Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.09.2017 ПО ДЕЛУ N А43-33304/2016

Разделы:
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 сентября 2017 г. по делу N А43-33304/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 сентября 2017 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Мальковой Д.Г., судей Устиновой Н.В., Большаковой О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гусейновой М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента лесного хозяйства Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 20.06.2017 по делу N А43-33304/2016, принятое судьей Бодровой Н.В., по иску Департамента лесного хозяйства Нижегородской области (ОГРН 1115260001449, ИНН 5260294552) к индивидуальному предпринимателю Абдуллаевой Елене Александровне (ОГРНИП 306523529700020) о внесении изменений в договор аренды лесного участка,
при участии в судебном заседании представителя Департамента лесного хозяйства Нижегородской области - Додоновой М.Е. по доверенности от 08.08.2017 N 208 (сроком на 1 год),
установил:

Департамент лесного хозяйства Нижегородской области (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики с иском к индивидуальному предпринимателю Абдулаевой Елене Александровне (далее - Предприниматель) о внесении изменений в договор аренды лесного участка N 432 от 25.10.2010.
Исковые требования заявлены на основании статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации и мотивированы существенным изменением количественных и качественных характеристик арендованного лесного участка.
Решением от 20.06.2017 Арбитражный суд Нижегородской области в удовлетворении исковых требований отказал.
Не согласившись с принятым решением, Департамент обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель указывает на то, что арендатор подготовил изменения в проекте освоения лесов, которые получили положительное заключение государственной экспертизы. В соответствии с указанными изменениями в проект освоения лесов предусмотрены дополнительные санитарно-оздоровительные мероприятия (дополнительная рубка лесных насаждений), а также дополнительный объем заготовки древесины. Считает, что факт изменения объема заготовки древесины является основанием для внесения изменений в договор аренды лесного участка. Полагает доказанным факт существенности изменения количественных и качественных характеристик лесного участка. Поясняет, что заявленное требование направлено не только на взыскание платы, но и на внесение изменений, в договор аренды лесного участка, обусловленных необходимостью приведения условий договора в соответствие с проектом освоения лесов.
Представитель Департамента в судебном заседании 30.08.2017, в котором в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 06.09.2017, и поддержал вышеизложенные доводы, просил решение отменить, и принять по делу новый судебный акт.
Предприниматель в отзыве на апелляционную жалобу возразил против доводов заявителя, указав на законность и обоснованность принятого по делу решения, просил оставить его без изменения, жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 25.05.2010 между Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области (правопредшественник истца, арендодатель) и Предпринимателем (арендатор) был заключен договор аренды лесного участка N 432, в соответствии с условиями которого арендодатель, действующий в соответствии со статьями 72, 74 Лесного кодекса Российской Федерации, на основании протокола N 1 от 12.05.2010 о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, определенный в пункте 2 договора.
Передаваемый в пользование лесной участок является частью участка, находящегося в федеральной собственности, кадастровый номер 52:05:000000:0004:0001, площадь 116313 га, свидетельство о государственной регистрации права серии 52АА N 834316, выданное 28.11.2003 Учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Нижегородской области Уренского районного филиала.
Согласно пунктам 2, 3 договора лесной участок площадью 6787 га, предоставляемый в аренду по настоящему договору, расположен в Уренском районном лесничестве, Тулажское участковое лесничество, кварталы 1, 5, 6, 12 - 14, 24, 25, 43 - 45, 54 - 57, 66 - 69,78 - 81, 90 - 93, 102 - 105, 114 - 117, 126 - 129, 132 - 135, 138 - 140, 143 (в соответствии с материалами лесоустройства 1995 - 1996 гг.).
Схема расположения лесного участка и его характеристика приводятся в приложениях N 1 и 2 к настоящему договору (границы лесного участка определены планом лесного участка, являющимся неотъемлемой частью настоящего договора, а с момента постановки на государственный кадастровый учет - кадастровой картой (планом) лесного участка).
Срок действия договора установлен пунктом 25 договора - до 24.05.2020.
Годовой размер арендной платы определен пунктом 6 договора и приложением N 4 к договору аренды лесного участка в размере 228 900 руб. в год.
Объем заготовки древесины на арендуемом лесном участке определен приложением N 3 к договору аренды и составляет 3,5 тыс. куб. м.
Пунктом 19 договора аренды предусмотрено, что после утверждения проекта освоения лесов (изменений в проект освоения лесов) настоящий договор подлежит изменению.
В соответствии с Указом Губернатора Нижегородской области от 8 ноября 2010 года N 90 "О внесении изменений в Указ Губернатора Нижегородской области от 10 августа 2010 N 50" в результате реорганизации министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области путем выделения создан Департамент лесного хозяйства Нижегородской области.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Департаменте, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 31 декабря 2010 года N 964, Департамент лесного хозяйства Нижегородской области является правопреемником Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области по вопросам осуществления полномочий в сфере лесных отношений.
В соответствии с пунктом 14.3 договора аренды и положениями статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации арендатором был разработан проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной экспертизы согласно приказу Департамента от 06.04.2011 N 171.
16.06.2011 между Департаментом лесного хозяйства Нижегородской области и Предпринимателем было заключено дополнительное соглашение, предусматривающее приведение условий договора аренды в соответствии с проектом освоения лесов (размер арендной платы, характеристика лесного участка, объемы использования лесов, сроки и размеры внесения арендной платы).
Согласно приказу Департамента от 14.11.2016 N 1414 арендатором были внесены изменения в проект освоения лесов, получившие положительное заключение государственной экспертизы.
Основанием для внесения изменений в проект освоения лесов послужили планы-корректировки проведения санитарно-оздоровительных мероприятий, утвержденных приказами Департамента от 30.09.2016 N 1088.
В целях приведения условий договора аренды в соответствие с проектом освоения лесов, Департаментом подготовлен проект дополнительного соглашения к договору аренды N 432 от 25.05.2010, предусматривающий изменение размера арендной платы, подлежащей доплате за рубку погибших и поврежденных лесных насаждений.
В связи с уклонением Предпринимателя от подписания дополнительного соглашения к договору аренды на предложенных условиях Департамент обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с настоящими исковыми требованиями.
Оценив в совокупности представленные в материалы дела документы, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о том, что требования истца не подлежат удовлетворению, при этом обоснованно исходил из следующего.
Согласно части 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда в случаях, предусмотренных Кодексом, другими законами или договором.
В силу пунктов 1, 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей на момент заключения договора аренды, договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи. При заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 29.05.2014 N 1021-О указал, что часть 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации создает - наряду с другими законоположениями - необходимую правовую основу порядка предоставления в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и направлена на обеспечение баланса интересов и равноправия участников аукциона, защиту публичных интересов, а также на предотвращение злоупотреблений при предоставлении в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Федеральным законом от 21.07.2014 N 250-ФЗ "О внесении изменений в статьи 74 и 81 Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 250-ФЗ) редакция статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации была изменена.
При этом введенная Федеральным законом N 250-ФЗ в статью 74 Лесного кодекса Российской Федерации часть 2.1 содержит положение о том, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам аукциона, может быть изменен только по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Федеральный закон от 29.06.2015 N 206-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений" дополнил главу 6 Лесного кодекса Российской Федерации статьей 74.1 "Изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности", действующей с 01.10.2015.
Согласно части 3 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Указанные в названной норме существенные изменения характеристик лесного участка определяются по результатам таксации лесов (статья 69.1 Лесного кодекса Российской Федерации), проводимой в порядке лесоустройства в границах всего арендуемого лесного участка и влекут изменение ежегодных объемов заготовки древесины с соответствующим изменением ежегодной арендной платы на последующий срок действия договора, т.е. влекут изменение аукционных условий договора.
Из приведенных выше норм права следует, что лесным законодательством была установлена и продолжает действовать возможность изменения условий договора аренды лесного участка, заключенного по результатам торгов, только в судебном порядке при наличии установленных законом оснований, в том числе существенного изменения количественных и качественных характеристик лесного участка.
Из проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной экспертизы и утвержденного приказом Департамента, следует, что санитарные рубки назначены лишь в части выделов восьми лесных кварталов, площадь поврежденной части участка всего 109,4 га, что по отношению к площади арендуемого лесного участка (5118 га) составляет лишь 2,14%.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, в том числе проект освоения лесов, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии существенного изменения количественных и качественных характеристик лесного участка, являющегося предметом договора от 25.05.2010 N 432. Доказательств обратного в дело не представлено.
Как правильно указал суд первой инстанции, негативные воздействия на леса зачастую не приводят к существенным изменениям количественных и качественных характеристик всего лесного участка, в соответствии с чем применение механизма судебного изменения договора относительно санитарно-оздоровительных мероприятий в порядке части 3 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации является ненадлежащим.
Объем древесины, изымаемый ответчиком, при исполнении установленной законом обязанности по рубке погибших и поврежденных лесных насаждений, не изменяет аукционное условие договора - среднегодовой объем заготовки древесины.
Таким образом, поскольку истцом не доказан факт существенного изменения количественных и качественных характеристик лесного участка, соответственно не имеется оснований для внесения изменений в договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам аукциона.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что арбитражным судом правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права. Оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают законности принятого судебного акта.
Оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не рассматривался, поскольку в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 20.06.2017 по делу N А43-33304/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента лесного хозяйства Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
Д.Г.МАЛЬКОВА
Судьи
О.А.БОЛЬШАКОВА
Н.В.УСТИНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)