Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 марта 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи А.Ю. Никитина,
судей Т.В. Волковой, С.А. Жаткиной,
при ведении протокола судебного заседания секретарем И.С. Лукиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета финансов Волгоградской области (400066, Волгоград, ул. Порт-Саида, 7; ИНН 3444130624, ОГРН 1063444006922),
на решение арбитражного суда Волгоградской области от 21 января 2016 года по делу N А12-46021/2015 (судья Василенко Д.Н.),
по иску администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (404130, Волгоградская обл., г. Волжский, пр-кт Ленина, 21; ИНН 3435110011, ОГРН 1023402008706)
к Волгоградской области в лице Комитета финансов Волгоградской области (400066, Волгоград, ул. Порт-Саида, 7; ИНН 3444130624, ОГРН 1063444006922) и Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (109097, г. Москва, ул. Ильинка, 9, стр. 1; ИНН 7710168360, ОГРН 1037739085636), интересы которого представляет Управление Федерального казначейства по Волгоградской области (400131, г. Волгоград, ул. Коммунистическая, 28а; ИНН 3444054571, ОГРН 1023403452555)
3-и лица: Комитет строительства Волгоградской области (400074, г. Волгоград, ул. Козловская, 39а; ИНН 3445118595, ОГРН 1113460005251), Министерство регионального развития Российской Федерации (123242, г. Москва, ул. Красная Пресня, 3; ИНН 7707530333, ОГРН 1047796791459), Управление финансов администрации городского округа - город Волжский (404130, Волгоградская обл., г. Волжский, пр. Ленина, 21; ИНН 3435111199, ОГРН 1093435006411)
о взыскании 16.050.500 руб.,
при участии в заседании:
от Комитета финансов Волгоградской области представитель Кошелева Ирина Ивановна по доверенности от 30.01.2015 г., выданной сроком на 3 года,
от Комитета строительства Волгоградской области представитель Петров Владимир Вячеславович по доверенности от 03.12.2015 г., выданной сроком на 1 год,
иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в порядке части 1 статьи 122, части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
установил:
В арбитражный суд Волгоградской области обратилась Администрация городского округа - город Волжский Волгоградской области с иском, с учетом уточнения в порядке ст. 49 АПК РФ, к Российской Федерации в лице Министерство финансов Российской Федерации и Волгоградской области в лице Комитета финансов Волгоградской области о взыскании за счет средств соответствующей казны в пользу муниципального образования городской округ - город Волжский Волгоградской области 1.080.000 руб. расходов, связанных с предоставлением жилого помещения (квартиры) Бубнову Андрею Викторовичу, 1.340.000 руб. связанных с предоставлением жилого помещения (квартиры) Сидукову Андрею Николаевичу, 923.000 руб. связанных с предоставлением жилого помещения (квартиры) Скобелевой Лидии Леонидовне, 1.170.000 руб. связанных с предоставлением жилого помещения (квартиры) Знищенко Марие Владимировне, 2.160.000 руб. связанных с предоставлением жилого помещения (квартиры) Савельевой Светлане Леонидовне и Савельеву Богдану Андреевичу, 1.220.000 руб. связанных с предоставлением жилого помещения (квартиры) Медведевой Елизавете Алексеевне, 1.540.000 руб. связанных с предоставлением жилого помещения (квартиры) Копьевой Марине Владимировне и Копьеву Валерию Валерьевичу, 1.050.000 руб. связанных с предоставлением жилого помещения (квартиры) Шимиевой Зинаиде Сергеевне, 1.160.000 руб. связанных с предоставлением жилого помещения (квартиры) Маркарян Инне Тиграновне, 1.080.000 руб. связанных с предоставлением жилого помещения (квартиры) Вальтер Ирине Викторовне, 1.420.000 руб. связанных с предоставлением жилого помещения (квартиры) Копейкину Тимофею Александровичу, 1.870.000 руб. связанных с предоставлением жилого помещения (квартиры) Силантьевой Ольге Витальевне, а также 37.500 руб. в возмещение расходов по проведению оценки стоимости указанных жилых помещений. Данные требования истец квалифицирует как убытки, иск заявлен со ссылкой на ст. ст. 15, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Решением от 21 января 2016 года арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-46021/2015 с Волгоградской области в лице Комитета финансов Волгоградской области за счет средств казны Волгоградской области в пользу муниципального образования городской округ - город Волжский Волгоградской области в лице администрации городского округа - город Волжский взысканы убытки в общей сумме 16.050.500 руб., возникшие в связи с предоставлением во внеочередном порядке жилых помещений инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов.
В иске к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Комитет финансов Волгоградской области обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что социальная поддержка лиц, находящихся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, и больных туберкулезом обеспечивается в соответствии с законом Российской Федерации от 18 июня 2001 года N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" и к расходным обязательствам субъекта РФ не относится.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее, исследовав материалы дела, заслушав представителей ответчика, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, решением Волжского городского суда Волгоградской области по делу N 22656/2013 от 13.06.2013 г., вступившим в законную силу 07.08.2013 г., удовлетворены исковые требования Бубнова Андрея Викторовича к администрации городского округа - г. Волжский Волгоградской области об обязании предоставить вне очереди жилое помещение не ниже установленной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Во исполнение судебного акта постановлением администрации городского округа - г. Волжский Волгоградской области от 29.11.2013 N 8886 Бубнову Андрею Викторовичу на состав семьи 1 человек предоставлена однокомнатная квартира, расположенная по адресу: Волгоградская обл., г. Волжский, ул. Советская, д. 7, кв. 54 жилой площадью 16,7 кв. м, общей площадью 29,3 кв. м.
Решением Волжского городского суда Волгоградской области по делу N 2-349/2014 от 24.12.2013 г., вступившим в законную силу 20.02.2014 г., удовлетворены исковые требования Сидуковой Натальи Михайловна, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Сидукова Андрея Николаевича, к администрации городского округа - г. Волжский Волгоградской области об обязании предоставить несовершеннолетнему Сидукову А.Н. на состав семьи три человека благоустроенное жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке по норме предоставления с учетом права несовершеннолетнего Сидукова А.Н. на дополнительную площадь, а также с учетом жилого помещения, имеющегося в собственности Сидукова А.Н., Сидуковой Н.М., Сидукова Н.Ю. Во исполнение судебного акта постановлением администрации городского округа - г. Волжский Волгоградской области от 14.04.2014 г. N 2380 Сидукову Андрею Николаевичу на состав семьи 3 человека предоставлена однокомнатная квартира, расположенная по адресу: Волгоградская обл., г. Волжский, ул. Энгельса, д. 40, кв. 19, жилой площадью 21,5 кв. м, общей площадью 38,4 кв. м.
Решением Волжского городского суда Волгоградской области по делу N 24709/2012 от 06.11.2012 г., вступившим в законную силу 24.01.2013 г., удовлетворены исковые требования Скобелевой Лидии Леонидовны к администрации городского округа - г. Волжский Волгоградской области об обязании предоставить во внеочередном порядке по договору социального найма изолированное жилое помещение на состав семьи 1 человек по нормам предоставления жилой площади с учетом права на дополнительную жилую площадь. Во исполнение судебного акта постановлением администрации городского округа - г. Волжский Волгоградской области от 01.11.2013 г. N 8093 Скобелевой Лидии Леонидовне на состав семьи 1 человек предоставлена однокомнатная квартира, расположенная по адресу: Волгоградская обл., г. Волжский, пр. Ленина, д. 59а, кв. 14 жилой площадью 13,0 кв. м, общей площадью 25,7 кв. м.
Решением Волжского городского суда Волгоградской области по делу N 2-463/2013 от 23.01.2013 г., вступившим в законную силу 21.03.2013 г., удовлетворены исковые требования Знищенко Марии Вадимовны к администрации городского округа - г. Волжский Волгоградской области об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение вне очереди не ниже установленных социальных норм по договору социального найма. Во исполнение судебного акта постановлением администрации городского округа - г. Волжский Волгоградской области от 12.11.2013 г. N 8318 Знищенко Марии Вадимовне на состав семьи 1 человек предоставлена однокомнатная квартира, расположенная по адресу: Волгоградская обл., г. Волжский, ул. Молодежная, д. 24, кв. 26, жилой площадью 17,4 кв. м, общей площадью 31,5 кв. м.
Решением Волжского городского суда Волгоградской области по делу N 2-184/2014 от 23.12.2013 г., вступившим в законную силу 27.02.2014 г., удовлетворены исковые требования Савельевой Светланы Леонидовны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Савельева Богдана Андреевича, к администрации городского округа - г. Волжский Волгоградской области об обязании предоставить Савельевой СЛ. на состав семьи 4 человека с учетом права Савельева Б.А. на дополнительную жилую площадь вне очереди жилое помещение по договору социального найма не ниже установленных социальных норм по договору социального найма с учетом наличия в собственности Савельевой СЛ. и Савельева А.А. по 1/3 доле в праве общей долевой собственности на квартиру N 21 в доме N 66 по ул. Карбышева, г. Волжский. Во исполнение судебного акта постановлением администрации городского округа - г. Волжский Волгоградской области от 21.04.2014 г. N 2568 Савельевой Светлане Леонидовне на состав семьи 4 человека предоставлена двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: Волгоградская обл., г. Волжский, ул. Волжской военной флотилии, д. 64, кв. 150, жилой площадью 30,0 кв. м, общей площадью 52,9 кв. м.
Апелляционным определением судебной коллегии Волгоградского областного суда по делу N 2-609/2014 от 27.03.2014 г. удовлетворены исковые требования прокурора г. Волжского, действующего в интересах Медведевой Елизаветы Алексеевны, к администрации городского округа - г. Волжский Волгоградской области об обязании предоставить с учетом права на дополнительную жилую площадь и наличия в собственности 13/46 долей жилого помещения благоустроенной жилое помещение вне очереди не ниже установленных социальных норм по договору социального найма. Во исполнение судебного акта постановлением администрации городского округа - г. Волжский Волгоградской области от 14.01.2015 г. N 57 Медведевой Елизавете Алексеевне на состав семьи 1 человек предоставлена однокомнатная квартира, расположенная по адресу: Волгоградская обл., г. Волжский, ул. Советская, д. 41, кв. 54, жилой площадью 17,1 кв. м, общей площадью 30,6 кв. м.
Решением Волжского городского суда Волгоградской области по делу N 23143/2013 от 11.07.2013 г., вступившим в законную силу 04.09.2013 г., удовлетворены исковые требования Копьевой Марины Владимировны, действующей в интересах несовершеннолетнего Копьева Валерия Валерьевича, к администрации городского округа - г. Волжский Волгоградской области об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма на состав семьи 2 человека с учетом права несовершеннолетнего ребенка-инвалида Копьева В.В. на дополнительную жилую площадь вне очереди. Во исполнение судебного акта постановлением администрации городского округа - г. Волжский Волгоградской области от 24.09.2014 г. N 6641 Копьевой Марине Владимировне на состав семьи 2 человека предоставлена двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: Волгоградская обл., г. Волжский, ул. Пионерская, д. 12, кв. 16, жилой площадью 26,1 кв. м, общей площадью 43,3 кв. м.
Решением Волжского городского суда Волгоградской области по делу N 25838/2013 от 28.11.2013 г., вступившим в законную силу 30.01.2014 г., удовлетворены исковые требования Шимиевой Зинаиды Сергеевны к администрации городского округа - г. Волжский Волгоградской области об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение вне очереди не ниже установленных социальных норм по договору социального найма. Во исполнение судебного акта постановлением администрации городского округа - г. Волжский Волгоградской области от 13.05.2014 г. N 3077 Шимиевой Зинаиде Сергеевне на состав семьи 1 человек предоставлена однокомнатная квартира, расположенная по адресу: Волгоградская обл., г. Волжский, ул. Кирова, д. 14а, кв. 177, жилой площадью 17,7 кв. м, общей площадью 33,0 кв. м.
Решением Волжского городского суда Волгоградской области по делу N 22563/2013 от 10.06.2013 г., вступившим в законную силу 07.08.2013 г., удовлетворены исковые требования Маркарян Инны Тиграновны к администрации городского округа - г. Волжский Волгоградской области об обязании предоставить жилое помещение по норме предоставления с учетом права на дополнительную жилую площадь в виде благоустроенного изолированного жилого помещения. Во исполнение судебного акта постановлением администрации городского округа - г. Волжский Волгоградской области от 12.01.2015 г. N 28 Маркарян Инне Тиграновне на состав семьи 1 человек предоставлена однокомнатная квартира, расположенная по адресу: Волгоградская обл., г. Волжский, ул. Александрова, д. 35, кв. 60, жилой площадью 15,1 кв. м, общей площадью 28,4 кв. м.
Апелляционным определением судебной коллегии Волгоградского областного суда по делу N 2-197/2013 от 11.09.2013 г. удовлетворены исковые требования Вальтер Ирины Викторовны к администрации городского округа - г. Волжский Волгоградской области об обязании предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение не менее установленных норм по договору социального найма. Во исполнение судебного акта постановлением администрации городского округа - г. Волжский Волгоградской области от 30.01.2015 г. N 674 Вальтер Ирине Викторовне на состав семьи 1 человек предоставлена однокомнатная квартира, расположенная по адресу: Волгоградская обл., г. Волжский, пр. Ленина, д. 59а, кв. 21, жилой площадью 13,1 кв. м, общей площадью 25,9 кв. м.
Решением Волжского городского суда Волгоградской области по делу N 21229/2013 от 21.02.2013 г., вступившим в законную силу 25.04.2013, удовлетворены исковые требования Копейкиной Н.Е. и Копейкина А.В., действующих в интересах несовершеннолетнего Копейкина Тимофея Александровича, к администрации городского округа - г. Волжский Волгоградской области об обязании предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма на 1 человека с учетом права на дополнительную жилую площадь. Во исполнение судебного акта постановлением администрации городского округа - г. Волжский Волгоградской области от 25.11.2013 г. N 8685 Копейкину Тимофею Александровичу на состав семьи 1 человек предоставлена однокомнатная квартира, расположенная по адресу: Волгоградская обл., г. Волжский, ул. Н. Нариманова, д. 15а, кв. 18, жилой площадью 17,8 кв. м, общей площадью 35,0 кв. м.
Решением Волжского городского суда Волгоградской области по делу N 21681/2014 от 03.04.2014 г., вступившим в законную силу 15.06.2014 г., удовлетворены исковые требования Силантьевой Елены Сергеевны, действующей в интересах несовершеннолетней Силантьевой Ольги Витальевны, к администрации городского округа - г. Волжский Волгоградской области об обязании предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма на состав семьи 3 человека с учетом права на дополнительную жилую площадь. Во исполнение судебного акта постановлением администрации городского округа - г. Волжский Волгоградской области от 28.08.2014 г. N 5965 Силантьевой Ольге Витальевне на состав семьи 3 человека предоставлена трехкомнатная квартира, расположенная по адресу: Волгоградская обл., г. Волжский, ул. Карбышева, д. 60, кв. 28, жилой площадью 40,9 кв. м, общей площадью 59,3 кв. м.
Полагая, что обеспечение органом местного самоуправления жилым помещением инвалидов, страдающих заболеванием, внесенным в перечень хронических заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 г. N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" является по своему содержанию исполнением государственных обязательств, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском к ответчикам.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя исковые требования, правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно преамбуле Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ) предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 28.2 N 181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов, в том числе обеспечение жилыми помещениями нуждающихся, вставших на учет до 01.01.2005 г.
Данные положения закона предусматривают целевой характер субвенций, а именно на реализацию полномочий по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов, вставших на учет до 01.01.2005.
Статьей 17 Закона N 181-ФЗ предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (статьи 14, 50) (далее - Закон N 131-ФЗ), а также Жилищным кодексом Российской Федерации (статьи 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
Пунктом 3 статьи 20 Закона N 131-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Содержащееся в пункте 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), закрепляет особенность реализации жилищных прав, но не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
В силу подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Согласно положениям статьи 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации относятся к бюджетным полномочиям названного публично-правового образования.
При этом органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе самостоятельно определять направления расходования денежных средств своего бюджета (статьи 31 БК РФ).
Из системного толкования статей 49, 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 84 - 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, положений Законов N 181-ФЗ и N 184-ФЗ следует, что обеспечение жильем инвалидов и их семей, вставших на учет после 01.01.2005 г., подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации, а применительно к порядку предоставления жилых помещений на условиях социального найма - за счет жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
В целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Закона N 131-ФЗ).
Поскольку предметом рассмотрения является требование о возмещении убытков, суд 1 инстанции руководствовался нормами Гражданского кодекса Российской Федерации о возмещении вреда.
В соответствии с нормами статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В статье 16 ГК РФ закреплена обязанность возмещения Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием убытков, причиненных гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов.
Согласно статье 1069 ГК РФ вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" отмечено, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков.
Противоправное поведение Волгоградской области суд усматривается в следующем.
Согласно пункту "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Пунктами 5, 7 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится определение порядка предоставления по договорам социального найма, установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации, а также определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Исходя из анализа приведенных положений федерального закона, можно сделать вывод о наличии у законодателя Волгоградской области полномочий для принятия закона о порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма. (позиция изложена Определении Верховного Суда РФ от 01.04.2015 г. N 4-АПГ15-7).
Между тем, Волгоградской областью на законодательном уровне до настоящего времени не определен порядок предоставлении жилых помещений по договорам социального найма.
Доводы Комитета финансов Волгоградской области о предоставлении в 2013-2014 гг. бюджету муниципального образования городского округа - город Волжский межбюджетных трансфертов из бюджета Волгоградской области для выравнивания бюджетной обеспеченности отклонятся судом апелляционной инстанции.
Такие межбюджетные трансферты в форме дотаций предоставлялись с целевым назначением на основании нормативных правовых актов - постановлений Администрации Волгоградской области.
Исходя из целевой направленности дотаций, они не могли быть израсходованы для обеспечения жилыми помещениями инвалидов.
Анализ обстоятельств дела свидетельствует о том, что в рассматриваемом случае город Волжский исполнил обязанности, связанные с реализацией государственных полномочий по социальной поддержке инвалидов.
Такое исполнение выразилось в уменьшении муниципального жилищного фонда; предоставлении жилых помещений, которые могли быть использованы на реализацию вопросов местного значения.
Поэтому городской округ в лице администрации г. Волжского вправе потребовать требовать компенсации расходов.
Расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, признаются убытками (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Поскольку администрация города Волжского для исполнения собственных обязательств будет вынуждена приобрести аналогичные жилые помещения по рыночной стоимости, размер убытков определяется по рыночной стоимости квартир.
Рыночная стоимость спорных квартир определена в отчетах оценщика ООО "Атон" и составляет 16.013.000 руб.
Для определения рыночной стоимости квартир городским округом понесены дополнительные расходы на сумму 37.500 руб. (оплата за услуги оценки).
Размер убытков является обоснованным.
Данный размер указанной денежной суммы никем не оспорен.
Каких-либо документов, опровергающих доказательства, представленные истцом о наличии убытков в заявленном размере, от ответчика не получено.
Бездействие Волгоградской области в вопросе определения порядка предоставлении жилых помещений по договорам социального найма привело к образованию у городского округа - город Волжский убытков.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии всех условий для удовлетворения исковых требований к Волгоградской области в лице Комитета финансов Волгоградской области.
Определение порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации гражданам, которые нуждаются в жилых помещениях и категории которых установлены федеральным законом, указами Президента Российской Федерации, а также порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации относится соответственно к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 6 ст. 12 и п. 5 ст. 13 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Действующее жилищное законодательство относит к числу нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, лиц, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности (п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Перечень соответствующих заболеваний установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 г. N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире".
Гражданам, страдающим указанными в данном постановлении заболеваниями, в частности заразными формами туберкулеза, жилые помещения предоставляются по договорам социального найма вне очереди (п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 5 статьи 14 Федерального закона от 18.06.2001 г. N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 77-ФЗ), больным заразными формами туберкулеза, проживающим в квартирах, в которых исходя из занимаемой жилой площади и состава семьи нельзя выделить отдельную комнату больному заразной формой туберкулеза, квартирах коммунального заселения, общежитиях, а также семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулеза, предоставляются вне очереди отдельные жилые помещения с учетом их права на дополнительную жилую площадь в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах своих полномочий при решении вопросов социальной поддержки отдельных категорий граждан вправе устанавливать законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критерии нуждаемости (п. п. 2.1 Закона N 184-ФЗ).
Из анализа норм подпункта 24 пункта 2, пунктов 3.1 и 5 статьи 26.3, статьи 26.3.1 Федерального закона N 184-ФЗ следует, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе установить за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам. (Определение Верховного Суда РФ от 06.11.2013 г. N 81-АПГ13-7).
Предусмотренная пунктом 5 статьи 14 Федерального закона N 77-ФЗ мера социальной поддержки в виде внеочередного предоставления гражданам, больным заразными формами туберкулеза (семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулеза), отдельных жилых помещений распространяется не только на лиц, подпадающих под действие пункта 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, но и на других лиц, больных заразными формами туберкулеза, и предполагает возможность их обеспечения жильем как по договорам социального найма, так и в ином установленном законом порядке.
Внеочередное предоставление гражданам, больным заразными формами туберкулеза (семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулеза), отдельных жилых помещений относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 72, ч. 1, п. "б", п. "ж", п. "к" Конституции Российской Федерации).
По смыслу статей 11 (часть 3), 72 и 76 (части 2 и 5) Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель, осуществляя правовое регулирование по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, вправе устанавливать как компетенцию органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в той или иной сфере совместного ведения, так и принципы разграничения их полномочий в соответствующей сфере совместного ведения (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 09.01.1998 г. N 1-П, определения Конституционного Суда Российской Федерации от 04.02.1997 г. N 13-0, от 01.12.2005 г. N 521-О и др.).
Пунктом 2, ст. 26.3, Федерального закона N 184-ФЗ, определен перечень вопросов которые относятся к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В частности это - социальная поддержка и социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (п. п. 24).
В соответствии с п. 5 ст. 26.3 Закона N 184-ФЗ, до принятия федеральных законов но предметам совместного ведения, а также но вопросам совместного ведения, не урегулированным федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, могут устанавливаться не указанные в пункте 2 настоящей статьи полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемые данными органами самостоятельно за счет и в пределах средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Подпункт 24 пункта 2 статьи 26.3 названного Федерального закона относит инвалидов к числу граждан, вопросы социальной поддержки которых вправе решать органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 7, ст. 26.3, Федерального закона N 184-ФЗ, полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами.
Финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета. В случаях, предусмотренных федеральным законом, финансовое обеспечение осуществления полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, может осуществляться за счет субвенций из бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, а также за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации не менее чем в объеме планируемых поступлений от уплаты государственной пошлины, связанной с осуществлением переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий и зачисляемой в бюджеты субъектов Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В случае, если федеральные законы, предусматривающие передачу отдельных полномочий Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации, не закрепляют права и обязанности федеральных органов исполнительной власти, указанные в абзацах пятом и шестом настоящего пункта (2), то субъекты Российской Федерации реализуют соответствующие права и осуществляют обязанности самостоятельно.
Пунктом 5 статьи 14 Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации", по его буквальному смыслу и смыслу в системе действующего законодательства, принадлежность полномочия по оказанию меры социальной поддержки в виде внеочередного предоставления отдельных жилых помещений указанным в нем гражданам, составляющим определенную федеральным законом категорию нуждающихся в жилых помещениях, - вопреки вытекающему из статей 11 (часть 3), 18, 71, 72 и 76 Конституции Российской Федерации требованию - не определена с достаточной степенью ясности, точности и недвусмысленности. (Постановление Конституционного Суда РФ от 24.12.2013 г. N 30-П "По делу о проверке конституционности статей 4, 5 и пункта 5 статьи 14 Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" в связи с запросами Правительства Волгоградской области и Правительства Сахалинской области").
Таким образом, полномочия по оказанию меры социальной поддержки в виде внеочередного предоставления отдельных жилых помещений гражданам, страдающим заразными формами туберкулеза, субъекты Российской Федерации реализуют самостоятельно в пределах средств бюджета субъекта Российской Федерации, до надлежащего разграничения указанных полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах, отсутствуют расходные обязательства Российской Федерации по финансированию затрат на сумму 1.080.000 руб., связанных с предоставлением Вальтер Ирине Викторовне жилой площади (квартиры).
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем оснований для отмены решения по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21 января 2016 года по делу N А12-46021/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через Арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
А.Ю.НИКИТИН
Судьи
Т.В.ВОЛКОВА
С.А.ЖАТКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.03.2016 ПО ДЕЛУ N А12-46021/2015
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 марта 2016 г. по делу N А12-46021/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 марта 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи А.Ю. Никитина,
судей Т.В. Волковой, С.А. Жаткиной,
при ведении протокола судебного заседания секретарем И.С. Лукиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета финансов Волгоградской области (400066, Волгоград, ул. Порт-Саида, 7; ИНН 3444130624, ОГРН 1063444006922),
на решение арбитражного суда Волгоградской области от 21 января 2016 года по делу N А12-46021/2015 (судья Василенко Д.Н.),
по иску администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (404130, Волгоградская обл., г. Волжский, пр-кт Ленина, 21; ИНН 3435110011, ОГРН 1023402008706)
к Волгоградской области в лице Комитета финансов Волгоградской области (400066, Волгоград, ул. Порт-Саида, 7; ИНН 3444130624, ОГРН 1063444006922) и Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (109097, г. Москва, ул. Ильинка, 9, стр. 1; ИНН 7710168360, ОГРН 1037739085636), интересы которого представляет Управление Федерального казначейства по Волгоградской области (400131, г. Волгоград, ул. Коммунистическая, 28а; ИНН 3444054571, ОГРН 1023403452555)
3-и лица: Комитет строительства Волгоградской области (400074, г. Волгоград, ул. Козловская, 39а; ИНН 3445118595, ОГРН 1113460005251), Министерство регионального развития Российской Федерации (123242, г. Москва, ул. Красная Пресня, 3; ИНН 7707530333, ОГРН 1047796791459), Управление финансов администрации городского округа - город Волжский (404130, Волгоградская обл., г. Волжский, пр. Ленина, 21; ИНН 3435111199, ОГРН 1093435006411)
о взыскании 16.050.500 руб.,
при участии в заседании:
от Комитета финансов Волгоградской области представитель Кошелева Ирина Ивановна по доверенности от 30.01.2015 г., выданной сроком на 3 года,
от Комитета строительства Волгоградской области представитель Петров Владимир Вячеславович по доверенности от 03.12.2015 г., выданной сроком на 1 год,
иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в порядке части 1 статьи 122, части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
установил:
В арбитражный суд Волгоградской области обратилась Администрация городского округа - город Волжский Волгоградской области с иском, с учетом уточнения в порядке ст. 49 АПК РФ, к Российской Федерации в лице Министерство финансов Российской Федерации и Волгоградской области в лице Комитета финансов Волгоградской области о взыскании за счет средств соответствующей казны в пользу муниципального образования городской округ - город Волжский Волгоградской области 1.080.000 руб. расходов, связанных с предоставлением жилого помещения (квартиры) Бубнову Андрею Викторовичу, 1.340.000 руб. связанных с предоставлением жилого помещения (квартиры) Сидукову Андрею Николаевичу, 923.000 руб. связанных с предоставлением жилого помещения (квартиры) Скобелевой Лидии Леонидовне, 1.170.000 руб. связанных с предоставлением жилого помещения (квартиры) Знищенко Марие Владимировне, 2.160.000 руб. связанных с предоставлением жилого помещения (квартиры) Савельевой Светлане Леонидовне и Савельеву Богдану Андреевичу, 1.220.000 руб. связанных с предоставлением жилого помещения (квартиры) Медведевой Елизавете Алексеевне, 1.540.000 руб. связанных с предоставлением жилого помещения (квартиры) Копьевой Марине Владимировне и Копьеву Валерию Валерьевичу, 1.050.000 руб. связанных с предоставлением жилого помещения (квартиры) Шимиевой Зинаиде Сергеевне, 1.160.000 руб. связанных с предоставлением жилого помещения (квартиры) Маркарян Инне Тиграновне, 1.080.000 руб. связанных с предоставлением жилого помещения (квартиры) Вальтер Ирине Викторовне, 1.420.000 руб. связанных с предоставлением жилого помещения (квартиры) Копейкину Тимофею Александровичу, 1.870.000 руб. связанных с предоставлением жилого помещения (квартиры) Силантьевой Ольге Витальевне, а также 37.500 руб. в возмещение расходов по проведению оценки стоимости указанных жилых помещений. Данные требования истец квалифицирует как убытки, иск заявлен со ссылкой на ст. ст. 15, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Решением от 21 января 2016 года арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-46021/2015 с Волгоградской области в лице Комитета финансов Волгоградской области за счет средств казны Волгоградской области в пользу муниципального образования городской округ - город Волжский Волгоградской области в лице администрации городского округа - город Волжский взысканы убытки в общей сумме 16.050.500 руб., возникшие в связи с предоставлением во внеочередном порядке жилых помещений инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов.
В иске к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Комитет финансов Волгоградской области обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что социальная поддержка лиц, находящихся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, и больных туберкулезом обеспечивается в соответствии с законом Российской Федерации от 18 июня 2001 года N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" и к расходным обязательствам субъекта РФ не относится.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее, исследовав материалы дела, заслушав представителей ответчика, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, решением Волжского городского суда Волгоградской области по делу N 22656/2013 от 13.06.2013 г., вступившим в законную силу 07.08.2013 г., удовлетворены исковые требования Бубнова Андрея Викторовича к администрации городского округа - г. Волжский Волгоградской области об обязании предоставить вне очереди жилое помещение не ниже установленной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Во исполнение судебного акта постановлением администрации городского округа - г. Волжский Волгоградской области от 29.11.2013 N 8886 Бубнову Андрею Викторовичу на состав семьи 1 человек предоставлена однокомнатная квартира, расположенная по адресу: Волгоградская обл., г. Волжский, ул. Советская, д. 7, кв. 54 жилой площадью 16,7 кв. м, общей площадью 29,3 кв. м.
Решением Волжского городского суда Волгоградской области по делу N 2-349/2014 от 24.12.2013 г., вступившим в законную силу 20.02.2014 г., удовлетворены исковые требования Сидуковой Натальи Михайловна, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Сидукова Андрея Николаевича, к администрации городского округа - г. Волжский Волгоградской области об обязании предоставить несовершеннолетнему Сидукову А.Н. на состав семьи три человека благоустроенное жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке по норме предоставления с учетом права несовершеннолетнего Сидукова А.Н. на дополнительную площадь, а также с учетом жилого помещения, имеющегося в собственности Сидукова А.Н., Сидуковой Н.М., Сидукова Н.Ю. Во исполнение судебного акта постановлением администрации городского округа - г. Волжский Волгоградской области от 14.04.2014 г. N 2380 Сидукову Андрею Николаевичу на состав семьи 3 человека предоставлена однокомнатная квартира, расположенная по адресу: Волгоградская обл., г. Волжский, ул. Энгельса, д. 40, кв. 19, жилой площадью 21,5 кв. м, общей площадью 38,4 кв. м.
Решением Волжского городского суда Волгоградской области по делу N 24709/2012 от 06.11.2012 г., вступившим в законную силу 24.01.2013 г., удовлетворены исковые требования Скобелевой Лидии Леонидовны к администрации городского округа - г. Волжский Волгоградской области об обязании предоставить во внеочередном порядке по договору социального найма изолированное жилое помещение на состав семьи 1 человек по нормам предоставления жилой площади с учетом права на дополнительную жилую площадь. Во исполнение судебного акта постановлением администрации городского округа - г. Волжский Волгоградской области от 01.11.2013 г. N 8093 Скобелевой Лидии Леонидовне на состав семьи 1 человек предоставлена однокомнатная квартира, расположенная по адресу: Волгоградская обл., г. Волжский, пр. Ленина, д. 59а, кв. 14 жилой площадью 13,0 кв. м, общей площадью 25,7 кв. м.
Решением Волжского городского суда Волгоградской области по делу N 2-463/2013 от 23.01.2013 г., вступившим в законную силу 21.03.2013 г., удовлетворены исковые требования Знищенко Марии Вадимовны к администрации городского округа - г. Волжский Волгоградской области об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение вне очереди не ниже установленных социальных норм по договору социального найма. Во исполнение судебного акта постановлением администрации городского округа - г. Волжский Волгоградской области от 12.11.2013 г. N 8318 Знищенко Марии Вадимовне на состав семьи 1 человек предоставлена однокомнатная квартира, расположенная по адресу: Волгоградская обл., г. Волжский, ул. Молодежная, д. 24, кв. 26, жилой площадью 17,4 кв. м, общей площадью 31,5 кв. м.
Решением Волжского городского суда Волгоградской области по делу N 2-184/2014 от 23.12.2013 г., вступившим в законную силу 27.02.2014 г., удовлетворены исковые требования Савельевой Светланы Леонидовны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Савельева Богдана Андреевича, к администрации городского округа - г. Волжский Волгоградской области об обязании предоставить Савельевой СЛ. на состав семьи 4 человека с учетом права Савельева Б.А. на дополнительную жилую площадь вне очереди жилое помещение по договору социального найма не ниже установленных социальных норм по договору социального найма с учетом наличия в собственности Савельевой СЛ. и Савельева А.А. по 1/3 доле в праве общей долевой собственности на квартиру N 21 в доме N 66 по ул. Карбышева, г. Волжский. Во исполнение судебного акта постановлением администрации городского округа - г. Волжский Волгоградской области от 21.04.2014 г. N 2568 Савельевой Светлане Леонидовне на состав семьи 4 человека предоставлена двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: Волгоградская обл., г. Волжский, ул. Волжской военной флотилии, д. 64, кв. 150, жилой площадью 30,0 кв. м, общей площадью 52,9 кв. м.
Апелляционным определением судебной коллегии Волгоградского областного суда по делу N 2-609/2014 от 27.03.2014 г. удовлетворены исковые требования прокурора г. Волжского, действующего в интересах Медведевой Елизаветы Алексеевны, к администрации городского округа - г. Волжский Волгоградской области об обязании предоставить с учетом права на дополнительную жилую площадь и наличия в собственности 13/46 долей жилого помещения благоустроенной жилое помещение вне очереди не ниже установленных социальных норм по договору социального найма. Во исполнение судебного акта постановлением администрации городского округа - г. Волжский Волгоградской области от 14.01.2015 г. N 57 Медведевой Елизавете Алексеевне на состав семьи 1 человек предоставлена однокомнатная квартира, расположенная по адресу: Волгоградская обл., г. Волжский, ул. Советская, д. 41, кв. 54, жилой площадью 17,1 кв. м, общей площадью 30,6 кв. м.
Решением Волжского городского суда Волгоградской области по делу N 23143/2013 от 11.07.2013 г., вступившим в законную силу 04.09.2013 г., удовлетворены исковые требования Копьевой Марины Владимировны, действующей в интересах несовершеннолетнего Копьева Валерия Валерьевича, к администрации городского округа - г. Волжский Волгоградской области об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма на состав семьи 2 человека с учетом права несовершеннолетнего ребенка-инвалида Копьева В.В. на дополнительную жилую площадь вне очереди. Во исполнение судебного акта постановлением администрации городского округа - г. Волжский Волгоградской области от 24.09.2014 г. N 6641 Копьевой Марине Владимировне на состав семьи 2 человека предоставлена двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: Волгоградская обл., г. Волжский, ул. Пионерская, д. 12, кв. 16, жилой площадью 26,1 кв. м, общей площадью 43,3 кв. м.
Решением Волжского городского суда Волгоградской области по делу N 25838/2013 от 28.11.2013 г., вступившим в законную силу 30.01.2014 г., удовлетворены исковые требования Шимиевой Зинаиды Сергеевны к администрации городского округа - г. Волжский Волгоградской области об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение вне очереди не ниже установленных социальных норм по договору социального найма. Во исполнение судебного акта постановлением администрации городского округа - г. Волжский Волгоградской области от 13.05.2014 г. N 3077 Шимиевой Зинаиде Сергеевне на состав семьи 1 человек предоставлена однокомнатная квартира, расположенная по адресу: Волгоградская обл., г. Волжский, ул. Кирова, д. 14а, кв. 177, жилой площадью 17,7 кв. м, общей площадью 33,0 кв. м.
Решением Волжского городского суда Волгоградской области по делу N 22563/2013 от 10.06.2013 г., вступившим в законную силу 07.08.2013 г., удовлетворены исковые требования Маркарян Инны Тиграновны к администрации городского округа - г. Волжский Волгоградской области об обязании предоставить жилое помещение по норме предоставления с учетом права на дополнительную жилую площадь в виде благоустроенного изолированного жилого помещения. Во исполнение судебного акта постановлением администрации городского округа - г. Волжский Волгоградской области от 12.01.2015 г. N 28 Маркарян Инне Тиграновне на состав семьи 1 человек предоставлена однокомнатная квартира, расположенная по адресу: Волгоградская обл., г. Волжский, ул. Александрова, д. 35, кв. 60, жилой площадью 15,1 кв. м, общей площадью 28,4 кв. м.
Апелляционным определением судебной коллегии Волгоградского областного суда по делу N 2-197/2013 от 11.09.2013 г. удовлетворены исковые требования Вальтер Ирины Викторовны к администрации городского округа - г. Волжский Волгоградской области об обязании предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение не менее установленных норм по договору социального найма. Во исполнение судебного акта постановлением администрации городского округа - г. Волжский Волгоградской области от 30.01.2015 г. N 674 Вальтер Ирине Викторовне на состав семьи 1 человек предоставлена однокомнатная квартира, расположенная по адресу: Волгоградская обл., г. Волжский, пр. Ленина, д. 59а, кв. 21, жилой площадью 13,1 кв. м, общей площадью 25,9 кв. м.
Решением Волжского городского суда Волгоградской области по делу N 21229/2013 от 21.02.2013 г., вступившим в законную силу 25.04.2013, удовлетворены исковые требования Копейкиной Н.Е. и Копейкина А.В., действующих в интересах несовершеннолетнего Копейкина Тимофея Александровича, к администрации городского округа - г. Волжский Волгоградской области об обязании предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма на 1 человека с учетом права на дополнительную жилую площадь. Во исполнение судебного акта постановлением администрации городского округа - г. Волжский Волгоградской области от 25.11.2013 г. N 8685 Копейкину Тимофею Александровичу на состав семьи 1 человек предоставлена однокомнатная квартира, расположенная по адресу: Волгоградская обл., г. Волжский, ул. Н. Нариманова, д. 15а, кв. 18, жилой площадью 17,8 кв. м, общей площадью 35,0 кв. м.
Решением Волжского городского суда Волгоградской области по делу N 21681/2014 от 03.04.2014 г., вступившим в законную силу 15.06.2014 г., удовлетворены исковые требования Силантьевой Елены Сергеевны, действующей в интересах несовершеннолетней Силантьевой Ольги Витальевны, к администрации городского округа - г. Волжский Волгоградской области об обязании предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма на состав семьи 3 человека с учетом права на дополнительную жилую площадь. Во исполнение судебного акта постановлением администрации городского округа - г. Волжский Волгоградской области от 28.08.2014 г. N 5965 Силантьевой Ольге Витальевне на состав семьи 3 человека предоставлена трехкомнатная квартира, расположенная по адресу: Волгоградская обл., г. Волжский, ул. Карбышева, д. 60, кв. 28, жилой площадью 40,9 кв. м, общей площадью 59,3 кв. м.
Полагая, что обеспечение органом местного самоуправления жилым помещением инвалидов, страдающих заболеванием, внесенным в перечень хронических заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 г. N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" является по своему содержанию исполнением государственных обязательств, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском к ответчикам.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя исковые требования, правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно преамбуле Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ) предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 28.2 N 181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов, в том числе обеспечение жилыми помещениями нуждающихся, вставших на учет до 01.01.2005 г.
Данные положения закона предусматривают целевой характер субвенций, а именно на реализацию полномочий по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов, вставших на учет до 01.01.2005.
Статьей 17 Закона N 181-ФЗ предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (статьи 14, 50) (далее - Закон N 131-ФЗ), а также Жилищным кодексом Российской Федерации (статьи 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
Пунктом 3 статьи 20 Закона N 131-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Содержащееся в пункте 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), закрепляет особенность реализации жилищных прав, но не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
В силу подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Согласно положениям статьи 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации относятся к бюджетным полномочиям названного публично-правового образования.
При этом органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе самостоятельно определять направления расходования денежных средств своего бюджета (статьи 31 БК РФ).
Из системного толкования статей 49, 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 84 - 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, положений Законов N 181-ФЗ и N 184-ФЗ следует, что обеспечение жильем инвалидов и их семей, вставших на учет после 01.01.2005 г., подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации, а применительно к порядку предоставления жилых помещений на условиях социального найма - за счет жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
В целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Закона N 131-ФЗ).
Поскольку предметом рассмотрения является требование о возмещении убытков, суд 1 инстанции руководствовался нормами Гражданского кодекса Российской Федерации о возмещении вреда.
В соответствии с нормами статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В статье 16 ГК РФ закреплена обязанность возмещения Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием убытков, причиненных гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов.
Согласно статье 1069 ГК РФ вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" отмечено, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков.
Противоправное поведение Волгоградской области суд усматривается в следующем.
Согласно пункту "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Пунктами 5, 7 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится определение порядка предоставления по договорам социального найма, установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации, а также определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Исходя из анализа приведенных положений федерального закона, можно сделать вывод о наличии у законодателя Волгоградской области полномочий для принятия закона о порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма. (позиция изложена Определении Верховного Суда РФ от 01.04.2015 г. N 4-АПГ15-7).
Между тем, Волгоградской областью на законодательном уровне до настоящего времени не определен порядок предоставлении жилых помещений по договорам социального найма.
Доводы Комитета финансов Волгоградской области о предоставлении в 2013-2014 гг. бюджету муниципального образования городского округа - город Волжский межбюджетных трансфертов из бюджета Волгоградской области для выравнивания бюджетной обеспеченности отклонятся судом апелляционной инстанции.
Такие межбюджетные трансферты в форме дотаций предоставлялись с целевым назначением на основании нормативных правовых актов - постановлений Администрации Волгоградской области.
Исходя из целевой направленности дотаций, они не могли быть израсходованы для обеспечения жилыми помещениями инвалидов.
Анализ обстоятельств дела свидетельствует о том, что в рассматриваемом случае город Волжский исполнил обязанности, связанные с реализацией государственных полномочий по социальной поддержке инвалидов.
Такое исполнение выразилось в уменьшении муниципального жилищного фонда; предоставлении жилых помещений, которые могли быть использованы на реализацию вопросов местного значения.
Поэтому городской округ в лице администрации г. Волжского вправе потребовать требовать компенсации расходов.
Расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, признаются убытками (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Поскольку администрация города Волжского для исполнения собственных обязательств будет вынуждена приобрести аналогичные жилые помещения по рыночной стоимости, размер убытков определяется по рыночной стоимости квартир.
Рыночная стоимость спорных квартир определена в отчетах оценщика ООО "Атон" и составляет 16.013.000 руб.
Для определения рыночной стоимости квартир городским округом понесены дополнительные расходы на сумму 37.500 руб. (оплата за услуги оценки).
Размер убытков является обоснованным.
Данный размер указанной денежной суммы никем не оспорен.
Каких-либо документов, опровергающих доказательства, представленные истцом о наличии убытков в заявленном размере, от ответчика не получено.
Бездействие Волгоградской области в вопросе определения порядка предоставлении жилых помещений по договорам социального найма привело к образованию у городского округа - город Волжский убытков.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии всех условий для удовлетворения исковых требований к Волгоградской области в лице Комитета финансов Волгоградской области.
Определение порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации гражданам, которые нуждаются в жилых помещениях и категории которых установлены федеральным законом, указами Президента Российской Федерации, а также порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации относится соответственно к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 6 ст. 12 и п. 5 ст. 13 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Действующее жилищное законодательство относит к числу нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, лиц, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности (п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Перечень соответствующих заболеваний установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 г. N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире".
Гражданам, страдающим указанными в данном постановлении заболеваниями, в частности заразными формами туберкулеза, жилые помещения предоставляются по договорам социального найма вне очереди (п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 5 статьи 14 Федерального закона от 18.06.2001 г. N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 77-ФЗ), больным заразными формами туберкулеза, проживающим в квартирах, в которых исходя из занимаемой жилой площади и состава семьи нельзя выделить отдельную комнату больному заразной формой туберкулеза, квартирах коммунального заселения, общежитиях, а также семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулеза, предоставляются вне очереди отдельные жилые помещения с учетом их права на дополнительную жилую площадь в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах своих полномочий при решении вопросов социальной поддержки отдельных категорий граждан вправе устанавливать законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критерии нуждаемости (п. п. 2.1 Закона N 184-ФЗ).
Из анализа норм подпункта 24 пункта 2, пунктов 3.1 и 5 статьи 26.3, статьи 26.3.1 Федерального закона N 184-ФЗ следует, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе установить за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам. (Определение Верховного Суда РФ от 06.11.2013 г. N 81-АПГ13-7).
Предусмотренная пунктом 5 статьи 14 Федерального закона N 77-ФЗ мера социальной поддержки в виде внеочередного предоставления гражданам, больным заразными формами туберкулеза (семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулеза), отдельных жилых помещений распространяется не только на лиц, подпадающих под действие пункта 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, но и на других лиц, больных заразными формами туберкулеза, и предполагает возможность их обеспечения жильем как по договорам социального найма, так и в ином установленном законом порядке.
Внеочередное предоставление гражданам, больным заразными формами туберкулеза (семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулеза), отдельных жилых помещений относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 72, ч. 1, п. "б", п. "ж", п. "к" Конституции Российской Федерации).
По смыслу статей 11 (часть 3), 72 и 76 (части 2 и 5) Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель, осуществляя правовое регулирование по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, вправе устанавливать как компетенцию органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в той или иной сфере совместного ведения, так и принципы разграничения их полномочий в соответствующей сфере совместного ведения (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 09.01.1998 г. N 1-П, определения Конституционного Суда Российской Федерации от 04.02.1997 г. N 13-0, от 01.12.2005 г. N 521-О и др.).
Пунктом 2, ст. 26.3, Федерального закона N 184-ФЗ, определен перечень вопросов которые относятся к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В частности это - социальная поддержка и социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (п. п. 24).
В соответствии с п. 5 ст. 26.3 Закона N 184-ФЗ, до принятия федеральных законов но предметам совместного ведения, а также но вопросам совместного ведения, не урегулированным федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, могут устанавливаться не указанные в пункте 2 настоящей статьи полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемые данными органами самостоятельно за счет и в пределах средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Подпункт 24 пункта 2 статьи 26.3 названного Федерального закона относит инвалидов к числу граждан, вопросы социальной поддержки которых вправе решать органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 7, ст. 26.3, Федерального закона N 184-ФЗ, полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами.
Финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета. В случаях, предусмотренных федеральным законом, финансовое обеспечение осуществления полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, может осуществляться за счет субвенций из бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, а также за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации не менее чем в объеме планируемых поступлений от уплаты государственной пошлины, связанной с осуществлением переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий и зачисляемой в бюджеты субъектов Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В случае, если федеральные законы, предусматривающие передачу отдельных полномочий Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации, не закрепляют права и обязанности федеральных органов исполнительной власти, указанные в абзацах пятом и шестом настоящего пункта (2), то субъекты Российской Федерации реализуют соответствующие права и осуществляют обязанности самостоятельно.
Пунктом 5 статьи 14 Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации", по его буквальному смыслу и смыслу в системе действующего законодательства, принадлежность полномочия по оказанию меры социальной поддержки в виде внеочередного предоставления отдельных жилых помещений указанным в нем гражданам, составляющим определенную федеральным законом категорию нуждающихся в жилых помещениях, - вопреки вытекающему из статей 11 (часть 3), 18, 71, 72 и 76 Конституции Российской Федерации требованию - не определена с достаточной степенью ясности, точности и недвусмысленности. (Постановление Конституционного Суда РФ от 24.12.2013 г. N 30-П "По делу о проверке конституционности статей 4, 5 и пункта 5 статьи 14 Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" в связи с запросами Правительства Волгоградской области и Правительства Сахалинской области").
Таким образом, полномочия по оказанию меры социальной поддержки в виде внеочередного предоставления отдельных жилых помещений гражданам, страдающим заразными формами туберкулеза, субъекты Российской Федерации реализуют самостоятельно в пределах средств бюджета субъекта Российской Федерации, до надлежащего разграничения указанных полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах, отсутствуют расходные обязательства Российской Федерации по финансированию затрат на сумму 1.080.000 руб., связанных с предоставлением Вальтер Ирине Викторовне жилой площади (квартиры).
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем оснований для отмены решения по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21 января 2016 года по делу N А12-46021/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через Арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
А.Ю.НИКИТИН
Судьи
Т.В.ВОЛКОВА
С.А.ЖАТКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)