Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СМОЛЕНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 11.07.2017 ПО ДЕЛУ N 33-2560/2017

Требование: О признании права собственности на квартиру в порядке приватизации.

Разделы:
Приватизация недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец указал, что по договору найма жилого помещения было предоставлено спорное жилое помещение. Занимаемая квартира находится в государственной собственности, в связи с чем он обратился с заявлением о приватизации квартиры, однако получил отказ.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СМОЛЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 июля 2017 г. по делу N 33-2560/17


Судья Романов А.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Шитиковой Т.М.,
судей: Федоришина А.С., Моисеевой М.В.,
при секретаре С.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области на решение Велижского районного суда Смоленской области от 18 апреля 2017 года.
Заслушав доклад судьи Федоришина А.С., пояснения представителя Департамента имущественных и земельных отношений И., представителя СОГБПОУ "Техникум отраслевых технологий" П., судебная коллегия

установила:

Я. обратился в суд с иском к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области о признании права собственности на квартиру... в порядке приватизации, ссылаясь на то, что 01.11.2016 СОГБПОУ "Техникум отраслевых технологий" заключил с ним договор найма жилого помещения, предоставив для проживания спорное изолированное жилое помещение, находящееся на 4 этаже общежития, в помещении отсутствовала мебель, имелась отдельная кухня и санузел. Первые три этажа использовались под общежитие, а на четвертом этаже располагались одно и двух комнатные квартиры. Занимаемая квартира находится в государственной собственности Смоленской области, передана на баланс Техникума, в связи с чем, он обратился в Департамент с заявлением о приватизации квартиры, однако ему отказали, так как д. N является общежитием и приватизации находящиеся в нем жилые помещения, не подлежат. Вместе с тем, Я., считает, что проживает в отдельной квартире этого общежития, с ним заключен бессрочный договор найма и он имеет право на приватизацию занимаемого жилого помещения.
Я. в судебном заседании исковые требования поддержал.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области, представителей третьих лиц - СОГБПОУ "Техникум отраслевых технологий" и Управления Росреестра по Смоленской области, надлежаще извещенных о месте и времени судебного заседания.
В письменных возражениях Департамент имущественных и земельных отношений возражал против удовлетворения иска; СОГБПОУ "Техникум отраслевых технологий" в письменном отзыве указало на отсутствие возражений по существу иска.
Решением от 18 апреля 2017 года Велижский районный суд Смоленской области иск Я. удовлетворил.
В апелляционной жалобе Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области, считая решение незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального права, просит его отменить.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения с учетом доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему:
Судом установлено, что в декабре 1999 года общежитие ПУ-36 на 154 места принято в эксплуатацию. Заказчиком выступало ПУ-36 в лице его директора С.В.
27.12.1999 постановлением N 549 Главы муниципального образования Велижского района Смоленской области утвержден акт Государственной комиссии по приемке в эксплуатацию общежития на 154 места ПУ N 36 в...
Из рабочего проекта, корректировки проекта общежития на 154 места СПТУ N 36 г. Велиж видно, что имеется жилой этаж, состоящий из 8 квартир, из них 3 однокомнатные, 8 двухкомнатных, общей площадью 445,1 кв. м. На 4 этаже вместо жилых комнат размещены квартиры - 8 штук, для работников СПТУ.
Акт приемки законченного строительного объекта - общежития ПУ-36 на 154 места также содержит сведения о приемке 3 однокомнатных и 5 двухкомнатных квартир.
Распоряжением Правительства РФ от 03.12.2004 N 1565-р, ПУ-36 г. Велиж как федеральное государственное учреждение было передано из ведения Рособразования в ведение субъекта РФ.
Согласно распоряжению Администрации Смоленской области от 01.04.2005 N 227-р/адм "О принятии в государственную собственность Смоленской области объектов, являющихся федеральной собственностью", приказа Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области N 134 от 14.04.2005 в государственную собственность Смоленской области на безвозмездной основе приняты федеральные государственные учреждения образования по перечню согласно приложению. В названном перечне под N 30 значится - Государственное образовательное учреждение "Профессиональное училище N 36 г. Велиж", в том числе здание общежития по адресу:....
В соответствии с распоряжениями Администрации Смоленской области от 30.08.2005 N 657-р/адм, от 28.06.2010 N 877-р/адм, N 1197-р/адм от 27.08.2010, N 1158-р/адм от 11.07.2011, N 1043-р/адм от 29.06.2015, ГОУ "Профессиональное училище N 36" было переименовано, потом реорганизовано путем слияния и создания Смоленского областного государственного бюджетного учреждения среднего профессионального образования "Демидовский аграрно-технологический техникум", с дальнейшей реорганизацией в СОГБПОУ "Техникум отраслевых технологий", с передачей имущества на праве оперативного управления.
По состоянию на 18.04.2017 здание общежития по адресу:..., - находится в государственной собственности Смоленской области, балансодержателем является СОГБПОУ "Техникум отраслевых технологий".
Из справки, выданной директором СОГБПОУ "Техникум отраслевых технологий" 07.04.2017 следует, что согласно приказу N 56 о/д от 23.03.2015 Я. было предоставлено служебное жилье в общежитии техникума по адресу:....
По сведениям СОГБПОУ "Техникум отраслевых технологий" Я. в период с 2011 по 31.08.2015 работал в Велижском филиале Техникума сторожем на время подмены отпусков и болезней основных работников.
В материалы дела представлено два договора найма спорного жилого помещения, один из которых поименован договором социального найма, заключенных 01.11.2016 между СОГБПОУ "Техникум отраслевых технологий", являющимся государственным учреждением, в оперативном управлении которого находится здание -..., и Я. (л.д. 8, 72), с указанием сроков действия договоров с "01.11.2016 по "бессрочно".
Я. с 03.11.2016 проживает в спорном жилом помещении один, осуществляет оплату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Общая площадь спорного помещения составляет 39,0 кв. м, жилая - 19,5 кв. м.
По данным Руднянского отделения Смоленского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", Управления Росреестра по Смоленской области, сведений о регистрации прав на кв.... не имеется, как и сведений об участии Я. в приватизации жилых помещений с 1991 по 1999 г.г., о зарегистрированных правах на недвижимость на имя Я.
Жилой дом по адресу:..., - имеет статус общежития, что послужило основанием к отказу истцу в приватизации занимаемого им жилого помещения в общежитии.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что жилой дом... относится к государственному жилищному фонду, и не смотря на то, что имеет статус общежития, целевое назначение и применение спорного жилого помещения - квартиры N в нем не соответствует таковому, занимаемое истцом помещение напротив является жилым помещением, предоставленным по договору социального найма, и при соблюдении Я. всех необходимых условий для приватизации жилья, признал его право на приватизацию занимаемого им жилого помещения.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда ввиду следующего.
Статьей 2 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" определено, что граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Статьей 4 названного Закона установлено, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 102 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательные организации должны иметь в собственности или на ином законном основании имущество, необходимое для осуществления образовательной деятельности, а также иной предусмотренной уставами образовательных организаций деятельности. Государственные и муниципальные образовательные организации, закрепленные за ними на праве оперативного управления или находящиеся в их самостоятельном распоряжении объекты (здания, строения, сооружения) учебной, производственной, социальной инфраструктуры, включая жилые помещения, расположенные в зданиях учебного, производственного, социального, культурного назначения, общежития, а также клинические базы, находящиеся в оперативном управлении образовательных организаций или принадлежащие им на ином праве, приватизации не подлежат.
Таким образом, по смыслу данных норм приватизации подлежат жилые помещения, предоставленные по договору социального найма, а также служебные жилые помещения с согласия собственника жилищного фонда.
Согласно ч. 3 ст. 19 Жилищного кодекса РФ в зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на жилищный фонд социального использования, специализированный жилищный фонд, индивидуальный жилищный фонд, жилищный фонд коммерческого использования.
Специализированный жилищный фонд - это совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV Жилищного кодекса РФ жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.
Согласно п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения и жилые помещения в общежитиях.
Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным разделом IV ЖК РФ (ч. 3 ст. 92 ЖК РФ).
Предоставление специализированного жилого помещения, в том числе жилого помещения в общежитии, на условиях социального найма законом не предусмотрено без исключения его из специализированного жилищного фонда в установленном законом порядке.
В силу п. 12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 42, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает возможность приватизации жилого помещения, расположенного в общежитии, в случае, если данное общежитие передано в ведение органов местного самоуправления, утратило статус специализированного жилья в силу закона и к нему применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма (ст. 7 ФЗ от 29.12.2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации").
Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 Жилищного кодекса Российской Федерации). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Спорное жилое помещение находится в общежитии, являющимся государственной собственностью Смоленской области, закрепленной на праве оперативного управления за государственным образовательным учреждением, имеет статус специализированного жилья и в силу закона приватизации не подлежит.
Сведений о том, что представленные договоры найма заключены сторонами на условиях договора социального найма жилого помещения, материалы дела не содержат. Данных о том, что истец относится к категории граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма, как и самого решения уполномоченного на то органа о предоставлении истцу жилого помещения на условиях социального найма суду не представлено, а образовательное учреждение, от лица которого заключены представленные договоры, не относится к субъектам права, которые могут распоряжаться спорным жилым помещением без согласия собственника, а также заключать договор социального найма.
Анализируя фактические обстоятельства дела в их совокупности, судебная коллегия приходит к выводу, что занимаемое истцом жилое помещение в здании общежития имеет статус специализированного жилья, находится в собственности субъекта РФ, не передавалось в муниципальную собственность, правоотношения сторон по данному спору основаны на договоре найма специализированного жилого помещения, право пользования жилым помещением на условиях договора социального найма у истца не возникло, в связи с чем, занимаемое им спорное жилое помещение в данном общежитии приватизации не подлежит.
При таких обстоятельствах с решением суда первой инстанции нельзя согласиться, оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения, которым надлежит отказать в удовлетворении иска.
На основании изложенного и руководствуясь п. 2 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Велижского районного суда Смоленской области от 18 апреля 2017 года отменить.
Принять новое решение, которым оставить исковые требования Я. к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)