Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и состоит в списке граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: ФИО2
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Устаевой Н.Х.,
судей Августиной И.Д. и Алиевой Э.З.,
при секретаре ФИО4
с участием прокурора ФИО5
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционному представлению заместителя прокурора <адрес> ФИО8 на решение Хасавюртовского районного суда от <дата>, которым постановлено:
"В удовлетворении искового заявления прокурора <адрес> Республики Дагестан в защиту прав и интересов ФИО1 к администрации Муниципального образования "<адрес>" Республики Дагестан об обязании обеспечить ФИО1, как лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением не ниже установленных социальных норм, отказать".
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан ФИО20, выслушав объяснения прокурора, просившего решение суда отменить и удовлетворить исковые требования, представителя Правительства РД по доверенности ФИО6, просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Целевая безвозвратная ссуда на приобретение жилого помещения за счет средств бюджета РД ФИО7 не представлялась. Отсутствие денежных средств в бюджете района на цели для приобретения жилья или отсутствие муниципального жилого фонда в администрации района не освобождает ответчика от обязательств, предусмотренных законодательством о предоставлении жилья.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционном представлении заместитель прокурора <адрес> ФИО8 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование представления указывает на несоответствие установленным в суде обстоятельствам вывода суда о том, что администрацией МО "<адрес>" все обязательства перед ФИО1 выполнены, он поставлен на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и список направлен в Министерство образования, науки и молодежной политики РД; истцом не доказан факт первоочередной, по решению суда, нуждаемости в предоставлении жилого помещения ФИО7
Во-первых, истцом не ставился вопрос о первоочередной, по решению суда, нуждаемости в предоставлении жилого помещения ФИО7
Во-вторых, судом не дана оценка 2-м различным спискам указанной категории лиц, предоставленным администрацией МО "<адрес>" прокурору и в суд, где имеются существенные противоречия.
Список сирот, которые в порядке очередности включены в данный список, разнится. При этом судом не выяснено в администрации района о причине таких разночтений данных списков.
Список, представленный в суд администрацией района, является сводным, ежегодно составляемым списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Список же представленный в прокуратуру района является списком на предоставление жилья в 2016 году. Действительно ФИО7 числится в обоих списках за N. Однако, судом остался не выясненным вопрос, почему прокурор подал иск в интересах ФИО1, значащегося в списках под N, не исследован список лиц, представленный в прокуратуру района, где из 9 первоочередных лиц - получателей жилья в отношении ФИО9 (N в списке) имеется вступившее в законную силу решение Хасавюртовского районного суда от <дата> об обязании администрацию района предоставить ему жилье. Аналогичные решения того же суда имеются в отношении ФИО10 (N в списке) от <дата> и ФИО11 (N в списке) от <дата>.
Тем не менее, администрацией МО "<адрес>" в очередном порядке этим лицам жилье по настоящее время не предоставлено. Причины этого судом остались не выясненными.
Все указанные обстоятельства были выявлены в ходе прокурорской проверки, где установлено, что числящиеся в списке за N ФИО12, ФИО13 (N) и ФИО14 (N в списках) с заявлениями в прокуратуру района не обратились, в связи с чем в отношении них иски не поданы.
Судом при рассмотрении иска прокурора в интересах ФИО1 (в списке N) не принято во внимание то обстоятельство, что прокуратурой района одновременно поданы иски в интересах ФИО15 (N в списках), ФИО16 (N в списке) и ФИО17 (N в списке).
Не оспаривая действий администрации района в части исполнения перед ФИО1 обязанностей по включению в список нуждающихся в жилье, в направлении данного списка в Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Дагестан, прокуратурой района в иске указано, что ссылка администрации района на отсутствие денежных средств в бюджете района для приобретения жилья или отсутствие муниципального жилого фонда не освобождает от обязательств, предусмотренных законодательством о предоставлении жилья, то есть речь идет о бездействии администрации в отношении ФИО1
В соответствии с пунктом 2 части 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до <дата>), абзацем вторым пункта 1 ст. 8 Федерального закона N от <дата> "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей до <дата>), Закона Республики Дагестан от <дата> N "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", пунктом 2 Постановления Правительства РД от <дата> N 161 (ред. от <дата>) "Об утверждении Порядка обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного за ними жилого помещения, после окончания пребывания в общеобразовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных норм.
Из содержания приведенных положений следует, что предоставление жилых помещений по договорам социального найма указанной категории граждан не ставилось законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий.
При этом положения перечисленных норм не содержат указания на конкретный срок предоставления жилого помещения по договору социального найма данной категории граждан, что предполагает возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения.
На данные обстоятельства указывала Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в апелляционных определениях от <дата> по делу N и от <дата> по делу N, где рассматривались аналогичные иски прокурора района в интересах детей-сирот ФИО18 и ФИО10, которыми решения суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований прокурора оставлены в силе аналогичные решения вынесены и по другим этой же категории искам прокурора района.
Не соответствует материалам дела и вывод суда о том, что в представленных материалах гражданского дела отсутствуют доказательства, подтверждающие факт невозможности проживания ФИО1 в жилом помещении по адресу: Республика Дагестан, <адрес>.
Законодателем не ставится в зависимость от этих обстоятельств нуждаемость в жилье. <адрес> ФИО7 включен в список нуждающихся в жилье. В связи с этим необходимости представления доказательств невозможности проживания его в доме своего дедушки не вытекает из требований иска.
Кроме того, в обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ <дата>) считается правильной позиция тех судов, которые исходили из того, что если в период, когда дети-сироты состояли на учете нуждающихся в жилом помещении, они приобрели право собственности на жилое помещение (например, в порядке наследования, на основании договора купли-продажи и т.д.), то необходимо проверять, не перестали ли такие лица быть нуждающимися в жилом помещении, и в зависимости от установленных обстоятельств разрешать возникший спор.
Эти обстоятельства судом остались не проверенными и сделан голословный вывод, что истцом не представлены доказательства невозможности проживания ФИО1 в <адрес>.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации, предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений во внеочередном порядке являлось льготой, которая носила адресный характер и была направлена на обеспечение жилым помещением по договору социального найма именно указанной категории лиц.
Такой вывод вытекал из статьи 8 Федерального закона от <дата> N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей до <дата>), подпункта 2 пункта 2 статьи 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до <дата>), установивших круг лиц, на которых распространяется данная льгота. Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 1203 (в редакции, действовавшей до <дата>), также предусматривалось предоставление и распределение из федерального бюджета названных субсидий только для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством). "Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ <дата>).
Обзор указал, что рассмотрение дел в отношении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в соответствии со статьей 8 Федерального закона от <дата> N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей до <дата>), показало, что судами в целом правильно и единообразно применялись нормы законодательства. При этом в качестве главной задачи для судов выступало не только своевременное и правильное рассмотрение дел данной категории, но и их рассмотрение с учетом всех конкретных обстоятельств, с тем чтобы споры были разрешены в интересах детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
Несмотря на то, что с <дата> установлен новый порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения, судам следует учитывать, что подходы к разрешению вопросов о круге лиц, на которых распространяется действие статьи 8 Федерального закона от <дата> N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от <дата> N 15-ФЗ), о месте жительства этих лиц, о своевременности их обращения с требованием предоставить жилое помещение, а также о том, когда у органа исполнительной власти возникает обязанность предоставить жилое помещение и каким требованиям оно должно соответствовать, остаются прежними.
В возражениях заместитель министра юстиции РД ФИО19 и глава МО "<адрес>" ФИО22 просят решение суда, как законное и обоснованное, оставить без изменения.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим оставлению без изменения.
На основании ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от <дата> N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
На основании п. 3 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 этой же статьи. В список включаются лица, указанные в абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ и достигшие возраста 14 лет.
Как видно из искового заявления прокурора, его объяснений в судебном заседании, прокурор просил обеспечить ФИО1 жилым помещением по договору социального найма, что не предусмотрено действующим законодательством.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Правоотношения в сфере социального обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации возникают между гражданином и государством исключительно после присвоения гражданину определенного статуса лица, в том числе статуса ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей. С указанного момента у гражданина возникает право на социальную поддержку со стороны государства. При этом право носит заявительный характер. С момента заявления гражданином о реализации своего права у государства возникает обязанность по предоставлению данному гражданину социальной поддержки в порядке, установленном законом.
Как следует из материалов дела, постановлением главы администрации <адрес> от <дата> за N ФИО7 поставлен на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Наличие у ФИО1 права на обеспечение жилым помещением в установленном порядке признано, никем не оспаривается.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого судебного решения по доводам апелляционного представления не имеется.
Ввиду изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Хасавюртовского районного суда от <дата> оставить без изменения, апелляционное представление заместителя прокурора <адрес> ФИО8 - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН ОТ 02.08.2016 N 33-2861/2016
Требование: О предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и состоит в списке граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 августа 2016 года
Судья: ФИО2
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Устаевой Н.Х.,
судей Августиной И.Д. и Алиевой Э.З.,
при секретаре ФИО4
с участием прокурора ФИО5
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционному представлению заместителя прокурора <адрес> ФИО8 на решение Хасавюртовского районного суда от <дата>, которым постановлено:
"В удовлетворении искового заявления прокурора <адрес> Республики Дагестан в защиту прав и интересов ФИО1 к администрации Муниципального образования "<адрес>" Республики Дагестан об обязании обеспечить ФИО1, как лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением не ниже установленных социальных норм, отказать".
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан ФИО20, выслушав объяснения прокурора, просившего решение суда отменить и удовлетворить исковые требования, представителя Правительства РД по доверенности ФИО6, просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Целевая безвозвратная ссуда на приобретение жилого помещения за счет средств бюджета РД ФИО7 не представлялась. Отсутствие денежных средств в бюджете района на цели для приобретения жилья или отсутствие муниципального жилого фонда в администрации района не освобождает ответчика от обязательств, предусмотренных законодательством о предоставлении жилья.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционном представлении заместитель прокурора <адрес> ФИО8 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование представления указывает на несоответствие установленным в суде обстоятельствам вывода суда о том, что администрацией МО "<адрес>" все обязательства перед ФИО1 выполнены, он поставлен на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и список направлен в Министерство образования, науки и молодежной политики РД; истцом не доказан факт первоочередной, по решению суда, нуждаемости в предоставлении жилого помещения ФИО7
Во-первых, истцом не ставился вопрос о первоочередной, по решению суда, нуждаемости в предоставлении жилого помещения ФИО7
Во-вторых, судом не дана оценка 2-м различным спискам указанной категории лиц, предоставленным администрацией МО "<адрес>" прокурору и в суд, где имеются существенные противоречия.
Список сирот, которые в порядке очередности включены в данный список, разнится. При этом судом не выяснено в администрации района о причине таких разночтений данных списков.
Список, представленный в суд администрацией района, является сводным, ежегодно составляемым списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Список же представленный в прокуратуру района является списком на предоставление жилья в 2016 году. Действительно ФИО7 числится в обоих списках за N. Однако, судом остался не выясненным вопрос, почему прокурор подал иск в интересах ФИО1, значащегося в списках под N, не исследован список лиц, представленный в прокуратуру района, где из 9 первоочередных лиц - получателей жилья в отношении ФИО9 (N в списке) имеется вступившее в законную силу решение Хасавюртовского районного суда от <дата> об обязании администрацию района предоставить ему жилье. Аналогичные решения того же суда имеются в отношении ФИО10 (N в списке) от <дата> и ФИО11 (N в списке) от <дата>.
Тем не менее, администрацией МО "<адрес>" в очередном порядке этим лицам жилье по настоящее время не предоставлено. Причины этого судом остались не выясненными.
Все указанные обстоятельства были выявлены в ходе прокурорской проверки, где установлено, что числящиеся в списке за N ФИО12, ФИО13 (N) и ФИО14 (N в списках) с заявлениями в прокуратуру района не обратились, в связи с чем в отношении них иски не поданы.
Судом при рассмотрении иска прокурора в интересах ФИО1 (в списке N) не принято во внимание то обстоятельство, что прокуратурой района одновременно поданы иски в интересах ФИО15 (N в списках), ФИО16 (N в списке) и ФИО17 (N в списке).
Не оспаривая действий администрации района в части исполнения перед ФИО1 обязанностей по включению в список нуждающихся в жилье, в направлении данного списка в Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Дагестан, прокуратурой района в иске указано, что ссылка администрации района на отсутствие денежных средств в бюджете района для приобретения жилья или отсутствие муниципального жилого фонда не освобождает от обязательств, предусмотренных законодательством о предоставлении жилья, то есть речь идет о бездействии администрации в отношении ФИО1
В соответствии с пунктом 2 части 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до <дата>), абзацем вторым пункта 1 ст. 8 Федерального закона N от <дата> "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей до <дата>), Закона Республики Дагестан от <дата> N "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", пунктом 2 Постановления Правительства РД от <дата> N 161 (ред. от <дата>) "Об утверждении Порядка обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного за ними жилого помещения, после окончания пребывания в общеобразовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных норм.
Из содержания приведенных положений следует, что предоставление жилых помещений по договорам социального найма указанной категории граждан не ставилось законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий.
При этом положения перечисленных норм не содержат указания на конкретный срок предоставления жилого помещения по договору социального найма данной категории граждан, что предполагает возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения.
На данные обстоятельства указывала Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в апелляционных определениях от <дата> по делу N и от <дата> по делу N, где рассматривались аналогичные иски прокурора района в интересах детей-сирот ФИО18 и ФИО10, которыми решения суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований прокурора оставлены в силе аналогичные решения вынесены и по другим этой же категории искам прокурора района.
Не соответствует материалам дела и вывод суда о том, что в представленных материалах гражданского дела отсутствуют доказательства, подтверждающие факт невозможности проживания ФИО1 в жилом помещении по адресу: Республика Дагестан, <адрес>.
Законодателем не ставится в зависимость от этих обстоятельств нуждаемость в жилье. <адрес> ФИО7 включен в список нуждающихся в жилье. В связи с этим необходимости представления доказательств невозможности проживания его в доме своего дедушки не вытекает из требований иска.
Кроме того, в обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ <дата>) считается правильной позиция тех судов, которые исходили из того, что если в период, когда дети-сироты состояли на учете нуждающихся в жилом помещении, они приобрели право собственности на жилое помещение (например, в порядке наследования, на основании договора купли-продажи и т.д.), то необходимо проверять, не перестали ли такие лица быть нуждающимися в жилом помещении, и в зависимости от установленных обстоятельств разрешать возникший спор.
Эти обстоятельства судом остались не проверенными и сделан голословный вывод, что истцом не представлены доказательства невозможности проживания ФИО1 в <адрес>.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации, предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений во внеочередном порядке являлось льготой, которая носила адресный характер и была направлена на обеспечение жилым помещением по договору социального найма именно указанной категории лиц.
Такой вывод вытекал из статьи 8 Федерального закона от <дата> N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей до <дата>), подпункта 2 пункта 2 статьи 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до <дата>), установивших круг лиц, на которых распространяется данная льгота. Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 1203 (в редакции, действовавшей до <дата>), также предусматривалось предоставление и распределение из федерального бюджета названных субсидий только для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством). "Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ <дата>).
Обзор указал, что рассмотрение дел в отношении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в соответствии со статьей 8 Федерального закона от <дата> N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей до <дата>), показало, что судами в целом правильно и единообразно применялись нормы законодательства. При этом в качестве главной задачи для судов выступало не только своевременное и правильное рассмотрение дел данной категории, но и их рассмотрение с учетом всех конкретных обстоятельств, с тем чтобы споры были разрешены в интересах детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
Несмотря на то, что с <дата> установлен новый порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения, судам следует учитывать, что подходы к разрешению вопросов о круге лиц, на которых распространяется действие статьи 8 Федерального закона от <дата> N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от <дата> N 15-ФЗ), о месте жительства этих лиц, о своевременности их обращения с требованием предоставить жилое помещение, а также о том, когда у органа исполнительной власти возникает обязанность предоставить жилое помещение и каким требованиям оно должно соответствовать, остаются прежними.
В возражениях заместитель министра юстиции РД ФИО19 и глава МО "<адрес>" ФИО22 просят решение суда, как законное и обоснованное, оставить без изменения.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим оставлению без изменения.
На основании ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от <дата> N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
На основании п. 3 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 этой же статьи. В список включаются лица, указанные в абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ и достигшие возраста 14 лет.
Как видно из искового заявления прокурора, его объяснений в судебном заседании, прокурор просил обеспечить ФИО1 жилым помещением по договору социального найма, что не предусмотрено действующим законодательством.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Правоотношения в сфере социального обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации возникают между гражданином и государством исключительно после присвоения гражданину определенного статуса лица, в том числе статуса ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей. С указанного момента у гражданина возникает право на социальную поддержку со стороны государства. При этом право носит заявительный характер. С момента заявления гражданином о реализации своего права у государства возникает обязанность по предоставлению данному гражданину социальной поддержки в порядке, установленном законом.
Как следует из материалов дела, постановлением главы администрации <адрес> от <дата> за N ФИО7 поставлен на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Наличие у ФИО1 права на обеспечение жилым помещением в установленном порядке признано, никем не оспаривается.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого судебного решения по доводам апелляционного представления не имеется.
Ввиду изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Хасавюртовского районного суда от <дата> оставить без изменения, апелляционное представление заместителя прокурора <адрес> ФИО8 - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)