Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.05.2017 N 19АП-2104/2017 ПО ДЕЛУ N А48-6037/2016

Разделы:
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 мая 2017 г. по делу N А48-6037/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 02 мая 2017 года
Постановление в полном объеме изготовлено 11 мая 2017 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Щербатых Е.Ю.,
судей Ушаковой И.В.,
Суховой И.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шевелюхиной М.Д.,
при участии:
- от Управления муниципального имущества и землепользования Администрации города Орла: Кузовова И.В., представителя по доверенности N 7/9592 от 26.12.2016;
- от Публичного акционерного общества "Квадра - генерирующая компания": Власовой О.Г., представителя по доверенности N 3 от 09.01.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления муниципального имущества и землепользования Администрации
города Орла на решение Арбитражного суда Орловской области от 03.02.2017 по делу N А48-6037/2016 (судья Карасев В.В.), по иску Управления муниципального имущества и землепользования Администрации города Орла (ИНН 5701000921, ОГРН 1025700826502) к Публичному акционерному обществу "Квадра - генерирующая компания" (ИНН 6829012680, ОГРН 1056882304489) о взыскании 19 359 175 руб. 14 коп.,
установил:

Управление муниципального имущества и землепользования Администрации города Орла (далее - УМИЗ, истец) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с иском к Публичному акционерному обществу "Квадра - генерирующая компания" (далее - ПАО "Квадра", ответчик) о взыскании 19 359 175 руб. 14 коп.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 03.02.2017 в удовлетворении иска УМИЗ отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, УМИЗ обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт о взыскании с ПАО "Квадра" арендной платы в размере 18 698 521 руб. 14 коп. за период с 06.03.2015 по 30.04.2016 и неустойки в размере 660 654 руб. за период с 01.01.2016 по 30.04.2016.
В обоснование доводов апелляционной жалобы УМИЗ указывает, что размер арендной платы в силу статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) должен определяться исходя из размера кадастровой стоимости земельного участка, установленной постановлением Правительства Орловской области от 25.12.2014 N 419 "Об утверждении результатов кадастровой стоимости земель населенных пунктов Орловской области" по правилам, закрепленным в пункте 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
При этом УМИЗ отмечает, что в статье 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации не установлено, что он распространяется на правоотношения, возникшие до его вступления в законную силу.
В связи с чем УМИЗ считает, что предоставленный им расчет размера годовой арендной платы по договору аренды земельного участка от 30.12.2011 является верным и должен определяться на основании условий, содержащихся в договоре, и норм, действующих в момент заключения данного договора.
В представленном суду апелляционной инстанции отзыве на апелляционную жалобу ПАО "Квадра" возражает против доводов апелляционной жалобы и просит суд апелляционной инстанции оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ПАО "Квадра" отмечает, что, поскольку земельный участок, право государственной собственности на который не разграничено, предоставлен и используется ответчиком для эксплуатации Орловской ТЭЦ, производящей электрическую и тепловую энергию, арендная плата за земельный участок, предоставленный для размещения объекта, предусмотренного подпунктом 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, с 01.03.2015 не может превышать размер арендной платы, рассчитанный по правилам приказа Минэкономразвития N 347 от 18.06.2013 для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Таким образом, по мнению ответчика, если ставки утверждены непосредственно федеральным законом, они являются обязательными при определении размера арендной платы для всех публичных собственников.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель УМИЗ поддержал свои требования по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Представитель ПАО "Квадра" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 13.10.2006 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись о регистрации права постоянного (бессрочного) пользования ОАО "Квадра-Генерирующая компания" на земельный участок с кадастровым номером 57:25:0030121:1, площадью 377596,1 кв. м по адресу: г. Орел, ул. Энергетиков, 6, с разрешенным использованием: для эксплуатации и обслуживания зданий и сооружений.
На основании приказа Департамента имущества, промышленности и информатизации Орловской области от 30.12.2011 N 2442 из земельного участка 57:25:0030121:1, площадью 377 596,1 кв. м, путем раздела образованы три земельных участка с кадастровыми номерами: 57:25:0030121:29, площадью 919 кв. м (участок 1), 57:25:0030121:30, площадью 2307 кв. м (участок 2) и 57:25:0030121:31, площадью 374370 кв. м (участок 3).
В соответствии с вышеназванным приказом Департамента имущества, промышленности и информатизации Орловской области право постоянного (бессрочного) пользования ОАО "Квадра-Генерирующая компания" участком 1, участком 2, участком 3 прекращено, участок 3 предоставлен в аренду сроком на 25 лет в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования.
Во исполнение указанного приказа Департамента имущества, промышленности и информатизации Орловской области между Департаментом имущества, промышленности и информатизации Орловской области, правопреемником которого в силу закона с 01.03.2015 является УМИЗ, и ОАО "Квадра-Генерирующая компания" (ПАО "Квадра") 30.12.2011 заключен договор аренды земельного участка N 1476/з, предметом которого является предоставление в аренду земельного участка с кадастровым номером 57:25:0030121:31, расположенного по адресу: г. Орел, ул. Энергетиков, 6, площадью 374370 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для эксплуатации и обслуживания зданий и сооружений.
Договор аренды земельного участка от 30.12.2011 N 1476/з зарегистрирован Управлением Росреестра по Орловской области 16.04.2012.
Как следует из пункта 2.1 договора аренды земельного участка срок аренды устанавливается с 30.12.2011 по 29.12.2026.
В пунктах 3.1 договора аренды Департамент имущества, промышленности и информатизации Орловской области (арендодатель) и ОАО "Квадра-Генерирующая компания" (арендатор) предусмотрели, что годовая арендная плата составляет 11 616 701 руб. 10 коп. и вносится арендатором в соответствии с прилагаемым расчетом земельных платежей и порядком оплаты согласно приложению, являющемуся неотъемлемой частью настоящего договора путем перечисления на счет.
В соответствии с пунктом 3.3 договора аренды годовая арендная плата составляет 11 616 701 руб. 10 коп. и вносится арендатором равными частями ежемесячно не позднее 25 числа текущего месяца.
В пункте 3.5 договора аренды стороны указали, что размер годовой арендной платы может быть изменен арендодателем в одностороннем порядке на основании решения уполномоченного в соответствии с действующим законодательством органа при изменении в установленном порядке: кадастровой стоимости участка; разрешенного использования участка; индекса инфляции; коэффициента социальной значимости вида деятельности.
Из материалов дела следует, что размер арендной платы на 2015-2016 годы изменен в одностороннем порядке УМИN, о чем ПАО "Квадра" направлено уведомление от 23.09.2015 N 7/5483, в соответствии с которым размер годовой арендной платы увеличен и составил 16 201 909 руб. 99 коп. в год.
В обоснование увеличения арендной платы УМИЗ в уведомлении ссылается на постановление Правительства Орловской области от 30.12.2014 N 443 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы на земельные участки, находящиеся в собственности Орловской области, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и предоставленные в аренду без торгов, на территории Орловской области".
В связи с тем, что ответчик вносил арендные платежи не в полном объеме, истец направил в адрес ответчика претензию от 13.05.2016, в которой потребовал произвести оплату задолженности по договору аренды от 30.12.2011 за период с 06.03.2015 по 30.04.2016 в размере 18 698 521 руб. 14 коп., а также неустойки, предусмотренной пунктом 5.2 договора аренды, из расчета 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за период с 01.01.2016 по 30.04.2016 в размере 660 654 руб.
Поскольку претензия ответчиком оставлена без ответа и удовлетворения, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском, требуя взыскания задолженности по арендной плате и неустойки.
Отказывая истцу в удовлетворении заявленных им исковых требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
На земельном участке с кадастровым номером 57:25:0030121:31, расположенном по адресу: г. Орел, ул. Энергетиков, 6, площадью 374370 кв. м, переданном ответчику в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования в аренду, находятся объекты недвижимого имущества, составляющие энергетический производственно-технологический комплекс - Орловская ТЭЦ, принадлежащие ответчику на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 01.09.2010, техническими и кадастровыми паспортами на объекты (энергетический производственно-технологический комплекс, состоящий из главного здания, подсобных блоков, разгрузочных эстакад, подъездных железнодорожных путей, складов и других объектов).
Указанный в договоре аренды от 30.12.2011 N 1476/з земельный участок относится к участкам, на которые не разграничена государственная собственность, что подтверждается имеющимся в материалах дела кадастровым паспортом земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли является платным. Формами платы за пользование землей являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Поскольку договор аренды от 30.12.2011 N 1476/з заключен после введения в действие ЗК РФ в отношении земельного участка, право государственной собственности на который не разграничено, размер арендной платы определен не по результатам торгов, арендная плата по этому договору является регулируемой (разъяснения, приведенные в пунктах 16 и 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды").
Пунктом 3 статьи 39.7 ЗК РФ, вступившей в законную силу с 01.03.2015, предусмотрено, что, если иное не установлено данным Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:
1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Пунктом 4 статьи 39.7 ЗК РФ установлено, что размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 данного Кодекса, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
К объектам, предусмотренным подпунктом 2 статьи 49 ЗК РФ, относятся объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения.
Нормативным правовым актом, устанавливающим размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, являются Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Правила).
Согласно пункту 5 названных Правил арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития), в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения, в частности, линий электропередачи, линий связи, в том числе линейно-кабельных сооружений, трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, гидроэлектростанций, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов, объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики.
Во исполнение данного пункта Правил Минэкономразвития издало приказ N 347 от 18.06.2013, которым утвердило ставку арендной платы в размере 1,6% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов.
Пунктом 2 приказа N 347 установлено, что ставка арендной платы, утвержденная пунктом 1 данного приказа, не должна превышать прилагаемых предельных ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов.
В приложении к приказу N 347 предельная ставка для земельных участков, расположенных в Орловской области, предоставленных (занятых) для размещения тепловых станций, обслуживающих их объектов и сооружений и объектов, определена в размере 5 руб. 60 коп. за 1 кв. м.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержденном 26.06.2015 Президиумом Верховного Суда Российской Федерации (вопрос 7 разъяснений по вопросам, возникающим в судебной практике), сформулирована правовая позиция, согласно которой Правила, утвержденные Постановлением Правительства N 582, не применяются при определении арендной платы за земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено, а также указано на то, что если ставки утверждены непосредственно федеральным законом, они являются обязательными при определении размера арендной платы для всех публичных собственников. В пункте 4 статьи 39.7 ЗК РФ, применяемой с 01.03.2015, также приведены случаи, в которых размер арендной платы за некоторые виды публичных земель не может превышать размер арендной платы, установленной в отношении федеральных земель.
Поскольку земельный участок, право государственной собственности на который не разграничено, предоставлен и используется ПАО "Квадра" для эксплуатации Орловской ТЭЦ - тепловой станции, производящей тепловую и электрическую энергию, следовательно, арендная плата за земельный участок, предоставленный для размещения объекта, предусмотренного подпунктом 2 статьи 49 ЗК РФ, с 01.03.2015 не может превышать размер арендной платы, рассчитанный по правилам приказа N 347 для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Указанная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации N 306-ЭС16-16522 от 20.03.2017.
Поскольку арендная плата по договору аренды от 30.12.2011 N 1476/з является регулируемой, довод апелляционной жалобы о том, что основания для изменения арендной платы предусмотрены пунктом 3.5 договора аренды, который соответствовал закону и иным правовым актам на дату заключения договора аренды от 30.12.2011 N 1476/з, положения статьи 39.7 ЗК РФ не подлежат применению, поскольку вступили в силу после заключения договора, судебная коллегия считает несостоятельным.
Ссылка УМИЗ на пункт 2 постановления Правительства Орловской области от 30.12.2014 N 443 "Об утверждении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Орловской области, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленные в аренду без торгов, на территории Орловской области" правомерно признана судом первой инстанции несостоятельной, поскольку им предусмотрено, что данный Порядок не распространяется на случаи, при которых размер арендной платы определяется в соответствии с федеральным законодательством.
В соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ N 582 и приказа Минэкономразвития от 18.06.2013 N 347 арендная плата за пользование спорным земельным участком подлежит расчету в следующем порядке: 1,6% кадастровой стоимости земельного участка, но не выше предельной региональной ставки, установленной для Орловской области в размере 5 руб. 60 коп. за 1 кв. м в год; с учетом индексации 5,5% в 2015 году -6 руб. 20 коп. за 1 кв. м; с учетом индексации в 6,4% в 2016 году - 6 руб. 60 коп. за 1 кв. м.
Арендная плата за период с 01.03.2015 по 31.12.2015 составит 1 934 245 руб., ежемесячная - 193 424 руб. 50 коп., за период с 01.01.2016 по 30.04.2016 - 823 614 руб., ежемесячная - 205 903 руб. 50 коп. согласно расчету ответчика, признанному судом области обоснованным.
Арендная плата за 2015 год и период с января по май 2016 года уплачена ответчиком платежными поручениями от 26.01.2015 на сумму 968 008 руб. 51 коп., от 25.02.2015 на сумму 968 008 руб. 51 коп., от 25.03.2015 на сумму 968 008 руб. 51 коп., от 24.04.2015 на сумму 968 008 руб. 51 коп., от 07.06.2016 на сумму 1 617 340 руб. 78 коп., всего на сумму 5 489 374 руб. 82 коп.
Таким образом, за период с 06.03.2015 по 30.04.2016 задолженность по арендной плате у ПАО "Квадра" отсутствует.
В силу статьи 329 ГК РФ исполнение обязательства может обеспечиваться неустойкой (пеней, штрафом), предусмотренной законом или договором.
На основании статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пени) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Арендная плата в спорный период внесена ответчиком в большем размере и до наступления сроков платежа, вследствие чего основания для начисления неустойки в размере 660 654 руб. за период 01.01.2016 по 30.04.2016 у суда области отсутствовали.
При таких обстоятельствах арбитражный суд правомерно отказал в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ являются безусловными основаниями к отмене судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал доказательства, представленные сторонами, и, правильно применив нормы материального и процессуального права, принял обоснованный судебный акт по существу спора, в связи с чем оснований для его отмены не имеется.
Вопрос о распределении государственной пошлины судом не решается, поскольку в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268, 269 частью 1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:

Решение Арбитражного суда Орловской области от 03.02.2017 по делу N А48-6037/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления муниципального имущества и землепользования Администрации города Орла - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Е.Ю.ЩЕРБАТЫХ
Судьи
И.В.УШАКОВА
И.Б.СУХОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)