Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что был включен в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, при этом был установлен факт невозможности проживания его в ранее занимаемом жилом помещении. Истцом было написано заявление о предоставлении ему жилого помещения, однако им получен отказ, в котором указано, что внеочередное право на обеспечение жильем у него отсутствует.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Щепалкина Н.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе
председательствующего судьи: Пятовой Н.Л.
судей: Крашенинниковой М.В. и Карцевской О.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем: Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционной жалобой вр. и.о. главы администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области Б.Е.
на решение Балахнинского городского суда Нижегородской области от 26 апреля 2017 года
по гражданскому делу по иску Б.В. к администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области и Министерству социальной политики по Нижегородской области о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда,
заслушав доклад судьи Крашенинниковой М.В., выслушав объяснения представителя истца по доверенности Б.А.А., представителя ответчика по доверенности Б.А.В.
установила:
Б.В. обратился в суд с иском к администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение из специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения вне очереди. В обоснование исковых требований Б.В. указал, что он относится к категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. <...> 2009 года ему исполнилось 18 лет, с 2007 по 2010 годы он находился на обучении в образовательном учреждении в профессиональном лицее N 32. По окончании учебы в 2010 году в июне истец был призван в ряды Вооруженных сил России, а в июне 2011 года был уволен из рядов Вооруженных сил России. 17 января 2014 года распоряжением Администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области N 40-р Б.В. был включен в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, также данным распоряжением был признан факт невозможности проживания его в ранее занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу: <...>. Б.В. было написано заявление в администрацию Балахнинского муниципального района Нижегородской области о предоставлении ему жилого помещения. Однако 07 февраля 2017 года истец получил отказ, в котором было указано, что внеочередное право на обеспечение жильем у него отсутствует и его очередность под номером 30. Ранее истец обращался к ответчику о предоставлении ему сведений о дате предоставления жилья, где ему поясняли, что его очередность под номером 5, при этом на каком основании изменилась очередность неизвестно.
В судебном заседании представитель администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области - по доверенности Б.А.В. с исковым заявлением Б.В. не согласилась..
Представитель Министерства социальной политики Нижегородской области в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.
Решением суда от 26 апреля 2017 года постановлено обязать администрацию Балахнинского муниципального района Нижегородской области вне очереди предоставить Б.В., <...> года рождения, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта по месту его жительства жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма для одиноко проживающих граждан.
В удовлетворении исковых требований Б.В. к Министерству социальной политики по Нижегородской области об обязании вне очереди предоставить благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта по месту его жительства жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма для одиноко проживающих граждан, - отказано.
В апелляционной жалобе вр. и.о. главы администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области Б.Е. поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся по делу лиц, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
На основании положений ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (ч. 1).
В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме (ч. 2).
Из материалов дела следует, что 17 января 2014 года распоряжением администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области N 40-р Б.В. включен в список детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, признан факт невозможности проживания его в ранее занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу: <...>.
Из дела видно, что по достижении совершеннолетия истец жильем не обеспечен, в настоящее время числится в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем на территории Балахнинского муниципального района Нижегородской области под номером 30.
Разрешая спор по существу и принимая решение об удовлетворении заявленных по делу требований, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости возложения на администрацию Балахнинского муниципального района Нижегородской области обязанности предоставить истцу жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с данным выводом суда отклоняются в силу следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом п. 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с п. 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п. 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), на территории Нижегородской области регулируются законами Нижегородской области от 10.12.2004 г. N 147-З "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Нижегородской области", от 07.09.2007 г. N 123-З "О жилищной политике в Нижегородской области", содержащими аналогичные вышеприведенным положения.
Кроме того, постановлением Правительства Нижегородской области от 28.05.2010 г. N 315 утверждено Положение о порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, которое предусматривает, что обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется органами местного самоуправления муниципального района (городского округа) Нижегородской области, осуществляющими государственные полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, однократно по месту жительства, а в случае отсутствия регистрации по месту жительства в Нижегородской области - по месту выявления и первичного устройства детей-сирот за счет средств областного бюджета и федерального бюджета путем строительства жилых помещений для детей-сирот на территории муниципальных образований Нижегородской области, приобретения жилых помещений для детей-сирот на рынке жилья на территории муниципальных образований Нижегородской области либо предоставления жилых помещений из состава имеющегося муниципального жилищного фонда.
При этом ни ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни иные нормы вышеуказанных законов не устанавливают очередность внутри списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Формирование названного списка и включение в него конкретных лиц означает констатацию наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации их права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Положения приведенных выше норм не содержат указания на конкретный срок предоставления жилого помещения данной категории граждан, что предполагает возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения.
Именно поэтому с момента включения истца в список на получение жилья у ответчика возникла обязанность по предоставлению ему жилого помещения, тогда как необходимости повторного обращения для реализации права на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения закон не устанавливает.
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Следовательно, предоставление жилых помещений указанной категории граждан законом не поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий.
Кроме того, закон не ставит в зависимость от срока окончания обучения лицом, включенным в список, возможность обеспечения его жильем из состава специализированного жилищного фонда.
Таким образом, установив, что истец, включенный в список и достигший совершеннолетия, до настоящего времени жильем не обеспечен, суд первой инстанции обоснованно возложил на ответчика обязанность предоставить ему жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы не содержат оснований для отмены решения и не опровергают выводов, изложенных в нем, поскольку основаны на ошибочном применении и толковании норм материального права и противоречат установленным по делу обстоятельствам.
Судебная коллегия полагает, что при разрешении данного спора суд правильно установил правоотношения сторон, тщательным образом исследовал доказательства, представленные сторонами, его выводы основаны на имеющихся в деле доказательствах. В решении в соответствии со ст. 67 ГПК РФ приведены мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов, а другие отвергнуты, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Поскольку нормы материального и процессуального права применены судом правильно, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований к отмене решения в апелляционном порядке не имеется.
Между тем судебная коллегия считает необходимым исключить из резолютивной части решения указание на предоставление жилого помещения "вне очереди", исходя из следующего.
Согласно ч. 2 ст. 57 ЖК РФ в редакции, действующей до 1 января 2013 г., категории граждан "дети-сироты" жилые помещения предоставлялись из фонда социального использования по договорам социального найма вне очереди. После внесенных изменений в указанную норму, а также в ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", внеочередное предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не предусмотрено.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Балахнинского городского суда Нижегородской области от 26 апреля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу вр. и.о. главы администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области Б.Е. - без удовлетворения.
Исключить из резолютивной части решения указание на предоставление жилого помещения "вне очереди".
Апелляционное определение судебной коллегии вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в суд кассационной инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ НИЖЕГОРОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 04.07.2017 ПО ДЕЛУ N 33-7652/2017
Требование: Об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение из специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения вне очереди.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что был включен в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, при этом был установлен факт невозможности проживания его в ранее занимаемом жилом помещении. Истцом было написано заявление о предоставлении ему жилого помещения, однако им получен отказ, в котором указано, что внеочередное право на обеспечение жильем у него отсутствует.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 июля 2017 г. по делу N 33-7652/2017
Судья: Щепалкина Н.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе
председательствующего судьи: Пятовой Н.Л.
судей: Крашенинниковой М.В. и Карцевской О.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем: Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционной жалобой вр. и.о. главы администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области Б.Е.
на решение Балахнинского городского суда Нижегородской области от 26 апреля 2017 года
по гражданскому делу по иску Б.В. к администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области и Министерству социальной политики по Нижегородской области о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда,
заслушав доклад судьи Крашенинниковой М.В., выслушав объяснения представителя истца по доверенности Б.А.А., представителя ответчика по доверенности Б.А.В.
установила:
Б.В. обратился в суд с иском к администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение из специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения вне очереди. В обоснование исковых требований Б.В. указал, что он относится к категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. <...> 2009 года ему исполнилось 18 лет, с 2007 по 2010 годы он находился на обучении в образовательном учреждении в профессиональном лицее N 32. По окончании учебы в 2010 году в июне истец был призван в ряды Вооруженных сил России, а в июне 2011 года был уволен из рядов Вооруженных сил России. 17 января 2014 года распоряжением Администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области N 40-р Б.В. был включен в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, также данным распоряжением был признан факт невозможности проживания его в ранее занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу: <...>. Б.В. было написано заявление в администрацию Балахнинского муниципального района Нижегородской области о предоставлении ему жилого помещения. Однако 07 февраля 2017 года истец получил отказ, в котором было указано, что внеочередное право на обеспечение жильем у него отсутствует и его очередность под номером 30. Ранее истец обращался к ответчику о предоставлении ему сведений о дате предоставления жилья, где ему поясняли, что его очередность под номером 5, при этом на каком основании изменилась очередность неизвестно.
В судебном заседании представитель администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области - по доверенности Б.А.В. с исковым заявлением Б.В. не согласилась..
Представитель Министерства социальной политики Нижегородской области в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.
Решением суда от 26 апреля 2017 года постановлено обязать администрацию Балахнинского муниципального района Нижегородской области вне очереди предоставить Б.В., <...> года рождения, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта по месту его жительства жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма для одиноко проживающих граждан.
В удовлетворении исковых требований Б.В. к Министерству социальной политики по Нижегородской области об обязании вне очереди предоставить благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта по месту его жительства жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма для одиноко проживающих граждан, - отказано.
В апелляционной жалобе вр. и.о. главы администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области Б.Е. поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся по делу лиц, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
На основании положений ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (ч. 1).
В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме (ч. 2).
Из материалов дела следует, что 17 января 2014 года распоряжением администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области N 40-р Б.В. включен в список детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, признан факт невозможности проживания его в ранее занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу: <...>.
Из дела видно, что по достижении совершеннолетия истец жильем не обеспечен, в настоящее время числится в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем на территории Балахнинского муниципального района Нижегородской области под номером 30.
Разрешая спор по существу и принимая решение об удовлетворении заявленных по делу требований, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости возложения на администрацию Балахнинского муниципального района Нижегородской области обязанности предоставить истцу жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с данным выводом суда отклоняются в силу следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом п. 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с п. 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п. 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), на территории Нижегородской области регулируются законами Нижегородской области от 10.12.2004 г. N 147-З "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Нижегородской области", от 07.09.2007 г. N 123-З "О жилищной политике в Нижегородской области", содержащими аналогичные вышеприведенным положения.
Кроме того, постановлением Правительства Нижегородской области от 28.05.2010 г. N 315 утверждено Положение о порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, которое предусматривает, что обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется органами местного самоуправления муниципального района (городского округа) Нижегородской области, осуществляющими государственные полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, однократно по месту жительства, а в случае отсутствия регистрации по месту жительства в Нижегородской области - по месту выявления и первичного устройства детей-сирот за счет средств областного бюджета и федерального бюджета путем строительства жилых помещений для детей-сирот на территории муниципальных образований Нижегородской области, приобретения жилых помещений для детей-сирот на рынке жилья на территории муниципальных образований Нижегородской области либо предоставления жилых помещений из состава имеющегося муниципального жилищного фонда.
При этом ни ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни иные нормы вышеуказанных законов не устанавливают очередность внутри списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Формирование названного списка и включение в него конкретных лиц означает констатацию наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации их права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Положения приведенных выше норм не содержат указания на конкретный срок предоставления жилого помещения данной категории граждан, что предполагает возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения.
Именно поэтому с момента включения истца в список на получение жилья у ответчика возникла обязанность по предоставлению ему жилого помещения, тогда как необходимости повторного обращения для реализации права на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения закон не устанавливает.
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Следовательно, предоставление жилых помещений указанной категории граждан законом не поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий.
Кроме того, закон не ставит в зависимость от срока окончания обучения лицом, включенным в список, возможность обеспечения его жильем из состава специализированного жилищного фонда.
Таким образом, установив, что истец, включенный в список и достигший совершеннолетия, до настоящего времени жильем не обеспечен, суд первой инстанции обоснованно возложил на ответчика обязанность предоставить ему жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы не содержат оснований для отмены решения и не опровергают выводов, изложенных в нем, поскольку основаны на ошибочном применении и толковании норм материального права и противоречат установленным по делу обстоятельствам.
Судебная коллегия полагает, что при разрешении данного спора суд правильно установил правоотношения сторон, тщательным образом исследовал доказательства, представленные сторонами, его выводы основаны на имеющихся в деле доказательствах. В решении в соответствии со ст. 67 ГПК РФ приведены мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов, а другие отвергнуты, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Поскольку нормы материального и процессуального права применены судом правильно, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований к отмене решения в апелляционном порядке не имеется.
Между тем судебная коллегия считает необходимым исключить из резолютивной части решения указание на предоставление жилого помещения "вне очереди", исходя из следующего.
Согласно ч. 2 ст. 57 ЖК РФ в редакции, действующей до 1 января 2013 г., категории граждан "дети-сироты" жилые помещения предоставлялись из фонда социального использования по договорам социального найма вне очереди. После внесенных изменений в указанную норму, а также в ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", внеочередное предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не предусмотрено.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Балахнинского городского суда Нижегородской области от 26 апреля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу вр. и.о. главы администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области Б.Е. - без удовлетворения.
Исключить из резолютивной части решения указание на предоставление жилого помещения "вне очереди".
Апелляционное определение судебной коллегии вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в суд кассационной инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)