Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 04.05.2016 ПО ДЕЛУ N 33-4742/2016

Требование: О признании незаконным отказа во включении в список, предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключен из списка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жильем из специализированного жилищного фонда, по тем основаниям, что с заявлением о включении в список истец обратился по достижении возраста 23 лет.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 мая 2016 г. по делу N 33-4742


Судья Мехрякова Л.И.

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Киселевой Н.В., судей Пьянкова Д.А. и Кузницовой Г.Ю., при секретаре А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 04 мая 2016 года дело по апелляционной жалобе Правительства Пермского края на решение Ленинского районного суда г. Перми от 05 февраля 2016 г., которым постановлено:
"признать незаконными действия Межрайонного территориального управления N 1 Министерства социального развития Пермского края по исключению К.И.А. из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Возложить на Правительство Пермского края обязанность предоставить К.И.А. на территории города Кунгур по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв. м"
Заслушав доклад судьи Пьянкова Д.А., пояснения представителя истца К.И.А. - К.В., изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

К.И.А. обратилась в суд с иском к Правительству Пермского края, Межрайонному территориальному управлению N 1 Министерства социального развития Пермского края, администрации г. Кунгура Пермского края о признании незаконным отказа во включении в список, предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения площадью 42 кв. м.
В обоснование заявленных требований истец указала, что она (истец) является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее родители К. и В. на основании решения Большесосновского районного суда Пермской области от 23 января 2007 г. лишены в отношении нее (истца) родительских прав. 11 декабря 2009 г. администрацией Большесосновского района истец была поставлена на учет как нуждающаяся в улучшении жилищных условий по списку детей сирот, поскольку дом, расположенный по адресу: <...> признан непригодным для проживания. В 2011 г. дом повторно признан непригодным для проживания и принято решение поставить истца на учет в льготную очередь как нуждающуюся в приобретении жилья. 10 апреля 2013 г. на основании заявления истца и протокола комиссии Теруправления она (истец) включена в льготный список для получения жилого помещения детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. 18 марта 2014 г. Теруправление направило в адрес истца уведомление об исключении из списка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жильем из специализированного жилищного фонда, по тем основаниям, что с заявлением о включении в список истец обратилась по достижению возраста 23 лет. 03 апреля 2014 г. истцу было рекомендовано обратиться в администрацию Черновского сельского поселения Большесосновского района с заявлением о постановке на регистрационный учет для получения жилого помещения на территории данного сельского поселения. Считает решение Теруправления об исключении из списков незаконным.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца на удовлетворении требований настаивала.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание суда первой инстанции не явились, были извещены.
Судом постановлено указанное выше решение.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым в части предоставления К.И.А. жилого помещения на территории г. Кунгура не согласился ответчик Правительство Пермского края, в оспариваемой части решение суда просит изменить, определить место предоставления жилого помещения - на территории Пермского края либо с согласия К.И.А. в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства. Судом не учтено, что федеральное законодательство предусматривает предоставление жилья лицам из числа детей-сирот на территории субъекта РФ, где проживают лица указанной категории, т.е. на территории всего Пермского края, а не в границах какого-либо отдельного муниципального образования Пермского края. Ограничение по предоставлению жилого помещения в границах г. Кунгура не основано на законе.
В возражении на апелляционную жалобу истец полагает решение суда не подлежащим отмене или изменению.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца полагала решение суда не подлежащим отмене или изменению.
Иные лица участвующие в деле в судебное заседание не явились, были извещены о месте и времени его проведения. В связи с этим на основании ст. 327, 167 ГПК РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Судебная коллегия, заслушав мнение представителя истца, проверив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.
В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Частью 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Законом Пермской области от 29.12.2004 года N 1939-419 (ред. Закона N 147-ПК от 14.12.2012 года) "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", статьей 6, предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Условиями предоставления жилых помещений лицам, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям существующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Таким образом, вышеприведенными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъекта Российской Федерации - Пермского края определен механизм реализации лицами из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, права на жилище.
Согласно ст. 23 Устава Пермского края, принятого Законодательным собранием Пермского края 19.04.2007 года (в редакции Закона Пермского края от 27.11.2012 года N 134-ПК) Правительство Пермского края является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края, формирующим органы исполнительной власти края и осуществляющим непосредственное руководство ими.
Согласно ст. 2 Закона Пермского края от 07.09.2007 года N 107-ПК "О системе органов государственной власти Пермского края" система исполнительных органов государственной власти Пермского края представляет собой взаимосвязанную совокупность исполнительных органов государственной власти Пермского края, наделенных в установленном порядке государственными полномочиями, действующую в целях реализации социально-экономического развития Пермского края.
Систему исполнительных органов государственной власти Пермского края составляют: Правительство Пермского края, министерства Пермского края, агентства Пермского края, инспекции Пермского края, иные исполнительные органы государственной власти Пермского края, их территориальные органы или обособленные структурные подразделения на территории Пермского края.
По смыслу указанных норм, поскольку Правительство Пермского края является наивысшим исполнительным органом государственной власти Пермского края, обязанность по предоставлению истцу жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения должна быть возложена именно на Правительство Пермского края.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции в соответствие со ст. 56, 67 ГПК РФ К.И.А. (К.И.Б.), <...> г. рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей, так как ее родители К. - отец и В. - мать на основании решения Большесосновского районного суда Пермской области от 23 января 2007 г. лишены родительских прав в отношении детей: К.И.Б., <...> г.р., К1., <...> г.р. и К2., <...> г.р.
Согласно распоряжению Главы администрации Черновского сельского поселения Большесосновского муниципального района Пермского края от 01 февраля 2007 г. N 7 за К.И.Б. закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <...>.
В августе 2011 г. К.И.Б. обратилась в администрацию Черновского сельского поселения Большесосновского муниципального района с заявлением, как ребенок-сирота о признании жилого помещения, расположенного по адресу: <...> непригодным для постоянного проживания с целью постановки на учет в льготную очередь как нуждающейся в приобретении жилья.
В соответствии с актом обследования помещения N 5 от 17 августа 2011 г. и заключением о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания N 5 от 17 августа 2011 г., межведомственной комиссией, утвержденной решением Совета депутатов Черновского сельского поселения от 25 февраля 2009 г. N 44 принято решение о признании жилого помещения, расположенного по адресу: <...> непригодным для постоянного проживания и постановке К.И.Б. ребенка-сироты на льготную очередь как нуждающуюся в приобретении жилья.
Согласно акту от 15 января 2013 г. приема-передачи учетных дел детей-сирот, достигших возраста 14 лет и стоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, право у которых на обеспечение жилым помещением не было реализовано до 01.01.2013 г., К.И.Б. поставлена на учет в качестве нуждающейся 11.12.2009 г., вместе с братом К1.
В соответствии с уведомлением N 582 от 11 апреля 2013 г., направленным Теруправлением в адрес истца, К.И.Б. на основании решения Теруправления N 1 от 10 апреля 2013 г. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения.
Решением Теруправления N 4 от 17 марта 2014 г. К.И.А. (К.И.Б.) исключена из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения, поскольку на момент обращения истцу исполнилось 23 года.
Из ответа Теруправления от 01 апреля 2015 г., данного К.И.А., следует, что в материалах учетного дела отсутствует Постановление (распоряжение) главы Большесосновского муниципального района об учреждении опеки или патронатного сопровождения над К.И.Б. и Постановление (распоряжение) главы Большесосновского муниципального района о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий К.И.Б.
По данным ГУП "ЦТИ Пермского края" (Нытвенский филиал) за К.И.Б. на территории Большесосновского района Пермского края каких-либо объектов недвижимости не зарегистрировано.
По данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю К.И.Б. жилых помещений на праве собственности не имеет.
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 40 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 5, ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 1, 8 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ч. 1, 2 и 5 ст. 6 Закона Пермской области "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", пришел к обоснованному выводу о том, что несмотря на обращение истца в возрасте до 23 лет в компетентные органы, осуществляющие постановку на учет и предоставление жилого помещения, она не была своевременно поставлена на учет, ей не было оказано необходимое содействие в постановке на учет и в предоставлении жилого помещения, в связи с чем признал незаконным исключение истца из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда и возложил на Правительство Пермского края обязанность по предоставлению истцу жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается и полагает, что доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене или изменению решения суда.
Не влечет отмену постановленного судом решения довод апелляционной жалобы о том, что федеральное законодательство предусматривает предоставление жилья детям-сиротам на территории субъекта РФ, где проживают лица данной категории, и ограничение права истца на предоставление жилья территорией г. Кунгура не основано на действующем законодательстве.
Согласно статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с п. 1.3, 1.4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений (утв. Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 N 1194-п) жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона от 29 декабря 2004 г. N 1939-419 и должны соответствовать следующим требованиям:... жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства. В случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства
Из указанных положений следует, что данная социальная гарантия по общему правилу предоставляется по месту жительства лица, имеющего право на ее (гарантии) предоставление.
Поскольку, как установлено судом, истец фактически проживает и работает в г. Кунгур, в судебном заседании выразила согласие на предоставление ей жилья именно в г. Кунгур, соответственно, судом обоснованно, с согласия истца и в его интересах, возложена обязанность на Правительство Пермского края предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения на территории г. Кунгур Пермского края.
Согласие истца на предоставление им жилого помещения не по месту проживания на территории всего Пермского края также отсутствует.
Невозможность предоставления жилого помещения по месту его постановки на учет материалами дела не доказана.
Возложение на Правительство Пермского края обязанности по предоставлению истцу жилого помещения в пределах г. Кунгура требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения, не противоречит и прав заявителя не нарушает.
Иных доводов, опровергающих выводы суда и ставящих под сомнение законность принятого решения в апелляционной жалобе не приводится.
С учетом изложенного судебная коллегия считает, что нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, судом не допущено.
Руководствуясь ст. 199, 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда г. Перми от 05 февраля 2016 г. оставить без изменений, апелляционную жалобу Правительства Пермского края - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)