Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в связи со смертью его родителей включен в список на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до настоящего времени жилье истцу не предоставлено, что нарушает его конституционное право на жилище.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Кузнецовой Л.В.,
судей Авдеевой С.Н., Кожевниковой А.Б.,
при секретаре М., -
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кузнецовой Л.В.
дело по иску Д.Н.Б. к департаменту социальной защиты В. области, департаменту имущественных и земельных отношений В. области об обязании предоставить по договору социального найма жилое помещение из специализированного жилищного фонда, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
по апелляционной жалобе представителя департамента имущественных и земельных отношений В. области по доверенности ЗА.Д.
на решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 25 апреля 2016 г. (судья райсуда Щ.),
установила:
Д.Н.Б. обратился в суд с иском к ответчикам, просит обязать департамент социальной защиты В. области принять решение о предоставлении ему благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по нормам предоставления жилого помещения по договору социального найма, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; обязать департамент имущественных и земельных отношений В. области заключить с ним договор найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда в отношении жилого помещения, предоставленного на основании решения департамента социальной защиты В. области.
В обоснование заявленных требований указал, что является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в связи со смертью его родителей. Согласно приказу департамента социальной защиты В. области N ... от ... г. "О принятии на учет Д.Н.Б. в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда В. области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и приказу департамента социальной защиты В. области от ... г. N ... "О внесении изменений в приказ департамента социальной защиты В. области от ... г. N ..." истец включен в список на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории г. В. Однако до настоящего времени жилье не предоставлено, что нарушает его конституционное право на жилище (л.д. 5 - 8).
Решением Ленинского районного суда г. Воронежа от 25 апреля 2016 г. исковые требования Д.Н.Б. удовлетворены (л.д. 36, 37 - 39).
В апелляционной жалобе представителя департамента имущественных и земельных отношений В. области по доверенности ЗА.Д. ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, вынесенного с нарушением норм материального права(л.д. 42 - 45).
В суде апелляционной инстанции Д.Н.Б. полагает решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки суду не сообщили. В связи с чем, судебная коллегия на основании части 3 статьи 167 и статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Суд апелляционной инстанции, проверив в соответствии со статьями 327 и 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав объяснения истца, исследовав имеющиеся в деле доказательства, приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Д. Н.Б., ... года рождения, является лицом, ранее относившимся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей и достигших возраста 23 лет (л.д. 9 - 11).
В соответствии с приказом департамента социальной защиты В. области N ... от.. г. и приказом N ... от ... г. Д.Н.Б. принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда В. области на основании договора найма специализированного жилого помещения по категории: лица, ранее относившиеся к категории детей-сирот, лиц из числа детей-сирот и достигших возраста 23 лет, с ... г. (л.д. 13, 16).
До настоящего времени жилым помещением ДН.Б. не обеспечен.
При разрешении настоящего спора суд первой инстанции верно применил положения Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Воронежской области от 20.11.2007 г. N 131-ОЗ "О специализированном жилищном фонде Воронежской области", регулирующие спорные правоотношения.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 8).
Таким образом, по достижении гражданином вышеуказанной категории 18-ти лет ему должно быть предоставлено жилое помещение. Именно с наступлением данного события законодатель связывает обязанность уполномоченных органов предоставить жилое помещение. Поэтому доводы апелляционной жалобы в этой части нельзя признать состоятельными.
Пунктом 3 статьи 8 названного Федерального закона предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. При этом в законе отсутствует указание на то, что жилое помещение должно быть предоставлено в порядке очередности по названному списку.
Законодательством Воронежской области также не предусмотрена очередность при предоставлении жилых помещений указанной категории лиц.
Согласно п. п. 2, 4 ст. 21.1 Закона Воронежской области от 20.11.2007 г. N 131-ОЗ "О специализированном жилищном фонде Воронежской области" жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Порядок предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и заключения договоров найма специализированного жилого помещения устанавливается исполнительным органом государственной власти Воронежской области, уполномоченным правительством Воронежской области.
Таким уполномоченным органом в соответствии с постановлением Правительства Воронежской области от 23.12.2013 г. N 1132 является департамент социальной защиты населения Воронежской области.
Приказом департамента труда и социального развития Воронежской области от 14 апреля 2013 г. N 1476/ОД утвержден Порядок принятия на учет, формирования списка и предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лицам, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших 23 лет.
В соответствии с указанным Порядком жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании ими срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо по окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (п. 1.4).
Департамент социального развития Воронежской области на основании решений о принятии или об отказе в принятии на учет формирует Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Законом Воронежской области от 20.11.2007 г. N 131-ОЗ "О специализированном жилищном фонде Воронежской области".
Основанием для включения в Список является приказ департамента о принятии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, на учет в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Воронежской области по договорам найма специализированных жилых помещений.
Лица указанной категории включаются в Список в хронологической последовательности, исходя из даты подачи заявления о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам найма специализированных жилых помещений. При принятии на учет в один день нескольких лиц данной категории очередность в Списке устанавливается в алфавитном порядке по фамилии заявителя (п. 4.1).
Формирование Списка осуществляется в целях эффективного планирования бюджетных денежных средств для приобретения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшим возраста 23 лет, жилых помещений; заблаговременного учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, нуждающихся в предоставлении жилых помещений (п. 1.2).
Таким образом, с учетом вышеуказанных норм законодательства Российской Федерации и законодательства Воронежской области, событием, при наступлении которого должно быть предоставлено жилое помещение, является достижение лицом названной категории 18-ти лет, а не наступление очереди по списку.
Применение очередности при предоставлении жилья указанной категории граждан нарушает прямое указание пункта 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без помещения родителей", который обязывает предоставить жилье по достижении лицу 18 лет.
Правильно определив характер спорных правоотношений, проверив доводы сторон, исследовав представленные по делу доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных исковых требований, поскольку Д.Н.Б., ... года рождения, относится к категории лиц, ранее относившихся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей и достигших возраста 23 лет, ... г. принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда на основании договора специализированного жилого помещения с ... г. (л.д. 13 - 14, 16 - 17).
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и не усматривает оснований для его отмены.
Доводы апелляционной жалобы об очередности предоставления жилого помещения лицам данной категории, являются необоснованными, поскольку анализ норм материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям, не содержит оснований для отказа в реализации истцом права на предоставление жилого помещения, законом не установлена очередность внутри списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Других доводов апелляционная жалоба не содержит.
Разрешая заявленные требования, суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил правильное по существу решение. Нормы материального права судом применены верно, нарушений норм процессуального права, на которые указывается в жалобе, судом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, основаны на субъективном толковании норм права, в связи с чем, не могут повлечь отмену постановленного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 327.1, ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 25 апреля 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя департамента имущественных и земельных отношений В. области по доверенности ЗА.Д. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 11.08.2016 ПО ДЕЛУ N 33-4936/2016
Требование: Об обязании предоставить жилое помещение.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в связи со смертью его родителей включен в список на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до настоящего времени жилье истцу не предоставлено, что нарушает его конституционное право на жилище.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 августа 2016 г. по делу N 33-4936
Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Кузнецовой Л.В.,
судей Авдеевой С.Н., Кожевниковой А.Б.,
при секретаре М., -
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кузнецовой Л.В.
дело по иску Д.Н.Б. к департаменту социальной защиты В. области, департаменту имущественных и земельных отношений В. области об обязании предоставить по договору социального найма жилое помещение из специализированного жилищного фонда, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
по апелляционной жалобе представителя департамента имущественных и земельных отношений В. области по доверенности ЗА.Д.
на решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 25 апреля 2016 г. (судья райсуда Щ.),
установила:
Д.Н.Б. обратился в суд с иском к ответчикам, просит обязать департамент социальной защиты В. области принять решение о предоставлении ему благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по нормам предоставления жилого помещения по договору социального найма, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; обязать департамент имущественных и земельных отношений В. области заключить с ним договор найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда в отношении жилого помещения, предоставленного на основании решения департамента социальной защиты В. области.
В обоснование заявленных требований указал, что является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в связи со смертью его родителей. Согласно приказу департамента социальной защиты В. области N ... от ... г. "О принятии на учет Д.Н.Б. в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда В. области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и приказу департамента социальной защиты В. области от ... г. N ... "О внесении изменений в приказ департамента социальной защиты В. области от ... г. N ..." истец включен в список на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории г. В. Однако до настоящего времени жилье не предоставлено, что нарушает его конституционное право на жилище (л.д. 5 - 8).
Решением Ленинского районного суда г. Воронежа от 25 апреля 2016 г. исковые требования Д.Н.Б. удовлетворены (л.д. 36, 37 - 39).
В апелляционной жалобе представителя департамента имущественных и земельных отношений В. области по доверенности ЗА.Д. ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, вынесенного с нарушением норм материального права(л.д. 42 - 45).
В суде апелляционной инстанции Д.Н.Б. полагает решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки суду не сообщили. В связи с чем, судебная коллегия на основании части 3 статьи 167 и статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Суд апелляционной инстанции, проверив в соответствии со статьями 327 и 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав объяснения истца, исследовав имеющиеся в деле доказательства, приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Д. Н.Б., ... года рождения, является лицом, ранее относившимся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей и достигших возраста 23 лет (л.д. 9 - 11).
В соответствии с приказом департамента социальной защиты В. области N ... от.. г. и приказом N ... от ... г. Д.Н.Б. принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда В. области на основании договора найма специализированного жилого помещения по категории: лица, ранее относившиеся к категории детей-сирот, лиц из числа детей-сирот и достигших возраста 23 лет, с ... г. (л.д. 13, 16).
До настоящего времени жилым помещением ДН.Б. не обеспечен.
При разрешении настоящего спора суд первой инстанции верно применил положения Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Воронежской области от 20.11.2007 г. N 131-ОЗ "О специализированном жилищном фонде Воронежской области", регулирующие спорные правоотношения.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 8).
Таким образом, по достижении гражданином вышеуказанной категории 18-ти лет ему должно быть предоставлено жилое помещение. Именно с наступлением данного события законодатель связывает обязанность уполномоченных органов предоставить жилое помещение. Поэтому доводы апелляционной жалобы в этой части нельзя признать состоятельными.
Пунктом 3 статьи 8 названного Федерального закона предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. При этом в законе отсутствует указание на то, что жилое помещение должно быть предоставлено в порядке очередности по названному списку.
Законодательством Воронежской области также не предусмотрена очередность при предоставлении жилых помещений указанной категории лиц.
Согласно п. п. 2, 4 ст. 21.1 Закона Воронежской области от 20.11.2007 г. N 131-ОЗ "О специализированном жилищном фонде Воронежской области" жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Порядок предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и заключения договоров найма специализированного жилого помещения устанавливается исполнительным органом государственной власти Воронежской области, уполномоченным правительством Воронежской области.
Таким уполномоченным органом в соответствии с постановлением Правительства Воронежской области от 23.12.2013 г. N 1132 является департамент социальной защиты населения Воронежской области.
Приказом департамента труда и социального развития Воронежской области от 14 апреля 2013 г. N 1476/ОД утвержден Порядок принятия на учет, формирования списка и предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лицам, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших 23 лет.
В соответствии с указанным Порядком жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании ими срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо по окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (п. 1.4).
Департамент социального развития Воронежской области на основании решений о принятии или об отказе в принятии на учет формирует Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Законом Воронежской области от 20.11.2007 г. N 131-ОЗ "О специализированном жилищном фонде Воронежской области".
Основанием для включения в Список является приказ департамента о принятии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, на учет в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Воронежской области по договорам найма специализированных жилых помещений.
Лица указанной категории включаются в Список в хронологической последовательности, исходя из даты подачи заявления о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам найма специализированных жилых помещений. При принятии на учет в один день нескольких лиц данной категории очередность в Списке устанавливается в алфавитном порядке по фамилии заявителя (п. 4.1).
Формирование Списка осуществляется в целях эффективного планирования бюджетных денежных средств для приобретения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшим возраста 23 лет, жилых помещений; заблаговременного учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, нуждающихся в предоставлении жилых помещений (п. 1.2).
Таким образом, с учетом вышеуказанных норм законодательства Российской Федерации и законодательства Воронежской области, событием, при наступлении которого должно быть предоставлено жилое помещение, является достижение лицом названной категории 18-ти лет, а не наступление очереди по списку.
Применение очередности при предоставлении жилья указанной категории граждан нарушает прямое указание пункта 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без помещения родителей", который обязывает предоставить жилье по достижении лицу 18 лет.
Правильно определив характер спорных правоотношений, проверив доводы сторон, исследовав представленные по делу доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных исковых требований, поскольку Д.Н.Б., ... года рождения, относится к категории лиц, ранее относившихся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей и достигших возраста 23 лет, ... г. принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда на основании договора специализированного жилого помещения с ... г. (л.д. 13 - 14, 16 - 17).
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и не усматривает оснований для его отмены.
Доводы апелляционной жалобы об очередности предоставления жилого помещения лицам данной категории, являются необоснованными, поскольку анализ норм материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям, не содержит оснований для отказа в реализации истцом права на предоставление жилого помещения, законом не установлена очередность внутри списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Других доводов апелляционная жалоба не содержит.
Разрешая заявленные требования, суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил правильное по существу решение. Нормы материального права судом применены верно, нарушений норм процессуального права, на которые указывается в жалобе, судом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, основаны на субъективном толковании норм права, в связи с чем, не могут повлечь отмену постановленного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 327.1, ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 25 апреля 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя департамента имущественных и земельных отношений В. области по доверенности ЗА.Д. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)