Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что лицо относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признано нуждающимся в предоставлении жилого помещения и принято на учет как лицо, имеющее право на получение жилого помещения, однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечено.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Манаева Л.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Корниловой Т.Г.
судей Хаянян Т.А., Молотиевского А.Г.
при секретаре Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Азовского межрайонного прокурора, действующего в интересах Д.А. к администрации Азовского района Ростовской области об обязании обеспечить жилым помещением по апелляционному представлению Азовского межрайонного прокурора на решение Азовского городского суда Ростовской области от 19 апреля 2016 г. Заслушав доклад судьи Хаянян Т.А., судебная коллегия
установила:
Азовский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Д.А. к администрации Азовского района Ростовской области об обязании обеспечить Д.А. жилым помещением.
В обоснование своих требований прокурор ссылался на то, что Д.А. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением администрации Азовского района Ростовской области от 10.11.2014 г. N 1078 она признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения и принята на учет как лицо, имеющее право на получение жилого помещения. Однако до настоящего времени Д.А. жилым помещением не обеспечена, чем нарушено ее право на жилище.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Азовский межрайонный прокурор просил суд обязать администрацию Азовского района Ростовской области предоставить Д.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Решением Азовского городского суда Ростовской области от 19 апреля 2016 г. в удовлетворении искового заявления отказано.
В апелляционном представлении Азовский межрайонный прокурор просит отменить судебный акт как незаконный, заявление удовлетворить.
Апеллянт приводит доводы о том, что Постановлением администрации Азовского района N 1078 от 10.11.2014 Д.Д. признана нуждающейся в предоставлении ей жилого помещения. Данное постановление не отменено и является действующим. Право Д.Д. на обеспечение жилым помещением возникло в 2010 году и не утрачено по настоящее время.
В отзыве на жалобу ответчик просил оставить обжалуемое решение суда без изменения.
Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав Д.А., помощника прокурора Ростовской областной прокуратуры Кустову М.Д., представителя администрации Азовского района Ростовской области М., судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований, предусмотренных положениями статьи 330 ГПК РФ, для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, Д.А. относится к лицам из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением администрации Азовского района от 10.11.2014 г. N 1078 она признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения и принята на жилищный учет составом семьи - один человек.
Согласно списку детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, Д.А. запланировано предоставление жилья в 2016 - 2018 годах.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявления прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что право Д.А. на получение жилого помещения на момент рассмотрения дела не нарушено. Предоставление жилого помещения Д.А. ранее выполнения бюджетных обязательств в отношении иных лиц, поставленных на учет ранее, суд счел несправедливым. Кроме того, суд указал на отсутствие безусловных и бесспорных обстоятельств, свидетельствующих о нуждаемости Д.А. в судебной защите.
Судебная коллегия полагает выводы суда первой инстанции основанными на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38).
Забота о детях, по смыслу части 2 статьи 38 Конституции Российской Федерации, предполагает, что ущемление прав ребенка, создание ему немотивированного жизненного дискомфорта несовместимы с самой природой отношений, исторически сложившихся и обеспечивающих выживание и развитие человека как биологического вида.
Исходя из положений Конституции Российской Федерации, служащих основой конституционно-правовых отношений, содержанием которых являются в том числе права детей, Российская Федерация призвана создавать условия, обеспечивающие детям достойную жизнь и свободное развитие, и гарантировать реализацию их прав, в частности права на жилище, с учетом положений международно-правовых актов, являющихся в силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон) определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со статьей 8 Закона (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 данной статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 названной нормы, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка (пункты 1, 3).
Пунктом 9 названной статьи установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Законом Ростовской области от 22.06.2006 г. N 499-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции от 25.10.2012 N 968-ЗС, от 03.12.2012 N 988-ЗС) исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов в Ростовской области (далее - органы местного самоуправления) переданы на неограниченный срок государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, обязанность по обеспечению жилым помещением в качестве дополнительной гарантии определенной действующим законодательством для детей-сирот, возложена на администрацию Азовского района Ростовской области.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Закона указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
При этом ни статья 8 Закона, ни нормы закона субъекта не устанавливают очередность внутри Списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
Отсутствие надлежащего финансирования, наличие иных лиц, обладающих аналогичным правом, время постановки на учет не могут служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Учитывая, что Д.А. относится к лицам из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, собственного жилья не имеет, Постановлением администрации Азовского района от 10.11.2014 г. N 1078 признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения и принята на жилищный учет, однако, имея статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по настоящее время жилым помещением, право на предоставление которого гарантировано данной категории граждан законодательством РФ и субъектов РФ, администрацией Азовского района не обеспечена, исковые требования Азовского межрайонного прокурора правомерны и подлежат удовлетворению.
В связи с вышеизложенным, решение суда первой инстанции нельзя признать отвечающими требованиям законности (статья 195 ГПК РФ), в связи с чем принятый судебный акт подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении искового заявления Азовского межрайонного прокурора, действующего в интересах Д.А. к администрации Азовского района Ростовской области о возложении обязанности по обеспечению жилым помещением.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Азовского городского суда Ростовской области от 19 апреля 2016 г. отменить, постановить по делу новое решение, которым исковые требования
Азовского межрайонного прокурора, действующего в интересах Д.А. удовлетворить.
Обязать администрацию Азовского района Ростовской области предоставить Д.А. <...> года рождения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 14.07.2016 г.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ РОСТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 12.07.2016 N 33-11645/2016
Требование: Об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что лицо относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признано нуждающимся в предоставлении жилого помещения и принято на учет как лицо, имеющее право на получение жилого помещения, однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечено.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
РОСТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 июля 2016 г. N 33-11645/2016
Судья Манаева Л.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Корниловой Т.Г.
судей Хаянян Т.А., Молотиевского А.Г.
при секретаре Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Азовского межрайонного прокурора, действующего в интересах Д.А. к администрации Азовского района Ростовской области об обязании обеспечить жилым помещением по апелляционному представлению Азовского межрайонного прокурора на решение Азовского городского суда Ростовской области от 19 апреля 2016 г. Заслушав доклад судьи Хаянян Т.А., судебная коллегия
установила:
Азовский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Д.А. к администрации Азовского района Ростовской области об обязании обеспечить Д.А. жилым помещением.
В обоснование своих требований прокурор ссылался на то, что Д.А. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением администрации Азовского района Ростовской области от 10.11.2014 г. N 1078 она признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения и принята на учет как лицо, имеющее право на получение жилого помещения. Однако до настоящего времени Д.А. жилым помещением не обеспечена, чем нарушено ее право на жилище.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Азовский межрайонный прокурор просил суд обязать администрацию Азовского района Ростовской области предоставить Д.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Решением Азовского городского суда Ростовской области от 19 апреля 2016 г. в удовлетворении искового заявления отказано.
В апелляционном представлении Азовский межрайонный прокурор просит отменить судебный акт как незаконный, заявление удовлетворить.
Апеллянт приводит доводы о том, что Постановлением администрации Азовского района N 1078 от 10.11.2014 Д.Д. признана нуждающейся в предоставлении ей жилого помещения. Данное постановление не отменено и является действующим. Право Д.Д. на обеспечение жилым помещением возникло в 2010 году и не утрачено по настоящее время.
В отзыве на жалобу ответчик просил оставить обжалуемое решение суда без изменения.
Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав Д.А., помощника прокурора Ростовской областной прокуратуры Кустову М.Д., представителя администрации Азовского района Ростовской области М., судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований, предусмотренных положениями статьи 330 ГПК РФ, для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, Д.А. относится к лицам из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением администрации Азовского района от 10.11.2014 г. N 1078 она признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения и принята на жилищный учет составом семьи - один человек.
Согласно списку детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, Д.А. запланировано предоставление жилья в 2016 - 2018 годах.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявления прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что право Д.А. на получение жилого помещения на момент рассмотрения дела не нарушено. Предоставление жилого помещения Д.А. ранее выполнения бюджетных обязательств в отношении иных лиц, поставленных на учет ранее, суд счел несправедливым. Кроме того, суд указал на отсутствие безусловных и бесспорных обстоятельств, свидетельствующих о нуждаемости Д.А. в судебной защите.
Судебная коллегия полагает выводы суда первой инстанции основанными на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38).
Забота о детях, по смыслу части 2 статьи 38 Конституции Российской Федерации, предполагает, что ущемление прав ребенка, создание ему немотивированного жизненного дискомфорта несовместимы с самой природой отношений, исторически сложившихся и обеспечивающих выживание и развитие человека как биологического вида.
Исходя из положений Конституции Российской Федерации, служащих основой конституционно-правовых отношений, содержанием которых являются в том числе права детей, Российская Федерация призвана создавать условия, обеспечивающие детям достойную жизнь и свободное развитие, и гарантировать реализацию их прав, в частности права на жилище, с учетом положений международно-правовых актов, являющихся в силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон) определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со статьей 8 Закона (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 данной статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 названной нормы, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка (пункты 1, 3).
Пунктом 9 названной статьи установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Законом Ростовской области от 22.06.2006 г. N 499-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции от 25.10.2012 N 968-ЗС, от 03.12.2012 N 988-ЗС) исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов в Ростовской области (далее - органы местного самоуправления) переданы на неограниченный срок государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, обязанность по обеспечению жилым помещением в качестве дополнительной гарантии определенной действующим законодательством для детей-сирот, возложена на администрацию Азовского района Ростовской области.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Закона указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
При этом ни статья 8 Закона, ни нормы закона субъекта не устанавливают очередность внутри Списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
Отсутствие надлежащего финансирования, наличие иных лиц, обладающих аналогичным правом, время постановки на учет не могут служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Учитывая, что Д.А. относится к лицам из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, собственного жилья не имеет, Постановлением администрации Азовского района от 10.11.2014 г. N 1078 признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения и принята на жилищный учет, однако, имея статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по настоящее время жилым помещением, право на предоставление которого гарантировано данной категории граждан законодательством РФ и субъектов РФ, администрацией Азовского района не обеспечена, исковые требования Азовского межрайонного прокурора правомерны и подлежат удовлетворению.
В связи с вышеизложенным, решение суда первой инстанции нельзя признать отвечающими требованиям законности (статья 195 ГПК РФ), в связи с чем принятый судебный акт подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении искового заявления Азовского межрайонного прокурора, действующего в интересах Д.А. к администрации Азовского района Ростовской области о возложении обязанности по обеспечению жилым помещением.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Азовского городского суда Ростовской области от 19 апреля 2016 г. отменить, постановить по делу новое решение, которым исковые требования
Азовского межрайонного прокурора, действующего в интересах Д.А. удовлетворить.
Обязать администрацию Азовского района Ростовской области предоставить Д.А. <...> года рождения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 14.07.2016 г.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)