Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 08.06.2016 ПО ДЕЛУ N 33-9089/2016

Требование: О постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и включении в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Дом, в котором было закреплено за лицом жилое помещение, снесен в период нахождения лица в детском доме. В постановке на учет и предоставлении жилого помещения ему отказано в связи с достижением предельного возраста.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 июня 2016 г. по делу N 33-9089/2016


Судья Цыдаева В.П.

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Лимоновой Л.Ф., судей Ильиной О.В., Бурматовой Г.Г., при секретаре К.Е., рассмотрела в открытом судебном заседании 08.06.2016
гражданское дело по иску С. к Министерству строительства и развития инфраструктуры <...> (далее - Министерству строительства), Государственному казенному учреждению <...> "Фонд жилищного строительства" (далее - Фонд), Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти <...> - Управление социальной политики Министерства социальной политики <...> и <...> (далее - Управление) о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,
по апелляционной жалобе истца С. на решение Ленинского районного суда г. Нижнего Тагила Свердловской области от 19.01.2016.
Заслушав доклад судьи Лимоновой Л.Ф., объяснения С. и его представителя - П., представителя ТОИОГВ СО - УСП МСП <...> - К.И., судебная коллегия

установила:

С. обратился в суд с иском к указанным ответчикам о постановке его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и включении в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указал, что имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, поскольку его отец был осужден и отбывал наказание сроком 14 лет, мать была лишена родительских прав в <...> году, в связи с чем он был определен в детский дом. Этим же решением за ним и его братом была закреплена комната в бараке <...>. После окончания пребывания в ГОУ СО "Нижнетагильской детский дом-школа <...>" он с 1992 года по 1994 год проходил военную службу в армии, вернулся в детский дом, работал воспитателем и проживал на территории детского дома. В 1995 году поступил на учебу в Нижнетагильский государственный педагогический институт, который окончил в 2002 году. О том, что за ним закреплено жилое помещение, в которое он должен был вселиться, он не знал и не мог знать, так как какого-либо содействия в реализации и защите его жилищных прав ни от кого, в том числе и органов опеки, не было. Администрация г. Березовского не сообщила ни ему, ни администрации детского дома, о том, что барак, в котором было закреплено за истцом жилое помещение, снесен в период с 1986 по 1990 годы, то есть когда он воспитывался в детском доме. В 2004 году истцу было отказано в постановке на учет и предоставлении жилого помещения в связи с достижением возраста 23 лет. В 2004 году администрацией г. Нижний Тагил истцу была предоставлена неблагоустроенная квартира как воспитаннику детского дома на основании договора коммерческого найма. В 2011 году договор коммерческого найма администрация с ним перезаключать отказалась, указав, что дом является аварийным и подлежащим сносу. В собственности жилого помещения истец также не имеет. Полагает, что его право на получение жилья как ребенком-сиротой, оставшимся без попечения родителей, не было реализовано не по его вине.
Решением Ленинского районного суда г. Нижнего Тагила Свердловской области от 19.01.2016 в удовлетворении исковых требований было отказано.
В апелляционной жалобе С. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. Заявитель считает, что соответствующие органы государственной власти в нарушение возложенных на них функций своевременно не решили вопрос сохранности закрепленного за ним жилого помещения и постановке его на учет в связи с невозможностью проживания в ранее закрепленном жилом помещении. Истец на момент сноса дома был несовершеннолетним и не мог реализовать самостоятельно свое право на жилое помещение. Более того, истец считает незаконным закрепление за ним снесенного без каких-либо нормативно-правовых актов жилого помещения, так как его мать С.Л.Г. уволилась с предприятия, предоставившего ей это жилое помещение, еще до лишения ее родительских прав и изъятия детей из семьи. Не может являться препятствием к обеспечению жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то обстоятельство, что указанные граждане не состояли до 01.01.2013 на учете, как нуждающиеся в жилье. Отсутствие лица на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма до 01.01.2013 не лишает истца права на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с новым порядком, введенным в действие с 01.01.2013.
В суде апелляционной инстанции истец С. и его представитель доводы апелляционной жалобы поддержали, просили решение суда первой инстанции отменить, а жалобу истца удовлетворить.
Представитель Управления социальной политики Министерства социальной политики <...> и <...> - К.И. против удовлетворения апелляционной жалобы истца возражал, указав на ее незаконность, просил оставить решение суда без изменения.

Заслушав объяснения сторон, изучив материалы дела и имеющиеся в нем доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом п. 1 названной статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом п. 1 ст. 8 этого же закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Как было установлено судом и подтверждается материалами дела, С. относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать - С.Л.Г. - решением Березовского городского суда Свердловской области от <...> была лишена родительских прав, отец - С.М.А. - осужден Альметьевским районным судом Татарской АССР на срок 14 лет.
При помещении истца в государственное детское дошкольное учреждение за несовершеннолетними С. и С.С. была закреплена комната в бараке <...>, который в дальнейшем был снесен.
Истец С. являлся воспитанником ГКОУ СО "Нижнетагильский детский дом-школа <...>" с <...> по <...>, был зарегистрирован по месту жительства в детском доме, выбыл на службу в Вооруженный Силы РФ. После окончания службы в Вооруженных Силах РФ С. вновь был зарегистрирован в детском доме в период с <...> по <...> в связи с отсутствием у него жилого помещения.
В мае 2004 года Управление опеки, попечительства, усыновления и защиты прав несовершеннолетних администрации г. Нижний Тагил обратилось в администрацию г. Березовского с просьбой поставить С. на учет для получения жилья как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Однако, письмом от <...> администрация МО "Город Березовский" отказала Управлению в постановке С. на соответствующий учет как ребенка-сироту в связи с достижением им возраста 23 лет.
В сентябре 2005 года С. была предоставлена администрацией г. Нижнего Тагила по договору срочного (коммерческого) найма на срок 2005 - 2006 годов 1-комнатная квартира N <...> по ул <...>, договор найма ежегодно администрацией пролонгировался.
Однако письмом от <...> администрация г. Нижний Тагил предупредила С. о необходимости освободить занимаемое им по договору коммерческого найма жилое помещение по <...> в срок до 01.11.2015 в связи с принятием решения о незаключении с ним договора найма этого жилого помещения, поскольку дом признан аварийным и подлежащим сносу.
Также в материалах настоящего дела имеется решение Березовского городского суда Свердловской области от 18.02.2015, вступившее в законную силу, которым С. было отказано в удовлетворении исковых требований к администрации Березовского городского округа о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке в связи со сносом барака в <...>, где за ним ранее было закреплено жилье.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что С. после достижения совершеннолетия и впоследствии, по достижении возраста 23 лет, о своих правах на обеспечение жилым помещением как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не заявлял, обратился с настоящим иском только в 2015 году и доказательств наличия уважительной причины несвоевременной постановки истца на учет суду не представлено.
Однако из разъяснений, содержащихся в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, следует, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки. Вместе с тем, отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому судам надлежит выяснять причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Исходя из изложенного, судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции о необходимости отказа истцу в иске согласиться не может, поскольку материалами настоящего дела подтверждается, что С. ранее (до обращения в суд с настоящим иском) предпринимал попытки по защите своих жилищных прав и получении жилого помещения как ребенком-сиротой, оставшимся без попечения родителей.
Такими доказательствами является обращение Управления опеки и попечительства по г. Березовскому в 2004 году о постановке С. на учет как ребенка-сироты, оставшегося без попечения родителей, а также последующее обращение С. в суд с иском к администрации г. Березовского о предоставлении жилого помещения взамен снесенного барака.
Однако, указанные обращения истца в соответствующие органы были оставлены без удовлетворения.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что причиной несвоевременной постановки С. на соответствующий учет после сноса закрепленного жилья и окончания нахождения его в детском доме, а затем и после окончания обучения в ВУЗе, является, в том числе, ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав истца его опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными учреждениями, в которых он обучался и (или) воспитывался, поскольку органы местного самоуправления, опеки и попечительства возложенную на них в соответствии с Кодексом о браке и семье РСФСР, действующим до 1995 года, а также Семейным кодексом РФ и Законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ обязанность защищать права и интересы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не выполнили надлежащим образом.
Материалами настоящего дела также подтверждается, что сведений о наличии в пользовании и распоряжении за С. иного жилого помещения на том или ином законном основании, не имеется до настоящего времени.
С учетом этого судебная коллегия приходит к выводу, что достижение истцом на момент подачи им искового заявления по настоящему делу возраста 23 лет не может рассматриваться как обстоятельство, прекращающее его право на получение жилого помещения как лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции об отказе истцу в удовлетворении требований о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилье и предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда судебная коллегия находит не соответствующими закону, соответственно, решение районного суда подлежит отмене в силу п. п. 1 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, с принятием нового решения об удовлетворения исковых требований, признании С. нуждающимся в предоставлении жилого помещения из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, как лица, из числа детей-сирот.
Исходя из того, что причины несвоевременной постановки истца на учет в качестве нуждающегося в жилье для целей предоставления жилого помещения, входящего в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, были признаны судом уважительными, учитывая правила п. 9 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ, а также то, что право С., который относился к категории лиц из числа детей-сирот, на получение жилого помещения надлежащим образом не реализовано до настоящего времени, судебная коллегия возлагает обязанность на Управление социальной политики по <...> и <...> принять С. на учет для целей предоставления жилого помещения, входящего в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложив на заинтересованное лицо устранить допущенное нарушение прав заявителя.
Постановлением Правительства Свердловской области от 24.04.2013 N 527-ПП во исполнение Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ был утвержден Порядок приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и Порядок предоставления им жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области.
Указанным постановлением определены функции каждого из государственных органов в вопросе обеспечения жильем такой категории лиц.
При этом на Министерство строительства подлежит возложению обязанность предоставить жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органами местного самоуправления (15 кв. м в городе Нижний Тагил), из государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области, зачисленное в оперативное управление государственного казенного учреждения Свердловской области "Фонд жилищного строительства" (п. 3 Порядка приобретения жилых помещений, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 24.04.2013 N 527-ПП), на Фонд - в течение десяти рабочих дней от даты утверждения приказа Министерства о предоставлении жилого помещения, подготовить договор найма специализированного жилого помещения и направить в Управление (п. 9 Порядка предоставления жилых помещений), на Управление - в течение пяти рабочих дней после подписания договора с истцом направить его в Фонд (п. 9 Порядка предоставления жилых помещений).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 320, 327.1, п. 2 ч. 1 ст. 328, ст. 329 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда города Нижнего Тагила от 19.01.2016 отменить, апелляционную жалобу истца - удовлетворить. Принять по делу новое решение, которым исковые требования С. удовлетворить.
Обязать Управление социальной политики Министерства социальной политики <...> и <...> принять С. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий для целей предоставления жилого помещения, входящего в государственный специализированный жилищный фонд <...>, жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры <...> предоставить С. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда <...>, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв. м, находящееся в черте <...>, из государственного специализированного жилищного фонда <...>, зачисленное в оперативное управление государственного казенного учреждения <...> "Фонд жилищного строительства".
Обязать Государственное казенное учреждение <...> "Фонд жилищного строительства" заключить с С. договор найма специализированного жилищного фонда на срок пять лет.
Председательствующий
Л.Ф.ЛИМОНОВА

Судьи
Г.Г.БУРМАТОВА
О.В.ИЛЬИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)