отказе в удовлетворении ее заявления от 14 августа 2015 г. о предоставлении жилого помещения по договору социального найма как семье, имеющей ребенка-инвалида, ввиду отсутствия свободных жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края. При этом было разъяснено, что предоставление благоустроенного жилого помещения Токмаковой Г.А. и ее дочери по договору социального найма за счет средств бюджета Ставропольского края возможно в порядке общей очереди исходя из времени принятия на жилищный учет в администрации г. Ставрополя, поскольку Законом Ставропольского края от 10 ноября 2009 г. N 72-кз внеочередное предоставление жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края не предусмотрено (т. 1, л.д. 56 - 57).
Удовлетворяя исковые требования Токмаковой Г.А., действующей в интересах Токмаковой Ю.В., суд первой инстанции исходил из того, что Токмакова Ю.В. как ребенок-инвалид, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, включенного в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, подлежит обеспечению жилым помещением во внеочередном порядке. Поскольку Токмакова Ю.В. отнесена к категории граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в предусмотренном статьей 2 Закона Ставропольского края от 10 ноября 2009 г. N 72-кз "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма" порядке, а органом, уполномоченным на предоставление жилых помещений в соответствии с указанным законом, является Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, суд пришел к выводу о том, что данное министерство является надлежащим ответчиком по иску.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что состоявшиеся по делу судебные постановления вынесены с существенными нарушениями норм материального права.
В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации отнесены граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно части первой статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.
Таким образом, реализация прав граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанным в Перечне, на получение вне очереди жилых помещений по договорам социального найма по основаниям, предусмотренным пунктом 3 частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, относится к компетенции органов местного самоуправления.
Ссылка судов на то, что обязанность по внеочередному обеспечению жилым помещением указанной категории граждан надлежит быть возложена на Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края в соответствии Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" основана на неправильном толковании норм материального права.
Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Согласно статье 2 Закона Ставропольского края от 10 ноября 2009 г. N 72-кз "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма" жилые помещения жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма предоставляются гражданам, признанным по основаниям, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом Ставропольского края, нуждающимися в жилых помещениях, в том числе имеющим право на получение жилого помещения и вставшим на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях после 1 января 2005 г. инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, в соответствии со статьей 17 Федерального закона N 181-ФЗ.
Частью первой статьи 4 данного Закона предусмотрено, что жилые помещения жилищного фонда края предоставляются гражданам, указанным в статье 2 Закона, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет в соответствии со статьей 3 Закона.
Внеочередной (льготный) порядок обеспечения жилым помещением инвалидов, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание, Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ и закон Ставропольского края N 72-кз не устанавливает.
В силу данных обстоятельств Токмакова Ю.В. подлежит обеспечению жилым помещением во внеочередном порядке по основаниям, предусмотренным пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации с учетом положений статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Положения данной нормы устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав перечисленных в ней категорий граждан.
К такой категории, имеющих право на внеочередное обеспечение жилой площадью по договору социального найма, как установлено судом, относится только несовершеннолетняя Токмакова Ю.В.
Иные члены ее семьи таким правом не обладают, в связи с чем вывод суда о внеочередном порядке обеспечения жилым помещением по договору социального найма кроме несовершеннолетнего ребенка также ее матери Токмаковой Г.А. противоречит положениям пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что допущенные судами нарушения норм материального права являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, в связи с чем обжалуемые судебные постановления подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует разрешить спор в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права и установленными обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 10 декабря 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 26 апреля 2016 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)