Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истцу, как военнослужащему пенсионеру, было распределено жилое помещение, он выразил согласие на получение распределенной квартиры, однако начальник отказал в предоставлении данной квартиры и заключении договора социального найма.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья:{ }Губин{ }Я.Ю., Дело{ }N{ }44г-287/2015{
Бакулин А.А., Воронова М.Н., Терещенко А.А.,
Докладчик судья Бакулин А.А.
Президиум Московского областного суда в составе:
председательствующего Волошина В.М.,
членов президиума Бокова К.И., Виноградова В.Г., Гаценко О.Н., Мязина А.М., Овчинниковой Л.А., Соловьева С.В.,
при секретаре К.А.В.
рассмотрел дело по заявлению Ф.М. о признании незаконным отказа в предоставлении жилья, возложении обязанности заключить договор социального найма жилого помещения, по кассационной жалобе представителя 1-го отдела Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации - Р. на решение Красногорского городского суда Московской области от 05 мая 2014 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 29 сентября 2014 года.
Заслушав доклад судьи Московского областного суда Пугиной Л.Н., выслушав объяснения представителей заинтересованного лица Б., К.А.В., поддержавших доводы кассационной жалобы, Ф.М., просившего кассационную жалобу оставить без удовлетворения, президиум
Ф.М. обратился в суд с заявлением, в котором с учетом уточнения требований просил признать незаконным отказ начальника 1-го отдела ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ в предоставлении жилого помещения, расположенного по адресу: "...", возложить на 1-й отдел ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ обязанность заключить с ним договор социального найма жилого помещения по указанному адресу с доплатой за счет его личных денежных средств дополнительной площади, превышающей норму предоставления.
В обоснование требований указал, что ему, как военнослужащему пенсионеру было распределено жилое помещение по вышеуказанному адресу, он выразил согласие на получение распределенной квартиры, однако начальник 1-го отдела ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ отказал в предоставлении данной квартиры и заключении договора социального найма.
В судебном заседании Ф.М. заявленные требования поддержал.
Представитель 1-го отдела ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ в суд не явился, в письменных возражениях просил в удовлетворении требований Ф.М. отказать.
Решением Красногорского городского суда Московской области от 05 мая 2014 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 29 сентября 2014 года, заявленные Ф.М. требования удовлетворены.
В кассационной жалобе представитель 1-го отдела ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ просит об отмене вступивших в законную силу судебных постановлений, ссылаясь на существенные нарушения норм материального и процессуального права.
По запросу от 24 апреля 2015 года дело истребовано для изучения в суд кассационной инстанции, куда поступило 12 ноября 2015 года, и определением судьи Московского областного суда Ф.Е. от 26 ноября 2015 года кассационная жалоба с делом переданы на рассмотрение в судебном заседании президиума Московского областного суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, президиум находит апелляционное определение судебной коллегии подлежащим отмене.
В силу ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такого характера нарушения при рассмотрении дела были допущены и выразились в следующем.
Как установлено судебными инстанциями и следует из материалов дела, Ф.М., являясь военнослужащим в отставке, по данным Единого реестра военнослужащих состоял на учете нуждающихся в жилых помещениях с 3 ноября 2004 года, в составе семьи 2 человека.
Извещением ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ N "..." от 07 декабря 2013 года Ф.М. сообщено, что ему на состав семьи из двух человек (он и супруга) распределено жилое помещение общей площадью 60,9 кв. м, расположенное по адресу: "...", при этом предложено компенсировать федеральному бюджету Российской Федерации стоимость излишних квадратных метров, рассчитанную исходя из указанного состава семьи, в сумме "..." руб. (т. 1 л.д. 13).
23 декабря 2013 года Ф.М. сообщил о своем согласии на получение названной квартиры по договору социального найма с доплатой, но просил предоставить это жилое помещение на состав семьи из одного человека в связи с изменением семейного положения (расторжение брака в 2012 году). В этот же день им подано заявление о переоформлении извещения на состав семьи - один человек (т. 1 л.д. 90 - 92).
Решением начальника 1-го отдела ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" от 27 января 2014 года N 1 /ТС/910 Ф.М. отказано в предоставлении названного жилого помещения по договору социального найма с доплатой на состав семьи - один человек (т. 1 л.д. 46 - 47). При этом обращено внимание на то, что в случае предоставления указанного жилого помещения Ф.М. на одного превышение общей площади жилого помещения составит более 18 кв. м (т. 1 л.д. 16).
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что Ф.М. имеет право на предоставление жилого помещения, в том числе с доплатой за превышение площади, полагающейся по норме предоставления. Спорная квартира ему распределена, и он выразил свое согласие на ее получение по договору социального найма с доплатой за излишние квадратные метры.
Суд учел, что Ф.М. 18 июля 2012 года почтовой корреспонденцией направлял в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ заявление о внесении изменений в Едином реестре военнослужащих в отношении состава его семьи с двух человек на одного человека. Судом указано, что заинтересованное лицо не представило доказательств, свидетельствующих о том, что заявителем не были представлены все необходимые документы для предоставления жилого помещения; государственный орган не направил Ф.М. соглашение о заключении договора социального найма и не предоставил срок для оплаты стоимости излишней площади.
Судебная коллегия согласилась с выводами суда первой инстанции.
Между тем с такими выводами согласиться нельзя, так как они основаны на неправильном толковании и применении норм материального права к отношениям сторон.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон от 27 мая 1998 N 76-ФЗ) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 N 76-ФЗ норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
С учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома жилое помещение, предоставляемое в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, может быть предоставлено общей площадью, превышающей размер общей площади жилого помещения, определенный исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, указанной в пункте 1 настоящей статьи, и предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи увеличения размера общей площади жилого помещения. Такое превышение может составлять не более девяти квадратных метров общей площади жилого помещения в общей сложности, для одиноко проживающего военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего, члена семьи погибшего (умершего) гражданина, уволенного с военной службы, - не более 18 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Таким образом, с учетом установленной нормы общая площадь предоставляемого помещения на состав семьи из двух человек не могла превышать 45 кв. м, на состав семьи из одного человека - 36 кв. м.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений" утверждена Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма (далее - Инструкция).
Из содержания пункта 12 Инструкции следует, что военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, уведомляются уполномоченным органом о жилых помещениях, которые могут быть распределены, соответствующим извещением под расписку.
Ф.М. о распределенной ему на состав семьи из двух человек квартире общей площадью 60,9 кв. м был уведомлен извещением N "..." от 07 декабря 2013 года.
Согласно Инструкции после получения извещения военнослужащие в тридцатидневный срок направляют сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений у них и членов их семьи и удостоверяющие личность документы на всех членов семьи (пункт 13). В случае непоступления таких сведений и документов жилое помещение распределяется между другими военнослужащими. Решение о предоставлении жилых помещений принимается уполномоченным органом после предоставления соответствующих сведений и документов (пункт 16).
По смыслу части 3 и 4 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, во взаимосвязи с пунктами 12 - 13, 16 Инструкции, извещение о распределении жилого помещения и согласие военнослужащего на получение этого помещения сами по себе не являются решением о предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Такое решение должно приниматься уполномоченным органом с учетом сведений о наличии (отсутствии) жилых помещений у военнослужащего и членов его семьи и предоставления удостоверяющих личность документов на всех членов семьи. Эти сведения должны предоставляться в течение 30 дней с момента получения извещения о распределении квартиры.
Следовательно, направление заявителем в июле 2012 года почтовой корреспонденцией в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ заявления о внесении в Единый реестр военнослужащих изменений о составе семьи, не освобождало его от обязанности представить уполномоченному органу в установленный срок после получения извещения сведения о составе своей семьи для последующего разрешения вопроса о предоставлении жилого помещения.
Помимо того, сведения о том, что заявление Ф.М. от 18 июля 2012 года об изменении состава семьи было получено Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, в материалах дела отсутствуют; вплоть до распределения квартиры 07 декабря 2013 года заявитель состоял на учете в Едином реестре военнослужащих в составе семьи 2 человека, что оставлено без внимания судом.
Из положений пункта 18 Инструкции следует, что с военнослужащим не может быть заключен договор социального найма жилого помещения в случаях утраты им до заключения этого договора оснований на получение предоставляемого ему жилого помещения, о чем уполномоченный орган вручает под расписку или иным способом, свидетельствующим о факте и дате его получения, военнослужащему мотивированный отказ.
В соответствии с названным требованием договор социального найма на спорное жилое помещение уполномоченным органом с Ф.М. не был заключен по причине того, что из-за изменения состава семьи (с двух человек на одного человека) он утратил основания для получения квартиры, полагавшейся с учетом нормы предоставления, семье из двух человек.
Положения Инструкции не предусматривают процедуру переоформления извещения. С учетом изменения состава семьи и исходя из соответствующей нормы предоставления площади жилого помещения (от 18 до 36 кв. м) заявителю жилое помещение не распределялось, соответствующая компенсация за превышение площади уполномоченным органом не рассчитывалась.
Допущенные судом нарушения норм материального права являются существенными, повлияли на исход дела, без их устранения невозможны защита и восстановление нарушенных прав ответчика, однако эти нарушения оставлены без внимания судебной коллегией. При таких обстоятельствах апелляционное определение подлежит отмене.
Поскольку Ф.М. были заявлены материальные требования, и спор имеет гражданско-правовой характер, то дело подлежит направлению на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Московского областного суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 390 ГПК РФ, президиум
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 29 сентября 2014 года отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Московского областного суда.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 09.12.2015 N 632 ПО ДЕЛУ N 44Г-287/2015
Требование: О признании незаконным отказа в предоставлении жилья, возложении обязанности заключить договор социального найма жилого помещения.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истцу, как военнослужащему пенсионеру, было распределено жилое помещение, он выразил согласие на получение распределенной квартиры, однако начальник отказал в предоставлении данной квартиры и заключении договора социального найма.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПРЕЗИДИУМ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 декабря 2015 г. N 632
Судья:{ }Губин{ }Я.Ю., Дело{ }N{ }44г-287/2015{
Бакулин А.А., Воронова М.Н., Терещенко А.А.,
Докладчик судья Бакулин А.А.
Президиум Московского областного суда в составе:
председательствующего Волошина В.М.,
членов президиума Бокова К.И., Виноградова В.Г., Гаценко О.Н., Мязина А.М., Овчинниковой Л.А., Соловьева С.В.,
при секретаре К.А.В.
рассмотрел дело по заявлению Ф.М. о признании незаконным отказа в предоставлении жилья, возложении обязанности заключить договор социального найма жилого помещения, по кассационной жалобе представителя 1-го отдела Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации - Р. на решение Красногорского городского суда Московской области от 05 мая 2014 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 29 сентября 2014 года.
Заслушав доклад судьи Московского областного суда Пугиной Л.Н., выслушав объяснения представителей заинтересованного лица Б., К.А.В., поддержавших доводы кассационной жалобы, Ф.М., просившего кассационную жалобу оставить без удовлетворения, президиум
установил:
Ф.М. обратился в суд с заявлением, в котором с учетом уточнения требований просил признать незаконным отказ начальника 1-го отдела ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ в предоставлении жилого помещения, расположенного по адресу: "...", возложить на 1-й отдел ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ обязанность заключить с ним договор социального найма жилого помещения по указанному адресу с доплатой за счет его личных денежных средств дополнительной площади, превышающей норму предоставления.
В обоснование требований указал, что ему, как военнослужащему пенсионеру было распределено жилое помещение по вышеуказанному адресу, он выразил согласие на получение распределенной квартиры, однако начальник 1-го отдела ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ отказал в предоставлении данной квартиры и заключении договора социального найма.
В судебном заседании Ф.М. заявленные требования поддержал.
Представитель 1-го отдела ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ в суд не явился, в письменных возражениях просил в удовлетворении требований Ф.М. отказать.
Решением Красногорского городского суда Московской области от 05 мая 2014 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 29 сентября 2014 года, заявленные Ф.М. требования удовлетворены.
В кассационной жалобе представитель 1-го отдела ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ просит об отмене вступивших в законную силу судебных постановлений, ссылаясь на существенные нарушения норм материального и процессуального права.
По запросу от 24 апреля 2015 года дело истребовано для изучения в суд кассационной инстанции, куда поступило 12 ноября 2015 года, и определением судьи Московского областного суда Ф.Е. от 26 ноября 2015 года кассационная жалоба с делом переданы на рассмотрение в судебном заседании президиума Московского областного суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, президиум находит апелляционное определение судебной коллегии подлежащим отмене.
В силу ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такого характера нарушения при рассмотрении дела были допущены и выразились в следующем.
Как установлено судебными инстанциями и следует из материалов дела, Ф.М., являясь военнослужащим в отставке, по данным Единого реестра военнослужащих состоял на учете нуждающихся в жилых помещениях с 3 ноября 2004 года, в составе семьи 2 человека.
Извещением ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ N "..." от 07 декабря 2013 года Ф.М. сообщено, что ему на состав семьи из двух человек (он и супруга) распределено жилое помещение общей площадью 60,9 кв. м, расположенное по адресу: "...", при этом предложено компенсировать федеральному бюджету Российской Федерации стоимость излишних квадратных метров, рассчитанную исходя из указанного состава семьи, в сумме "..." руб. (т. 1 л.д. 13).
23 декабря 2013 года Ф.М. сообщил о своем согласии на получение названной квартиры по договору социального найма с доплатой, но просил предоставить это жилое помещение на состав семьи из одного человека в связи с изменением семейного положения (расторжение брака в 2012 году). В этот же день им подано заявление о переоформлении извещения на состав семьи - один человек (т. 1 л.д. 90 - 92).
Решением начальника 1-го отдела ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" от 27 января 2014 года N 1 /ТС/910 Ф.М. отказано в предоставлении названного жилого помещения по договору социального найма с доплатой на состав семьи - один человек (т. 1 л.д. 46 - 47). При этом обращено внимание на то, что в случае предоставления указанного жилого помещения Ф.М. на одного превышение общей площади жилого помещения составит более 18 кв. м (т. 1 л.д. 16).
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что Ф.М. имеет право на предоставление жилого помещения, в том числе с доплатой за превышение площади, полагающейся по норме предоставления. Спорная квартира ему распределена, и он выразил свое согласие на ее получение по договору социального найма с доплатой за излишние квадратные метры.
Суд учел, что Ф.М. 18 июля 2012 года почтовой корреспонденцией направлял в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ заявление о внесении изменений в Едином реестре военнослужащих в отношении состава его семьи с двух человек на одного человека. Судом указано, что заинтересованное лицо не представило доказательств, свидетельствующих о том, что заявителем не были представлены все необходимые документы для предоставления жилого помещения; государственный орган не направил Ф.М. соглашение о заключении договора социального найма и не предоставил срок для оплаты стоимости излишней площади.
Судебная коллегия согласилась с выводами суда первой инстанции.
Между тем с такими выводами согласиться нельзя, так как они основаны на неправильном толковании и применении норм материального права к отношениям сторон.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон от 27 мая 1998 N 76-ФЗ) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 N 76-ФЗ норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
С учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома жилое помещение, предоставляемое в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, может быть предоставлено общей площадью, превышающей размер общей площади жилого помещения, определенный исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, указанной в пункте 1 настоящей статьи, и предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи увеличения размера общей площади жилого помещения. Такое превышение может составлять не более девяти квадратных метров общей площади жилого помещения в общей сложности, для одиноко проживающего военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего, члена семьи погибшего (умершего) гражданина, уволенного с военной службы, - не более 18 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Таким образом, с учетом установленной нормы общая площадь предоставляемого помещения на состав семьи из двух человек не могла превышать 45 кв. м, на состав семьи из одного человека - 36 кв. м.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений" утверждена Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма (далее - Инструкция).
Из содержания пункта 12 Инструкции следует, что военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, уведомляются уполномоченным органом о жилых помещениях, которые могут быть распределены, соответствующим извещением под расписку.
Ф.М. о распределенной ему на состав семьи из двух человек квартире общей площадью 60,9 кв. м был уведомлен извещением N "..." от 07 декабря 2013 года.
Согласно Инструкции после получения извещения военнослужащие в тридцатидневный срок направляют сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений у них и членов их семьи и удостоверяющие личность документы на всех членов семьи (пункт 13). В случае непоступления таких сведений и документов жилое помещение распределяется между другими военнослужащими. Решение о предоставлении жилых помещений принимается уполномоченным органом после предоставления соответствующих сведений и документов (пункт 16).
По смыслу части 3 и 4 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, во взаимосвязи с пунктами 12 - 13, 16 Инструкции, извещение о распределении жилого помещения и согласие военнослужащего на получение этого помещения сами по себе не являются решением о предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Такое решение должно приниматься уполномоченным органом с учетом сведений о наличии (отсутствии) жилых помещений у военнослужащего и членов его семьи и предоставления удостоверяющих личность документов на всех членов семьи. Эти сведения должны предоставляться в течение 30 дней с момента получения извещения о распределении квартиры.
Следовательно, направление заявителем в июле 2012 года почтовой корреспонденцией в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ заявления о внесении в Единый реестр военнослужащих изменений о составе семьи, не освобождало его от обязанности представить уполномоченному органу в установленный срок после получения извещения сведения о составе своей семьи для последующего разрешения вопроса о предоставлении жилого помещения.
Помимо того, сведения о том, что заявление Ф.М. от 18 июля 2012 года об изменении состава семьи было получено Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, в материалах дела отсутствуют; вплоть до распределения квартиры 07 декабря 2013 года заявитель состоял на учете в Едином реестре военнослужащих в составе семьи 2 человека, что оставлено без внимания судом.
Из положений пункта 18 Инструкции следует, что с военнослужащим не может быть заключен договор социального найма жилого помещения в случаях утраты им до заключения этого договора оснований на получение предоставляемого ему жилого помещения, о чем уполномоченный орган вручает под расписку или иным способом, свидетельствующим о факте и дате его получения, военнослужащему мотивированный отказ.
В соответствии с названным требованием договор социального найма на спорное жилое помещение уполномоченным органом с Ф.М. не был заключен по причине того, что из-за изменения состава семьи (с двух человек на одного человека) он утратил основания для получения квартиры, полагавшейся с учетом нормы предоставления, семье из двух человек.
Положения Инструкции не предусматривают процедуру переоформления извещения. С учетом изменения состава семьи и исходя из соответствующей нормы предоставления площади жилого помещения (от 18 до 36 кв. м) заявителю жилое помещение не распределялось, соответствующая компенсация за превышение площади уполномоченным органом не рассчитывалась.
Допущенные судом нарушения норм материального права являются существенными, повлияли на исход дела, без их устранения невозможны защита и восстановление нарушенных прав ответчика, однако эти нарушения оставлены без внимания судебной коллегией. При таких обстоятельствах апелляционное определение подлежит отмене.
Поскольку Ф.М. были заявлены материальные требования, и спор имеет гражданско-правовой характер, то дело подлежит направлению на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Московского областного суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 390 ГПК РФ, президиум
постановил:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 29 сентября 2014 года отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Московского областного суда.
Председательствующий
В.М.ВОЛОШИН
В.М.ВОЛОШИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)