Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истица ссылается на то, что является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленное за ней жилое помещение не было передано истице по достижении совершеннолетия, в настоящее время жилой дом снесен.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Панасенко Е.Г.
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего судьи Щербаковой Е.А.,
судей Чаус И.А., Уфимцевой Т.Д.,
при секретаре Г.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Г.О.АА. на решение Троицкого городского суда Челябинской области от 29 июня 2016 года по иску Г.О.АА. к Министерству социальных отношений Челябинской области, администрации Троицкого муниципального района Челябинской области об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, признании права на предоставление жилого помещения, восстановлении срока для защиты нарушенного права.
Заслушав доклад судьи Щербаковой Е.А. об обстоятельствах дела и довода* апелляционной жалобы, пояснения Г.О.АА., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Г.О.АБ. обратилась в суд с иском к Министерству социальных отношений Челябинской области, администрации Троицкого муниципального района Челябинской области, в котором просила восстановить срок для защиты нарушенного права на обеспечение жилым помещением как лица, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; установить факт невозможности проживания в закрепленном жилом помещении по адресу: ****; признать право на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указала, что является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее мать М.Л.В. решением Троицкого районного суда Челябинской области от 22 апреля 2002 года была лишена родительских прав, умерла **** года. Постановлением главы Родниковской сельской администрации Троицкого района Челябинской области от 10 июня 2002 года за ней была сохранена жилая площадь в п. **** ****, возложена обязанность на М.А. по сохранению данного жилья до ее совершеннолетия. Постановлением главы администрации Троицкого района Челябинской области от 08 августа 2002 года ее попечителем была назначена старшая сестра М.А., которая также была назначена попечителем над жильем. О данных обстоятельствах ей стало известно в 2015 году. Закрепленное жилое помещение не было передано ей по достижении совершеннолетия, в настоящее время данный жилой дом снесен (л.д. 2 - 8, 141 - 147).
В судебном заседании Г.О.АА., ее представитель К. на иске настаивали.
Представитель администрации Троицкого муниципального района Челябинской области Ш. иск не признала, указав, что истец достигла возраста 30 лет, в связи с чем утратила статус лица, оставшегося без попечения родителей, и положения Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на нее не распространяются.
Представитель Управления социальной защиты населения Троицкого муниципального района Челябинской области С.Г. просила в удовлетворении исковых требований отказать.
С.А. (до брака М.) А.А. исковые требования поддержала.
Представители Министерства социальных отношений Челябинской области, администрации муниципального образования "Родниковское сельское поселение" Троицкого муниципального района Челябинской области в судебном заседании не присутствовали.
Суд постановил решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе Г.О.АА. просит решение суда отменить. Ссылается на доводы, изложенные в исковом заявлении, указывает на то, что органы опеки и попечительства надлежащим образом не оформили невозможность ее проживания в закрепленном жилье, не направили документы в Министерство социальных отношений Челябинской области. По достижении совершеннолетия она не была поставлена в известность о наличия закрепленного жилья, не была поставлена на учет нуждающихся в жилом помещений лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители администрации Троицкого муниципального района Челябинской области, Министерства социальных отношений Челябинской области, Управления социальной защиты населения Троицкого муниципального района Челябинской области, администрации муниципального образования "Родниковское сельское поселение" Троицкого муниципального района Челябинской области, С.А. не явились, извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия на основании ст. ст. 167, 327 ГПК РФ признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что Гарагуля (до брака М.) О.А. **** года рождения осталась без попечения родителей, поскольку ее мать М.Л.В. решением Троицкого районного суда Челябинской области от 22.04.2002 года была лишена родительских прав в отношении истца и других детей; сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери (л.д. 14, 17).
М.Л.В. умерла **** года (л.д. 15).
Постановлением главы Родниковской сельской администрации Троицкого района Челябинской области от 10 июня 2002 года за М.О. была сохранена жилая площадь по адресу ****; на М.А. возложена обязанность по сохранности жилья (л.д. 12, 237).
Постановлением Главы Троицкого района Челябинской области от 08 августа 2002 года "Об учреждении попечительства над несовершеннолетней М.О. **** года рождения" попечителем над несовершеннолетней была назначена М.А., проживающая по адресу ****; М.А. назначена попечителем над жильем М.О. по адресу: **** (л.д. 13, 235).
Указанная квартира была передана М.Л.В. по договору на передачу квартиры в собственность граждан от 04.01.1993, зарегистрированному в Родниковском сельском Совете 01.02.1993 (л.д. 236).
Согласно справки ООО "Терра" от 22.06.2015 года, акта N 7 обследования помещения от 24.06.2016 года земельный участок, расположенный по адресу: **** свободен от строений и сооружений; жилое помещение по указанному адресу отсутствует (л.д. 16, 239).
М.О. с 01 сентября 2003 года состоит в браке с Г.С.А., после заключения брака ей присвоена фамилия Гарагуля (л.д. 30).
За Г.О.АА. зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью 804 кв. м и жилой дом площадью **** кв. м, расположенные по адресу: **** на основании договора купли-продажи от 30.07.2010 (л.д. 119 - 192, 240 - 241).
Отказывая в удовлетворении исковых требований Г.О.АА., суд первой инстанции исходил из того, что обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа носит заявительный характер, распространяется на лиц, не достигших возраста 23 лет. Доказательств обращения Г.О.АА. до достижения возраста 23 лет в установленном порядке с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении материалы дела не содержат.
Судебная коллегия указанные выводы суда находит правильными, поскольку они основаны на установленных в судебном заседании фактических обстоятельствах дела и правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действующей с 01.01.2013) детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо об окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Как следует из ст. 1 названного закона право на дополнительные гарантии по социальной поддержке в соответствии с настоящим
Федеральным законом имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
Аналогичные положения содержатся в преамбуле и ст. 17 Закона Челябинской области от 25.10.2007 N 212-30 "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемся приемному родителю, и социальных гарантиях приемной семье" (в редакции Закона Челябинской области от 31 января 2013 года N 447-30).
Названными нормами в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года, а также положениями п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ предусматривалось обеспечение лиц названной категории жилыми помещениями по договорам социального найма вне очереди.
Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
По смыслу названных норм предоставление дополнительных гарантий по социальной поддержке, в том числе, предоставление жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилых помещениях до достижения ими возраста 23 лет.
При этом истец на момент вступления в силу Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ должна была обладать не реализованным правом обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то есть до достижения возраста 23 лет она должна была обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении ей соответствующей меры социальной поддержки; в таком случае непосредственная реализация указанной социальной поддержки (предоставление жилого помещения) могла иметь место и после достижения возраста 23 лет.
Г.О.АА. достигла совершеннолетия в 2003 году, возраста 23 лет - в 2001 году.
На момент достижения истцом совершеннолетия действовали положения Жилищного кодекса РСФСР.
Пунктом 2 части 1 статьи 37 Жилищного кодекса РСФСР было предусмотрено, что вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании, если им не может быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение, к родственникам, опекунам или попечителям (пункт 3 статьи 60).
Статьей 31 Жилищного кодекса РСФСР предусматривалось, что принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации.
Статьей 33 Жилищного кодекса РСФСР было предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений.
Граждане, имевшие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включались в отдельные списки (часть 2).
Таким образом, действовавшее на момент достижения истцом совершеннолетия жилищное законодательство также предусматривало заявительный характер обеспечения жилыми помещениями граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу положений ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ по достижении возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки
Доказательств того, что Г.О.АА. с момента достижения совершеннолетия и до достижения возраста **** лет обращались в орган местного самоуправления для обеспечения ее жилым помещением как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, материалы дела не содержат.
Впервые Г.О.АА. обратилась с соответствующим заявлением в 2015 году в возрасте **** лет.
На момент обращения с заявлением в орган местного самоуправления и в суд истицей был утрачен статус лица, которое имеет право на дополнительные социальные гарантии, предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, в том числе право на обеспечение жилым помещением.
Доказательств наличия объективных и исключительных причин, препятствовавших обращению истца в компетентный орган по вопросу постановки ее на учет в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением, в период с 18 до 23 лет, материалы дела не содержат.
В соответствии с положениями ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Доводы апелляционной жалобы Г.О.АА. о том, что причиной обращения с заявлением о предоставлении жилья после достижения 23-летнего возраста послужило бездействие органов местного самоуправления и отсутствие у нее информации о правах ввиду ненадлежащего исполнения своих обязанностей органом местного самоуправления, не являются основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Установленный законодателем возрастной критерий 23 года учитывает объективные сложности в социальной адаптации лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В части, относящейся к установлению дополнительных гарантий в виде права на обеспечение жилым помещением, это направлено, в том числе, на предоставление данной категории граждан дополнительной возможности в течение пяти лет самостоятельно реализовать соответствующее право, если по каким-либо причинам с заявлением (ходатайством) о постановке таких лиц на учет нуждающихся в предоставлении жилья не обратились лица и органы, на которых возлагалась обязанность по защите их прав в период, когда они были несовершеннолетними.
Именно в возрасте от 18 до 23 лет по смыслу и содержанию Федерального закона N 159-ФЗ граждане, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без родительского попечения, признаются социальной незащищенной и требующей дополнительной поддержки со стороны государства категорией граждан. Правовой характер этого статуса не подразумевает право данной категории граждан на получение мер социальной поддержки со стороны государства на основании указанного Закона независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.
С достижением возраста 23 лет такие граждане, не обратившиеся с соответствующим заявлением в компетентный орган местного самоуправления, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом N 159-ФЗ меры социальной поддержки.
Доводы апелляционной жалобы Г.О.АА. о том, что ей не было известно о назначении попечителем сестры М. (в настоящее время С.А.) А.А., о наличии закрепленного жилья по адресу ****, в настоящее время дом снесен, не свидетельствуют о незаконности решения суда первой инстанции.
Учитывая, что до достижения возраста 23 лет Г.О.АА. в уполномоченный орган с целью постановки на учет для получения жилого помещения как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обращалась, в настоящее время статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утратила, указанные доводы правового значения для рассмотрения настоящего гражданского дела не имеют.
В апелляционной жалобе Г.О.АА. не приведено доводов и судом обстоятельства и доказательств опровергающих установленные выводы суда первой инстанции.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327 - 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Троицкого городского суда Челябинской области от 29 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Г.О.АА. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧЕЛЯБИНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 13.09.2016 ПО ДЕЛУ N 11-13491/2016
Требование: Об установлении факта невозможности проживания в закрепленном жилом помещении, признании права на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истица ссылается на то, что является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленное за ней жилое помещение не было передано истице по достижении совершеннолетия, в настоящее время жилой дом снесен.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 сентября 2016 г. по делу N 11-13491/2016
Судья: Панасенко Е.Г.
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего судьи Щербаковой Е.А.,
судей Чаус И.А., Уфимцевой Т.Д.,
при секретаре Г.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Г.О.АА. на решение Троицкого городского суда Челябинской области от 29 июня 2016 года по иску Г.О.АА. к Министерству социальных отношений Челябинской области, администрации Троицкого муниципального района Челябинской области об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, признании права на предоставление жилого помещения, восстановлении срока для защиты нарушенного права.
Заслушав доклад судьи Щербаковой Е.А. об обстоятельствах дела и довода* апелляционной жалобы, пояснения Г.О.АА., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Г.О.АБ. обратилась в суд с иском к Министерству социальных отношений Челябинской области, администрации Троицкого муниципального района Челябинской области, в котором просила восстановить срок для защиты нарушенного права на обеспечение жилым помещением как лица, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; установить факт невозможности проживания в закрепленном жилом помещении по адресу: ****; признать право на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указала, что является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее мать М.Л.В. решением Троицкого районного суда Челябинской области от 22 апреля 2002 года была лишена родительских прав, умерла **** года. Постановлением главы Родниковской сельской администрации Троицкого района Челябинской области от 10 июня 2002 года за ней была сохранена жилая площадь в п. **** ****, возложена обязанность на М.А. по сохранению данного жилья до ее совершеннолетия. Постановлением главы администрации Троицкого района Челябинской области от 08 августа 2002 года ее попечителем была назначена старшая сестра М.А., которая также была назначена попечителем над жильем. О данных обстоятельствах ей стало известно в 2015 году. Закрепленное жилое помещение не было передано ей по достижении совершеннолетия, в настоящее время данный жилой дом снесен (л.д. 2 - 8, 141 - 147).
В судебном заседании Г.О.АА., ее представитель К. на иске настаивали.
Представитель администрации Троицкого муниципального района Челябинской области Ш. иск не признала, указав, что истец достигла возраста 30 лет, в связи с чем утратила статус лица, оставшегося без попечения родителей, и положения Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на нее не распространяются.
Представитель Управления социальной защиты населения Троицкого муниципального района Челябинской области С.Г. просила в удовлетворении исковых требований отказать.
С.А. (до брака М.) А.А. исковые требования поддержала.
Представители Министерства социальных отношений Челябинской области, администрации муниципального образования "Родниковское сельское поселение" Троицкого муниципального района Челябинской области в судебном заседании не присутствовали.
Суд постановил решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе Г.О.АА. просит решение суда отменить. Ссылается на доводы, изложенные в исковом заявлении, указывает на то, что органы опеки и попечительства надлежащим образом не оформили невозможность ее проживания в закрепленном жилье, не направили документы в Министерство социальных отношений Челябинской области. По достижении совершеннолетия она не была поставлена в известность о наличия закрепленного жилья, не была поставлена на учет нуждающихся в жилом помещений лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители администрации Троицкого муниципального района Челябинской области, Министерства социальных отношений Челябинской области, Управления социальной защиты населения Троицкого муниципального района Челябинской области, администрации муниципального образования "Родниковское сельское поселение" Троицкого муниципального района Челябинской области, С.А. не явились, извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия на основании ст. ст. 167, 327 ГПК РФ признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что Гарагуля (до брака М.) О.А. **** года рождения осталась без попечения родителей, поскольку ее мать М.Л.В. решением Троицкого районного суда Челябинской области от 22.04.2002 года была лишена родительских прав в отношении истца и других детей; сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери (л.д. 14, 17).
М.Л.В. умерла **** года (л.д. 15).
Постановлением главы Родниковской сельской администрации Троицкого района Челябинской области от 10 июня 2002 года за М.О. была сохранена жилая площадь по адресу ****; на М.А. возложена обязанность по сохранности жилья (л.д. 12, 237).
Постановлением Главы Троицкого района Челябинской области от 08 августа 2002 года "Об учреждении попечительства над несовершеннолетней М.О. **** года рождения" попечителем над несовершеннолетней была назначена М.А., проживающая по адресу ****; М.А. назначена попечителем над жильем М.О. по адресу: **** (л.д. 13, 235).
Указанная квартира была передана М.Л.В. по договору на передачу квартиры в собственность граждан от 04.01.1993, зарегистрированному в Родниковском сельском Совете 01.02.1993 (л.д. 236).
Согласно справки ООО "Терра" от 22.06.2015 года, акта N 7 обследования помещения от 24.06.2016 года земельный участок, расположенный по адресу: **** свободен от строений и сооружений; жилое помещение по указанному адресу отсутствует (л.д. 16, 239).
М.О. с 01 сентября 2003 года состоит в браке с Г.С.А., после заключения брака ей присвоена фамилия Гарагуля (л.д. 30).
За Г.О.АА. зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью 804 кв. м и жилой дом площадью **** кв. м, расположенные по адресу: **** на основании договора купли-продажи от 30.07.2010 (л.д. 119 - 192, 240 - 241).
Отказывая в удовлетворении исковых требований Г.О.АА., суд первой инстанции исходил из того, что обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа носит заявительный характер, распространяется на лиц, не достигших возраста 23 лет. Доказательств обращения Г.О.АА. до достижения возраста 23 лет в установленном порядке с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении материалы дела не содержат.
Судебная коллегия указанные выводы суда находит правильными, поскольку они основаны на установленных в судебном заседании фактических обстоятельствах дела и правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действующей с 01.01.2013) детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо об окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Как следует из ст. 1 названного закона право на дополнительные гарантии по социальной поддержке в соответствии с настоящим
Федеральным законом имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
Аналогичные положения содержатся в преамбуле и ст. 17 Закона Челябинской области от 25.10.2007 N 212-30 "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемся приемному родителю, и социальных гарантиях приемной семье" (в редакции Закона Челябинской области от 31 января 2013 года N 447-30).
Названными нормами в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года, а также положениями п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ предусматривалось обеспечение лиц названной категории жилыми помещениями по договорам социального найма вне очереди.
Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
По смыслу названных норм предоставление дополнительных гарантий по социальной поддержке, в том числе, предоставление жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилых помещениях до достижения ими возраста 23 лет.
При этом истец на момент вступления в силу Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ должна была обладать не реализованным правом обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то есть до достижения возраста 23 лет она должна была обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении ей соответствующей меры социальной поддержки; в таком случае непосредственная реализация указанной социальной поддержки (предоставление жилого помещения) могла иметь место и после достижения возраста 23 лет.
Г.О.АА. достигла совершеннолетия в 2003 году, возраста 23 лет - в 2001 году.
На момент достижения истцом совершеннолетия действовали положения Жилищного кодекса РСФСР.
Пунктом 2 части 1 статьи 37 Жилищного кодекса РСФСР было предусмотрено, что вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании, если им не может быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение, к родственникам, опекунам или попечителям (пункт 3 статьи 60).
Статьей 31 Жилищного кодекса РСФСР предусматривалось, что принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации.
Статьей 33 Жилищного кодекса РСФСР было предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений.
Граждане, имевшие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включались в отдельные списки (часть 2).
Таким образом, действовавшее на момент достижения истцом совершеннолетия жилищное законодательство также предусматривало заявительный характер обеспечения жилыми помещениями граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу положений ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ по достижении возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки
Доказательств того, что Г.О.АА. с момента достижения совершеннолетия и до достижения возраста **** лет обращались в орган местного самоуправления для обеспечения ее жилым помещением как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, материалы дела не содержат.
Впервые Г.О.АА. обратилась с соответствующим заявлением в 2015 году в возрасте **** лет.
На момент обращения с заявлением в орган местного самоуправления и в суд истицей был утрачен статус лица, которое имеет право на дополнительные социальные гарантии, предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, в том числе право на обеспечение жилым помещением.
Доказательств наличия объективных и исключительных причин, препятствовавших обращению истца в компетентный орган по вопросу постановки ее на учет в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением, в период с 18 до 23 лет, материалы дела не содержат.
В соответствии с положениями ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Доводы апелляционной жалобы Г.О.АА. о том, что причиной обращения с заявлением о предоставлении жилья после достижения 23-летнего возраста послужило бездействие органов местного самоуправления и отсутствие у нее информации о правах ввиду ненадлежащего исполнения своих обязанностей органом местного самоуправления, не являются основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Установленный законодателем возрастной критерий 23 года учитывает объективные сложности в социальной адаптации лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В части, относящейся к установлению дополнительных гарантий в виде права на обеспечение жилым помещением, это направлено, в том числе, на предоставление данной категории граждан дополнительной возможности в течение пяти лет самостоятельно реализовать соответствующее право, если по каким-либо причинам с заявлением (ходатайством) о постановке таких лиц на учет нуждающихся в предоставлении жилья не обратились лица и органы, на которых возлагалась обязанность по защите их прав в период, когда они были несовершеннолетними.
Именно в возрасте от 18 до 23 лет по смыслу и содержанию Федерального закона N 159-ФЗ граждане, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без родительского попечения, признаются социальной незащищенной и требующей дополнительной поддержки со стороны государства категорией граждан. Правовой характер этого статуса не подразумевает право данной категории граждан на получение мер социальной поддержки со стороны государства на основании указанного Закона независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.
С достижением возраста 23 лет такие граждане, не обратившиеся с соответствующим заявлением в компетентный орган местного самоуправления, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом N 159-ФЗ меры социальной поддержки.
Доводы апелляционной жалобы Г.О.АА. о том, что ей не было известно о назначении попечителем сестры М. (в настоящее время С.А.) А.А., о наличии закрепленного жилья по адресу ****, в настоящее время дом снесен, не свидетельствуют о незаконности решения суда первой инстанции.
Учитывая, что до достижения возраста 23 лет Г.О.АА. в уполномоченный орган с целью постановки на учет для получения жилого помещения как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обращалась, в настоящее время статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утратила, указанные доводы правового значения для рассмотрения настоящего гражданского дела не имеют.
В апелляционной жалобе Г.О.АА. не приведено доводов и судом обстоятельства и доказательств опровергающих установленные выводы суда первой инстанции.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327 - 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Троицкого городского суда Челябинской области от 29 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Г.О.АА. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)