Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истцы указали, что они состояли на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, распоряжением были сняты с жилищного учета, заявители считают данное распоряжение незаконным и необоснованным.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Бондаренкова И.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
Председательствующего Шубиной И.И.
судей Зенкиной В.Л. и Мищенко О.А.
при секретаре Т.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Зенкиной В.Л.
гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ДГИ г. Москвы по доверенности Журавлевой на решение Нагатинского районного суда г. Москвы от 6 октября 2015 года, которым постановлено:
Признать незаконным распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы N У55-15630 от 26 ноября 2014 г. о снятии М., М., М., Б. с жилищного учета.
Обязать Департамент городского имущества г. Москвы устранить допущенные нарушения прав и восстановить на жилищном учете М., М., М., Б. по категории "общие основания", с 1994 года.
установил:
М., М., М., Б. обратились в суд с заявлением о признании недействительным распоряжения Департамента городского имущества г. Москвы от 26 ноября 2014 г., ссылаясь на то, что они зарегистрированы и проживают в двухкомнатной квартире, расположенной по адресу: ***. С 1994 года они состояли на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории "общие основания". Распоряжением N У55-15630 от 26 ноября 2014 г. были сняты с жилищного учета. Заявители считают данное распоряжение незаконным и необоснованным, поскольку наличие у Б. и Б., являющихся супругом и сыном Б. в собственности квартиры и комнаты никак не повлияло на их жилищные условия. Просят признать распоряжение Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы от 26 ноября 2014 года N У55-15630 о снятии М., М., М., Б. с учета нуждающихся в жилых помещениях не соответствующим закону, обязать Департамент городского имущества г. Москвы восстановить их на учете нуждающихся в жилых помещениях по категории "общие основания".
М., М., М. в судебное заседание явились, требования поддержали в полном объеме по основаниям, указанным в заявлении, просили их удовлетворить.
Б. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, суду представила заявление о рассмотрении дела без ее участия.
Представитель Департамента городского имущества г. Москвы в судебное заседание не явился, извещен, суду представлены письменные возражения на исковое заявление.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился представитель ДГИ г. Москвы по доверенности Ж., подав апелляционную жалобу.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения М-вых, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц, к извещению которых о времени и месте судебного заседания предпринимались меры, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда как принятого в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и действующими нормами материального и процессуального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии со ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
В соответствии со ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Согласно ч. 3 ст. 6 ЖК РФ в жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Закона "О введении в действие ЖК РФ" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Согласно ст. 8 Закона г. Москвы N 29 от 14.06.2006 г. "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" жители г. Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях, когда размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого указанного в заявлении члена семьи заявителя, составляет менее учетной нормы, которая в соответствии с данным Законом в г. Москве составляет 18 кв. м на одного человека.
В соответствии со ст. 9 Закона г. Москвы N 29 от 14.06.2006 г. "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" в целях установления уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения для принятия их на жилищный учет исчисляется размер площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя. Для определения размера площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя, определяется суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, и делится на количество членов семьи.
В силу ст. 21 Закона г. Москвы N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" при принятии решения о предоставлении жилых помещений осуществляется проверка сведений о наличии у заявителя и членов семей иных жилых помещений, в отношении которых они обладают самостоятельным правом пользования или собственности, а также о совершении ими действий, повлекших ухудшение жилищных условий. По результатам проверки принимаются решения:
- о снятии заявителя с жилищного учета; об изменении срока предоставления в пользование или приобретения в собственность жилых помещений.
Разрешая возникший спор, судом было установлено, что М., М., М., Б. зарегистрированы и проживают в двухкомнатной квартире, общей площадью 45,3 кв. м, жилой площадью 28,7 кв. м, по адресу: ***, на основании договора купли-продажи от 29 декабря 2003 года и являются собственниками спорного жилого помещения по 1/4 доли в праве общей долевой собственности.
В соответствии с Распоряжением супрефекта ЮАО г. Москвы N 2/60 от 14 апреля 1994 года М. с семьей из четырех человек (она, муж - М. дочь - М., сын - М.) были приняты на учет по улучшению жилищных условий на общих основаниях, учетное дело N ***.
Распоряжением Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы N У55-15630 от 26 ноября 2014 г. указанные лица были сняты с жилищного учета на основании того, что Б., <...> г.р., Б., <...> г.р., - супруг и несовершеннолетний сын Б. зарегистрированы по месту жительства по адресу: <...>, где на основании договора купли-продажи от 22.08.2012 занимают двухкомнатную квартиру площадью жилого помещения 52,2 кв. м (л.д. 40 - 43). Собственниками являются Т.Б. и Т.Б. им на основании договора передачи от 19.02.2013 г. N 052501-У22264 принадлежит 1/3 доли каждому комната N 2 площадью жилого помещения 23,1 кв. м, жилой площадью 14,2 кв. м в трехкомнатной коммунальной квартире по адресу: ***.
Принимая во внимание, что квартира, расположенная по адресу: ***, площадью 51,3 кв. м, приобретена частично по безвозмездной сделке с предоставлением субсидии в размере *** руб., частично за счет денежных средств супругов Б. и Б. в размере *** руб., суд пришел к выводу, что на долю Б. в указанной квартире приходится 8,54 кв. м жилого помещения.
С учетом площади жилого помещения по адресу: ***, и указанной доли жилого помещения, суд пришел к правильному выводу, что площадь, подлежащая учету при определении уровня обеспеченности заявителей составляет менее нормы предоставления, а именно - 13,18 кв. м.
Согласно материалам дела, М., М., М. не являются членами семьи Б. и Б., не обладают правом пользования жилыми помещениями по адресу: ***, и по адресу: ***, в качестве членов семьи нанимателей не вселялись, никогда не были зарегистрированы на данной жилой площади и не проживали на ней. В связи с этим заявители не обладают самостоятельным правом пользования жилыми площадями, на которых проживают Б-вы и, так же как и последние не обладают самостоятельным правом пользования либо правом собственности жилой площади, на которой проживают заявители.
При таких обстоятельствах снятие заявителей с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий по данным основаниям является незаконным.
Фактически жилищные условия М., М., М., Б. улучшены не были, их обеспеченность жилой площадью осталась менее 18 кв. м на одного человека.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о признании оспариваемого распоряжения незаконным и восстановлении заявителей на жилищной учете по категории "общие основания" с 1994 г.
Доводы апелляционной жалобы о том, что заявителями пропущен срок для обжалования распоряжения от 26 ноября 2014 г., предусмотренный ст. 256 ГПК РФ, поскольку с заявлением в суд они обратились только 6 августа 2015 г., не может быть признан обоснованным, поскольку в заседании судебной коллегии М. пояснила, что оспариваемое распоряжение было получено ею 27 мая 2015 г., после чего она обратилась в суд. Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что установленный законом 3-месячный срок, предусмотренный ст. 256 ГПК РФ, заявителями не пропущен.
Оспаривая расчет, приведенный судом при определении уровня обеспеченности заявителей, представитель ДГИ г. Москвы свой расчет не приводит.
Иных доводов к отмене решения апелляционная жалоба не содержит.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Нагатинского районного суда г. Москвы от 6 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ДГИ г. Москвы по доверенности Журавлевой без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 26.01.2016 ПО ДЕЛУ N 33-2630/2016
Требование: О признании недействительным распоряжения уполномоченного органа.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истцы указали, что они состояли на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, распоряжением были сняты с жилищного учета, заявители считают данное распоряжение незаконным и необоснованным.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 января 2016 г. по делу N 33-2630/2016
Судья: Бондаренкова И.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
Председательствующего Шубиной И.И.
судей Зенкиной В.Л. и Мищенко О.А.
при секретаре Т.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Зенкиной В.Л.
гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ДГИ г. Москвы по доверенности Журавлевой на решение Нагатинского районного суда г. Москвы от 6 октября 2015 года, которым постановлено:
Признать незаконным распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы N У55-15630 от 26 ноября 2014 г. о снятии М., М., М., Б. с жилищного учета.
Обязать Департамент городского имущества г. Москвы устранить допущенные нарушения прав и восстановить на жилищном учете М., М., М., Б. по категории "общие основания", с 1994 года.
установил:
М., М., М., Б. обратились в суд с заявлением о признании недействительным распоряжения Департамента городского имущества г. Москвы от 26 ноября 2014 г., ссылаясь на то, что они зарегистрированы и проживают в двухкомнатной квартире, расположенной по адресу: ***. С 1994 года они состояли на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории "общие основания". Распоряжением N У55-15630 от 26 ноября 2014 г. были сняты с жилищного учета. Заявители считают данное распоряжение незаконным и необоснованным, поскольку наличие у Б. и Б., являющихся супругом и сыном Б. в собственности квартиры и комнаты никак не повлияло на их жилищные условия. Просят признать распоряжение Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы от 26 ноября 2014 года N У55-15630 о снятии М., М., М., Б. с учета нуждающихся в жилых помещениях не соответствующим закону, обязать Департамент городского имущества г. Москвы восстановить их на учете нуждающихся в жилых помещениях по категории "общие основания".
М., М., М. в судебное заседание явились, требования поддержали в полном объеме по основаниям, указанным в заявлении, просили их удовлетворить.
Б. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, суду представила заявление о рассмотрении дела без ее участия.
Представитель Департамента городского имущества г. Москвы в судебное заседание не явился, извещен, суду представлены письменные возражения на исковое заявление.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился представитель ДГИ г. Москвы по доверенности Ж., подав апелляционную жалобу.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения М-вых, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц, к извещению которых о времени и месте судебного заседания предпринимались меры, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда как принятого в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и действующими нормами материального и процессуального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии со ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
В соответствии со ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Согласно ч. 3 ст. 6 ЖК РФ в жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Закона "О введении в действие ЖК РФ" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Согласно ст. 8 Закона г. Москвы N 29 от 14.06.2006 г. "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" жители г. Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях, когда размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого указанного в заявлении члена семьи заявителя, составляет менее учетной нормы, которая в соответствии с данным Законом в г. Москве составляет 18 кв. м на одного человека.
В соответствии со ст. 9 Закона г. Москвы N 29 от 14.06.2006 г. "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" в целях установления уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения для принятия их на жилищный учет исчисляется размер площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя. Для определения размера площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя, определяется суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, и делится на количество членов семьи.
В силу ст. 21 Закона г. Москвы N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" при принятии решения о предоставлении жилых помещений осуществляется проверка сведений о наличии у заявителя и членов семей иных жилых помещений, в отношении которых они обладают самостоятельным правом пользования или собственности, а также о совершении ими действий, повлекших ухудшение жилищных условий. По результатам проверки принимаются решения:
- о снятии заявителя с жилищного учета; об изменении срока предоставления в пользование или приобретения в собственность жилых помещений.
Разрешая возникший спор, судом было установлено, что М., М., М., Б. зарегистрированы и проживают в двухкомнатной квартире, общей площадью 45,3 кв. м, жилой площадью 28,7 кв. м, по адресу: ***, на основании договора купли-продажи от 29 декабря 2003 года и являются собственниками спорного жилого помещения по 1/4 доли в праве общей долевой собственности.
В соответствии с Распоряжением супрефекта ЮАО г. Москвы N 2/60 от 14 апреля 1994 года М. с семьей из четырех человек (она, муж - М. дочь - М., сын - М.) были приняты на учет по улучшению жилищных условий на общих основаниях, учетное дело N ***.
Распоряжением Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы N У55-15630 от 26 ноября 2014 г. указанные лица были сняты с жилищного учета на основании того, что Б., <...> г.р., Б., <...> г.р., - супруг и несовершеннолетний сын Б. зарегистрированы по месту жительства по адресу: <...>, где на основании договора купли-продажи от 22.08.2012 занимают двухкомнатную квартиру площадью жилого помещения 52,2 кв. м (л.д. 40 - 43). Собственниками являются Т.Б. и Т.Б. им на основании договора передачи от 19.02.2013 г. N 052501-У22264 принадлежит 1/3 доли каждому комната N 2 площадью жилого помещения 23,1 кв. м, жилой площадью 14,2 кв. м в трехкомнатной коммунальной квартире по адресу: ***.
Принимая во внимание, что квартира, расположенная по адресу: ***, площадью 51,3 кв. м, приобретена частично по безвозмездной сделке с предоставлением субсидии в размере *** руб., частично за счет денежных средств супругов Б. и Б. в размере *** руб., суд пришел к выводу, что на долю Б. в указанной квартире приходится 8,54 кв. м жилого помещения.
С учетом площади жилого помещения по адресу: ***, и указанной доли жилого помещения, суд пришел к правильному выводу, что площадь, подлежащая учету при определении уровня обеспеченности заявителей составляет менее нормы предоставления, а именно - 13,18 кв. м.
Согласно материалам дела, М., М., М. не являются членами семьи Б. и Б., не обладают правом пользования жилыми помещениями по адресу: ***, и по адресу: ***, в качестве членов семьи нанимателей не вселялись, никогда не были зарегистрированы на данной жилой площади и не проживали на ней. В связи с этим заявители не обладают самостоятельным правом пользования жилыми площадями, на которых проживают Б-вы и, так же как и последние не обладают самостоятельным правом пользования либо правом собственности жилой площади, на которой проживают заявители.
При таких обстоятельствах снятие заявителей с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий по данным основаниям является незаконным.
Фактически жилищные условия М., М., М., Б. улучшены не были, их обеспеченность жилой площадью осталась менее 18 кв. м на одного человека.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о признании оспариваемого распоряжения незаконным и восстановлении заявителей на жилищной учете по категории "общие основания" с 1994 г.
Доводы апелляционной жалобы о том, что заявителями пропущен срок для обжалования распоряжения от 26 ноября 2014 г., предусмотренный ст. 256 ГПК РФ, поскольку с заявлением в суд они обратились только 6 августа 2015 г., не может быть признан обоснованным, поскольку в заседании судебной коллегии М. пояснила, что оспариваемое распоряжение было получено ею 27 мая 2015 г., после чего она обратилась в суд. Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что установленный законом 3-месячный срок, предусмотренный ст. 256 ГПК РФ, заявителями не пропущен.
Оспаривая расчет, приведенный судом при определении уровня обеспеченности заявителей, представитель ДГИ г. Москвы свой расчет не приводит.
Иных доводов к отмене решения апелляционная жалоба не содержит.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Нагатинского районного суда г. Москвы от 6 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ДГИ г. Москвы по доверенности Журавлевой без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)