Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, так как является инвалидом второй группы, однако ответчиком отказано в предоставлении жилого помещения в связи с отсутствием в собственности муниципального образования свободных помещений.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Клыгач И.-Е.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего судьи Щербаковой Е.А.,
судей Киневой О.Н., Кузнецовой Л.А.,
при секретаре Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Миасского городского округа Челябинской области на решение Миасского городского суда Челябинской области от 21 апреля 2017 года по иску О. к администрации Миасского городского округа Челябинской области о предоставлении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Щербаковой Е.А. об обстоятельствах дела, пояснения представителя администрации Миасского городского округа Челябинской области П., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
О. обратился в суд с иском к администрации Миасского городского округа Челябинской области о предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма, отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта, на территории Миасского городского округа Челябинской области, с учетом права на дополнительную жилую площадь общей площадью не менее 30 кв. м.
В обоснование заявленных требований указал, что постановлением Главы города Миасса от 08 апреля 2002 года N *** О. А.М. с составом семьи три человека (в том числе истец) признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Он является инвалидом второй группы с детства, страдает психическим заболеванием, включенным в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно проживание граждан в одной квартире", зарегистрирован и проживает в доме, принадлежащем его матери О.А.М., где зарегистрированы и проживают 9 человек. Другого жилья он не имеет, по состоянию здоровья не работает, единственным доходом является пенсия.
На обращение в администрацию Миасского городского округа о предоставлении жилого помещения ему сообщено о невозможности предоставления жилья в связи с отсутствием в собственности муниципального образования свободных жилых помещений. Площадь предоставляемого жилого помещения подлежит определению с учетом имеющегося у него права на дополнительную площадь.
В судебном заседании О., его представитель Ц. на иске настаивали.
Представитель администрации Миасского городского округа Л. иск не признала.
Суд постановил решение, которым исковые требования О. удовлетворил.
В апелляционной жалобе администрация Миасского городского округа Челябинской области просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований О. отказать. Ссылается на то, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, признанным малоимущими и нуждающимися в предоставлении жилых помещений, О. в установленном порядке малоимущим не признан. В соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" и Законом Челябинской области от 28 января 2010 года N 528-30 О. как лицо, вставшее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005, подлежит обеспечению жилым помещением путем предоставления жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета. Действующим законодательством порядок внеочередного обеспечения жилыми помещениями инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний и состоящих на учете в органах местного самоуправления до 01 января 2005 года, не определен. Полагают некорректной ссылку суда на определение Конституционного Суда РФ от 12 апреля 2011 года N 551-О-О, поскольку в нем дается разъяснение о применении норм жилищного законодательства к инвалидам, вставшим на учет после 01.01.2005.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции О. не явился, извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщил, в связи с чем судебная коллегия на основании положений ст. ст. 167, 327 ГПК РФ признала возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что О. *** года рождения является инвалидом с детства, ему установлена вторая группа инвалидности бессрочно, состоит на диспансерном учете в ГБУЗ "Областной психоневрологический диспансер" по поводу хронического заболевания, включенного в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 (л.д. 7, 15, 16).
Постановлением Главы города Миасса Челябинской области от 08 апреля 2002 года N *** О. А.М. (мать О.), воспитывающая ребенка - инвалида детства, с составом семьи три человека (она, сын и дочь) признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, включена в льготный список N 2 (л.д. 12,14, 37).
По состоянию на 2017 год очередь О.А.М. в списке граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации Миасского городского округа, N 286; О. включен в список граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, относящихся к категориям, указанным в п. п. 2, 3 ст. 1 Закона Челябинской области от 28.01.2010 года N 528-30 "О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий", очередь в данном списке N 12 (л.д. 35, 52-57, 58-62, 65-68).
О. жилых помещений в собственности не имеет (л.д. 32, 34); зарегистрирован по месту жительства по адресу ***, по данному адресу также зарегистрированы О.А.М., О.В.Л., Я.Н.П., Л.Д.А., В.Ф.В., Л.Е.М. (л.д. 11).
Собственником жилого дома по адресу *** общей площадью 71 кв. м является О. А.М. на основании договора дарения жилого дома и земельного участка от 17 августа 2012 года (л.д. 9).
На обращение О. в администрацию Миасского городского округа Челябинской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма получен ответ от 07 марта 2017 года N 395-17 о невозможности выделения ему вне очереди жилья в связи с отсутствием в реестре имущества Миасского городского округа отдельных свободных жилых помещений (л.д. 13).
Разрешая заявленные требования по существу, суд первой инстанции исходил из того, что О. страдает тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним невозможно, с 2002 года в составе семьи своей матери состоит на учете нуждающихся в жилом помещении, и пришел к выводу о том, что он имеет право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке, а обязанность по предоставлению жилого помещения О. должна быть возложена на администрацию Миасского городского округа Челябинской области.
Выводы суда первой инстанции судебная коллегия находит правильными, поскольку они основаны на установленных в судебном заседании фактических обстоятельствах дела и правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Доводы апелляционной жалобы администрации Миасского городского округа Челябинской области о том, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, О. в установленном порядке малоимущим не признан; в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" и Законом Челябинской области от 28 января 2010 года N 528-ЗО О. как лицо, вставшее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005, подлежит обеспечению жилым помещением путем предоставления жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета; действующим законодательством порядок внеочередного обеспечения жилыми помещениями инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний и состоящих на учете в органах местного самоуправления до 01 января 2005 года, не определен, не являются основанием для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Как следует из части второй названной статьи, обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года, финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями ст. 28.2 настоящего Федерального закона, которая предусматривает возможность определения формы реализации данного права нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Закона Челябинской области от 28.01.2010 N 528-ЗО "О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий" меры социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, вставшим на учет до 01 января 2005 года, предоставляются в форме предоставления жилищных субсидий на приобретение жилого помещения в собственность.
Вместе с тем, пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ установлено, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ перечне, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди органом местного самоуправления.
Таким образом, предусмотренный в субъекте Российской Федерации порядок реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью не препятствует лицам данной категории требовать предоставления жилого помещения на основании положений Жилищного кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, граждане, являющиеся инвалидами, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, включенных в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378, вставшие до 01 января 2005 года на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке в соответствии с положениями п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ.
В силу положений ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года, в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным пп. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Следовательно, за гражданами, не реализовавшими до 01 марта 2005 года право на обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма, после указанной даты это право сохраняется. На указанных граждан не распространяются требования Жилищного кодекса Российской Федерации об обеспечении жилыми помещениями по договорам социального найма лишь тех граждан, которые могут быть признаны малоимущими.
В соответствии с заявленными требованиями О. имеет право и должен быть обеспечен жилым помещением в порядке, предусмотренном пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, а не в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 49 Жилищного кодекса РФ и ст. 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
При этом поскольку О. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до 01 марта 2005 года, то есть по ранее действовавшему законодательству, на него не распространяются требования Жилищного кодекса Российской Федерации об обеспечении жилыми помещениями по договорам социального найма лишь тех граждан, которые могут быть признаны малоимущими.
Ссылка на определение Конституционного Суда РФ от 12 апреля 2011 года N 551-О-О на правильность выводов суда по существу заявленных требований не повлияла.
В апелляционной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства и выводы суда первой инстанции.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, не имеется.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с указанной судом первой инстанции площадью жилого помещения, подлежащего предоставлению О., с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Право отдельных категорий граждан на дополнительную жилую площадь было закреплено в ст. 39 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 01 марта 2005 года; кроме того, право инвалидов на дополнительную жилую площадь было также закреплено в ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в редакции, действовавшей до 01 января 2005 года.
Введенный в действие с 01 марта 2005 года Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в действующей редакции положений о праве отдельных категорий граждан на дополнительную жилую площадь не содержат.
В соответствии с ч. 5 ст. 57 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Согласно ч. 2 ст. 58 Жилищного кодекса РФ жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Частью 6 ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалидам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза).
Таким образом, предоставление жилого помещения по договору социального найма общей площадью на одного человека, превышающей норму предоставления, является правом, а не обязанностью органов местного самоуправления.
Решением Собрания депутатов Миасского городского округа Челябинской области от 26 декабря 2011 года N 9 "Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения на территории Миасского городского округа" установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 15 кв. м общей площади на одного человека.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает необходимым изменить решение суда первой инстанции в части площади жилого помещения, подлежащего предоставлению О., указав на обязанность администрации Миасского городского округа Челябинской области предоставить О. жилое помещение общей площадью не менее 15 кв. м.
Руководствуясь ст. ст. 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Миасского городского суда Челябинской области от 21 апреля 2017 года изменить в части площади жилого помещения, подлежащего предоставлению О.
Обязать администрацию Миасского городского округа Челябинской области предоставить О. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 15 кв. м.
В остальной части решение Миасского городского суда Челябинской области от 21 апреля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Миасского городского округа Челябинской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧЕЛЯБИНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 07.07.2017 N 11-8619/2017
Требование: О предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, так как является инвалидом второй группы, однако ответчиком отказано в предоставлении жилого помещения в связи с отсутствием в собственности муниципального образования свободных помещений.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 июля 2017 г. N 11-8619/2017
Судья Клыгач И.-Е.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего судьи Щербаковой Е.А.,
судей Киневой О.Н., Кузнецовой Л.А.,
при секретаре Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Миасского городского округа Челябинской области на решение Миасского городского суда Челябинской области от 21 апреля 2017 года по иску О. к администрации Миасского городского округа Челябинской области о предоставлении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Щербаковой Е.А. об обстоятельствах дела, пояснения представителя администрации Миасского городского округа Челябинской области П., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
О. обратился в суд с иском к администрации Миасского городского округа Челябинской области о предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма, отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта, на территории Миасского городского округа Челябинской области, с учетом права на дополнительную жилую площадь общей площадью не менее 30 кв. м.
В обоснование заявленных требований указал, что постановлением Главы города Миасса от 08 апреля 2002 года N *** О. А.М. с составом семьи три человека (в том числе истец) признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Он является инвалидом второй группы с детства, страдает психическим заболеванием, включенным в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно проживание граждан в одной квартире", зарегистрирован и проживает в доме, принадлежащем его матери О.А.М., где зарегистрированы и проживают 9 человек. Другого жилья он не имеет, по состоянию здоровья не работает, единственным доходом является пенсия.
На обращение в администрацию Миасского городского округа о предоставлении жилого помещения ему сообщено о невозможности предоставления жилья в связи с отсутствием в собственности муниципального образования свободных жилых помещений. Площадь предоставляемого жилого помещения подлежит определению с учетом имеющегося у него права на дополнительную площадь.
В судебном заседании О., его представитель Ц. на иске настаивали.
Представитель администрации Миасского городского округа Л. иск не признала.
Суд постановил решение, которым исковые требования О. удовлетворил.
В апелляционной жалобе администрация Миасского городского округа Челябинской области просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований О. отказать. Ссылается на то, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, признанным малоимущими и нуждающимися в предоставлении жилых помещений, О. в установленном порядке малоимущим не признан. В соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" и Законом Челябинской области от 28 января 2010 года N 528-30 О. как лицо, вставшее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005, подлежит обеспечению жилым помещением путем предоставления жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета. Действующим законодательством порядок внеочередного обеспечения жилыми помещениями инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний и состоящих на учете в органах местного самоуправления до 01 января 2005 года, не определен. Полагают некорректной ссылку суда на определение Конституционного Суда РФ от 12 апреля 2011 года N 551-О-О, поскольку в нем дается разъяснение о применении норм жилищного законодательства к инвалидам, вставшим на учет после 01.01.2005.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции О. не явился, извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщил, в связи с чем судебная коллегия на основании положений ст. ст. 167, 327 ГПК РФ признала возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что О. *** года рождения является инвалидом с детства, ему установлена вторая группа инвалидности бессрочно, состоит на диспансерном учете в ГБУЗ "Областной психоневрологический диспансер" по поводу хронического заболевания, включенного в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 (л.д. 7, 15, 16).
Постановлением Главы города Миасса Челябинской области от 08 апреля 2002 года N *** О. А.М. (мать О.), воспитывающая ребенка - инвалида детства, с составом семьи три человека (она, сын и дочь) признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, включена в льготный список N 2 (л.д. 12,14, 37).
По состоянию на 2017 год очередь О.А.М. в списке граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации Миасского городского округа, N 286; О. включен в список граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, относящихся к категориям, указанным в п. п. 2, 3 ст. 1 Закона Челябинской области от 28.01.2010 года N 528-30 "О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий", очередь в данном списке N 12 (л.д. 35, 52-57, 58-62, 65-68).
О. жилых помещений в собственности не имеет (л.д. 32, 34); зарегистрирован по месту жительства по адресу ***, по данному адресу также зарегистрированы О.А.М., О.В.Л., Я.Н.П., Л.Д.А., В.Ф.В., Л.Е.М. (л.д. 11).
Собственником жилого дома по адресу *** общей площадью 71 кв. м является О. А.М. на основании договора дарения жилого дома и земельного участка от 17 августа 2012 года (л.д. 9).
На обращение О. в администрацию Миасского городского округа Челябинской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма получен ответ от 07 марта 2017 года N 395-17 о невозможности выделения ему вне очереди жилья в связи с отсутствием в реестре имущества Миасского городского округа отдельных свободных жилых помещений (л.д. 13).
Разрешая заявленные требования по существу, суд первой инстанции исходил из того, что О. страдает тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним невозможно, с 2002 года в составе семьи своей матери состоит на учете нуждающихся в жилом помещении, и пришел к выводу о том, что он имеет право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке, а обязанность по предоставлению жилого помещения О. должна быть возложена на администрацию Миасского городского округа Челябинской области.
Выводы суда первой инстанции судебная коллегия находит правильными, поскольку они основаны на установленных в судебном заседании фактических обстоятельствах дела и правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Доводы апелляционной жалобы администрации Миасского городского округа Челябинской области о том, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, О. в установленном порядке малоимущим не признан; в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" и Законом Челябинской области от 28 января 2010 года N 528-ЗО О. как лицо, вставшее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005, подлежит обеспечению жилым помещением путем предоставления жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета; действующим законодательством порядок внеочередного обеспечения жилыми помещениями инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний и состоящих на учете в органах местного самоуправления до 01 января 2005 года, не определен, не являются основанием для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Как следует из части второй названной статьи, обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года, финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями ст. 28.2 настоящего Федерального закона, которая предусматривает возможность определения формы реализации данного права нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Закона Челябинской области от 28.01.2010 N 528-ЗО "О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий" меры социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, вставшим на учет до 01 января 2005 года, предоставляются в форме предоставления жилищных субсидий на приобретение жилого помещения в собственность.
Вместе с тем, пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ установлено, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ перечне, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди органом местного самоуправления.
Таким образом, предусмотренный в субъекте Российской Федерации порядок реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью не препятствует лицам данной категории требовать предоставления жилого помещения на основании положений Жилищного кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, граждане, являющиеся инвалидами, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, включенных в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378, вставшие до 01 января 2005 года на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке в соответствии с положениями п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ.
В силу положений ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года, в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным пп. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Следовательно, за гражданами, не реализовавшими до 01 марта 2005 года право на обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма, после указанной даты это право сохраняется. На указанных граждан не распространяются требования Жилищного кодекса Российской Федерации об обеспечении жилыми помещениями по договорам социального найма лишь тех граждан, которые могут быть признаны малоимущими.
В соответствии с заявленными требованиями О. имеет право и должен быть обеспечен жилым помещением в порядке, предусмотренном пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, а не в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 49 Жилищного кодекса РФ и ст. 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
При этом поскольку О. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до 01 марта 2005 года, то есть по ранее действовавшему законодательству, на него не распространяются требования Жилищного кодекса Российской Федерации об обеспечении жилыми помещениями по договорам социального найма лишь тех граждан, которые могут быть признаны малоимущими.
Ссылка на определение Конституционного Суда РФ от 12 апреля 2011 года N 551-О-О на правильность выводов суда по существу заявленных требований не повлияла.
В апелляционной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства и выводы суда первой инстанции.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, не имеется.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с указанной судом первой инстанции площадью жилого помещения, подлежащего предоставлению О., с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Право отдельных категорий граждан на дополнительную жилую площадь было закреплено в ст. 39 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 01 марта 2005 года; кроме того, право инвалидов на дополнительную жилую площадь было также закреплено в ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в редакции, действовавшей до 01 января 2005 года.
Введенный в действие с 01 марта 2005 года Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в действующей редакции положений о праве отдельных категорий граждан на дополнительную жилую площадь не содержат.
В соответствии с ч. 5 ст. 57 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Согласно ч. 2 ст. 58 Жилищного кодекса РФ жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Частью 6 ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалидам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза).
Таким образом, предоставление жилого помещения по договору социального найма общей площадью на одного человека, превышающей норму предоставления, является правом, а не обязанностью органов местного самоуправления.
Решением Собрания депутатов Миасского городского округа Челябинской области от 26 декабря 2011 года N 9 "Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения на территории Миасского городского округа" установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 15 кв. м общей площади на одного человека.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает необходимым изменить решение суда первой инстанции в части площади жилого помещения, подлежащего предоставлению О., указав на обязанность администрации Миасского городского округа Челябинской области предоставить О. жилое помещение общей площадью не менее 15 кв. м.
Руководствуясь ст. ст. 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Миасского городского суда Челябинской области от 21 апреля 2017 года изменить в части площади жилого помещения, подлежащего предоставлению О.
Обязать администрацию Миасского городского округа Челябинской области предоставить О. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 15 кв. м.
В остальной части решение Миасского городского суда Челябинской области от 21 апреля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Миасского городского округа Челябинской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)