Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Требования мотивированы тем, что истица является нанимателем квартиры. Совместно с ней в данном помещении проживают ее мать, дочь и внук. Истица состоит в очереди на улучшение жилищных условий. Распоряжением главы Администрации жилой дом истицы был признан непригодным для проживания, что дает ей право требовать обеспечения жильем по договору социального найма во внеочередном порядке. Между тем, жилое помещение ей до настоящего времени не предоставлено.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего Лаврентьева А.А.,
судей: Жегуновой Е.Е., Ситниковй Л.П.
при секретаре Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Сладковского муниципального района Тюменской области на решение Сладковского районного суда Тюменской области от 05 мая 2017 г., которым постановлено:
"Исковые требования Б.В.С. - удовлетворить в полном объеме.
Обязать администрацию Сладковского муниципального района Тюменской области предоставить Б.В.С., Б.В.И., В.Е.Н. и малолетнему В.А.Н., вне очереди, на условиях социального найма жилого помещения, благоустроенное, применительно к условиям Сладковского муниципального района Тюменской области - жилое помещение, равнозначное ранее занимаемому аварийному жилому помещению, на территории с. Сладково Сладковского района Тюменской области, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Возложить на МКУ "Управление ЖКХ" Сладковского района Тюменской области заключить с Б.В.С. договор социального найма жилого помещения на представленное администрацией Сладковского муниципального района Тюменской области жилое помещение, взамен аварийного, с включением в договор Б.В.И., В.Е.Н. и малолетнего В.А.Н.".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Жегуновой Е.Е., объяснения представителя Администрации Сладковского муниципального района Тюменской области - К., представителя муниципального казенного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства" - Д., действующих на основании соответствующих доверенностей, поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Б.В.С. обратилась в суд с иском к Администрации Сладковского муниципального района Тюменской области, муниципальному казенному учреждению "Управление жилищно-коммунального хозяйства" (далее по тексту - МКУ "Управление ЖКХ"), с учетом изменения требований просила возложить на Администрацию Сладковского муниципального района обязанность предоставить ей вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное ранее занимаемому помещению, находящееся на территории села Сладково Сладковского района Тюменской области, на МКУ "Управление ЖКХ" - обязанность заключить с ней договор социального найма в отношении предоставленного помещения с включением в договор в качестве членов семьи нанимателя Б.В.И. и В.Е.Н.
Требования были мотивированы тем, что Б.В.С. является нанимателем квартиры, расположенной по адресу: <.......>, общей площадью 28,9 кв. м, в том числе жилой 15,8 кв. м. Совместно с истцом в данном помещении проживают ее мать Б.В.И., дочь В.Е.Н. и внук В.А.В. <.......> года рождения. С 18 июня 1996 г. истец состоит в очереди на улучшение жилищных условий. Распоряжением главы Администрации Сладковского муниципального района Тюменской области от 29 июля 2016 г. жилой дом <.......> был признан непригодным для проживания, что дает истцу право требовать обеспечения жильем по договору социального найма во внеочередном порядке. Между тем, жилое помещение ей до настоящего времени не предоставлено.
В судебном заседании истец Б.В.С. и ее представитель Н., действовавшая на основании устного заявления Б.В.С., поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель Администрации Сладковского муниципального района Тюменской области - К., действовавший на основании доверенности, в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился.
Представитель ответчика МКУ "Управление ЖКХ" и третьи лица, не заявлявшие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Б.В.И., В.Е.Н. в судебное заседание не явились, дело было рассмотрено судом в их отсутствие.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен ответчик Администрация Сладковского муниципального района Тюменской области, в апелляционной жалобе ее представитель просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Ссылается на то, что принятие судом решения о предоставлении истцу жилого помещения, благоустроенного применительно к условиям Сладковского муниципального района Тюменской области, не основано на законе и затрудняет исполнение данного решения, поскольку входящие в состав муниципального района населенные пункты имеют различную степень благоустроенности. Указывает на необходимость проверки в ходе судебного разбирательства наличия опасности для жизни и здоровья истца, требующей незамедлительного решения вопроса о его переселении в другое жилое помещение, чего судом сделано не было. Обращает внимание на то, что Б.В.И. и В.А.В. не состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях по категории "малоимущие", вследствие чего они не наделены правом на обеспечение жильем во внеочередном порядке. Приводит довод о том, что Б.В.И. и В.А.В. проживают в аварийной квартире непродолжительное время. В то же время ссылается на не проживание В.Е.Н. и В.А.В. в данной квартире.
В возражениях относительно апелляционной жалобы истец Б.В.С. просит оставить решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, как это предусмотрено частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, заслушав представителей ответчиков, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из дела, истец Б.В.С. с 18 августа 1996 г. состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (т. 1, л.д. 24).
Постановлением Администрации Сладковского муниципального района Тюменской области от 16 апреля 2013 г. <.......> Б.С. с составом семьи 2 человека, включая дочь В.Е.Н., была принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по категории "малоимущие". Из содержания письменных возражений относительно исковых требований следует, что в качестве члена семьи при постановке истца на учет нуждающихся в жилье была указана ее дочь В.Е.Н. (т. 1, л.д. 99, 100).
25 сентября 2015 г. между МКУ "Управление ЖКХ" (наймодатель) и Б.В.С. (наниматель) был заключен договор социального найма жилого помещения, по условиям которого наймодатель передал нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование жилое помещение, расположенное по адресу: <.......>, общей площадью 28,9 кв. м, в том числе жилой 15,8 кв. м. В качестве членов семьи нанимателя в данный договор включены мать Б.В.И., дочь В.Е.Н., внук В.А.В. (т. 1, л.д. 17-23). Истец и все члены ее семьи зарегистрированы по указанному адресу по месту жительства (т. 1, л.д. 23, 9, 10-11, 13-14).
Заключением межведомственной комиссии от 29 июля 2016 г. жилой дом, расположенный по адресу: <.......>, признан аварийным и подлежащим сносу (т. 1, 40-41).
Постановлением Администрации Сладковского муниципального района Тюменской области от 10 апреля 2017 г. <.......> утверждена Программа "Переселение граждан из непригодных для проживания жилых помещений и многоквартирных жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу в 2017-2019 годах". Приложением к данной Программе является реестр непригодного для проживания и аварийного жилищного фонда Сладковского муниципального района, в который включен жилой дом по адресу: <.......> (т. 1, л.д. 161-179).
До настоящего времени жилое помещение взамен аварийного Б.В.С. не предоставлено.
В соответствии с частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В силу пункта 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Постановив обжалуемое решение, суд исходил из доказанности материалами дела наличия необходимых условий для возникновения у истца и членов ее семьи права на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, к каковым относятся нахождение истца и ее дочери на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений муниципального жилищного фонда по категории "малоимущие", а также признание занимаемого ими помещения непригодным для проживания в связи с нахождением в аварийном жилом доме.
Судебная коллегия находит данные выводы суда соответствующими обстоятельствам дела и закону.
Ссылки ответчика в апелляционной жалобе на то, что Б.В.И. и В.А.В. не признавались в установленном порядке малоимущими и в связи с этим не имеют права на внеочередное обеспечение жильем, не влекут пересмотра обжалуемого решения в силу следующего. Жилищные права малолетнего внука истца В.А.В. <.......> года рождения производны от прав его матери, состоящей в качестве члена семьи истца на учете нуждающихся в жилье в качестве малоимущих, вследствие чего предоставление ему наряду с матерью и бабушкой жилого помещения взамен занимаемого ими непригодного для проживания жилого помещения не противоречит закону. Включение в договор социального найма матери истца Б.В.И. не повлечет нарушения прав ответчика, поскольку жилое помещение предоставляется истцу и членам ее семьи не в порядке улучшения жилищных условий по норме предоставления на каждого члена семьи, а в целях обеспечения безопасных условий проживания с сохранением при этом уже имеющейся обеспеченности жильем.
Ссылка в жалобе на не проживание В.Е.А., В.А.В. в квартире по адресу: <.......> отклоняется как не подтвержденная материалами дела. Вместе с тем, на регистрационном учете по адресу квартиры, расположенного в аварийном жилом доме, указанные граждане состоят, в договор социального найма, заключенный в отношении данной квартиры, они включены.
Непродолжительный период проживания в квартире, расположенной в аварийном жилом доме, матери и внука истца значимым для дела обстоятельством не является, на правильность выводов суда и принятого судом по делу решения не влияет, вследствие чего указание в жалобе на данное обстоятельство судебной коллегией во внимание не принимается.
Доводы жалобы о необходимости проверки наличия угрозы жизни и здоровью граждан, требующей их незамедлительного переселения в другое жилье, подлежат отклонению судебной коллегией, поскольку действующее жилищное законодательство не связывает с наличием именно этих обстоятельств возникновение у граждан, проживающих в признанных аварийными и подлежащими сносу домах, права на внеочередное обеспечение жильем.
Применительно к степени благоустройства предоставляемого истцу помещения судом указано на необходимость ее соответствия условиям Сладковского муниципального района Тюменской области.
Между тем, судом не учтено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Под населенным пунктом понимается населенное место (поселение), первичная единица расселения людей в пределах одного застроенного земельного участка (город, поселок, поселок городского типа, село).
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 85 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях организации местного самоуправления в Российской Федерации в соответствии с требованиями названного закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают границы муниципальных образований и наделяют соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района.
В соответствии с частью 1 статьи 2 названного выше закона муниципальный район представляет собой несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера, а городской округ является городским поселением, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, понятие "населенный пункт" применительно к статье 86 и части 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, регулирующим порядок предоставления благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в связи со сносом дома, не является равнозначным понятию "муниципальный район", в связи с чем указание суда на то, что предоставляемое истцу помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям Сладковского муниципального района, нельзя признать правомерным.
Поскольку судом на ответчика возложена обязанность по предоставлению истцу и членам ее семьи жилого помещения на территории села Сладково, где они проживают в настоящее время, данное помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям указанного населенного пункта.
В связи с изложенным, решение суда в соответствующей части подлежит уточнению.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сладковского районного суда Тюменской области от 05 мая 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Сладковского муниципального района Тюменской области - без удовлетворения, уточнив абзац второй резолютивной части решения суда и изложив его в следующей редакции: "Обязать администрацию Сладковского муниципального района Тюменской области предоставить Б.В.С., Б.В.И., В.Е.Н. и малолетнему В.А.Н. вне очереди, на условиях договора социального найма жилое помещение на территории села Сладково Сладковского муниципального района Тюменской области, равнозначное ранее занимаемому ими жилому помещению в аварийном жилом доме, благоустроенное применительно к условиям села Сладково Сладковского муниципального района Тюменской области, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям".
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЮМЕНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 12.07.2017 ПО ДЕЛУ N 33-4133/2017
Требование: О возложении обязанности предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное ранее занимаемому помещению.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Требования мотивированы тем, что истица является нанимателем квартиры. Совместно с ней в данном помещении проживают ее мать, дочь и внук. Истица состоит в очереди на улучшение жилищных условий. Распоряжением главы Администрации жилой дом истицы был признан непригодным для проживания, что дает ей право требовать обеспечения жильем по договору социального найма во внеочередном порядке. Между тем, жилое помещение ей до настоящего времени не предоставлено.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТЮМЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 июля 2017 г. по делу N 33-4133/2017
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего Лаврентьева А.А.,
судей: Жегуновой Е.Е., Ситниковй Л.П.
при секретаре Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Сладковского муниципального района Тюменской области на решение Сладковского районного суда Тюменской области от 05 мая 2017 г., которым постановлено:
"Исковые требования Б.В.С. - удовлетворить в полном объеме.
Обязать администрацию Сладковского муниципального района Тюменской области предоставить Б.В.С., Б.В.И., В.Е.Н. и малолетнему В.А.Н., вне очереди, на условиях социального найма жилого помещения, благоустроенное, применительно к условиям Сладковского муниципального района Тюменской области - жилое помещение, равнозначное ранее занимаемому аварийному жилому помещению, на территории с. Сладково Сладковского района Тюменской области, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Возложить на МКУ "Управление ЖКХ" Сладковского района Тюменской области заключить с Б.В.С. договор социального найма жилого помещения на представленное администрацией Сладковского муниципального района Тюменской области жилое помещение, взамен аварийного, с включением в договор Б.В.И., В.Е.Н. и малолетнего В.А.Н.".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Жегуновой Е.Е., объяснения представителя Администрации Сладковского муниципального района Тюменской области - К., представителя муниципального казенного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства" - Д., действующих на основании соответствующих доверенностей, поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Б.В.С. обратилась в суд с иском к Администрации Сладковского муниципального района Тюменской области, муниципальному казенному учреждению "Управление жилищно-коммунального хозяйства" (далее по тексту - МКУ "Управление ЖКХ"), с учетом изменения требований просила возложить на Администрацию Сладковского муниципального района обязанность предоставить ей вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное ранее занимаемому помещению, находящееся на территории села Сладково Сладковского района Тюменской области, на МКУ "Управление ЖКХ" - обязанность заключить с ней договор социального найма в отношении предоставленного помещения с включением в договор в качестве членов семьи нанимателя Б.В.И. и В.Е.Н.
Требования были мотивированы тем, что Б.В.С. является нанимателем квартиры, расположенной по адресу: <.......>, общей площадью 28,9 кв. м, в том числе жилой 15,8 кв. м. Совместно с истцом в данном помещении проживают ее мать Б.В.И., дочь В.Е.Н. и внук В.А.В. <.......> года рождения. С 18 июня 1996 г. истец состоит в очереди на улучшение жилищных условий. Распоряжением главы Администрации Сладковского муниципального района Тюменской области от 29 июля 2016 г. жилой дом <.......> был признан непригодным для проживания, что дает истцу право требовать обеспечения жильем по договору социального найма во внеочередном порядке. Между тем, жилое помещение ей до настоящего времени не предоставлено.
В судебном заседании истец Б.В.С. и ее представитель Н., действовавшая на основании устного заявления Б.В.С., поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель Администрации Сладковского муниципального района Тюменской области - К., действовавший на основании доверенности, в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился.
Представитель ответчика МКУ "Управление ЖКХ" и третьи лица, не заявлявшие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Б.В.И., В.Е.Н. в судебное заседание не явились, дело было рассмотрено судом в их отсутствие.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен ответчик Администрация Сладковского муниципального района Тюменской области, в апелляционной жалобе ее представитель просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Ссылается на то, что принятие судом решения о предоставлении истцу жилого помещения, благоустроенного применительно к условиям Сладковского муниципального района Тюменской области, не основано на законе и затрудняет исполнение данного решения, поскольку входящие в состав муниципального района населенные пункты имеют различную степень благоустроенности. Указывает на необходимость проверки в ходе судебного разбирательства наличия опасности для жизни и здоровья истца, требующей незамедлительного решения вопроса о его переселении в другое жилое помещение, чего судом сделано не было. Обращает внимание на то, что Б.В.И. и В.А.В. не состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях по категории "малоимущие", вследствие чего они не наделены правом на обеспечение жильем во внеочередном порядке. Приводит довод о том, что Б.В.И. и В.А.В. проживают в аварийной квартире непродолжительное время. В то же время ссылается на не проживание В.Е.Н. и В.А.В. в данной квартире.
В возражениях относительно апелляционной жалобы истец Б.В.С. просит оставить решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, как это предусмотрено частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, заслушав представителей ответчиков, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из дела, истец Б.В.С. с 18 августа 1996 г. состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (т. 1, л.д. 24).
Постановлением Администрации Сладковского муниципального района Тюменской области от 16 апреля 2013 г. <.......> Б.С. с составом семьи 2 человека, включая дочь В.Е.Н., была принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по категории "малоимущие". Из содержания письменных возражений относительно исковых требований следует, что в качестве члена семьи при постановке истца на учет нуждающихся в жилье была указана ее дочь В.Е.Н. (т. 1, л.д. 99, 100).
25 сентября 2015 г. между МКУ "Управление ЖКХ" (наймодатель) и Б.В.С. (наниматель) был заключен договор социального найма жилого помещения, по условиям которого наймодатель передал нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование жилое помещение, расположенное по адресу: <.......>, общей площадью 28,9 кв. м, в том числе жилой 15,8 кв. м. В качестве членов семьи нанимателя в данный договор включены мать Б.В.И., дочь В.Е.Н., внук В.А.В. (т. 1, л.д. 17-23). Истец и все члены ее семьи зарегистрированы по указанному адресу по месту жительства (т. 1, л.д. 23, 9, 10-11, 13-14).
Заключением межведомственной комиссии от 29 июля 2016 г. жилой дом, расположенный по адресу: <.......>, признан аварийным и подлежащим сносу (т. 1, 40-41).
Постановлением Администрации Сладковского муниципального района Тюменской области от 10 апреля 2017 г. <.......> утверждена Программа "Переселение граждан из непригодных для проживания жилых помещений и многоквартирных жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу в 2017-2019 годах". Приложением к данной Программе является реестр непригодного для проживания и аварийного жилищного фонда Сладковского муниципального района, в который включен жилой дом по адресу: <.......> (т. 1, л.д. 161-179).
До настоящего времени жилое помещение взамен аварийного Б.В.С. не предоставлено.
В соответствии с частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В силу пункта 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Постановив обжалуемое решение, суд исходил из доказанности материалами дела наличия необходимых условий для возникновения у истца и членов ее семьи права на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, к каковым относятся нахождение истца и ее дочери на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений муниципального жилищного фонда по категории "малоимущие", а также признание занимаемого ими помещения непригодным для проживания в связи с нахождением в аварийном жилом доме.
Судебная коллегия находит данные выводы суда соответствующими обстоятельствам дела и закону.
Ссылки ответчика в апелляционной жалобе на то, что Б.В.И. и В.А.В. не признавались в установленном порядке малоимущими и в связи с этим не имеют права на внеочередное обеспечение жильем, не влекут пересмотра обжалуемого решения в силу следующего. Жилищные права малолетнего внука истца В.А.В. <.......> года рождения производны от прав его матери, состоящей в качестве члена семьи истца на учете нуждающихся в жилье в качестве малоимущих, вследствие чего предоставление ему наряду с матерью и бабушкой жилого помещения взамен занимаемого ими непригодного для проживания жилого помещения не противоречит закону. Включение в договор социального найма матери истца Б.В.И. не повлечет нарушения прав ответчика, поскольку жилое помещение предоставляется истцу и членам ее семьи не в порядке улучшения жилищных условий по норме предоставления на каждого члена семьи, а в целях обеспечения безопасных условий проживания с сохранением при этом уже имеющейся обеспеченности жильем.
Ссылка в жалобе на не проживание В.Е.А., В.А.В. в квартире по адресу: <.......> отклоняется как не подтвержденная материалами дела. Вместе с тем, на регистрационном учете по адресу квартиры, расположенного в аварийном жилом доме, указанные граждане состоят, в договор социального найма, заключенный в отношении данной квартиры, они включены.
Непродолжительный период проживания в квартире, расположенной в аварийном жилом доме, матери и внука истца значимым для дела обстоятельством не является, на правильность выводов суда и принятого судом по делу решения не влияет, вследствие чего указание в жалобе на данное обстоятельство судебной коллегией во внимание не принимается.
Доводы жалобы о необходимости проверки наличия угрозы жизни и здоровью граждан, требующей их незамедлительного переселения в другое жилье, подлежат отклонению судебной коллегией, поскольку действующее жилищное законодательство не связывает с наличием именно этих обстоятельств возникновение у граждан, проживающих в признанных аварийными и подлежащими сносу домах, права на внеочередное обеспечение жильем.
Применительно к степени благоустройства предоставляемого истцу помещения судом указано на необходимость ее соответствия условиям Сладковского муниципального района Тюменской области.
Между тем, судом не учтено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Под населенным пунктом понимается населенное место (поселение), первичная единица расселения людей в пределах одного застроенного земельного участка (город, поселок, поселок городского типа, село).
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 85 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях организации местного самоуправления в Российской Федерации в соответствии с требованиями названного закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают границы муниципальных образований и наделяют соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района.
В соответствии с частью 1 статьи 2 названного выше закона муниципальный район представляет собой несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера, а городской округ является городским поселением, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, понятие "населенный пункт" применительно к статье 86 и части 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, регулирующим порядок предоставления благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в связи со сносом дома, не является равнозначным понятию "муниципальный район", в связи с чем указание суда на то, что предоставляемое истцу помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям Сладковского муниципального района, нельзя признать правомерным.
Поскольку судом на ответчика возложена обязанность по предоставлению истцу и членам ее семьи жилого помещения на территории села Сладково, где они проживают в настоящее время, данное помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям указанного населенного пункта.
В связи с изложенным, решение суда в соответствующей части подлежит уточнению.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сладковского районного суда Тюменской области от 05 мая 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Сладковского муниципального района Тюменской области - без удовлетворения, уточнив абзац второй резолютивной части решения суда и изложив его в следующей редакции: "Обязать администрацию Сладковского муниципального района Тюменской области предоставить Б.В.С., Б.В.И., В.Е.Н. и малолетнему В.А.Н. вне очереди, на условиях договора социального найма жилое помещение на территории села Сладково Сладковского муниципального района Тюменской области, равнозначное ранее занимаемому ими жилому помещению в аварийном жилом доме, благоустроенное применительно к условиям села Сладково Сладковского муниципального района Тюменской области, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям".
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)