Судебные решения, арбитраж
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 сентября 2017 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Мальковой Д.Г., судей Устиновой Н.В., Большаковой О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гусейновой М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента лесного хозяйства Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 20.06.2017 по делу N А43-33304/2016, принятое судьей Бодровой Н.В., по иску Департамента лесного хозяйства Нижегородской области (ОГРН 1115260001449, ИНН 5260294552) к индивидуальному предпринимателю Абдуллаевой Елене Александровне (ОГРНИП 306523529700020) о внесении изменений в договор аренды лесного участка,
при участии в судебном заседании представителя Департамента лесного хозяйства Нижегородской области - Додоновой М.Е. по доверенности от 08.08.2017 N 208 (сроком на 1 год),
Департамент лесного хозяйства Нижегородской области (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики с иском к индивидуальному предпринимателю Абдулаевой Елене Александровне (далее - Предприниматель) о внесении изменений в договор аренды лесного участка N 432 от 25.10.2010.
Исковые требования заявлены на основании статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации и мотивированы существенным изменением количественных и качественных характеристик арендованного лесного участка.
Решением от 20.06.2017 Арбитражный суд Нижегородской области в удовлетворении исковых требований отказал.
Не согласившись с принятым решением, Департамент обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель указывает на то, что арендатор подготовил изменения в проекте освоения лесов, которые получили положительное заключение государственной экспертизы. В соответствии с указанными изменениями в проект освоения лесов предусмотрены дополнительные санитарно-оздоровительные мероприятия (дополнительная рубка лесных насаждений), а также дополнительный объем заготовки древесины. Считает, что факт изменения объема заготовки древесины является основанием для внесения изменений в договор аренды лесного участка. Полагает доказанным факт существенности изменения количественных и качественных характеристик лесного участка. Поясняет, что заявленное требование направлено не только на взыскание платы, но и на внесение изменений, в договор аренды лесного участка, обусловленных необходимостью приведения условий договора в соответствие с проектом освоения лесов.
Представитель Департамента в судебном заседании 30.08.2017, в котором в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 06.09.2017, и поддержал вышеизложенные доводы, просил решение отменить, и принять по делу новый судебный акт.
Предприниматель в отзыве на апелляционную жалобу возразил против доводов заявителя, указав на законность и обоснованность принятого по делу решения, просил оставить его без изменения, жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 25.05.2010 между Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области (правопредшественник истца, арендодатель) и Предпринимателем (арендатор) был заключен договор аренды лесного участка N 432, в соответствии с условиями которого арендодатель, действующий в соответствии со статьями 72, 74 Лесного кодекса Российской Федерации, на основании протокола N 1 от 12.05.2010 о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, определенный в пункте 2 договора.
Передаваемый в пользование лесной участок является частью участка, находящегося в федеральной собственности, кадастровый номер 52:05:000000:0004:0001, площадь 116313 га, свидетельство о государственной регистрации права серии 52АА N 834316, выданное 28.11.2003 Учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Нижегородской области Уренского районного филиала.
Согласно пунктам 2, 3 договора лесной участок площадью 6787 га, предоставляемый в аренду по настоящему договору, расположен в Уренском районном лесничестве, Тулажское участковое лесничество, кварталы 1, 5, 6, 12 - 14, 24, 25, 43 - 45, 54 - 57, 66 - 69,78 - 81, 90 - 93, 102 - 105, 114 - 117, 126 - 129, 132 - 135, 138 - 140, 143 (в соответствии с материалами лесоустройства 1995 - 1996 гг.).
Схема расположения лесного участка и его характеристика приводятся в приложениях N 1 и 2 к настоящему договору (границы лесного участка определены планом лесного участка, являющимся неотъемлемой частью настоящего договора, а с момента постановки на государственный кадастровый учет - кадастровой картой (планом) лесного участка).
Срок действия договора установлен пунктом 25 договора - до 24.05.2020.
Годовой размер арендной платы определен пунктом 6 договора и приложением N 4 к договору аренды лесного участка в размере 228 900 руб. в год.
Объем заготовки древесины на арендуемом лесном участке определен приложением N 3 к договору аренды и составляет 3,5 тыс. куб. м.
Пунктом 19 договора аренды предусмотрено, что после утверждения проекта освоения лесов (изменений в проект освоения лесов) настоящий договор подлежит изменению.
В соответствии с Указом Губернатора Нижегородской области от 8 ноября 2010 года N 90 "О внесении изменений в Указ Губернатора Нижегородской области от 10 августа 2010 N 50" в результате реорганизации министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области путем выделения создан Департамент лесного хозяйства Нижегородской области.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Департаменте, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 31 декабря 2010 года N 964, Департамент лесного хозяйства Нижегородской области является правопреемником Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области по вопросам осуществления полномочий в сфере лесных отношений.
В соответствии с пунктом 14.3 договора аренды и положениями статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации арендатором был разработан проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной экспертизы согласно приказу Департамента от 06.04.2011 N 171.
16.06.2011 между Департаментом лесного хозяйства Нижегородской области и Предпринимателем было заключено дополнительное соглашение, предусматривающее приведение условий договора аренды в соответствии с проектом освоения лесов (размер арендной платы, характеристика лесного участка, объемы использования лесов, сроки и размеры внесения арендной платы).
Согласно приказу Департамента от 14.11.2016 N 1414 арендатором были внесены изменения в проект освоения лесов, получившие положительное заключение государственной экспертизы.
Основанием для внесения изменений в проект освоения лесов послужили планы-корректировки проведения санитарно-оздоровительных мероприятий, утвержденных приказами Департамента от 30.09.2016 N 1088.
В целях приведения условий договора аренды в соответствие с проектом освоения лесов, Департаментом подготовлен проект дополнительного соглашения к договору аренды N 432 от 25.05.2010, предусматривающий изменение размера арендной платы, подлежащей доплате за рубку погибших и поврежденных лесных насаждений.
В связи с уклонением Предпринимателя от подписания дополнительного соглашения к договору аренды на предложенных условиях Департамент обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с настоящими исковыми требованиями.
Оценив в совокупности представленные в материалы дела документы, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о том, что требования истца не подлежат удовлетворению, при этом обоснованно исходил из следующего.
Согласно части 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда в случаях, предусмотренных Кодексом, другими законами или договором.
В силу пунктов 1, 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей на момент заключения договора аренды, договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи. При заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 29.05.2014 N 1021-О указал, что часть 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации создает - наряду с другими законоположениями - необходимую правовую основу порядка предоставления в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и направлена на обеспечение баланса интересов и равноправия участников аукциона, защиту публичных интересов, а также на предотвращение злоупотреблений при предоставлении в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Федеральным законом от 21.07.2014 N 250-ФЗ "О внесении изменений в статьи 74 и 81 Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 250-ФЗ) редакция статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации была изменена.
При этом введенная Федеральным законом N 250-ФЗ в статью 74 Лесного кодекса Российской Федерации часть 2.1 содержит положение о том, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам аукциона, может быть изменен только по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Федеральный закон от 29.06.2015 N 206-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений" дополнил главу 6 Лесного кодекса Российской Федерации статьей 74.1 "Изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности", действующей с 01.10.2015.
Согласно части 3 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Указанные в названной норме существенные изменения характеристик лесного участка определяются по результатам таксации лесов (статья 69.1 Лесного кодекса Российской Федерации), проводимой в порядке лесоустройства в границах всего арендуемого лесного участка и влекут изменение ежегодных объемов заготовки древесины с соответствующим изменением ежегодной арендной платы на последующий срок действия договора, т.е. влекут изменение аукционных условий договора.
Из приведенных выше норм права следует, что лесным законодательством была установлена и продолжает действовать возможность изменения условий договора аренды лесного участка, заключенного по результатам торгов, только в судебном порядке при наличии установленных законом оснований, в том числе существенного изменения количественных и качественных характеристик лесного участка.
Из проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной экспертизы и утвержденного приказом Департамента, следует, что санитарные рубки назначены лишь в части выделов восьми лесных кварталов, площадь поврежденной части участка всего 109,4 га, что по отношению к площади арендуемого лесного участка (5118 га) составляет лишь 2,14%.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, в том числе проект освоения лесов, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии существенного изменения количественных и качественных характеристик лесного участка, являющегося предметом договора от 25.05.2010 N 432. Доказательств обратного в дело не представлено.
Как правильно указал суд первой инстанции, негативные воздействия на леса зачастую не приводят к существенным изменениям количественных и качественных характеристик всего лесного участка, в соответствии с чем применение механизма судебного изменения договора относительно санитарно-оздоровительных мероприятий в порядке части 3 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации является ненадлежащим.
Объем древесины, изымаемый ответчиком, при исполнении установленной законом обязанности по рубке погибших и поврежденных лесных насаждений, не изменяет аукционное условие договора - среднегодовой объем заготовки древесины.
Таким образом, поскольку истцом не доказан факт существенного изменения количественных и качественных характеристик лесного участка, соответственно не имеется оснований для внесения изменений в договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам аукциона.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что арбитражным судом правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права. Оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают законности принятого судебного акта.
Оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не рассматривался, поскольку в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 20.06.2017 по делу N А43-33304/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента лесного хозяйства Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.09.2017 ПО ДЕЛУ N А43-33304/2016
Разделы:Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 сентября 2017 г. по делу N А43-33304/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 сентября 2017 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Мальковой Д.Г., судей Устиновой Н.В., Большаковой О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гусейновой М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента лесного хозяйства Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 20.06.2017 по делу N А43-33304/2016, принятое судьей Бодровой Н.В., по иску Департамента лесного хозяйства Нижегородской области (ОГРН 1115260001449, ИНН 5260294552) к индивидуальному предпринимателю Абдуллаевой Елене Александровне (ОГРНИП 306523529700020) о внесении изменений в договор аренды лесного участка,
при участии в судебном заседании представителя Департамента лесного хозяйства Нижегородской области - Додоновой М.Е. по доверенности от 08.08.2017 N 208 (сроком на 1 год),
установил:
Департамент лесного хозяйства Нижегородской области (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики с иском к индивидуальному предпринимателю Абдулаевой Елене Александровне (далее - Предприниматель) о внесении изменений в договор аренды лесного участка N 432 от 25.10.2010.
Исковые требования заявлены на основании статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации и мотивированы существенным изменением количественных и качественных характеристик арендованного лесного участка.
Решением от 20.06.2017 Арбитражный суд Нижегородской области в удовлетворении исковых требований отказал.
Не согласившись с принятым решением, Департамент обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель указывает на то, что арендатор подготовил изменения в проекте освоения лесов, которые получили положительное заключение государственной экспертизы. В соответствии с указанными изменениями в проект освоения лесов предусмотрены дополнительные санитарно-оздоровительные мероприятия (дополнительная рубка лесных насаждений), а также дополнительный объем заготовки древесины. Считает, что факт изменения объема заготовки древесины является основанием для внесения изменений в договор аренды лесного участка. Полагает доказанным факт существенности изменения количественных и качественных характеристик лесного участка. Поясняет, что заявленное требование направлено не только на взыскание платы, но и на внесение изменений, в договор аренды лесного участка, обусловленных необходимостью приведения условий договора в соответствие с проектом освоения лесов.
Представитель Департамента в судебном заседании 30.08.2017, в котором в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 06.09.2017, и поддержал вышеизложенные доводы, просил решение отменить, и принять по делу новый судебный акт.
Предприниматель в отзыве на апелляционную жалобу возразил против доводов заявителя, указав на законность и обоснованность принятого по делу решения, просил оставить его без изменения, жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 25.05.2010 между Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области (правопредшественник истца, арендодатель) и Предпринимателем (арендатор) был заключен договор аренды лесного участка N 432, в соответствии с условиями которого арендодатель, действующий в соответствии со статьями 72, 74 Лесного кодекса Российской Федерации, на основании протокола N 1 от 12.05.2010 о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, определенный в пункте 2 договора.
Передаваемый в пользование лесной участок является частью участка, находящегося в федеральной собственности, кадастровый номер 52:05:000000:0004:0001, площадь 116313 га, свидетельство о государственной регистрации права серии 52АА N 834316, выданное 28.11.2003 Учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Нижегородской области Уренского районного филиала.
Согласно пунктам 2, 3 договора лесной участок площадью 6787 га, предоставляемый в аренду по настоящему договору, расположен в Уренском районном лесничестве, Тулажское участковое лесничество, кварталы 1, 5, 6, 12 - 14, 24, 25, 43 - 45, 54 - 57, 66 - 69,78 - 81, 90 - 93, 102 - 105, 114 - 117, 126 - 129, 132 - 135, 138 - 140, 143 (в соответствии с материалами лесоустройства 1995 - 1996 гг.).
Схема расположения лесного участка и его характеристика приводятся в приложениях N 1 и 2 к настоящему договору (границы лесного участка определены планом лесного участка, являющимся неотъемлемой частью настоящего договора, а с момента постановки на государственный кадастровый учет - кадастровой картой (планом) лесного участка).
Срок действия договора установлен пунктом 25 договора - до 24.05.2020.
Годовой размер арендной платы определен пунктом 6 договора и приложением N 4 к договору аренды лесного участка в размере 228 900 руб. в год.
Объем заготовки древесины на арендуемом лесном участке определен приложением N 3 к договору аренды и составляет 3,5 тыс. куб. м.
Пунктом 19 договора аренды предусмотрено, что после утверждения проекта освоения лесов (изменений в проект освоения лесов) настоящий договор подлежит изменению.
В соответствии с Указом Губернатора Нижегородской области от 8 ноября 2010 года N 90 "О внесении изменений в Указ Губернатора Нижегородской области от 10 августа 2010 N 50" в результате реорганизации министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области путем выделения создан Департамент лесного хозяйства Нижегородской области.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Департаменте, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 31 декабря 2010 года N 964, Департамент лесного хозяйства Нижегородской области является правопреемником Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области по вопросам осуществления полномочий в сфере лесных отношений.
В соответствии с пунктом 14.3 договора аренды и положениями статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации арендатором был разработан проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной экспертизы согласно приказу Департамента от 06.04.2011 N 171.
16.06.2011 между Департаментом лесного хозяйства Нижегородской области и Предпринимателем было заключено дополнительное соглашение, предусматривающее приведение условий договора аренды в соответствии с проектом освоения лесов (размер арендной платы, характеристика лесного участка, объемы использования лесов, сроки и размеры внесения арендной платы).
Согласно приказу Департамента от 14.11.2016 N 1414 арендатором были внесены изменения в проект освоения лесов, получившие положительное заключение государственной экспертизы.
Основанием для внесения изменений в проект освоения лесов послужили планы-корректировки проведения санитарно-оздоровительных мероприятий, утвержденных приказами Департамента от 30.09.2016 N 1088.
В целях приведения условий договора аренды в соответствие с проектом освоения лесов, Департаментом подготовлен проект дополнительного соглашения к договору аренды N 432 от 25.05.2010, предусматривающий изменение размера арендной платы, подлежащей доплате за рубку погибших и поврежденных лесных насаждений.
В связи с уклонением Предпринимателя от подписания дополнительного соглашения к договору аренды на предложенных условиях Департамент обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с настоящими исковыми требованиями.
Оценив в совокупности представленные в материалы дела документы, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о том, что требования истца не подлежат удовлетворению, при этом обоснованно исходил из следующего.
Согласно части 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда в случаях, предусмотренных Кодексом, другими законами или договором.
В силу пунктов 1, 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей на момент заключения договора аренды, договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи. При заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 29.05.2014 N 1021-О указал, что часть 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации создает - наряду с другими законоположениями - необходимую правовую основу порядка предоставления в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и направлена на обеспечение баланса интересов и равноправия участников аукциона, защиту публичных интересов, а также на предотвращение злоупотреблений при предоставлении в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Федеральным законом от 21.07.2014 N 250-ФЗ "О внесении изменений в статьи 74 и 81 Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 250-ФЗ) редакция статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации была изменена.
При этом введенная Федеральным законом N 250-ФЗ в статью 74 Лесного кодекса Российской Федерации часть 2.1 содержит положение о том, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам аукциона, может быть изменен только по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Федеральный закон от 29.06.2015 N 206-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений" дополнил главу 6 Лесного кодекса Российской Федерации статьей 74.1 "Изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности", действующей с 01.10.2015.
Согласно части 3 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Указанные в названной норме существенные изменения характеристик лесного участка определяются по результатам таксации лесов (статья 69.1 Лесного кодекса Российской Федерации), проводимой в порядке лесоустройства в границах всего арендуемого лесного участка и влекут изменение ежегодных объемов заготовки древесины с соответствующим изменением ежегодной арендной платы на последующий срок действия договора, т.е. влекут изменение аукционных условий договора.
Из приведенных выше норм права следует, что лесным законодательством была установлена и продолжает действовать возможность изменения условий договора аренды лесного участка, заключенного по результатам торгов, только в судебном порядке при наличии установленных законом оснований, в том числе существенного изменения количественных и качественных характеристик лесного участка.
Из проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной экспертизы и утвержденного приказом Департамента, следует, что санитарные рубки назначены лишь в части выделов восьми лесных кварталов, площадь поврежденной части участка всего 109,4 га, что по отношению к площади арендуемого лесного участка (5118 га) составляет лишь 2,14%.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, в том числе проект освоения лесов, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии существенного изменения количественных и качественных характеристик лесного участка, являющегося предметом договора от 25.05.2010 N 432. Доказательств обратного в дело не представлено.
Как правильно указал суд первой инстанции, негативные воздействия на леса зачастую не приводят к существенным изменениям количественных и качественных характеристик всего лесного участка, в соответствии с чем применение механизма судебного изменения договора относительно санитарно-оздоровительных мероприятий в порядке части 3 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации является ненадлежащим.
Объем древесины, изымаемый ответчиком, при исполнении установленной законом обязанности по рубке погибших и поврежденных лесных насаждений, не изменяет аукционное условие договора - среднегодовой объем заготовки древесины.
Таким образом, поскольку истцом не доказан факт существенного изменения количественных и качественных характеристик лесного участка, соответственно не имеется оснований для внесения изменений в договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам аукциона.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что арбитражным судом правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права. Оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают законности принятого судебного акта.
Оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не рассматривался, поскольку в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 20.06.2017 по делу N А43-33304/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента лесного хозяйства Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
Д.Г.МАЛЬКОВА
Д.Г.МАЛЬКОВА
Судьи
О.А.БОЛЬШАКОВА
Н.В.УСТИНОВА
О.А.БОЛЬШАКОВА
Н.В.УСТИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)