Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 10.10.2016 N 12-КГ16-3

Требование: О признании незаконным решения уполномоченного органа об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании поставить на учет, об истребовании документов.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Заявителю было отказано в постановке на учет в связи с тем, что его рапорт был оформлен с нарушением требований, предусмотренных законом, а также отсутствовали документы, необходимые для постановки заявителя на учет.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 октября 2016 г. N 12-КГ16-3


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Жубрина М.А. и Гуляевой Г.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 10 октября 2016 г. гражданское дело по иску Чуркина О.А. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, о возложении обязанности поставить на учет с даты подачи заявления - с 5 июня 2015 г., об истребовании документов
по кассационной жалобе начальника Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл Евтушенко С.В. на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 3 ноября 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 21 января 2016 г., которыми исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М., выслушав объяснения представителя Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл Ширшовой Л.В., поддержавшей доводы кассационной жалобы,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Чуркин О.А. 9 сентября 2015 г. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл (далее - УФСИН России по Республике Марий Эл) о признании незаконным решения об отказе в постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, о возложении обязанности на ответчика поставить истца на учет с даты подачи заявления - с 5 июня 2015 г., об истребовании документов.
В обоснование исковых требований Чуркин О.А. ссылался на то, что он проходил службу в должности младшего инспектора отдела охраны федерального казенного учреждения "Исправительная колония N <...> Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл" (далее - ФКУ ИК-<...> УФСИН России по Республике Марий Эл). Общая продолжительность службы в календарном исчислении на момент подачи рапорта о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения составляла более 14 лет.
5 июня 2015 г. Чуркин О.А. обратился в УФСИН России по Республике Марий Эл с заявлением и приложенными к нему документами о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Решением комиссии УФСИН России по Республике Марий Эл от 24 июля 2015 г. ему было отказано в постановке на учет в связи с тем, что его рапорт оформлен с нарушением требований, предусмотренных законом, а также отсутствуют документы, предусмотренные подпунктом "и" пункта 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369.
По мнению Чуркина О.А., данный отказ является незаконным, сделанным по формальным основаниям, поскольку им представлен полный пакет документов, предусмотренных законом.
Решением Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 3 ноября 2015 г. признано незаконным решение УФСИН России по Республике Марий Эл об отказе в постановке Чуркина О.А. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. На УФСИН России по Республике Марий Эл возложена обязанность поставить Чуркина О.А. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 5 июня 2015 г. С УФСИН России по Республике Марий Эл в пользу Чуркина О.А. взысканы расходы на уплату госпошлины в размере 300 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 21 января 2016 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе начальника УФСИН России по Республике Марий Эл Евтушенко С.В. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены судебных постановлений, как незаконных.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы судьей Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М. 25 мая 2016 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и ее же определением от 23 августа 2016 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
В судебное заседание Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации истец Чуркин О.А., третье лицо Чуркина С.В., надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, о причинах неявки не сообщили. На основании статьи 385 ГПК РФ Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке судебных постановлений.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены такие нарушения норм права, и они выразились в следующем.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Чуркин О.А. проходил службу в должности младшего инспектора отдела охраны ФКУ ИК-<...> УФСИН России по Республике Марий Эл.
Чуркин О.А. 5 июня 2015 г. обратился в УФСИН России по Республике Марий Эл с заявлением о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Приказом ФКУ ИК<...> УФСИН России по Республике Марий Эл от 19 июня 2015 г. N 86-лс старший прапорщик внутренней службы Чуркин О.А., находящийся в распоряжении ФКУ ИК<...> УФСИН России по Республике Марий Эл, ранее замещавший должность младшего инспектора 2 категории отдела охраны ФКУ ИК<...> УФСИН России по Республике Марий Эл, уволен из уголовно-исполнительной системы по пункту "е" статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1, по сокращению штатов. На момент увольнения выслуга лет Чуркина О.А. в календарном исчислении составила более 14 лет.
Согласно выписке из протокола от 24 июля 2015 г. N 2 заседания комиссии УФСИН России по Республике Марий Эл по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УФСИН России по Республике Марий Эл, подчиненных ему учреждений и сотрудникам, проходящим службу в учреждениях, непосредственно подчиненных Федеральной службе исполнения наказаний и дислоцирующихся в Республике Марий Эл, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее также - комиссия УФСИН России по Республике Марий Эл, комиссия) Чуркину О.А. отказано в постановке на учет для получения единовременной выплаты.
Отказ комиссии мотивирован тем, что в заявлении (рапорте) Чуркин О.А. о составе семьи написал "женат" без указания всех членов семьи, однако документы представил на всех членов семьи, в представленных документах отсутствует информация о собственнике жилого помещения, находящегося по адресу: <...>, общей площадью <...> кв. метра, в котором Чуркин О.А. постоянно зарегистрирован, отсутствуют документы, подтверждающие факт совместного проживания Чуркина О.А. с супругой Чуркиной С.В. и детьми Чуркиным И.О. и Чуркиным Н.О., поскольку супруга и дети зарегистрированы по другому адресу в жилом помещении, принадлежащем на праве общей долевой собственности (1/4 доли) матери Чуркиной С.В. Кроме того, комиссией указано на непредставление справки из ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по г. Смоленску о наличии или отсутствии у Чуркиной С.В. на праве собственности жилых помещений (л.д. 5).
Комиссия УФСИН России по Республике Марий Эл пришла к выводу об отказе в постановке Чуркина О.А. на учет для получения единовременной выплаты в связи с тем, что рапорт заявителя оформлен с нарушением требований, предусмотренных приложением N 1 к Порядку формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденному приказом ФСИН России от 16 октября 2014 г. N 550, а также в связи с отсутствием документов, предусмотренных подпунктом "и" пункта 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Чуркина О.А. о признании незаконным решения ответчика об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и о возложении обязанности на ответчика поставить истца на учет с даты подачи заявления - с 5 июня 2015 г., суд, ссылаясь на положения статей 4, 6 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, исходил из того, что недостатки в оформлении заявления (рапорта) Чуркина О.А. являются формальными. По мнению суда, все необходимые и существенные сведения для постановки Чуркина О.А. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения им в заявлении (рапорте) были отражены, в связи с чем признал правомерными требования истца.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, а также сделаны с нарушением норм процессуального права.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (пункт 1 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения (пункт 3 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 4 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения (пункт 5 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); проживает в общежитии (пункт 6 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке (пункт 7 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Согласно части 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (часть 7 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
В части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ предусмотрено, что порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее также - Правила предоставления единовременной социальной выплаты, Правила).
Данные правила устанавливают порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, а также в установленных Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ случаях - членам семей сотрудников и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (пункт 1 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Согласно пункту 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 5 Правил, в том числе документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений (подпункт "и" пункта 5 Правил).
Копии документов, указанные в пункте 5 Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (пункт 6 Правил).
На основании заявления и документов, указанных в пункте 5 Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения (пункт 7 Правил).
В соответствии с абзацем вторым пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации" приказом ФСИН России от 16 октября 2014 г. N 550 утвержден Порядок формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (далее - Порядок).
В приложении N 1 к Порядку утвержден рекомендуемый образец заявления (рапорта) для принятия на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
По смыслу приведенных нормативных положений, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. При этом наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил и заверенных в установленном порядке.
Действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами и Порядком. Несоблюдение сотрудником установленных Правилами и Порядком требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, как препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учет.
Суждение судебных инстанций об ином значении требований, содержащихся в Правилах и Порядке, нельзя признать правомерным.
Как установлено судом, основанием для отказа комиссии УФСИН России по Республике Марий Эл в постановке Чуркина О.А. на учет для получения единовременной социальной выплаты послужило несоответствие рапорта Чуркина О.А. форме, предусмотренной приложением N 1 к Порядку, а также непредставление ряда документов, предусмотренных пунктом 5 Правил.
В силу части 2 статьи 56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании (части 1, 2 статьи 195 ГПК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 2 и 3 постановления от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Из изложенных норм процессуального закона и разъяснений по их применению следует, что выводы суда об установленных им фактах должны быть основаны на доказательствах, исследованных в судебном заседании. При этом бремя доказывания юридически значимых обстоятельств между сторонами спора подлежит распределению судом на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также требований и возражений сторон.
Признавая незаконным решение комиссии УФСИН России по Республике Марий Эл об отказе в постановке Чуркина О.А. на учет для получения единовременной социальной выплаты, суд посчитал, что недостатки, допущенные Чуркиным О.А. в оформлении заявления (рапорта), являются формальными и что Чуркиным О.А. к заявлению приложены все документы, предусмотренные п. 5 Правил.
Между тем в нарушение приведенных норм процессуального права и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" выводы судов о том, что все необходимые и существенные сведения для постановки Чуркина О.А. на учет для получения единовременной социальной выплаты были им в заявлении (рапорте) отражены, сделаны в отсутствие каких-либо доказательств.
Из материалов дела усматривается, что суд первой инстанции направлял запрос в УФСИН России по Республике Марий Эл о представлении в адрес суда протокола заседания комиссии от 24 июля 2015 г. N 2, рапорта Чуркина О.А. и приложенных к нему документов для принятия решения о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты (л.д. 13).
Однако в материалах дела содержится только копия выписки из протокола заседания комиссии от 24 июля 2015 г. N 2, в то время как рапорта Чуркина О.А. и приложенных к нему документов, на основании которых судебные инстанции пришли к выводу, что Чуркиным О.А. представлены все необходимые документы, содержащие сведения о составе его семьи и подтверждающие наличие или отсутствие в собственности Чуркина О.А. и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений, в материалах дела не имеется.
В связи с этим выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что у ответчика не имелось правовых оснований для отказа в постановке Чуркина О.А. на учет для получения единовременной социальной выплаты, сделаны без учета норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, и при недоказанности установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
Исходя из изложенного обжалуемые судебные постановления нельзя признать законными, поскольку они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 ГПК РФ является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

определила:

решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 3 ноября 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 21 января 2016 г. отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)