Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 21.06.2016 ПО ДЕЛУ N 33-2486/2016

Требование: О предоставлении жилого помещения, взыскании компенсации морального вреда.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение, ранее закрепленное за ней, признано непригодным для проживания.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 июня 2016 г. по делу N 33-2486/2016


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Переплесниной Е.М.,
судей Черонко Е.В., Галашевой И.Н.
при секретаре Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Кондопожского городского суда Республики Карелия от 6 апреля 2016 г. по иску П.В. к администрации Кондопожского муниципального района о предоставлении жилого помещения, взыскании компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Черонко Е.В., судебная коллегия
установила:

П.В. обратилась в суд с иском по тем основаниям, что она является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет возможности проживать в закрепленном за ней ранее жилом помещении по адресу <...>, признанным непригодным для проживания, состоит на учете в качестве лица из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилым помещением. Поскольку с декабря 2007 г. и по настоящее время истица проживает на территории Республики Карелия, до июня 2011 г. находилась под опекой, а затем до совершеннолетия проживала в Кондопожском детском доме, пребывание в котором было продлено до зачисления ее в Петрозаводский педагогический колледж, учеба в котором не закончена, истица просила обязать администрацию Кондопожского муниципального района предоставить ей благоустроенное жилое помещение в Кондопожском муниципальном районе, взыскать с ответчика в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 200000 руб., расходы по оформлению доверенности в размере 1000 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство здравоохранения и социального развития РК, Министерство финансов РК, Министерство образования РК.
Решением суда иск удовлетворен частично. Суд обязал администрацию Кондопожского муниципального района Республики Карелия предоставить П.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда площадью не ниже нормы предоставления, отвечающее санитарным и техническим требованиям по договору найма специализированного жилого помещения на территории Кондопожского муниципального района Республики Карелия. В удовлетворении иска в остальной части отказано. С администрации Кондопожского муниципального района Республики Карелия в пользу П.В. взысканы расходы по оформлению доверенности и расходы по оплате государственной пошлины в общем размере 1300 руб.
С решением не согласен ответчик администрация Кондопожского муниципального района, в апелляционной жалобе, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, просит его отменить. Указывает на то, что администрация в соответствии с п. п. "ж" п. 4 ч. 2 ст. 4 Закона Республики Карелия от 28.11.2005 N 921-ЗРК предоставляет уполномоченному органу (Министерству здравоохранения и социального развития РК) сведения о детях-сиротах, детях, оставшихся без попечения родителей, лицах из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в связи с чем своевременное исполнение администрацией Кондопожского муниципального района своей обязанности по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа находится в прямой взаимосвязи с выделенными денежными средствами из бюджета Республики Карелия на исполнение данных государственных полномочий, размер которых определяется органами государственной власти Республики Карелия. Вместе с тем, суд при вынесении решения данное обстоятельство не учел, не привлек к участию в деле в качестве соответчиков Министерство здравоохранения и социального развития РК, Министерство образования РК, Министерство финансов РК. Обращает внимание на то, что Законом Республики Карелия от 24.12.2015 N 1968-ЗРК "О бюджете Республики Карелия" Кондопожскому муниципальному району предусмотрена субвенция из бюджета Республики Карелия на исполнение государственных полномочий Республики Карелия по предоставлению жилых помещений на 2016 г. в размере <...> руб. Однако количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, имеющих право на предоставление благоустроенного жилья, составляет порядка 30 человек, в связи с чем использование предусмотренных в бюджете Республики Карелия на 2016 г. денежных средств на приобретение жилья истице нарушит права других лиц.
В возражениях на апелляционную жалобу Министерство здравоохранения и социального развития РК указало на не согласие с ее доводами, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель администрации Кондопожского муниципального района А. в суде апелляционной инстанции доводы жалобы поддержал по изложенным ней основаниям.
В суде апелляционной инстанции истица П.В., ее представитель П.С. с доводами жалобы не согласились, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, извещены о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке.
Заслушав явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации (пп. 2 п. 4 ст. 8 вышеуказанного закона).
В силу п. 7 ст. 8 указанного Федерального закона по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п. 1 этой же статьи закона, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п. 8 ст. 8 Закона).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 ст. 8 указанного Закона (п. 3 ст. 8 Закона).
Законом Республики Карелия от 28.11.2005 N 921-ЗРК "О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлен порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, который определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
Согласно п. 3 Порядка предоставления благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (утвержден постановлением Правительства Республики Карелия от 16.04.2013 N 129-П), благоустроенные специализированные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений однократно предоставляются по месту их жительства в границах соответствующего муниципального района или городского округа.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что решением <...> от <...> мать П.В. (до вступления в брак - <...>) была ограничена в родительских правах.
Постановлением главы муниципального образования "Город Онега и Онежский район" от <...> N П. <...> В.А. направлена в образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; за несовершеннолетней сохранено право пользования жилым помещением по адресу <...>.
Решением <...> от <...> мать истицы лишена родительских прав.
Постановлением главы муниципального образования "Онежский муниципальный район" от <...> N П.С. назначена опекуном над несовершеннолетней П. <...> В.А., за которой сохранено право пользования жилым помещением по адресу <...>.
Постановлением главы администрации Кондопожского муниципального района от <...> N несовершеннолетняя П. <...> В.А. поставлена на учет в органе опеки и попечительства администрации Кондопожского муниципального района, ей назначен опекун П.С.
Постановлением администрации Кондопожского муниципального района от <...> N П.С. освобождена от исполнения обязанностей попечителя над несовершеннолетней П. <...> В.А., которая определена в МОУ Детский дом г. Кондопога.
Приказом от <...> N несовершеннолетняя П. <...> В.А. зачислена в Детский дом и поставлена на полное государственное обеспечение с <...>.
Межведомственной комиссией закрепленное за П. (О.) жилое помещение признано непригодным для проживания, что подтверждается актами обследования жилого помещения от <...>, <...>, заключениями о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания от <...>, <...>.
Постановлением администрации муниципального образования "Онежский муниципальный район" от <...> N П. <...> В.А. признана нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещения из муниципального жилищного фонда муниципального образования "Малошуйское".
Постановлением администрации Кондопожского муниципального района от <...> N пребывание П. <...> В.А. в МОУ Детский дом г. Кондопога продлено до <...>.
Решением комиссии отдела социальной политики администрации Кондопожского муниципального района от <...> признан факт невозможности проживания П.В. в квартире по адресу <...>, она включена в муниципальный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (порядковый номер 36).
Ответчиком не оспаривается право истицы на обеспечение жилым помещением как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения.
Проанализировав представленные доказательства, возлагая на администрацию Кондопожского муниципального района обязанность по предоставлению П.В. благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда общей площадью не менее установленной нормы предоставления, суд обоснованно исходил из того, что в настоящее время П.В., не имеющая возможности проживать в ранее занимаемом ею жилом помещении, признанном непригодным для проживания, подлежит обеспечению специализированным жилым помещением в соответствии с приведенными выше требованиями действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы о том, что при предоставлении истице во внеочередном порядке специализированного жилого помещения будут нарушены права и законные интересы других лиц, включенных в соответствующий список, подлежат отклонению, поскольку гарантированное законом право истицы не может быть поставлено в зависимость от момента формирования специализированного жилищного фонда, а также от наличия или отсутствия иных лиц названной категории, имеющих право на получение жилой площади и включенных в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа ранее истицы.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Судебная коллегия считает выводы суда мотивированными, не противоречащими установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права, регулирующим возникшие правоотношения, нарушений норм процессуального права вопреки доводам апелляционной жалобы судом не допущено.
Суд также правомерно не нашел правовых оснований для удовлетворения требования истицы о взыскании с ответчика в ее пользу компенсации морального вреда.
На основании ст. ст. 94, 98 Гражданского процессуального кодекса РФ судом обоснованно с ответчика в пользу истицы взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб., расходы по оформлению нотариальной доверенности в размере 1000 руб.
С учетом изложенного судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:

решение Кондопожского городского суда Республики Карелия от 6 апреля 2016 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)