Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения, однако до настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Симакова Л.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе
судьи - председательствующего Литвиновой И.В.,
судей Безносовой Е.И., Богдановой О.Н.,
при секретаре Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 8 сентября 2016 года гражданское дело по иску Шадринского межрайонного прокурора Курганской области в интересах С.Е. к Администрации г. Шадринска Курганской области о предоставлении жилья,
по апелляционной жалобе Администрации г. Шадринска Курганской области на решение Шадринского районного суда Курганской области от 30 июня 2016 года, которым постановлено:
"Исковые требования Шадринского межрайонного прокурора, действующего в интересах С.Е., удовлетворить.
Обязать Администрацию города Шадринска Курганской области предоставить С.Е., родившемуся <...> года, по договору специализированного найма благоустроенное жилое помещение, расположенное на территории города Шадринска Курганской области, соответствующее санитарно-эпидемиологическим требованиям, общей площадью не менее 15 квадратных метров, приобретенное за счет средств бюджета Курганской области и переданное в муниципальную собственность.".
Заслушав доклад судьи Богдановой О.Н., пояснения представителя прокуратуры Курганской области Половниковой А.А., судебная коллегия
установила:
Шадринский межрайонный прокурор Курганской области в интересах С.Е. обратился в суд с иском к Администрации г. Шадринска Курганской области, Правительству Курганской области о предоставлении жилья.
В ходе судебного разбирательства исковые требования неоднократно изменял, предъявляя требования к Департаменту имущественных и земельных отношений Курганской области и впоследствии исключив из числа ответчиков Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области и Правительство Курганской области.
В обоснование исковых требований с учетом изменения иска указывал, что истец относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2014 году С.Е. был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, однако по достижению совершеннолетия жилое помещение истцу не предоставлено. Полагал, что истец имеет право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Просил возложить на Администрацию г. Шадринска Курганской области обязанность предоставить С.Е. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 15 кв. м, приобретенное за счет средств бюджета Курганской области и переданное в муниципальную собственность.
В судебном заседании прокурор Вохменцев А.С. на исковых требованиях настаивал.
Истец С.Е. в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, причина неявки неизвестна.
Представитель ответчика Администрации г. Шадринска Курганской области А. против удовлетворения исковых требований возражала.
Представители третьих лиц Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области, Департамента образования и науки Курганской области, Финансового управления Курганской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель третьего лица отдела опеки и попечительства Администрации г. Шадринска в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, причина неявки неизвестна.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Администрация г. Шадринска Курганской области просит решение суда отменить, принять новое решение о возложении на Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области обязанность по передаче жилья в муниципальную собственность. В обоснование доводов жалобы ссылается на невозможность исполнения судебного акта, поскольку решением суда на Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области не возложена обязанность по передаче жилых помещений в муниципальную собственность, в то время как Администрация г. Шадринска не является уполномоченным органом по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
В возражениях на апелляционную жалобу Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области полагает решение суда не подлежащим отмене.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель прокуратуры Курганской области Половникова А.А. полагала доводы жалобы необоснованными.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, причина их неявки неизвестна. На основании ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела усматривается, что С.Е. родился <...> в <адрес>.
Мать истца С.С. умерла <...>, отец ребенка записан со слов матери.
Согласно постановлению Администрации Каргапольского района Курганской области от <...> N над С.Е. установлена опека, опекуном назначен С.М., за истцом закреплено право пользования жилым помещением, расположенным по <адрес>.
В соответствии со справками Администрации Бахаревского сельсовета Каргапольского района Курганской области, в жилом доме по <адрес>, общей площадью 42 кв. м, проживает М.В.С. и несовершеннолетний М.В.В. Правоустанавливающие документы, а также сведения об отнесении к балансу Бахаревского сельсовета Каргапольского района указанного жилого дома отсутствуют.
Постановлением Администрации г. Шадринска Курганской области от <...> N (с учетом внесения изменений постановлением от <...> N) С.Е. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения, значится в данном списке под N, жилое помещение за ним не закреплено.
Как следует из представленных в материалы дела документов, истец зарегистрирован и проживает в жилом помещении по пер. <адрес>, принадлежащем на праве долевой собственности С.Л. и П. Жилого помещения на праве собственности или на основании договора социального найма истец не имеет.
В настоящее время С.Е. является студентом ГБПОУ "<...>".
В силу ст. 1 Федерального закона 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Исходя из изложенного, суд пришел к обоснованному выводу о том, что С.Е. имеет статус лица, на которого распространяются социальные гарантии, предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ.
Федеральным законом от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее по тексту Федеральный закон от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) с 1 января 2013 года предусмотрен иной порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее по тексту Федеральный закон 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз. 1 данного пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Таким образом, редакция указанной нормы, введенная в действие с 1 января 2013 года, предполагает обеспечение указанной категории лиц жильем по договорам найма специализированного жилого помещения.
До настоящего времени С.Е. жилым помещением по норме предоставления не обеспечен, нуждаемость истца в жилом помещении подтверждается представленными в дело письменными доказательствами, что по существу не оспаривалось сторонами в ходе судебного разбирательства.
На территории Курганской области вопрос, связанный с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) регулируется Законом Курганской области от 31 декабря 2004 года N 6 "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье", в соответствии с п. 2 ст. 6 которого порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства которых является Курганская область, определяется Правительством Курганской области в соответствии с федеральным законодательством.
Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства которых является Курганская область утвержден постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2012 года N 659 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей".
Согласно п. 3 указанного Порядка установлено, что при достижении детьми-сиротами возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, исполняющий переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству (далее - орган местного самоуправления), принимает решение о предоставлении жилого помещения жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения ребенку-сироте, лицу из числа детей-сирот, проживающему на территории данного муниципального образования Курганской области и состоящему в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями.
Исходя из анализа указанных выше норм федеральное законодательство и законодательство Курганской области предусматривают обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, при условии достижения лицами указанной категории совершеннолетия; включения в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории Курганской области.
При разрешении исковых требований в части удовлетворения иска о возложении на Администрацию г. Шадринска обязанности предоставить истцу С.Е. жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений, суд первой инстанции обоснованно руководствовался положениями ст. 8 Федерального закона 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, законодательством Курганской области и исходил из того, что С.Е., имея статус лица, на которого распространяются социальные гарантии, предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений, однако благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения ему предоставлено не было.
В соответствии с п. 8 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 3.1 Закона Курганской области от 5 октября 2007 года 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" (в редакции Закона Курганской области от 29 декабря 2015 года N 134) предусмотрено наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Данным законом, а также Законом Курганской области от 28 ноября 2014 года N 87 "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" предусмотрено выделение субвенций в 2016 году органам местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
С учетом приведенных выше норм, суд первой инстанции правомерно возложил на Администрацию г. Шадринска Курганской области обязанность по предоставлению истцу жилого помещения специализированного жилищного фонда на территории муниципального образования в пределах нормы предоставления.
Возлагая на Администрацию г. Шадринска Курганской области обязанность по предоставлению жилого помещения, суд первой инстанции обосновано указал, что предоставляемое жилое помещение должно быть приобретено за счет средств бюджета Курганской области и передано в муниципальную собственность, поскольку в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств (ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
В связи с этим ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок является обязательным во всех случаях.
Порядок, в соответствии с которым дети-сироты подлежат обеспечению жилыми помещениями, и согласно которому органом, исполняющим переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству, является орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, на который данным актом возложены, в том числе обязанности по предоставлению вышеперечисленной категории граждан жилых помещений по договору специализированного (в последующем - социального) найма, утвержден постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2012 года N 659 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Учитывая изложенное, расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, должны исполняться, с одной стороны, за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, с другой - лишь в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления.
Законом Курганской области от 29 декабря 2015 года N 134 "О внесении изменений в некоторые законы Курганской области" изменен ранее действующий порядок по предоставлению органам местного самоуправления материальных ресурсов для выполнения переданных им субъектом Российской Федерации государственных полномочий по опеке и попечительству, в частности - по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
Согласно п. 3 ст. 8 Закона Курганской области от 5 октября 2007 года N 288 "О наделении органом местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" в редакции указанного выше закона, органы местного самоуправления для выполнения переданных им государственных полномочий в данной сфере обеспечиваются материальными ресурсами в виде жилых помещений, приобретаемых Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области и переданных в муниципальную собственность.
По смыслу приведенных выше норм предоставление органами местного самоуправления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа должно осуществляться за счет переданных им органом исполнительной власти Курганской области материальных ресурсов - приобретенных и переданных в муниципальную собственность квартир, в связи с чем предоставление жилого помещения истцу, приобретенного за счет средств бюджета Курганской области и переданного в муниципальную собственность, обоснованно возложено на Администрацию г. Шадринска Курганской области.
Доводы апелляционной жалобы о невозможности исполнения решения суда по причине неисполнения уполномоченным органом - Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области обязанностей по приобретению и передаче в муниципальную собственность жилых помещений для предоставления указанной категории граждан отмену решения суда не влекут, поскольку достоверными доказательствами не подтверждены.
Иные доводы апелляционной жалобы ответчика не могут являться основаниями к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводы суда, а повторяют правовую позицию Администрации г. Шадринска Курганской области выраженную ее представителем в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в оспариваемом решении суда, не соглашаться с которой у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
Решение суда является законным и обоснованным, отмене по доводам, изложенным в жалобе, не подлежит. Предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для его отмены не имеется.
Вместе с тем, учитывая, что в соответствии с требованиями приведенного выше федерального и регионального законодательства истец имеет право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, судебная коллегия полагает необходимым уточнить резолютивную часть решения суда, поскольку в ней указание об этом отсутствует.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Шадринского районного суда Курганской области от 30 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г. Шадринска Курганской области - без удовлетворения.
Уточнить резолютивную часть решения Шадринского районного суда Курганской области от 30 июня 2016 года, изложив абз. 2 в следующей редакции:
"Обязать Администрацию города Шадринска Курганской области предоставить С.Е., родившемуся <...>, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, расположенное на территории города Шадринска Курганской области, соответствующее санитарно-эпидемиологическим требованиям, общей площадью не менее 15 квадратных метров, приобретенное за счет средств бюджета Курганской области и переданное в муниципальную собственность.".
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КУРГАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 08.09.2016 ПО ДЕЛУ N 33-3314/2016
Требование: Об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, приобретенное за счет средств бюджета субъекта РФ и переданное в муниципальную собственность.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения, однако до настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
КУРГАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 сентября 2016 г. по делу N 33-3314/2016
Судья Симакова Л.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе
судьи - председательствующего Литвиновой И.В.,
судей Безносовой Е.И., Богдановой О.Н.,
при секретаре Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 8 сентября 2016 года гражданское дело по иску Шадринского межрайонного прокурора Курганской области в интересах С.Е. к Администрации г. Шадринска Курганской области о предоставлении жилья,
по апелляционной жалобе Администрации г. Шадринска Курганской области на решение Шадринского районного суда Курганской области от 30 июня 2016 года, которым постановлено:
"Исковые требования Шадринского межрайонного прокурора, действующего в интересах С.Е., удовлетворить.
Обязать Администрацию города Шадринска Курганской области предоставить С.Е., родившемуся <...> года, по договору специализированного найма благоустроенное жилое помещение, расположенное на территории города Шадринска Курганской области, соответствующее санитарно-эпидемиологическим требованиям, общей площадью не менее 15 квадратных метров, приобретенное за счет средств бюджета Курганской области и переданное в муниципальную собственность.".
Заслушав доклад судьи Богдановой О.Н., пояснения представителя прокуратуры Курганской области Половниковой А.А., судебная коллегия
установила:
Шадринский межрайонный прокурор Курганской области в интересах С.Е. обратился в суд с иском к Администрации г. Шадринска Курганской области, Правительству Курганской области о предоставлении жилья.
В ходе судебного разбирательства исковые требования неоднократно изменял, предъявляя требования к Департаменту имущественных и земельных отношений Курганской области и впоследствии исключив из числа ответчиков Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области и Правительство Курганской области.
В обоснование исковых требований с учетом изменения иска указывал, что истец относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2014 году С.Е. был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, однако по достижению совершеннолетия жилое помещение истцу не предоставлено. Полагал, что истец имеет право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Просил возложить на Администрацию г. Шадринска Курганской области обязанность предоставить С.Е. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 15 кв. м, приобретенное за счет средств бюджета Курганской области и переданное в муниципальную собственность.
В судебном заседании прокурор Вохменцев А.С. на исковых требованиях настаивал.
Истец С.Е. в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, причина неявки неизвестна.
Представитель ответчика Администрации г. Шадринска Курганской области А. против удовлетворения исковых требований возражала.
Представители третьих лиц Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области, Департамента образования и науки Курганской области, Финансового управления Курганской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель третьего лица отдела опеки и попечительства Администрации г. Шадринска в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, причина неявки неизвестна.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Администрация г. Шадринска Курганской области просит решение суда отменить, принять новое решение о возложении на Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области обязанность по передаче жилья в муниципальную собственность. В обоснование доводов жалобы ссылается на невозможность исполнения судебного акта, поскольку решением суда на Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области не возложена обязанность по передаче жилых помещений в муниципальную собственность, в то время как Администрация г. Шадринска не является уполномоченным органом по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
В возражениях на апелляционную жалобу Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области полагает решение суда не подлежащим отмене.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель прокуратуры Курганской области Половникова А.А. полагала доводы жалобы необоснованными.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, причина их неявки неизвестна. На основании ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела усматривается, что С.Е. родился <...> в <адрес>.
Мать истца С.С. умерла <...>, отец ребенка записан со слов матери.
Согласно постановлению Администрации Каргапольского района Курганской области от <...> N над С.Е. установлена опека, опекуном назначен С.М., за истцом закреплено право пользования жилым помещением, расположенным по <адрес>.
В соответствии со справками Администрации Бахаревского сельсовета Каргапольского района Курганской области, в жилом доме по <адрес>, общей площадью 42 кв. м, проживает М.В.С. и несовершеннолетний М.В.В. Правоустанавливающие документы, а также сведения об отнесении к балансу Бахаревского сельсовета Каргапольского района указанного жилого дома отсутствуют.
Постановлением Администрации г. Шадринска Курганской области от <...> N (с учетом внесения изменений постановлением от <...> N) С.Е. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения, значится в данном списке под N, жилое помещение за ним не закреплено.
Как следует из представленных в материалы дела документов, истец зарегистрирован и проживает в жилом помещении по пер. <адрес>, принадлежащем на праве долевой собственности С.Л. и П. Жилого помещения на праве собственности или на основании договора социального найма истец не имеет.
В настоящее время С.Е. является студентом ГБПОУ "<...>".
В силу ст. 1 Федерального закона 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Исходя из изложенного, суд пришел к обоснованному выводу о том, что С.Е. имеет статус лица, на которого распространяются социальные гарантии, предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ.
Федеральным законом от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее по тексту Федеральный закон от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) с 1 января 2013 года предусмотрен иной порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее по тексту Федеральный закон 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз. 1 данного пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Таким образом, редакция указанной нормы, введенная в действие с 1 января 2013 года, предполагает обеспечение указанной категории лиц жильем по договорам найма специализированного жилого помещения.
До настоящего времени С.Е. жилым помещением по норме предоставления не обеспечен, нуждаемость истца в жилом помещении подтверждается представленными в дело письменными доказательствами, что по существу не оспаривалось сторонами в ходе судебного разбирательства.
На территории Курганской области вопрос, связанный с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) регулируется Законом Курганской области от 31 декабря 2004 года N 6 "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье", в соответствии с п. 2 ст. 6 которого порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства которых является Курганская область, определяется Правительством Курганской области в соответствии с федеральным законодательством.
Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства которых является Курганская область утвержден постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2012 года N 659 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей".
Согласно п. 3 указанного Порядка установлено, что при достижении детьми-сиротами возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, исполняющий переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству (далее - орган местного самоуправления), принимает решение о предоставлении жилого помещения жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения ребенку-сироте, лицу из числа детей-сирот, проживающему на территории данного муниципального образования Курганской области и состоящему в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями.
Исходя из анализа указанных выше норм федеральное законодательство и законодательство Курганской области предусматривают обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, при условии достижения лицами указанной категории совершеннолетия; включения в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории Курганской области.
При разрешении исковых требований в части удовлетворения иска о возложении на Администрацию г. Шадринска обязанности предоставить истцу С.Е. жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений, суд первой инстанции обоснованно руководствовался положениями ст. 8 Федерального закона 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, законодательством Курганской области и исходил из того, что С.Е., имея статус лица, на которого распространяются социальные гарантии, предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений, однако благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения ему предоставлено не было.
В соответствии с п. 8 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 3.1 Закона Курганской области от 5 октября 2007 года 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" (в редакции Закона Курганской области от 29 декабря 2015 года N 134) предусмотрено наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Данным законом, а также Законом Курганской области от 28 ноября 2014 года N 87 "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" предусмотрено выделение субвенций в 2016 году органам местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
С учетом приведенных выше норм, суд первой инстанции правомерно возложил на Администрацию г. Шадринска Курганской области обязанность по предоставлению истцу жилого помещения специализированного жилищного фонда на территории муниципального образования в пределах нормы предоставления.
Возлагая на Администрацию г. Шадринска Курганской области обязанность по предоставлению жилого помещения, суд первой инстанции обосновано указал, что предоставляемое жилое помещение должно быть приобретено за счет средств бюджета Курганской области и передано в муниципальную собственность, поскольку в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств (ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
В связи с этим ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок является обязательным во всех случаях.
Порядок, в соответствии с которым дети-сироты подлежат обеспечению жилыми помещениями, и согласно которому органом, исполняющим переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству, является орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, на который данным актом возложены, в том числе обязанности по предоставлению вышеперечисленной категории граждан жилых помещений по договору специализированного (в последующем - социального) найма, утвержден постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2012 года N 659 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Учитывая изложенное, расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, должны исполняться, с одной стороны, за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, с другой - лишь в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления.
Законом Курганской области от 29 декабря 2015 года N 134 "О внесении изменений в некоторые законы Курганской области" изменен ранее действующий порядок по предоставлению органам местного самоуправления материальных ресурсов для выполнения переданных им субъектом Российской Федерации государственных полномочий по опеке и попечительству, в частности - по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
Согласно п. 3 ст. 8 Закона Курганской области от 5 октября 2007 года N 288 "О наделении органом местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" в редакции указанного выше закона, органы местного самоуправления для выполнения переданных им государственных полномочий в данной сфере обеспечиваются материальными ресурсами в виде жилых помещений, приобретаемых Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области и переданных в муниципальную собственность.
По смыслу приведенных выше норм предоставление органами местного самоуправления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа должно осуществляться за счет переданных им органом исполнительной власти Курганской области материальных ресурсов - приобретенных и переданных в муниципальную собственность квартир, в связи с чем предоставление жилого помещения истцу, приобретенного за счет средств бюджета Курганской области и переданного в муниципальную собственность, обоснованно возложено на Администрацию г. Шадринска Курганской области.
Доводы апелляционной жалобы о невозможности исполнения решения суда по причине неисполнения уполномоченным органом - Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области обязанностей по приобретению и передаче в муниципальную собственность жилых помещений для предоставления указанной категории граждан отмену решения суда не влекут, поскольку достоверными доказательствами не подтверждены.
Иные доводы апелляционной жалобы ответчика не могут являться основаниями к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводы суда, а повторяют правовую позицию Администрации г. Шадринска Курганской области выраженную ее представителем в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в оспариваемом решении суда, не соглашаться с которой у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
Решение суда является законным и обоснованным, отмене по доводам, изложенным в жалобе, не подлежит. Предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для его отмены не имеется.
Вместе с тем, учитывая, что в соответствии с требованиями приведенного выше федерального и регионального законодательства истец имеет право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, судебная коллегия полагает необходимым уточнить резолютивную часть решения суда, поскольку в ней указание об этом отсутствует.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Шадринского районного суда Курганской области от 30 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г. Шадринска Курганской области - без удовлетворения.
Уточнить резолютивную часть решения Шадринского районного суда Курганской области от 30 июня 2016 года, изложив абз. 2 в следующей редакции:
"Обязать Администрацию города Шадринска Курганской области предоставить С.Е., родившемуся <...>, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, расположенное на территории города Шадринска Курганской области, соответствующее санитарно-эпидемиологическим требованиям, общей площадью не менее 15 квадратных метров, приобретенное за счет средств бюджета Курганской области и переданное в муниципальную собственность.".
Председательствующий судья
И.В.ЛИТВИНОВА
Судьи
Е.И.БЕЗНОСОВА
О.Н.БОГДАНОВА
И.В.ЛИТВИНОВА
Судьи
Е.И.БЕЗНОСОВА
О.Н.БОГДАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)