Судебные решения, арбитраж
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 28 декабря 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зайцевой А.Я. и Зориной Ю.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Макаровской Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Онежский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 25 сентября 2015 года по делу N А05-8038/2015 (судья Филипьева А.Б.),
министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (место нахождения: 163000, г. Архангельск, ул. Выучейского, д. 18; ОГРН 1102901001356, ИНН 2901200111, далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к открытому акционерному обществу "Онежский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат" (место нахождения: 164840, Архангельская обл., г. Онега, ул. Гутина, д. 2; ОГРН 1022901174394, ИНН 2906000194, далее - Общество) о расторжении договора аренды лесного участка, предоставленного для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов от 15.03.2012 N 1275.
Решением суда от 25 сентября 2015 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Общество с решением суда не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на несоблюдение истцом досудебного порядка урегулирования спора, просит решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Распоряжением Министерства от 17.10.2011 N 292р "Об утверждении заявки открытого акционерного общества "Онежский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат" на реализацию инвестиционного проекта "Модернизация производства ОАО "Онежский ЛДК", претендующего на включение в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов" утверждена заявка Общества на реализацию инвестиционного проекта "Модернизация производства ОАО "Онежский ЛДК", как соответствующая требованиям Положения о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 419.
Распоряжением от 17.10.2011 N 292р также утвержден перечень лесных участков, предоставляемых для реализации инвестиционного проекта, общим ежегодным объемом заготовки 335,8 тыс. куб. м; принято решение о предоставлении в аренду без проведения аукциона лесных участков в границах Архангельской области в соответствии с графиком заключения договоров аренды согласно приложению к распоряжению.
Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 10.01.2012 N 1 "О включении инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов" инвестиционный проект Общества "Модернизация производства ОАО "Онежский ЛДК" включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Министерством (Арендодатель) и Обществом (Арендатор) 15.03.2012 заключен договор N 1275 аренды лесного участка, предоставляемого для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов, по условиям которого Арендодатель предоставил, а Арендатор принял в аренду лесной участок, находящийся на землях лесного фонда, сроком действия договора по 14 марта 2061 года, местоположение: Архангельская область, муниципальное образование "Приморский муниципальный район", Северодвинское лесничество, Унское участковое лесничество, кварталы 253 - 256, 257 (кроме выд. 24, 26, 28), 258, 283, 305, 206, 207 (кроме выд. 13, 14), 308, общая площадь лесного участка 10 657 га, для заготовки древесины в объемах согласно Приложению 3.
Договор заключен в редакции протокола урегулирования разногласий от 13.04.2012.
Договор аренды зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 25.06.2012 за номером 29-29-01/068/242-246.
В силу пункта 3.4.25 договора Арендатор обязался осуществлять мероприятия по созданию и (или) модернизации объектов лесной инфраструктуры (лесных дорог, лесных складов и др.) и (или) лесоперерабатывающей инфраструктуры, инвестиции в машины, транспортные средства и оборудование, необходимые для ведения лесного хозяйства и лесозаготовительных работ на лесном участке, в объемах капитальных вложений и сроки, предусмотренные календарным планом реализации инвестиционного проекта.
В соответствии с календарным планом реализации инвестиционного проекта "Модернизация лесопильного производства ОАО "Онежский ЛДК" (Приложение 7 к договору аренды) срок окончания реализации проекта приходился на третий квартал 2012 года, при этом в 2011 году инвестиции должны были составить 147 846 тыс. руб., в первом квартале 2012 года - 21 499 тыс. руб., во втором квартале 2012 года - 70 739 тыс. руб., в третьем квартале - 70 639 тыс. руб., общий размер инвестиций 310 723 руб.
Общество предоставляло в Министерство отчеты о ходе реализации инвестиционного проекта, согласно которым на первый квартал 2012 года привлекло 33 651 тыс. руб. инвестиций, на третий квартал 2013 года аванс в размере 33 651 тыс. руб. возвращен поставщиком.
Письмом от 23.05.2013 N 204-02/1961 (т. 1, л. 130) "О нарушении срока реализации инвестпроекта" истец предписал ответчику устранить нарушения календарного плана реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов "Модернизация производства ОАО "Онежский ЛДК" в срок до 01.10.2013. Этим же письмом Арендодатель проинформировал Арендатора о том, что если нарушения не будут устранены в установленный срок, он инициирует процедуру исключения инвестиционного проекта из перечня приоритетных и расторжение договоров аренды лесных участков, представленных для его реализации.
Письмом от 13.02.2014 N 204-02/784 (т. 1, л. 143) "О нарушении срока реализации инвестпроекта" Министерство вновь предписано ответчику устранить нарушения календарного плана реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов в срок до 01.03.2014.
Поскольку Общество требования предписаний не исполнило, Министерство издало распоряжение от 03.03.2014 N 104р "Об исключении инвестиционного проекта "Модернизация производства ОАО "Онежский ЛДК" из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и расторжении договоров аренды лесных участков" об осуществлении досрочного расторжения договоров аренды лесных участков и о направлении в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации заявления об исключении инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 09.04.2014 N 662 "Об исключении инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов" инвестиционный проект ОАО "Онежский ЛДК" "Модернизация производства ОАО "Онежский ЛДК" исключен из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Общество обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительными пунктов 1, 2, 3, абзаца второго пункта 4, пункта 5 распоряжения Министерства от 03.03.2014 N 104р "Об исключении инвестиционного проекта "Модернизация производства ОАО "Онежский ЛДК" из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и расторжении договоров аренды лесного участка".
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Архангельской области от 18 августа 2014 года по делу N А05-6488/2014, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 9 декабря 2014 года, Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
В рамках вышеназванного дела судами двух инстанций установлено, что реализация инвестиционного проекта нарушена ответчиком более чем на один год, так как срок окончания реализации инвестиционного проекта - 3-й квартал 2012 года, в то время как согласно отчету за четвертый квартал 2013 года размер инвестиций составил 8084,7 тыс. руб., то есть 2,6% от проекта.
Следовательно, у Министерства имелись основания для исключения инвестиционного проекта из перечня.
Общий срок, предоставленный Министерством Обществу для устранения нарушения календарного плана реализации инвестиционного проекта, фактически составил более 9 месяцев (с 23.05.2013 по 01.03.2014). При этом, Общество не исполнило предписание Министерства ни в срок до 01.10.2013, ни в срок до 01.03.2014.
Согласно части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Из содержания изложенной нормы следует, что факты, которые входили в предмет доказывания, были исследованы и затем отражены судебным актом, приобретают качества достоверности и незыблемости, пока акт не отменен или не изменен путем надлежащей процедуры.
Письмом от 08.05.2015 N 204-01/3818 (т. 2, л. 23 - 26), направленным Обществу Почтой России 20.05.2015, Министерство предложило расторгнуть договор аренды от 15.03.2012 N 1275.
Ссылаясь на то, что реализация инвестиционного проекта нарушена ответчиком более чем на один год, в добровольном порядке договор аренды с ответчиком не расторгнут, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности исковых требований Министерства.
Апелляционная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно части 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 названного Кодекса.
В силу статьи 3 ЛК РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено названным Кодексом, другими федеральными законами.
На основании части 3 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), если иное не установлено данным Кодексом.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено названным Кодексом, а также другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных указанным Кодексом, другими законами или договором.
В статье 619 ГК РФ определены основания для досрочного расторжения договора аренды по требованию арендодателя, а также указывается, что договором аренды могут быть установлены и другие основания досрочного расторжения договора по требованию арендодателя в соответствии с пунктом 2 статьи 450 ГК РФ. При этом арендодатель вправе требовать досрочного расторжения договора только после направления арендатору письменного предупреждения о необходимости исполнения им обязательства в разумный срок.
В силу статьи 22 ЛК РФ инвестиционная деятельность в области освоения лесов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений". Объектами капитальных вложений в области освоения лесов являются объекты создаваемой и (или) модернизируемой лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры. Подготовка перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и его утверждение осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 419 утверждено Положение о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов (далее - Положение N 419).
В соответствии с пунктом 11 Положения N 419 к числу оснований для досрочного расторжения договора аренды лесного участка, включенного в перечень лесных участков, отнесено нарушение арендатором сроков реализации инвестиционного проекта более чем на один год (подпункт "д").
Пунктом 19 Положения N 419 установлено, что в случае появления предусмотренных подпунктом "д" пункта 11 данного Положения оснований для досрочного расторжения договора аренды лесного участка, включенного в перечень лесных участков (в том числе нарушение арендатором графика реализации инвестиционного проекта более чем на 1 год), заинтересованный орган направляет инвестору предписание о необходимости устранения нарушений с указанием срока их устранения.
В случае если такие нарушения были устранены в указанный в предписании срок, заинтересованный орган информирует об этом Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в течение 10 дней с даты получения такой информации.
В случае если такие нарушения не были устранены в указанный в предписании срок, заинтересованный орган в течение 10 дней с момента истечения указанного в предписании срока устранения нарушений принимает решение о направлении в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации заявления об исключении инвестиционного проекта из перечня. Последнее в течение 14 рабочих дней со дня получения указанного заявления принимает решение об исключении соответствующего инвестиционного проекта из перечня и направляет его копию заинтересованному органу для принятия решения о расторжении договора аренды лесного участка, включенного в перечень лесных участков.
В спорном договоре аренды лесного участка предусматривается возможность его досрочного расторжения в случае нарушения Арендатором сроков реализации инвестиционного проекта более чем на один год (пункт 6.3 договора).
При рассмотрении настоящего спора судом установлено и подтверждается материалами дела факт нарушения Обществом сроков реализации инвестиционного проекта и, таким образом, наличие оснований, предусмотренных пунктом 6.3 договора аренды, для его досрочного расторжения.
Согласно пункту 2 статьи 452 ГК РФ требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
Исходя из правовой позиции, изложенной в пункте 8 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров", требование о расторжении договора аренды не подлежит удовлетворению, если в разумный срок устранены нарушения, послужившие основанием для обращения в арбитражный суд.
Из материалов дела усматривается, что истец в порядке соблюдения положений статей 452, 619 ГК РФ, направлял в адрес ответчика предписания от 23.05.2013 N 204-02/1961 и от 13.02.2014 N 204-02/784 (т. 1, л. 130, 141) с предложением устранить нарушения календарного плана реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов.
Вместе с тем данные предписания Обществом не исполнены, допущенные нарушения плана реализации инвестиционного проекта не устранены. Более того, проект ответчика исключен из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, что влечет невозможность осуществления целевого (для реализации инвестиционного проекта) использования арендованного лесного участка.
В письме от 08.05.2015 N 204-01/3818 Министерство предложило Обществу расторгнуть договор аренды лесного участка путем подписания в 30-дневный срок соглашения о расторжении договора. При этом в данном письме указано, что в случае отказа от предложения о расторжении договора аренды либо неполучения ответа в 30-дневный срок Министерство будет вынуждено обратиться в арбитражный суд с требованием о расторжении договора аренды.
Указанное письмо направлено Обществу 15.05.2015, о чем свидетельствует список внутренних почтовых отправлений от 15.05.2015 N 300 и квитанция о приеме почтовых отправлений по безналичному расчету от 15.05.2015 N 48 (т. 2, л. 25 - 26).
Получение Обществом данного почтового отправления подтверждается информацией, содержащейся на сайте Почты России в разделе "Отслеживание почтовых отправлений".
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия отклоняет довод Общества о несоблюдении Министерством досудебного порядка урегулирования спора.
Оснований для оставления искового заявления без рассмотрения у суда первой инстанции не имелось.
При изложенных обстоятельствах, в связи с установлением факта нарушения ответчиком сроков реализации приоритетного инвестиционного проекта "Модернизация производства ОАО "Онежский ЛДК" сроком более чем на 1 год и отсутствием доказательств устранения Обществом данного нарушения в разумный срок, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования Министерства о расторжении договора аренды.
Апелляционная жалоба не содержит указания на обстоятельства и соответствующие доказательства, наличие которых позволило бы иначе оценить те юридически значимые обстоятельства, верная оценка которых судом первой инстанции повлекла принятие обжалуемого решения.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Архангельской области от 25 сентября 2015 года по делу N А05-8038/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Онежский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.12.2015 ПО ДЕЛУ N А05-8038/2015
Разделы:Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 декабря 2015 г. по делу N А05-8038/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 28 декабря 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зайцевой А.Я. и Зориной Ю.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Макаровской Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Онежский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 25 сентября 2015 года по делу N А05-8038/2015 (судья Филипьева А.Б.),
установил:
министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (место нахождения: 163000, г. Архангельск, ул. Выучейского, д. 18; ОГРН 1102901001356, ИНН 2901200111, далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к открытому акционерному обществу "Онежский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат" (место нахождения: 164840, Архангельская обл., г. Онега, ул. Гутина, д. 2; ОГРН 1022901174394, ИНН 2906000194, далее - Общество) о расторжении договора аренды лесного участка, предоставленного для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов от 15.03.2012 N 1275.
Решением суда от 25 сентября 2015 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Общество с решением суда не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на несоблюдение истцом досудебного порядка урегулирования спора, просит решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Распоряжением Министерства от 17.10.2011 N 292р "Об утверждении заявки открытого акционерного общества "Онежский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат" на реализацию инвестиционного проекта "Модернизация производства ОАО "Онежский ЛДК", претендующего на включение в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов" утверждена заявка Общества на реализацию инвестиционного проекта "Модернизация производства ОАО "Онежский ЛДК", как соответствующая требованиям Положения о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 419.
Распоряжением от 17.10.2011 N 292р также утвержден перечень лесных участков, предоставляемых для реализации инвестиционного проекта, общим ежегодным объемом заготовки 335,8 тыс. куб. м; принято решение о предоставлении в аренду без проведения аукциона лесных участков в границах Архангельской области в соответствии с графиком заключения договоров аренды согласно приложению к распоряжению.
Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 10.01.2012 N 1 "О включении инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов" инвестиционный проект Общества "Модернизация производства ОАО "Онежский ЛДК" включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Министерством (Арендодатель) и Обществом (Арендатор) 15.03.2012 заключен договор N 1275 аренды лесного участка, предоставляемого для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов, по условиям которого Арендодатель предоставил, а Арендатор принял в аренду лесной участок, находящийся на землях лесного фонда, сроком действия договора по 14 марта 2061 года, местоположение: Архангельская область, муниципальное образование "Приморский муниципальный район", Северодвинское лесничество, Унское участковое лесничество, кварталы 253 - 256, 257 (кроме выд. 24, 26, 28), 258, 283, 305, 206, 207 (кроме выд. 13, 14), 308, общая площадь лесного участка 10 657 га, для заготовки древесины в объемах согласно Приложению 3.
Договор заключен в редакции протокола урегулирования разногласий от 13.04.2012.
Договор аренды зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 25.06.2012 за номером 29-29-01/068/242-246.
В силу пункта 3.4.25 договора Арендатор обязался осуществлять мероприятия по созданию и (или) модернизации объектов лесной инфраструктуры (лесных дорог, лесных складов и др.) и (или) лесоперерабатывающей инфраструктуры, инвестиции в машины, транспортные средства и оборудование, необходимые для ведения лесного хозяйства и лесозаготовительных работ на лесном участке, в объемах капитальных вложений и сроки, предусмотренные календарным планом реализации инвестиционного проекта.
В соответствии с календарным планом реализации инвестиционного проекта "Модернизация лесопильного производства ОАО "Онежский ЛДК" (Приложение 7 к договору аренды) срок окончания реализации проекта приходился на третий квартал 2012 года, при этом в 2011 году инвестиции должны были составить 147 846 тыс. руб., в первом квартале 2012 года - 21 499 тыс. руб., во втором квартале 2012 года - 70 739 тыс. руб., в третьем квартале - 70 639 тыс. руб., общий размер инвестиций 310 723 руб.
Общество предоставляло в Министерство отчеты о ходе реализации инвестиционного проекта, согласно которым на первый квартал 2012 года привлекло 33 651 тыс. руб. инвестиций, на третий квартал 2013 года аванс в размере 33 651 тыс. руб. возвращен поставщиком.
Письмом от 23.05.2013 N 204-02/1961 (т. 1, л. 130) "О нарушении срока реализации инвестпроекта" истец предписал ответчику устранить нарушения календарного плана реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов "Модернизация производства ОАО "Онежский ЛДК" в срок до 01.10.2013. Этим же письмом Арендодатель проинформировал Арендатора о том, что если нарушения не будут устранены в установленный срок, он инициирует процедуру исключения инвестиционного проекта из перечня приоритетных и расторжение договоров аренды лесных участков, представленных для его реализации.
Письмом от 13.02.2014 N 204-02/784 (т. 1, л. 143) "О нарушении срока реализации инвестпроекта" Министерство вновь предписано ответчику устранить нарушения календарного плана реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов в срок до 01.03.2014.
Поскольку Общество требования предписаний не исполнило, Министерство издало распоряжение от 03.03.2014 N 104р "Об исключении инвестиционного проекта "Модернизация производства ОАО "Онежский ЛДК" из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и расторжении договоров аренды лесных участков" об осуществлении досрочного расторжения договоров аренды лесных участков и о направлении в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации заявления об исключении инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 09.04.2014 N 662 "Об исключении инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов" инвестиционный проект ОАО "Онежский ЛДК" "Модернизация производства ОАО "Онежский ЛДК" исключен из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Общество обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительными пунктов 1, 2, 3, абзаца второго пункта 4, пункта 5 распоряжения Министерства от 03.03.2014 N 104р "Об исключении инвестиционного проекта "Модернизация производства ОАО "Онежский ЛДК" из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и расторжении договоров аренды лесного участка".
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Архангельской области от 18 августа 2014 года по делу N А05-6488/2014, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 9 декабря 2014 года, Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
В рамках вышеназванного дела судами двух инстанций установлено, что реализация инвестиционного проекта нарушена ответчиком более чем на один год, так как срок окончания реализации инвестиционного проекта - 3-й квартал 2012 года, в то время как согласно отчету за четвертый квартал 2013 года размер инвестиций составил 8084,7 тыс. руб., то есть 2,6% от проекта.
Следовательно, у Министерства имелись основания для исключения инвестиционного проекта из перечня.
Общий срок, предоставленный Министерством Обществу для устранения нарушения календарного плана реализации инвестиционного проекта, фактически составил более 9 месяцев (с 23.05.2013 по 01.03.2014). При этом, Общество не исполнило предписание Министерства ни в срок до 01.10.2013, ни в срок до 01.03.2014.
Согласно части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Из содержания изложенной нормы следует, что факты, которые входили в предмет доказывания, были исследованы и затем отражены судебным актом, приобретают качества достоверности и незыблемости, пока акт не отменен или не изменен путем надлежащей процедуры.
Письмом от 08.05.2015 N 204-01/3818 (т. 2, л. 23 - 26), направленным Обществу Почтой России 20.05.2015, Министерство предложило расторгнуть договор аренды от 15.03.2012 N 1275.
Ссылаясь на то, что реализация инвестиционного проекта нарушена ответчиком более чем на один год, в добровольном порядке договор аренды с ответчиком не расторгнут, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности исковых требований Министерства.
Апелляционная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно части 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 названного Кодекса.
В силу статьи 3 ЛК РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено названным Кодексом, другими федеральными законами.
На основании части 3 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), если иное не установлено данным Кодексом.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено названным Кодексом, а также другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных указанным Кодексом, другими законами или договором.
В статье 619 ГК РФ определены основания для досрочного расторжения договора аренды по требованию арендодателя, а также указывается, что договором аренды могут быть установлены и другие основания досрочного расторжения договора по требованию арендодателя в соответствии с пунктом 2 статьи 450 ГК РФ. При этом арендодатель вправе требовать досрочного расторжения договора только после направления арендатору письменного предупреждения о необходимости исполнения им обязательства в разумный срок.
В силу статьи 22 ЛК РФ инвестиционная деятельность в области освоения лесов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений". Объектами капитальных вложений в области освоения лесов являются объекты создаваемой и (или) модернизируемой лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры. Подготовка перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и его утверждение осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 419 утверждено Положение о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов (далее - Положение N 419).
В соответствии с пунктом 11 Положения N 419 к числу оснований для досрочного расторжения договора аренды лесного участка, включенного в перечень лесных участков, отнесено нарушение арендатором сроков реализации инвестиционного проекта более чем на один год (подпункт "д").
Пунктом 19 Положения N 419 установлено, что в случае появления предусмотренных подпунктом "д" пункта 11 данного Положения оснований для досрочного расторжения договора аренды лесного участка, включенного в перечень лесных участков (в том числе нарушение арендатором графика реализации инвестиционного проекта более чем на 1 год), заинтересованный орган направляет инвестору предписание о необходимости устранения нарушений с указанием срока их устранения.
В случае если такие нарушения были устранены в указанный в предписании срок, заинтересованный орган информирует об этом Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в течение 10 дней с даты получения такой информации.
В случае если такие нарушения не были устранены в указанный в предписании срок, заинтересованный орган в течение 10 дней с момента истечения указанного в предписании срока устранения нарушений принимает решение о направлении в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации заявления об исключении инвестиционного проекта из перечня. Последнее в течение 14 рабочих дней со дня получения указанного заявления принимает решение об исключении соответствующего инвестиционного проекта из перечня и направляет его копию заинтересованному органу для принятия решения о расторжении договора аренды лесного участка, включенного в перечень лесных участков.
В спорном договоре аренды лесного участка предусматривается возможность его досрочного расторжения в случае нарушения Арендатором сроков реализации инвестиционного проекта более чем на один год (пункт 6.3 договора).
При рассмотрении настоящего спора судом установлено и подтверждается материалами дела факт нарушения Обществом сроков реализации инвестиционного проекта и, таким образом, наличие оснований, предусмотренных пунктом 6.3 договора аренды, для его досрочного расторжения.
Согласно пункту 2 статьи 452 ГК РФ требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
Исходя из правовой позиции, изложенной в пункте 8 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров", требование о расторжении договора аренды не подлежит удовлетворению, если в разумный срок устранены нарушения, послужившие основанием для обращения в арбитражный суд.
Из материалов дела усматривается, что истец в порядке соблюдения положений статей 452, 619 ГК РФ, направлял в адрес ответчика предписания от 23.05.2013 N 204-02/1961 и от 13.02.2014 N 204-02/784 (т. 1, л. 130, 141) с предложением устранить нарушения календарного плана реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов.
Вместе с тем данные предписания Обществом не исполнены, допущенные нарушения плана реализации инвестиционного проекта не устранены. Более того, проект ответчика исключен из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, что влечет невозможность осуществления целевого (для реализации инвестиционного проекта) использования арендованного лесного участка.
В письме от 08.05.2015 N 204-01/3818 Министерство предложило Обществу расторгнуть договор аренды лесного участка путем подписания в 30-дневный срок соглашения о расторжении договора. При этом в данном письме указано, что в случае отказа от предложения о расторжении договора аренды либо неполучения ответа в 30-дневный срок Министерство будет вынуждено обратиться в арбитражный суд с требованием о расторжении договора аренды.
Указанное письмо направлено Обществу 15.05.2015, о чем свидетельствует список внутренних почтовых отправлений от 15.05.2015 N 300 и квитанция о приеме почтовых отправлений по безналичному расчету от 15.05.2015 N 48 (т. 2, л. 25 - 26).
Получение Обществом данного почтового отправления подтверждается информацией, содержащейся на сайте Почты России в разделе "Отслеживание почтовых отправлений".
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия отклоняет довод Общества о несоблюдении Министерством досудебного порядка урегулирования спора.
Оснований для оставления искового заявления без рассмотрения у суда первой инстанции не имелось.
При изложенных обстоятельствах, в связи с установлением факта нарушения ответчиком сроков реализации приоритетного инвестиционного проекта "Модернизация производства ОАО "Онежский ЛДК" сроком более чем на 1 год и отсутствием доказательств устранения Обществом данного нарушения в разумный срок, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования Министерства о расторжении договора аренды.
Апелляционная жалоба не содержит указания на обстоятельства и соответствующие доказательства, наличие которых позволило бы иначе оценить те юридически значимые обстоятельства, верная оценка которых судом первой инстанции повлекла принятие обжалуемого решения.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 25 сентября 2015 года по делу N А05-8038/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Онежский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
А.Н.ШАДРИНА
А.Н.ШАДРИНА
Судьи
А.Я.ЗАЙЦЕВА
Ю.В.ЗОРИНА
А.Я.ЗАЙЦЕВА
Ю.В.ЗОРИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)