Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включен в список лиц, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, жильем не обеспечен.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Кириллова Т.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Киселевой Н.В.,
судей Симоновой Т.В., Петуховой Е.В.,
при секретаре А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 08 февраля 2016 года дело по апелляционной жалобе Правительства Пермского края на решение Чайковского городского суда Пермского края от 17.11.2015 г., которым постановлено:
"Обязать Правительство Пермского края предоставить Л.И.П. благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда в границах Чайковского муниципального района, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 квадратных метров".
Заслушав доклад судьи Симоновой Т.В., объяснения прокурора Прокуратуры Пермского края Левыкиной Л.Л., проверив дело, судебная коллегия
установила:
Чайковский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах Л.И.П. к Правительству Пермского края, Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по Чайковскому муниципальному району об обеспечении истца благоустроенным жилым помещением из специализированного жилищного фонда в границах Чайковского муниципального района, отвечающим санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 квадратных метров.
В обоснование иска указано, что Л.И.П., относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пермского края. 13 декабря 2013 года по решению комиссии по опеке и попечительству ТУ Минсоцразвития Пермского края по Чайковскому муниципальному району, Л.И.П. был включен в список лиц, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями специализированного жилого помещения, до настоящего времени жильем не обеспечен.
В суде первой инстанции прокурор от исковых требований к Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по Чайковскому муниципальному району отказался, отказ принят судом.
В судебном заседании прокурор и истец Л.И.П. на удовлетворении заявления к Правительству Пермского края настаивали.
Представитель ответчика Правительства Пермского края в судебном заседании участия не принимал, из представленного в суд письменного отзыва, следовало, что исковые требования не признает.
Представители третьих лиц без самостоятельных требований Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, Министерства социального развития Пермского края, Краевое государственное бюджетное учреждение "Дирекция по капитальному строительству" в суд не явились, были извещены.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Правительства Пермского края просит решение суда отменить. Ссылаясь на положения ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей", п. 1.3 Порядка предоставления детям-сиротам, детям оставшимся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края (утв. Постановлением Правительства Пермского края от 9 сентября 2013 г. N 1194-п) полагает, что жилое помещение может быть предоставлено истцу на территории Пермского края, а ограничение его предоставления территорией Чайковского муниципального района является необоснованным. Кроме того, в материалах дела имеется справка ГБОУ СПО <...> от 28.01.2015 года N <...>, согласно которой истец обучается в данном учебном заседании по очной бюджетной форме обучения, т.е. находится на государственном обеспечении. Соответственно, исходя из положений ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей", Л.И.П. подлежит обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда только после завершения получения профессионального образования, т.е. после 30.06.2017 года.
От прокурора Чайковской городской прокуратуры на апелляционную жалобу поступили возражения, согласно которым просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, были извещены о месте и времени его проведения надлежащим образом.
Судебная коллегия, заслушав мнение прокурора, проверив материалы дела, приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Частью 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке (статья 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Законом Пермской области от 29.12.2004 года N 1939-419 (ред. Закона N 147-ПК от 14.12.2012 года) "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", статьей 6, предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Условиями предоставления жилых помещений лицам, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям существующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Таким образом, вышеприведенными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъекта Российской Федерации - Пермского края определен механизм реализации лицами из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, права на жилище.
Согласно ст. 23 Устава Пермского края, принятого Законодательным собранием Пермского края 19.04.2007 года (в редакции Закона Пермского края от 27.11.2012 года N 134-ПК) Правительство Пермского края является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края, формирующим органы исполнительной власти края и осуществляющим непосредственное руководство ими.
Согласно ст. 2 Закона Пермского края от 07.09.2007 года N 107-ПК "О системе органов государственной власти Пермского края" система исполнительных органов государственной власти Пермского края представляет собой взаимосвязанную совокупность исполнительных органов государственной власти Пермского края, наделенных в установленном порядке государственными полномочиями, действующую в целях реализации социально-экономического развития Пермского края.
Систему исполнительных органов государственной власти Пермского края составляют: Правительство Пермского края, министерства Пермского края, агентства Пермского края, инспекции Пермского края, иные исполнительные органы государственной власти Пермского края, их территориальные органы или обособленные структурные подразделения на территории Пермского края.
По смыслу указанных норм, поскольку Правительство Пермского края является наивысшим исполнительным органом государственной власти Пермского края, обязанность по предоставлению истцу жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения должна быть возложена именно на Правительство Пермского края.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции в соответствии с положения ст. 56, 67 ГПК РФ истец Л.И.П. родился <...> г. в р.п. <...> <...> района <...> области. Данные об отце ребенка в свидетельстве о рождении не указаны.
Решением Чайковского городского суда Пермского края от 17 марта 2008 г. мать Л.И.П. в отношении него лишена родительских прав.
Постановлением Главы Чайковского муниципального района Пермского края от 11.09.2006 года N <...> над несовершеннолетним Л.И.П. установлена опека, опекуном назначен Л1.
Заключением межведомственной комиссии от 20.11.2013 года N <...>, назначенной распоряжением Главы администрации Ольховского сельского поселения от 07.11.2011 года N <...>, жилое помещение по адресу: <...>, как следует из имеющихся документов (л.д. 32), ранее закрепленное за Л.И.П., признано не пригодным для проживания.
Заключением ТУ Минсоцразвития по Чайковскому муниципальному району Пермского края от 17.12.2013 года N <...>, был установлен факт невозможности проживания Л.И.П. в ранее занимаемом жилом помещении.
Решением комиссии по опеке и попечительству территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Чайковскому муниципальному району (протокол N <...> от 12.12.2013 года) Л.И.П. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения.
В материалах дела имеется справка ГБПОУ <...> от 28.01.2015 года, согласно которой Л.И.П. обучается в данном учреждении по очной форме обучения, срок обучения с 18.12.2014 года по 30.06.2017 года.
Согласно данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю от 17.07.2013 года, 03.09.2015 года Л.И.П. не имеет в собственности жилых помещений, объектов капитального строительства (недвижимого имущества).
По сведениям администрации Чайковского городского поселения от 07.05.2015 года с Л.И.П. договоры социального найма жилых помещений не заключались.
До настоящего времени жилое помещение Л.И.П. не предоставлено.
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 40 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 5, ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 1, 8 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ч. 1, 2 и 5 ст. 6 Закона Пермской области "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", пришел к обоснованному выводу о возложении на Правительство Пермского края обязанности по предоставлению истцу жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается и полагает, что доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене или изменению решения суда.
Согласно статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с п. 1.3, 1.4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений (утв. Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 N 1194-п) жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона от 29 декабря 2004 г. N 1939-419 и должны соответствовать следующим требованиям:...жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства. В случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства.
Из указанных положений следует, что данная социальная гарантия по общему правилу предоставляется по месту жительства лица, имеющего право на ее (гарантии) предоставление.
Как следует из материалов дела, истец поставлен на учета как нуждающийся в жилых помещениях на территории Чайковского муниципального района, зарегистрирован также на территории того же муниципального образования.
Согласие Л.И.П. на предоставление ему жилого помещения не по месту проживания на территории всего Пермского края также отсутствует.
Невозможность предоставления жилого помещения по месту его постановки на учет материалами дела не доказана, а План формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот в 2015 г., на который ссылается ответчик в апелляционной жалобе, напротив, подтверждает возможность предоставления истцу жилого помещения в соответствии с решением суда.
Возложение на Правительство Пермского края обязанности по предоставлению истцу жилого помещения в пределах Чайковского муниципального района требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения, не противоречит и прав заявителя не нарушает.
При этом, не свидетельствует о незаконности постановленного судом решения и довод апелляционной жалобы заявителя о том, что истец в настоящее время находится на государственном обеспечении и в силу ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ подлежит обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда только после завершения обучения, т.е. после 30.06.2017 г.
Как указывалось выше, по общему правилу детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (абз. 1 п. 1 ст. 8 Закона, в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ).
При этом указанным категориям лиц жилые помещения предоставляются немедленно по достижении ими возраста 18 лет (абз. 2 п. 1 ст. 8 Закона, в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ).
Предоставление указанным категориям лиц жилых помещений позже наступления совершеннолетия и по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования возможно при наличии отдельного заявления лица, относящегося к указанной категории (абз. 3 п. 1 ст. 8 Закона, в редакции Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ).
С заявлением о предоставлении жилого помещения по окончании обучения Л.И.П. не обращался, соответственно, жилое помещение специализированного жилищного фонда ему должно быть предоставлено немедленно по достижении 18 лет и это не связывается с окончанием обучения в образовательном учреждении.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции постановил решение в полном соответствии с требованиями материального и процессуального права, с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда не противоречат материалам дела, значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно, в силу чего оснований для отмены либо изменения решения не имеется.
Руководствуясь ст. 199, 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу Правительства Пермского края на решение Чайковского городского суда Пермского края от 17.11.2015 г. оставить без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 08.02.2016 ПО ДЕЛУ N 33-15984/2015
Требование: Об обеспечении благоустроенным жилым помещением из специализированного жилищного фонда.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включен в список лиц, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, жильем не обеспечен.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 февраля 2016 г. по делу N 33-15984/15
Судья Кириллова Т.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Киселевой Н.В.,
судей Симоновой Т.В., Петуховой Е.В.,
при секретаре А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 08 февраля 2016 года дело по апелляционной жалобе Правительства Пермского края на решение Чайковского городского суда Пермского края от 17.11.2015 г., которым постановлено:
"Обязать Правительство Пермского края предоставить Л.И.П. благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда в границах Чайковского муниципального района, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 квадратных метров".
Заслушав доклад судьи Симоновой Т.В., объяснения прокурора Прокуратуры Пермского края Левыкиной Л.Л., проверив дело, судебная коллегия
установила:
Чайковский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах Л.И.П. к Правительству Пермского края, Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по Чайковскому муниципальному району об обеспечении истца благоустроенным жилым помещением из специализированного жилищного фонда в границах Чайковского муниципального района, отвечающим санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 квадратных метров.
В обоснование иска указано, что Л.И.П., относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пермского края. 13 декабря 2013 года по решению комиссии по опеке и попечительству ТУ Минсоцразвития Пермского края по Чайковскому муниципальному району, Л.И.П. был включен в список лиц, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями специализированного жилого помещения, до настоящего времени жильем не обеспечен.
В суде первой инстанции прокурор от исковых требований к Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по Чайковскому муниципальному району отказался, отказ принят судом.
В судебном заседании прокурор и истец Л.И.П. на удовлетворении заявления к Правительству Пермского края настаивали.
Представитель ответчика Правительства Пермского края в судебном заседании участия не принимал, из представленного в суд письменного отзыва, следовало, что исковые требования не признает.
Представители третьих лиц без самостоятельных требований Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, Министерства социального развития Пермского края, Краевое государственное бюджетное учреждение "Дирекция по капитальному строительству" в суд не явились, были извещены.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Правительства Пермского края просит решение суда отменить. Ссылаясь на положения ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей", п. 1.3 Порядка предоставления детям-сиротам, детям оставшимся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края (утв. Постановлением Правительства Пермского края от 9 сентября 2013 г. N 1194-п) полагает, что жилое помещение может быть предоставлено истцу на территории Пермского края, а ограничение его предоставления территорией Чайковского муниципального района является необоснованным. Кроме того, в материалах дела имеется справка ГБОУ СПО <...> от 28.01.2015 года N <...>, согласно которой истец обучается в данном учебном заседании по очной бюджетной форме обучения, т.е. находится на государственном обеспечении. Соответственно, исходя из положений ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей", Л.И.П. подлежит обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда только после завершения получения профессионального образования, т.е. после 30.06.2017 года.
От прокурора Чайковской городской прокуратуры на апелляционную жалобу поступили возражения, согласно которым просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, были извещены о месте и времени его проведения надлежащим образом.
Судебная коллегия, заслушав мнение прокурора, проверив материалы дела, приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Частью 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке (статья 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Законом Пермской области от 29.12.2004 года N 1939-419 (ред. Закона N 147-ПК от 14.12.2012 года) "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", статьей 6, предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Условиями предоставления жилых помещений лицам, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям существующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Таким образом, вышеприведенными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъекта Российской Федерации - Пермского края определен механизм реализации лицами из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, права на жилище.
Согласно ст. 23 Устава Пермского края, принятого Законодательным собранием Пермского края 19.04.2007 года (в редакции Закона Пермского края от 27.11.2012 года N 134-ПК) Правительство Пермского края является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края, формирующим органы исполнительной власти края и осуществляющим непосредственное руководство ими.
Согласно ст. 2 Закона Пермского края от 07.09.2007 года N 107-ПК "О системе органов государственной власти Пермского края" система исполнительных органов государственной власти Пермского края представляет собой взаимосвязанную совокупность исполнительных органов государственной власти Пермского края, наделенных в установленном порядке государственными полномочиями, действующую в целях реализации социально-экономического развития Пермского края.
Систему исполнительных органов государственной власти Пермского края составляют: Правительство Пермского края, министерства Пермского края, агентства Пермского края, инспекции Пермского края, иные исполнительные органы государственной власти Пермского края, их территориальные органы или обособленные структурные подразделения на территории Пермского края.
По смыслу указанных норм, поскольку Правительство Пермского края является наивысшим исполнительным органом государственной власти Пермского края, обязанность по предоставлению истцу жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения должна быть возложена именно на Правительство Пермского края.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции в соответствии с положения ст. 56, 67 ГПК РФ истец Л.И.П. родился <...> г. в р.п. <...> <...> района <...> области. Данные об отце ребенка в свидетельстве о рождении не указаны.
Решением Чайковского городского суда Пермского края от 17 марта 2008 г. мать Л.И.П. в отношении него лишена родительских прав.
Постановлением Главы Чайковского муниципального района Пермского края от 11.09.2006 года N <...> над несовершеннолетним Л.И.П. установлена опека, опекуном назначен Л1.
Заключением межведомственной комиссии от 20.11.2013 года N <...>, назначенной распоряжением Главы администрации Ольховского сельского поселения от 07.11.2011 года N <...>, жилое помещение по адресу: <...>, как следует из имеющихся документов (л.д. 32), ранее закрепленное за Л.И.П., признано не пригодным для проживания.
Заключением ТУ Минсоцразвития по Чайковскому муниципальному району Пермского края от 17.12.2013 года N <...>, был установлен факт невозможности проживания Л.И.П. в ранее занимаемом жилом помещении.
Решением комиссии по опеке и попечительству территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Чайковскому муниципальному району (протокол N <...> от 12.12.2013 года) Л.И.П. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения.
В материалах дела имеется справка ГБПОУ <...> от 28.01.2015 года, согласно которой Л.И.П. обучается в данном учреждении по очной форме обучения, срок обучения с 18.12.2014 года по 30.06.2017 года.
Согласно данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю от 17.07.2013 года, 03.09.2015 года Л.И.П. не имеет в собственности жилых помещений, объектов капитального строительства (недвижимого имущества).
По сведениям администрации Чайковского городского поселения от 07.05.2015 года с Л.И.П. договоры социального найма жилых помещений не заключались.
До настоящего времени жилое помещение Л.И.П. не предоставлено.
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 40 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 5, ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 1, 8 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ч. 1, 2 и 5 ст. 6 Закона Пермской области "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", пришел к обоснованному выводу о возложении на Правительство Пермского края обязанности по предоставлению истцу жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается и полагает, что доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене или изменению решения суда.
Согласно статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с п. 1.3, 1.4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений (утв. Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 N 1194-п) жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона от 29 декабря 2004 г. N 1939-419 и должны соответствовать следующим требованиям:...жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства. В случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства.
Из указанных положений следует, что данная социальная гарантия по общему правилу предоставляется по месту жительства лица, имеющего право на ее (гарантии) предоставление.
Как следует из материалов дела, истец поставлен на учета как нуждающийся в жилых помещениях на территории Чайковского муниципального района, зарегистрирован также на территории того же муниципального образования.
Согласие Л.И.П. на предоставление ему жилого помещения не по месту проживания на территории всего Пермского края также отсутствует.
Невозможность предоставления жилого помещения по месту его постановки на учет материалами дела не доказана, а План формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот в 2015 г., на который ссылается ответчик в апелляционной жалобе, напротив, подтверждает возможность предоставления истцу жилого помещения в соответствии с решением суда.
Возложение на Правительство Пермского края обязанности по предоставлению истцу жилого помещения в пределах Чайковского муниципального района требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения, не противоречит и прав заявителя не нарушает.
При этом, не свидетельствует о незаконности постановленного судом решения и довод апелляционной жалобы заявителя о том, что истец в настоящее время находится на государственном обеспечении и в силу ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ подлежит обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда только после завершения обучения, т.е. после 30.06.2017 г.
Как указывалось выше, по общему правилу детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (абз. 1 п. 1 ст. 8 Закона, в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ).
При этом указанным категориям лиц жилые помещения предоставляются немедленно по достижении ими возраста 18 лет (абз. 2 п. 1 ст. 8 Закона, в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ).
Предоставление указанным категориям лиц жилых помещений позже наступления совершеннолетия и по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования возможно при наличии отдельного заявления лица, относящегося к указанной категории (абз. 3 п. 1 ст. 8 Закона, в редакции Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ).
С заявлением о предоставлении жилого помещения по окончании обучения Л.И.П. не обращался, соответственно, жилое помещение специализированного жилищного фонда ему должно быть предоставлено немедленно по достижении 18 лет и это не связывается с окончанием обучения в образовательном учреждении.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции постановил решение в полном соответствии с требованиями материального и процессуального права, с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда не противоречат материалам дела, значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно, в силу чего оснований для отмены либо изменения решения не имеется.
Руководствуясь ст. 199, 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу Правительства Пермского края на решение Чайковского городского суда Пермского края от 17.11.2015 г. оставить без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)