Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Распоряжением уполномоченного органа истица и ее сын были сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с непредставлением документов, подтверждающих право постановки на учет, с данным распоряжением истица не согласна.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Патык М.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Суминой Л.Н.,
судей Мухортых Е.Н., Дубинской В.К.,
при секретаре Ч.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Мухортых Е.Н. дело по апелляционной жалобе представителя ответчика ДГИ г. Москвы по доверенности О. на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 21 апреля 2015 года, которым постановлено:
Исковые требования К.Е.Г. к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании незаконным распоряжения о снятии с жилищного учета, обязании восстановить на учет удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение Департамента городского имущества г. Москвы от 15 февраля 2014 года N ********** о снятии К.Е.Г. и К.А.О. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Обязать Департамент городского имущества г. Москвы восстановить К.Е.Г. и К.А.О. на учет для улучшения жилищных условий по категории "одинокие матери" с даты постановки на учет, с 03 сентября 2002 года,
установила:
К.Е.Г. обратилась в суд с исковым заявлением к Департаменту городского имущества г. Москвы с требованием о признании незаконным распоряжения о снятии с жилищного учета, обязании восстановить на учет, ссылаясь на то, что с 2002 года истец в составе семьи из двух человек (заявитель - К.Е.Г. и сын заявителя - К.) были поставлены на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории "одинокие матери". 27 сентября 2014 года истцом было получено распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы от 15 сентября 2014 года, согласно которому семья истца в составе из двух человек, заявитель К.Е.Г. и ее сын К., ******** года рождения, были сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий по основаниям непредставления документов, подтверждающих право постановки на учет. С указанным распоряжением истец не согласна.
В судебном заседании суда первой инстанции истец К.Е.Г. и ее представитель по доверенности К.Е.А., заявленные требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика Департамента городского имущества г. Москвы по доверенности О. в судебном заседании суда первой инстанции просил в удовлетворении исковых требований отказать по доводам письменного отзыва на иск.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель ответчика ДГИ г. Москвы по доверенности О., ссылаясь на то, что в собственности у членов семьи истца имеются жилые помещения, совокупный размер которых составляет (34,3 + 29,9) / 3 = 21,4 кв. м на каждого члена семьи, в связи с чем данная семья обеспечена жилыми помещениями свыше установленной нормы предоставления для семьи данного состава и численности, следовательно, отсутствуют законные основания для дальнейшего нахождения на жилищном учете; жилищная льгота "одинокие матери" у К.Е.Г. в установленном законом порядке не подтверждена.
В судебном заседании коллегии истец К.Е.Г. и ее представитель по доверенности К.Е.А., возражали относительно удовлетворения доводов апелляционной жалобы и отмены решения суда, представили письменные возражения на апелляционную жалобу.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель ответчика ДГИ г. Москвы, надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного разбирательства, не явился, об уважительности причин неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении слушания по делу не заявил, в связи с чем, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами и требованиями действующего законодательства, в том числе ст. ст. 49, 50, 51, 55, 46 ЖК РФ, ст. ст. 1, 8, 9, 14, 15, 16, 20 Закона г. Москвы N 29 от 14.06.2006 года "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, К.Е.Г. с семьей из трех человек (она, сын К., ******** года рождения, мать И.) зарегистрирована по месту жительства в однокомнатной квартире площадью жилого помещения 34,3 кв. м, по адресу: **************, на основании договора передачи от 01 июля 2009 года N **************.
Собственниками вышеуказанной квартиры являются: К.Е.Г., К. и И. (по 1/3 доли каждый).
Истец К.Е.Г. с сыном К.А.О. состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 2002 года, категория учета "одинокие матери", учетное дело N **************.
На основании выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества К.И.А. принадлежит квартира общей площадью 29,9 кв. м по адресу: ************** (право собственности зарегистрировано 12 марта 2013 года N **************).
Также судом установлено, что 15 сентября 2014 года Департаментом городского имущества г. Москвы было издано распоряжение N ********** о снятии семьи К.Е.Г. с жилищного учета по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 15, ч. 5 ст. 16, ч. 3 ст. 20 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей г. Москвы на жилые помещения", т.е. как обеспеченной площадью жилого помещения по норме представления.
Согласно ст. 55 ЖК РФ, право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статей 56 указанного Кодекса оснований снятия их с учета.
Федеральным законом "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (ч. 2 ст. 6) установлено, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
По смыслу указанных выше положений закона, К.Е.Г. с сыном К., поставленные на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, до 1 марта 2005 г., могли быть сняты с этого учета либо по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, либо в связи с утратой оснований, которые ранее, то есть до 1 марта 2005 г., давали право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, которые до 1 марта 2005 г. давали право на получение жилого помещения по договору социального найма, были установлены в статье 29 Жилищного кодекса РСФСР.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 29 ЖК РСФСР, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане:
1) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов;
2) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям;
3) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно;
4) проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;
5) проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением;
6) проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади.
В соответствии с п. п. 1, 3 ч. 2 ст. 32 ЖК РСФСР, граждане подлежали снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения, или выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет.
По общему правилу (часть 5 статьи 57 Жилищного кодекса РФ), жилое помещение по договору социального найма должно предоставляться гражданам общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Согласно ст. 8 Закона г. Москвы N 29 от 14.06.2006 г. "Об обеспечении права жителей г. Москвы на жилые помещения", жители г. Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях, когда размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого указанного в заявлении члена семьи заявителя, составляет менее учетной нормы, которая в соответствии с данным Законом г. Москвы составляет 18 кв. метров на одного человека.
В соответствии со ст. 9 Закона г. Москвы N 29 от 14.06.2006 г. "Об обеспечении права жителей г. Москвы на жилые помещения", в целях установления уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения для принятия их на жилищный учет исчисляется размер площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя. Для определения размера площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя, определяется суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, и делится на количество членов семьи.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 20.11.2015 ПО ДЕЛУ N 33-40044/2015
Требование: О признании незаконным распоряжения о снятии с жилищного учета, обязании восстановить на учете.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Распоряжением уполномоченного органа истица и ее сын были сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с непредставлением документов, подтверждающих право постановки на учет, с данным распоряжением истица не согласна.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 ноября 2015 г. по делу N 33-40044
Судья Патык М.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Суминой Л.Н.,
судей Мухортых Е.Н., Дубинской В.К.,
при секретаре Ч.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Мухортых Е.Н. дело по апелляционной жалобе представителя ответчика ДГИ г. Москвы по доверенности О. на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 21 апреля 2015 года, которым постановлено:
Исковые требования К.Е.Г. к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании незаконным распоряжения о снятии с жилищного учета, обязании восстановить на учет удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение Департамента городского имущества г. Москвы от 15 февраля 2014 года N ********** о снятии К.Е.Г. и К.А.О. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Обязать Департамент городского имущества г. Москвы восстановить К.Е.Г. и К.А.О. на учет для улучшения жилищных условий по категории "одинокие матери" с даты постановки на учет, с 03 сентября 2002 года,
установила:
К.Е.Г. обратилась в суд с исковым заявлением к Департаменту городского имущества г. Москвы с требованием о признании незаконным распоряжения о снятии с жилищного учета, обязании восстановить на учет, ссылаясь на то, что с 2002 года истец в составе семьи из двух человек (заявитель - К.Е.Г. и сын заявителя - К.) были поставлены на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории "одинокие матери". 27 сентября 2014 года истцом было получено распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы от 15 сентября 2014 года, согласно которому семья истца в составе из двух человек, заявитель К.Е.Г. и ее сын К., ******** года рождения, были сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий по основаниям непредставления документов, подтверждающих право постановки на учет. С указанным распоряжением истец не согласна.
В судебном заседании суда первой инстанции истец К.Е.Г. и ее представитель по доверенности К.Е.А., заявленные требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика Департамента городского имущества г. Москвы по доверенности О. в судебном заседании суда первой инстанции просил в удовлетворении исковых требований отказать по доводам письменного отзыва на иск.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель ответчика ДГИ г. Москвы по доверенности О., ссылаясь на то, что в собственности у членов семьи истца имеются жилые помещения, совокупный размер которых составляет (34,3 + 29,9) / 3 = 21,4 кв. м на каждого члена семьи, в связи с чем данная семья обеспечена жилыми помещениями свыше установленной нормы предоставления для семьи данного состава и численности, следовательно, отсутствуют законные основания для дальнейшего нахождения на жилищном учете; жилищная льгота "одинокие матери" у К.Е.Г. в установленном законом порядке не подтверждена.
В судебном заседании коллегии истец К.Е.Г. и ее представитель по доверенности К.Е.А., возражали относительно удовлетворения доводов апелляционной жалобы и отмены решения суда, представили письменные возражения на апелляционную жалобу.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель ответчика ДГИ г. Москвы, надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного разбирательства, не явился, об уважительности причин неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении слушания по делу не заявил, в связи с чем, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами и требованиями действующего законодательства, в том числе ст. ст. 49, 50, 51, 55, 46 ЖК РФ, ст. ст. 1, 8, 9, 14, 15, 16, 20 Закона г. Москвы N 29 от 14.06.2006 года "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, К.Е.Г. с семьей из трех человек (она, сын К., ******** года рождения, мать И.) зарегистрирована по месту жительства в однокомнатной квартире площадью жилого помещения 34,3 кв. м, по адресу: **************, на основании договора передачи от 01 июля 2009 года N **************.
Собственниками вышеуказанной квартиры являются: К.Е.Г., К. и И. (по 1/3 доли каждый).
Истец К.Е.Г. с сыном К.А.О. состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 2002 года, категория учета "одинокие матери", учетное дело N **************.
На основании выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества К.И.А. принадлежит квартира общей площадью 29,9 кв. м по адресу: ************** (право собственности зарегистрировано 12 марта 2013 года N **************).
Также судом установлено, что 15 сентября 2014 года Департаментом городского имущества г. Москвы было издано распоряжение N ********** о снятии семьи К.Е.Г. с жилищного учета по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 15, ч. 5 ст. 16, ч. 3 ст. 20 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей г. Москвы на жилые помещения", т.е. как обеспеченной площадью жилого помещения по норме представления.
Согласно ст. 55 ЖК РФ, право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статей 56 указанного Кодекса оснований снятия их с учета.
Федеральным законом "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (ч. 2 ст. 6) установлено, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
По смыслу указанных выше положений закона, К.Е.Г. с сыном К., поставленные на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, до 1 марта 2005 г., могли быть сняты с этого учета либо по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, либо в связи с утратой оснований, которые ранее, то есть до 1 марта 2005 г., давали право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, которые до 1 марта 2005 г. давали право на получение жилого помещения по договору социального найма, были установлены в статье 29 Жилищного кодекса РСФСР.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 29 ЖК РСФСР, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане:
1) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов;
2) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям;
3) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно;
4) проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;
5) проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением;
6) проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади.
В соответствии с п. п. 1, 3 ч. 2 ст. 32 ЖК РСФСР, граждане подлежали снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения, или выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет.
По общему правилу (часть 5 статьи 57 Жилищного кодекса РФ), жилое помещение по договору социального найма должно предоставляться гражданам общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Согласно ст. 8 Закона г. Москвы N 29 от 14.06.2006 г. "Об обеспечении права жителей г. Москвы на жилые помещения", жители г. Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях, когда размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого указанного в заявлении члена семьи заявителя, составляет менее учетной нормы, которая в соответствии с данным Законом г. Москвы составляет 18 кв. метров на одного человека.
В соответствии со ст. 9 Закона г. Москвы N 29 от 14.06.2006 г. "Об обеспечении права жителей г. Москвы на жилые помещения", в целях установления уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения для принятия их на жилищный учет исчисляется размер площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя. Для определения размера площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя, определяется суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, и делится на количество членов семьи.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)