Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 18.07.2016 ПО ДЕЛУ N 33-11788/2016

Требование: О признании незаконным постановления о снятии с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, обязании признать нуждающимся в улучшении жилищных условий, поставить в очередь на получение государственного жилищного сертификата.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец указал, что был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на соответствующий учет, однако постановлением администрации был снят с данного учета как обеспеченный жилым помещением.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 июля 2016 г. по делу N 33-11788/2016


Судья Аюпова Г.Ф.
учет N 178

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Габидуллиной А.Г.,
судей Нурмиева М.М. и Шакировой З.И.,
при секретаре судебного заседания Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Габидуллиной А.Г. гражданское дело по апелляционной жалобе П.НА. на решение Вахитовского районного суда г. Казани от 09 марта 2016 года, которым постановлено:
исковое заявление П.НА. к МКУ "Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИКМО г. Казани" об оспаривании принятых решений, понуждении произвести действия, оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения П.НА. в поддержку апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:

П.НА. обратилась в суд с иском к МКУ "Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИКМО г. Казани об оспаривании принятых решений, понуждении произвести действия. В обоснование иска указано, что в июне 2003 года истица добровольно выехала из <адрес>, пострадавшего вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и переехала к дочери в г. Казань. При выезде она добровольно сдала принадлежавшую ей на праве собственности трехкомнатную квартиру в г. Чечерске. Истцом получена справка Чечерского городского Совета народных депутатов от 30 октября 1995 года N 6551 об уровне загрязнения почвы цезием-137 15-40 ки/км2 и в соответствии с Законом Республики Беларусь "О социальной защите граждан пострадавших от катастрофы на ЧАЭС" город относится к зоне последующего отселения. В г. Казани отделом соцзащиты Вахитовского района г. Казани истцу было выдано удостоверение серии АА N 035626 от 03 ноября 2004 года, подтверждающее, что истец проживала в зоне с правом на отселение. С ноября 2004 года была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на соответствующий учет по списку участников ликвидации на Чернобыльской АЭС. Далее в 2005 году снята с данного учета на основании постановления Главы администрации Вахитовского района г. Казани. В августе 2015 года истица снята с регистрационного учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по договору социального найма, как обеспеченная жилым помещением. С данными действиями истица не согласна, просила признать незаконным постановление Главы администрации Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани о снятии ее с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, обязать администрацию Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани признать ее нуждающейся в улучшении жилищных условий с ноября 2004 года, поставить ее в очередь на получение государственного жилищного сертификата в рамках программы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" с учетом времени принятия на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В судебном заседании представитель П.НА. - А.В.Л. уточненные требования поддержал.
Представитель МКУ "Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИКМО г. Казани" - Г.Л.Т. иск не признала.
Суд постановил решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе П.НА. просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении исковых требований. В жалобе ссылается на те же доводы, что и в обоснование своего искового заявления, выражает несогласие с выводами суда. Считает, что судом неправильно применены нормы материального и процессуального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе:
1) оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
Согласно ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса РСФСР принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. При рассмотрении вопросов о принятии на учет по месту работы принимаются во внимание рекомендации трудового коллектива.
В соответствии со ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.
Граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях: выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет.
Снятие с учета осуществляется органами, по решению которых граждане были приняты на учет.
В силу ст. 22 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", гражданам, переселившимся после 30 июня 1986 года на постоянное место жительства в зону отселения либо в зону проживания с правом на отселение, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные соответственно статьями 20 и 18 настоящего Закона; этим гражданам (за исключением граждан, указанных в пункте 6 части первой статьи 13 настоящего Закона) в случае их добровольного переселения из указанных зон на новое место жительства меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона, предоставляются при условии получения ими права выхода на пенсию на льготных основаниях, связанных с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы. При этом добровольное повторное переселение в зону с более высокой степенью радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы либо равнозначную не влечет за собой возникновения права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 17 настоящего Закона.
Согласно п. 19 "Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению N 1.
Согласно п. 21 "Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению Жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством "Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, органы исполнительной власти организуют работу по проверке органами местного самоуправления или подразделениями документов, представленных в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.
По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы.
В случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения.
О принятом решении гражданин уведомляется в порядке, установленном органом исполнительной власти.
Согласно ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Согласно ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:
утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
Согласно положению Решения Казанской городской Думы от 01 ноября 2006 N 10-13 "Об учетной норме площади жилого помещения и норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма", учетная норма площади жилого помещения (минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях) установлена в размере 12 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Согласно ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.
Из материалов дела следует, что П.НА. в июне 2003 года выехала из зоны проживания с правом на отселение - из г. Чечерска Гомельской области Республики Беларусь, подвергшегося радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, где проживала в период с 29 мая 1990 год по 29 мая 2003 года. При выезде П.НА. безвозмездно передала Коммунальному унитарному предприятию "Чечерское" квартиру, принадлежащую ей на праве личной собственности в <адрес> на основании договора дарения.
02 сентября 2004 года П.НА. обратилась в администрацию Вахитовского района г. Казани с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по списку участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Постановлением Главы администрации г. Казани N 1154 от 09 ноября 2004 года П.НА. принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как имеющая право на льготное предоставление жилого помещения, включена в списки на получение жилых помещений.
В мае 2005 года прокуратурой Вахитовского района г. Казани внесено представление на имя Главы администрации Вахитовского района г. Казани с требованием устранения нарушения жилищного законодательства при постановке П.НА. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по списку участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.
Постановлением Главы администрации Вахитовского района г. Казани N 401 от 26 мая 2005 года П.НА. снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий по списку участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, поскольку П.НА. переселилась в г. Чечерск Гомельской области Республики Беларусь, подвергшийся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, относящийся к зоне проживания с правом на отселение 29 мая 1990 года, то есть после 30 июня 1986 года и не приобрела право на назначение пенсии на льготных основаниях, связанных с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие Чернобыльской катастрофы, поэтому на нее не распространяются меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 17 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в том числе право на одноразовое внеочередное обеспечение благоустроенной жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда.
Истица была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по договору социального найма в период проживания по адресу: <адрес> составе семьи из 5 человек, в связи с необеспеченностью жилой площадью.
В настоящее время П.НА. зарегистрирована и проживает в однокомнатной квартире по адресу: <адрес>, общей площадью 38,9 кв. м, принадлежащей ее дочери и внучке на праве долевой собственности. При этом в квартире истица зарегистрирована одна. Дочь истицы - А.А.В. и внучка А.И.В. зарегистрированы в жилом помещении по адресу: <адрес>, общей площадью 144,3 кв. м.
Вступившим в законную силу решением Вахитовского районного суда г. Казани от 17 сентября 2008 года П.НА. отказано в удовлетворении иска к Администрации Вахитовского и Приволжского районов г. Казани и ИКМО г. Казани о постановке в очередь на получение государственного жилищного сертификата в рамках программы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством" "Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для удовлетворения исковых требований. При этом суд указал, что П.НА. обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 12 кв. м, поскольку вселение истицы в рассматриваемое жилое помещение следует оценивать как вселение члена семьи его собственником, возможности иной оценки данного обстоятельства не усматривается. Самостоятельное проживание не исключает наличие родственных отношений.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по указанным основаниям. Кроме того, исковые требования истицы аналогичны исковым требованиям по ранее рассмотренному делу, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на иное толкование норм действующего законодательства, переоценку собранных по делу доказательств и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, представленные сторонами доказательства надлежаще оценены, нарушений норм процессуального права судом не допущено.
Частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Каких-либо иных доводов со ссылкой на находящиеся в деле, но не исследованные судом доказательства, в апелляционной жалобе не содержится.
Судебная коллегия принимает во внимание, что выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, и оснований для признания их незаконными не имеется.
Руководствуясь статьей 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:

решение Вахитовского районного суда г. Казани от 09 марта 2016 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя П.НА. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в суд кассационной инстанции.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)