Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец указал, что семья вынужденных переселенцев, состоящая на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, не обеспечена жилой площадью.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Колотыгина И.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Пономаревой Т.А.,
судей Осиповой Е.А., Тумашевич Н.С.,
при секретаре К.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе истца В.А. на решение Сосновоборского городского суда Ленинградской области от 05 октября 2015 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований В.А., действующей в интересах несовершеннолетней В.С., к администрации муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области о включении несовершеннолетней в состав подпрограммы на получение жилищного сертификата.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Тумашевич Н.С., возражения представителя ответчика - администрации муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области Б.К., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
В.А., действуя в интересах несовершеннолетней В.С., обратилась в Сосновоборский городской суд Ленинградской области с исковым заявлением к администрации муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области, уточнив в ходе рассмотрения дела требования, просила признать действия ответчика незаконными и обязать включить несовершеннолетнюю В.С. в состав участников подпрограммы на получение жилищного сертификата.
В обоснование заявленных требований истец ссылалась на то, что она вместе с родителями - Б.С.А., Б.А.А. решением УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области признаны вынужденными переселенцами, имеют соответствующие удостоверения. На основании ордера N от <...> и договора найма жилого помещения N от <...> все члены семьи постоянно зарегистрированы и проживают в общежитии по адресу: <адрес>. С 2011 года истец и ее родители состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, до настоящего времени нормативами жилой площади не обеспечены, сертификат не получали.
<...> у истца родилась дочь - Б.С.К., которая с <...> постоянно зарегистрирована и проживает в общежитии по адресу: Ленинградская <адрес>.
Истец относится к гражданам, указанным в пп. "ж" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обстоятельств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", поскольку признана в установленном порядке вынужденным переселенцем, включена территориальными органами Федеральной миграционной службы в Сводные списки вынужденных переселенцев, вместе с родителями состоит на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений, является участником федеральной целевой программы "Жилище" и имеет право на получение государственного жилищного сертификата в рамках реализации данной подпрограммы. Между тем, на основании подп. "б" п. 17 Правил несовершеннолетняя В.С. также должна быть признана участником подпрограммы, так как она является несовершеннолетним ребенком В.А., постоянно зарегистрирована и проживает с истцом, которая производит оплату коммунальных платежей на семью из 4 человек. Учитывая изложенные обстоятельства, истец просила удовлетворить заявленные исковые требования (л.д. 5 - 7, 31 - 32).
Решением Сосновоборского городского суда Ленинградской области от 05 октября 2015 года в удовлетворении исковых требований В.А. отказано (л.д. 51 - 59).
В.А. не согласилась с постановленным решением, представила апелляционную жалобу, в которой просит решение Сосновоборского городского суда Ленинградской области от 05 октября 2015 года отменить и принять новое решение, удовлетворив заявленные исковые требования.
Податель жалобы указывает, что, по мнению суда, Б.А.А., как вынужденный переселенец с составом семьи 3 человека была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и признана участником подпрограммы составом семьи из трех человек. При этом Б.А.А. не обращалась с требованиями о признании внучки членом ее семьи, оспаривании действий администрации. Суд сделал вывод о том, что отказ администрации от <...> об отсутствии оснований для включения в очередь Б.А.А. ее внучки В.С. основан на законе. Суд делает вывод, что В.С. могла быть участником подпрограммы только как член семьи Б.А.А. Между тем, данный вывод суда противоречит требованиям подп. "ж" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы. Согласно указанному пункту, такими гражданами являются Б.С.А., Б.А.А., В.А., так как каждый из них признан в установленном порядке вынужденным переселенцем, включен территориальными органами Федеральной миграционной службы в Сводные списки вынужденных переселенцев, состоит на учете в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений. В.А. является самостоятельным гражданином, подпадающим под подп. "ж" п. 5 Правил, следовательно, В.С., проживающая совместно с истцом, признается членом ее семьи и имеет право на получение жилищного сертификата (л.д. 61 - 63).
В возражениях представителя ответчика, поступивших в суд апелляционной инстанции, критически оцениваются доводы апелляционной жалобы (л.д. 82 - 83).
На рассмотрение и разрешение жалобы в суде апелляционной инстанции В.А., Б.С.А., Б.А.А. не явились, извещены, об уважительной причине неявки не сообщили.
В отсутствие возражений со стороны представителя ответчика - администрации муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области Б.К., действующей на основании доверенности от <...> сроком до <...>, суд апелляционной инстанции постановил определение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц с учетом имеющихся в материалах дела сведений о надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы (л.д. 77 - 79).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Б.С.А., Б.А.А., В.А. в установленном законом порядке признаны вынужденными переселенцами, имеют соответствующие удостоверения (л.д. 15 - 17).
На основании ордера N от <...> Б.С.А. на семью из трех человек, в том числе: жену Б.А.А., дочь Б.А.С. (В.А., в связи с регистрацией брака) предоставлена комната N по <адрес> (л.д. 11). <...> у В.А. родилась дочь В.С. (л.д. 9).
<...> между Федеральным государственным унитарным предприятием "Научно-исследовательский технологический институт им. А.П.Александрова" (наймодатель) и Б.С.А. (наниматель) заключен договор найма жилого помещения в общежитии N, согласно которому наймодатель передает нанимателю и членам его семьи за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в государственной собственности на основании акта приема-передачи государственного имущества в хозяйственное ведение ФГУП "НИТИ имени А.П.Александрова", состоящее из 1 комнаты жилой площадью 15,5 кв. м, расположенное в <адрес> для временного проживания в нем (п. 1); совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются члены его семьи: Б.А.А. (жена), Б.А.С. (дочь) (л.д. 12 - 13).
Исходя из совокупности положений статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 2 части 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4530-1 "О вынужденных переселенцах", пунктов 37, 38 Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 08 ноября 2000 года N 845) учет вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляют органы местного самоуправления по месту жительства вынужденных переселенцев в соответствии с жилищным законодательством путем ведения единого списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Для принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вынужденные переселенцы лично подают в установленном порядке в орган местного самоуправления заявление о предоставлении им постоянного жилья и представляют необходимые документы, в том числе удостоверение вынужденного переселенца.
Формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы установлен Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 5 Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.
Согласно подпункту "б" пункта 17 членами семьи вынужденного переселенца - участника подпрограммы признаются постоянно проживающие совместно с ним лица, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, а также несовершеннолетние дети независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца.
Согласно п. 17 Правил применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются: постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети и родители гражданина - участника подпрограммы. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с гражданином - участником подпрограммы, учитываются при расчете размера социальной выплаты в случае признания их в судебном порядке членами его семьи - для граждан, указанных в подпунктах "а" - "е" пункта 5 настоящих Правил, и граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
В соответствии с ч. ч. 1, 3 ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Согласно материалам дела <...> Б.А.А. обратилась с заявлением на имя главы администрации Сосновоборского городского округа, в котором просила выдать государственный жилищный сертификат в 2015 году на семью из трех человек: она, муж Б.С.А., дочь В.А. (л.д. 38). Согласно сведениям из администрации муниципального образования Сосновоборского городского округа Ленинградской области Б.А.А. была поставлена на очередь для получения жилищного сертификата <...> вместе с членами ее семьи: муж Б.С.А., дочь В.А. (л.д. 39).
Таким образом, по смыслу жилищного законодательства, а также положений подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 участником подпрограммы признаны Б.А.А., ее супруг Б.С.А. и дочь В.А., они включены в подпрограмму в качестве членов семьи участника подпрограммы.
Согласно разъяснению Минрегионразвития России N ВФ10/8-1565 от 07 декабря 2012 года членами семьи гражданина - участника подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы признаются постоянно проживающие совместно с ним лица, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, а также несовершеннолетние дети самого получателя сертификата.
Таким образом, поскольку Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации Подпрограммы не предусматривают включение внуков в состав семьи получателя сертификата, то суд первой инстанции обоснованно отказал В.А. во включении несовершеннолетней В.С. в состав участников подпрограммы на получение жилищного сертификата.
Судебная коллегия также отмечает, что В.С. не включена в договор социального найма как член семьи нанимателя Б.С.А. (л.д. 12 - 13), в заявлении Б.А.А. о выдаче государственного жилищного сертификата от <...> не указана просьба на выдачу сертификата, в том числе, на имя В.С.
С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, так как они основаны на фактических обстоятельствах дела и собранных по делу доказательствах.
Судебная коллегия считает, что доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения, поскольку не опровергают выводы суда, а повторяют правовую позицию истца, выраженную в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в принятом решении. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Довод апелляционной жалобы о том, что несовершеннолетняя внучка В.С. зарегистрирована в <адрес>, не может служить основанием к отмене постановленного судом решения, поскольку данные обстоятельства сами по себе не имеют правового значения при рассмотрении вопроса о признании указанных лиц членами семьи нанимателя жилого помещения. В судебном порядке В.С. как внучка Б.А.А. не признавалась членом ее семьи.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Между тем, судебная коллегия обращает внимание на нарушение судом первой инстанции норм процессуального права, в части касающейся ссылок на ч. 1 ст. 254, ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку указанные положения утратили силу с 15 сентября 2015 года (Федеральный закон от 08.03.2015 N 23-ФЗ). Вместе с тем, указанные нарушения норм процессуального права не повлекли постановления незаконного решения.
Руководствуясь ч. 1 ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ч. 1 ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Сосновоборского городского суда Ленинградской области от 05 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца В.А. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 03.12.2015 N 33-6199/2015
Требование: О включении несовершеннолетнего в состав подпрограммы на получение жилищного сертификата.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец указал, что семья вынужденных переселенцев, состоящая на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, не обеспечена жилой площадью.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 декабря 2015 г. N 33-6199/2015
Судья Колотыгина И.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Пономаревой Т.А.,
судей Осиповой Е.А., Тумашевич Н.С.,
при секретаре К.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе истца В.А. на решение Сосновоборского городского суда Ленинградской области от 05 октября 2015 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований В.А., действующей в интересах несовершеннолетней В.С., к администрации муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области о включении несовершеннолетней в состав подпрограммы на получение жилищного сертификата.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Тумашевич Н.С., возражения представителя ответчика - администрации муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области Б.К., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
В.А., действуя в интересах несовершеннолетней В.С., обратилась в Сосновоборский городской суд Ленинградской области с исковым заявлением к администрации муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области, уточнив в ходе рассмотрения дела требования, просила признать действия ответчика незаконными и обязать включить несовершеннолетнюю В.С. в состав участников подпрограммы на получение жилищного сертификата.
В обоснование заявленных требований истец ссылалась на то, что она вместе с родителями - Б.С.А., Б.А.А. решением УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области признаны вынужденными переселенцами, имеют соответствующие удостоверения. На основании ордера N от <...> и договора найма жилого помещения N от <...> все члены семьи постоянно зарегистрированы и проживают в общежитии по адресу: <адрес>. С 2011 года истец и ее родители состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, до настоящего времени нормативами жилой площади не обеспечены, сертификат не получали.
<...> у истца родилась дочь - Б.С.К., которая с <...> постоянно зарегистрирована и проживает в общежитии по адресу: Ленинградская <адрес>.
Истец относится к гражданам, указанным в пп. "ж" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обстоятельств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", поскольку признана в установленном порядке вынужденным переселенцем, включена территориальными органами Федеральной миграционной службы в Сводные списки вынужденных переселенцев, вместе с родителями состоит на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений, является участником федеральной целевой программы "Жилище" и имеет право на получение государственного жилищного сертификата в рамках реализации данной подпрограммы. Между тем, на основании подп. "б" п. 17 Правил несовершеннолетняя В.С. также должна быть признана участником подпрограммы, так как она является несовершеннолетним ребенком В.А., постоянно зарегистрирована и проживает с истцом, которая производит оплату коммунальных платежей на семью из 4 человек. Учитывая изложенные обстоятельства, истец просила удовлетворить заявленные исковые требования (л.д. 5 - 7, 31 - 32).
Решением Сосновоборского городского суда Ленинградской области от 05 октября 2015 года в удовлетворении исковых требований В.А. отказано (л.д. 51 - 59).
В.А. не согласилась с постановленным решением, представила апелляционную жалобу, в которой просит решение Сосновоборского городского суда Ленинградской области от 05 октября 2015 года отменить и принять новое решение, удовлетворив заявленные исковые требования.
Податель жалобы указывает, что, по мнению суда, Б.А.А., как вынужденный переселенец с составом семьи 3 человека была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и признана участником подпрограммы составом семьи из трех человек. При этом Б.А.А. не обращалась с требованиями о признании внучки членом ее семьи, оспаривании действий администрации. Суд сделал вывод о том, что отказ администрации от <...> об отсутствии оснований для включения в очередь Б.А.А. ее внучки В.С. основан на законе. Суд делает вывод, что В.С. могла быть участником подпрограммы только как член семьи Б.А.А. Между тем, данный вывод суда противоречит требованиям подп. "ж" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы. Согласно указанному пункту, такими гражданами являются Б.С.А., Б.А.А., В.А., так как каждый из них признан в установленном порядке вынужденным переселенцем, включен территориальными органами Федеральной миграционной службы в Сводные списки вынужденных переселенцев, состоит на учете в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений. В.А. является самостоятельным гражданином, подпадающим под подп. "ж" п. 5 Правил, следовательно, В.С., проживающая совместно с истцом, признается членом ее семьи и имеет право на получение жилищного сертификата (л.д. 61 - 63).
В возражениях представителя ответчика, поступивших в суд апелляционной инстанции, критически оцениваются доводы апелляционной жалобы (л.д. 82 - 83).
На рассмотрение и разрешение жалобы в суде апелляционной инстанции В.А., Б.С.А., Б.А.А. не явились, извещены, об уважительной причине неявки не сообщили.
В отсутствие возражений со стороны представителя ответчика - администрации муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области Б.К., действующей на основании доверенности от <...> сроком до <...>, суд апелляционной инстанции постановил определение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц с учетом имеющихся в материалах дела сведений о надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы (л.д. 77 - 79).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Б.С.А., Б.А.А., В.А. в установленном законом порядке признаны вынужденными переселенцами, имеют соответствующие удостоверения (л.д. 15 - 17).
На основании ордера N от <...> Б.С.А. на семью из трех человек, в том числе: жену Б.А.А., дочь Б.А.С. (В.А., в связи с регистрацией брака) предоставлена комната N по <адрес> (л.д. 11). <...> у В.А. родилась дочь В.С. (л.д. 9).
<...> между Федеральным государственным унитарным предприятием "Научно-исследовательский технологический институт им. А.П.Александрова" (наймодатель) и Б.С.А. (наниматель) заключен договор найма жилого помещения в общежитии N, согласно которому наймодатель передает нанимателю и членам его семьи за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в государственной собственности на основании акта приема-передачи государственного имущества в хозяйственное ведение ФГУП "НИТИ имени А.П.Александрова", состоящее из 1 комнаты жилой площадью 15,5 кв. м, расположенное в <адрес> для временного проживания в нем (п. 1); совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются члены его семьи: Б.А.А. (жена), Б.А.С. (дочь) (л.д. 12 - 13).
Исходя из совокупности положений статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 2 части 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4530-1 "О вынужденных переселенцах", пунктов 37, 38 Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 08 ноября 2000 года N 845) учет вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляют органы местного самоуправления по месту жительства вынужденных переселенцев в соответствии с жилищным законодательством путем ведения единого списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Для принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вынужденные переселенцы лично подают в установленном порядке в орган местного самоуправления заявление о предоставлении им постоянного жилья и представляют необходимые документы, в том числе удостоверение вынужденного переселенца.
Формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы установлен Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 5 Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.
Согласно подпункту "б" пункта 17 членами семьи вынужденного переселенца - участника подпрограммы признаются постоянно проживающие совместно с ним лица, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, а также несовершеннолетние дети независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца.
Согласно п. 17 Правил применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются: постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети и родители гражданина - участника подпрограммы. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с гражданином - участником подпрограммы, учитываются при расчете размера социальной выплаты в случае признания их в судебном порядке членами его семьи - для граждан, указанных в подпунктах "а" - "е" пункта 5 настоящих Правил, и граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
В соответствии с ч. ч. 1, 3 ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Согласно материалам дела <...> Б.А.А. обратилась с заявлением на имя главы администрации Сосновоборского городского округа, в котором просила выдать государственный жилищный сертификат в 2015 году на семью из трех человек: она, муж Б.С.А., дочь В.А. (л.д. 38). Согласно сведениям из администрации муниципального образования Сосновоборского городского округа Ленинградской области Б.А.А. была поставлена на очередь для получения жилищного сертификата <...> вместе с членами ее семьи: муж Б.С.А., дочь В.А. (л.д. 39).
Таким образом, по смыслу жилищного законодательства, а также положений подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 участником подпрограммы признаны Б.А.А., ее супруг Б.С.А. и дочь В.А., они включены в подпрограмму в качестве членов семьи участника подпрограммы.
Согласно разъяснению Минрегионразвития России N ВФ10/8-1565 от 07 декабря 2012 года членами семьи гражданина - участника подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы признаются постоянно проживающие совместно с ним лица, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, а также несовершеннолетние дети самого получателя сертификата.
Таким образом, поскольку Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации Подпрограммы не предусматривают включение внуков в состав семьи получателя сертификата, то суд первой инстанции обоснованно отказал В.А. во включении несовершеннолетней В.С. в состав участников подпрограммы на получение жилищного сертификата.
Судебная коллегия также отмечает, что В.С. не включена в договор социального найма как член семьи нанимателя Б.С.А. (л.д. 12 - 13), в заявлении Б.А.А. о выдаче государственного жилищного сертификата от <...> не указана просьба на выдачу сертификата, в том числе, на имя В.С.
С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, так как они основаны на фактических обстоятельствах дела и собранных по делу доказательствах.
Судебная коллегия считает, что доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения, поскольку не опровергают выводы суда, а повторяют правовую позицию истца, выраженную в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в принятом решении. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Довод апелляционной жалобы о том, что несовершеннолетняя внучка В.С. зарегистрирована в <адрес>, не может служить основанием к отмене постановленного судом решения, поскольку данные обстоятельства сами по себе не имеют правового значения при рассмотрении вопроса о признании указанных лиц членами семьи нанимателя жилого помещения. В судебном порядке В.С. как внучка Б.А.А. не признавалась членом ее семьи.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Между тем, судебная коллегия обращает внимание на нарушение судом первой инстанции норм процессуального права, в части касающейся ссылок на ч. 1 ст. 254, ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку указанные положения утратили силу с 15 сентября 2015 года (Федеральный закон от 08.03.2015 N 23-ФЗ). Вместе с тем, указанные нарушения норм процессуального права не повлекли постановления незаконного решения.
Руководствуясь ч. 1 ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ч. 1 ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Сосновоборского городского суда Ленинградской области от 05 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца В.А. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)