Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 22.08.2017 ПО ДЕЛУ N 33-32172/2017

Требование: О признании незаконным бездействия по рассмотрению вопроса о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, признании факта наличия нуждаемости истца в улучшении жилищных условий.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истцу, относящемуся к категории граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, отказано в принятии документов и заявления о признании нуждающимся в жилых помещениях.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 августа 2017 г. по делу N 33-32172


Судья: Кирьянен Э.Д.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Пильгуна А.С.,
судей Дементьевой Е.И., Масленниковой Л.В.,
при секретаре В.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Пильгуна А.С. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Департамента городского имущества г. Москвы по доверенности фио на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 16 марта 2017 года, которым постановлено:
Исковые требования фио к Департаменту городского имущества города Москвы о признании действий ДГИ г. Москвы о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и признании права на участие в жилищной программе, о признании незаконным бездействия и отказа уполномоченного органа в части принятия решения о признании в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, о признании незаконным решения уполномоченного органа о применении дополнительных требований к постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие должностных лиц Департамента городского имущества города Москвы по рассмотрению вопроса о постановке на учет фио в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".
Признать за фио право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьей 17 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Обязать Департамент городского имущества города Москвы принять фио (в составе 1 человек) на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий жилой площадью за счет средств федерального бюджета, как выехавшего добровольно из зоны отселения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и совершить действия по обеспечению фио жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьей 17 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2015 - 2020 годы", а также Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы".
В остальной части иска фио отказать,

установила:

Истец фио обратился в суд с иском к Департаменту городского имущества города Москвы и, уточнив исковые требования, просил признать незаконным бездействие должностных лиц Департамента городского имущества г. Москвы по рассмотрению вопроса о постановке истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", признать факт наличия нуждаемости истца в улучшении жилищных условий по основанию предусмотренному подпрограммой "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, признать фио нуждающимся в улучшении жилищных условий по основанию, предусмотренному подпрограммой "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", признать за истцом право на получение социальной выплаты по указанной подпрограмме из расчета 33 кв. м, как для одиноко проживающего гражданина, и обязать Департамент городского имущества города Москвы включить истца в отдельный список граждан, имеющих право на получение жилищного сертификата по указанной подпрограмме, финансируемой исключительно за счет средств федерального бюджета.
Исковые требования мотивированы тем, что фио относится к категории граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и выехавших добровольно из зоны отселения. С 2006 года истец зарегистрирован и проживает в г. Москве по адресу: <...>, собственником которого не является. В собственности иного жилья не имеет, нанимателем жилого помещения по договору социального найма не является. 12 февраля 2016 года истец обратился к ответчику с заявлением о признании нуждающимся в жилых помещениях согласно установленных норм Жилищного кодекса Российской Федерации для реализации права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. Ответом Департамента городского имущества г. Москвы от 16 марта 2016 года фио отказано в принятии документов, разъяснен порядок принятия жителей г. Москвы на жилищный учет в соответствии с требованиями Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".
Истец фио и его представитель в судебное заседание суда первой инстанции не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.
Представитель ответчика, в судебное заседание явилась, исковые требования не признала по доводам, изложенным в отзыве на иск.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого, как незаконного, просит представитель ответчика Департамента городского имущества г. Москвы по доверенности фио по доводам апелляционной жалобы.
Исследовав письменные материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика Департамента городского имущества г. Москвы по доверенности фио, представителя истца фио по доверенности фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и установленными по делу обстоятельствами.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Данным требованиям закона решение суда первой инстанции соответствует в полном объеме.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, истец фио проживает по адресу: адрес, и относится к категории гражданин, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и выехавших добровольно из зоны отселения.
В собственности истец жилья не имеет, нанимателем жилого помещения по договору социального найма не является.
12 февраля 2016 года истец обратился через Центр государственных услуг г. Москвы с заявлением в Департамент городского имущества г. Москвы о признании нуждающимся в жилых помещениях согласно установленных норм ЖК РФ для реализации права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
Ответом Департамента городского имущества г. Москвы от 16 марта 2016 года фио отказано в принятии документов, разъяснен порядок принятия жителей г. Москвы на жилищный учет в соответствии с требованиями Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".
Как также установлено судом, истец на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоял, жилым помещением не обеспечивался, в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы (категория - граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк" и приравненные к ним лица) не участвовал и не получал социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспорены стороной ответчика.
Положениями ч. 3 ст. 52 ЖК РФ обязанность по принятию на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях возложена на органы местного самоуправления на основании заявлений данных граждан.
Частью 2 названной статьи установлено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
При этом, если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Согласно ч. 3 ст. 49 ЖК РФ, жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Из указанных положений закона следует, что жилые помещения государственного жилищного фонда предоставляются нуждающимся гражданам, чье право на получение жилых помещений предусмотрено отдельным законом.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 17 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", гражданам, указанным в п. 6 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона, гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз.
В соответствии с подпрограммой "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050, правом на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации, государственные обязательства по обеспечению жильем которых за счет средств федерального бюджета установлены федеральным законодательством: граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153, формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Согласно пп. "е" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации: граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска.
С учетом установленных обстоятельств по делу, руководствуясь приведенными положениями норм действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что фио относится к категории граждан, которые в случае признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
При этом суд исходил из того, что материалами дела подтверждается наличие оснований для признания фио нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с чем он имеет право на улучшение жилищных условий за счет средств бюджета Российской Федерации, поскольку его право на такое обеспечение предусмотрено Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что материалами гражданского дела подтвержден факт нуждаемости фио в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, поскольку иного жилья в собственности или пользовании на условиях социального найма он не имеет.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", финансирование расходов по его реализации осуществляется за счет средств федерального бюджета.
В связи с этим, доводы апелляционной жалобы о том, что к рассматриваемым правоотношениям подлежал применению Закон г. Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", судебная коллегия признает несостоятельными.
Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" является специальным законом прямого действия, непосредственно регулирующим весь спектр правоотношений, связанных с катастрофой на Чернобыльской АЭС. Расходы на его реализацию учтены в федеральном бюджете.
Граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение, подлежат включению в месте нового проживания в отдельные списки граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилья.
При этом общий порядок постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, предусмотренный Законом г. Москвы от 14.06.2006 N 29, на данную категорию не распространяется.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит постановленное по делу решение законным и обоснованным, вынесенным в полном соответствии с требованиями действующих правовых норм.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 16 марта 2017 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента городского имущества г. Москвы по доверенности фио - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)