Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Оспариваемое решение принято в связи с обеспеченностью жильем по норме предоставления.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Ф\\С Зубова И.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Салтыковой Л.В., судей Гончаровой О.С. и Дорохиной Е.М., при секретаре Л. заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Гончаровой О.С. дело по апелляционной жалобе представителя Департамента городского имущества гор. Москвы по доверенности А. на решение Пресненского районного суда гор. Москвы от 01 марта 2017 года, которым постановлено:
- Иск П.В. к Департаменту городского имущества города Москвы о признании решения незаконным, обязании предоставить субсидию на приобретение жилья - удовлетворить.
Признать незаконным решение Департамента городского имущества города Москвы.
Возложить обязанность на Департамент городского имущества города Москвы принять и повторно рассмотреть заявление П.В. о предоставлении субсидии,
установила:
П.В. обратилась в суд с иском к Департаменту городского имущества города Москвы, указав, что она с членами семьи (всего 4 человека) проживает по договору социального найма в двух комнатах площадью жилого помещения... кв. м и... кв. м 4-комнатной квартиры коммунального заселения, находящейся по адресу: ...., то есть, обеспечена жилой площадью менее учетной нормы площади жилого помещения, в связи с чем состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Решением Департамента городского имущества города Москвы от.... ей отказано в предоставлении субсидии на приобретение жилья, что, по ее мнению, в силу действующего законодательства является незаконным и дает ей право на удовлетворение требований. С учетом изменения требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, истец просила признать незаконным решения Департамента городского имущества города Москвы от....; обязать Департамент городского имущества города Москвы предоставить П.В. субсидию для приобретения жилого помещения.
Истец П.В. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела была извещена надлежащим образом. Ее представитель по доверенности Г., в судебное заседание явился, исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Департамента городского имущества гор. Москвы по доверенности А. в судебное заседание явилась, иск не признала, просила отказать в удовлетворении заявленных требований по доводам письменного отзыва на исковое заявление, согласно которым иск не подлежит удовлетворению, поскольку в силу действующего законодательства, регламентирующего правоотношения в области жилищного законодательства, каких-либо правовых оснований для выдачи истцу субсидии на приобретение жилья не имеется.
Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, рассмотрел дело при данной явке.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель Департамента городского имущества гор. Москвы по доверенности А.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с нормами действующего законодательства и представленными доказательствами.
Материалами дела установлено и не оспаривается ответчиком, что истец с членами семьи (истец, М.Е. - дочь, П.А. - сын, П.Т. - сын, всего 4 человека) проживает по договору социального найма в двух комнатах площадью жилого помещения... кв. м, жилой..... кв. м 4-комнатной квартиры коммунального заселения, находящейся по адресу: ....
Данная семья с... года состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Приведенные выше обстоятельства подтверждены материалами учетного дела....
Судом установлено, что в ответ на обращение истца по вопросу улучшения жилищных условий Департаментом городского имущества города Москвы принято решение об отказе ей в предоставлении субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, о чем ей было сообщено письмом N..... года. Принимая данное решение, ДГИ г. Москвы исходил из того, что по совокупности имеющихся у семьи истца площадей, включая площадь, находящуюся в собственности у отца несовершеннолетнего ребенка, семья истца обеспечена жилыми помещениями по норме предоставления, в соответствии с действующим жилищным законодательством, в связи с чем, правовых оснований для предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения не имеется.
Разрешая спор, суд первой инстанции не согласился с доводами Департамента городского имущества города Москвы о том, что данные обстоятельства являются основанием для отказа в предоставлении истцу субсидии для приобретения или строительства жилого помещения.
М.О. - отец несовершеннолетней дочери истца.... один зарегистрирован на основании свидетельства о государственной регистрации права собственности (доля в праве 100%) в двухкомнатной квартире площадью жилого помещения... кв. м, жилой площадью.... кв. м по адресу: ..... Жена сына П.А. - Ш. с семьей из 5 человек (она, мать, муж матери, сестра матери, бабушка) зарегистрирована на основании свидетельства о государственной регистрации права Ш., С., Д. без регистрации доля в праве по 1/3 в жилом доме площадью жилого помещения... кв. м, жилой площадью... кв. м по адресу: .....
Согласно ст. 4.1 Закона города Москвы от 14.06.2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", жители города Москвы имеют право быть признанными нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ. Порядок признания граждан нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ устанавливается Правительством Москвы.
Жители города Москвы, признанные нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, имеют право на улучшение жилищных условий путем: предоставления жилых помещений из жилищного фонда города Москвы по договору найма; участия в накопительных системах в рамках городских жилищных программ для накопления денежных средств для приобретения жилья на рынке недвижимости; предоставления субсидии для приобретения или строительства жилых помещений; приобретения в собственность с рассрочкой платежа или использованием заемных (кредитных) средств жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы; предоставления либо приобретения жилых помещений по другим законным основаниям.
В соответствии с п. 1 и п. 2, 6 ст. 31 Закона города Москвы от 14.06.2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" жители города Москвы, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий или нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, имеют право на основании собственного заявления на предоставление субсидии в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы.
Вышеуказанной нормой Закона N 29 предусмотрено, что при расчете размера субсидии учитывается размер площади жилого помещения (части жилого помещения), в отношении которого заявители и члены их семей обладают самостоятельным правом пользования, а также гражданско-правовые сделки, совершенные заявителями и членами их семей с принадлежащими им жилыми помещениями (частями жилых помещений) за период, установленный статьей 10 настоящего Закона (п. 6). Субсидии выделяются из бюджета города Москвы в пределах объемов финансирования, предусмотренных на эти цели законом города Москвы о бюджете города Москвы.
В силу п. 2 ст. 1 Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", члены семьи заявителя - супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда. Для отдельных жилищных программ Правительство Москвы вправе установить круг членов семьи, учитываемых для данной программы.
В силу ст. 20 Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", норма предоставления площади жилого помещения составляет 18 квадратных метров площади жилого помещения на одного человека. Площадь жилого помещения, подлежащего предоставлению гражданам, совместно принятым на жилищный учет или учет нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ решением уполномоченного органа власти города Москвы, определяется как произведение количества заявителей по данному решению и нормы предоставления на одного человека. При этом заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия. В состав заявителей включаются проживающие совместно с ними их несовершеннолетние дети, родившиеся после подачи заявления, а также граждане, принятые на жилищный учет или учет нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, постоянно проживающие по этому же адресу и включенные в установленном порядке в состав этого же учетного дела.
Судом установлено, что отец дочери истца М.О., жена сына истца Ш. в Департамент городского имущества г. Москвы с заявлением о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий и предоставлении субсидии на приобретение или строительство жилья, не обращались. Кроме того, доказательств, проживания М.О. с истцом и их общей дочерью также не представлено, как не представлено доказательств того, что ими ведется общее хозяйство, имеется общий бюджет.
При таких обстоятельствах, решение Департамента городского имущества города Москвы.... года правомерно признано судом незаконным и необоснованным, и на ДГИ гор. Москвы возложена обязанность повторно рассмотреть заявление П.В. о предоставлении субсидии.
Доводы апелляционной жалобы представителя ДГИ гор. Москвы не свидетельствуют о незаконности принятого судом решения, направлены на переоценку доказательств, которые были предметом исследования суда первой инстанции и им дана правовая оценка.
Судебная коллегия не может согласиться с толкованием норм материального права, на которые ссылается представитель ДГИ гор. Москвы в апелляционной жалобе. Сам факт учета жилой площади лиц, не состоящих на учете по улучшению жилищных условий и не обращавшихся с заявлением о предоставлении субсидии, противоречит действующему законодательству.
Суд первой инстанции тщательно проверил доводы сторон, и правильно установил фактические обстоятельства, значимые по делу обстоятельства определены правильно. Выводы суда соответствуют требованиям закона, подлежащего применению к данным правоотношениям и подтверждаются доказательствами, которым дана оценка согласно требованиям ст. 67 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Пресненского районного суда гор. Москвы от 01 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Департамента городского имущества гор. Москвы по доверенности А. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 12.07.2017 ПО ДЕЛУ N 33-25173/2017
Требование: О признании решения незаконным, обязании предоставить субсидию на приобретение жилья.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Оспариваемое решение принято в связи с обеспеченностью жильем по норме предоставления.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 июля 2017 г. по делу N 33-25173
Ф\\С Зубова И.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Салтыковой Л.В., судей Гончаровой О.С. и Дорохиной Е.М., при секретаре Л. заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Гончаровой О.С. дело по апелляционной жалобе представителя Департамента городского имущества гор. Москвы по доверенности А. на решение Пресненского районного суда гор. Москвы от 01 марта 2017 года, которым постановлено:
- Иск П.В. к Департаменту городского имущества города Москвы о признании решения незаконным, обязании предоставить субсидию на приобретение жилья - удовлетворить.
Признать незаконным решение Департамента городского имущества города Москвы.
Возложить обязанность на Департамент городского имущества города Москвы принять и повторно рассмотреть заявление П.В. о предоставлении субсидии,
установила:
П.В. обратилась в суд с иском к Департаменту городского имущества города Москвы, указав, что она с членами семьи (всего 4 человека) проживает по договору социального найма в двух комнатах площадью жилого помещения... кв. м и... кв. м 4-комнатной квартиры коммунального заселения, находящейся по адресу: ...., то есть, обеспечена жилой площадью менее учетной нормы площади жилого помещения, в связи с чем состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Решением Департамента городского имущества города Москвы от.... ей отказано в предоставлении субсидии на приобретение жилья, что, по ее мнению, в силу действующего законодательства является незаконным и дает ей право на удовлетворение требований. С учетом изменения требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, истец просила признать незаконным решения Департамента городского имущества города Москвы от....; обязать Департамент городского имущества города Москвы предоставить П.В. субсидию для приобретения жилого помещения.
Истец П.В. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела была извещена надлежащим образом. Ее представитель по доверенности Г., в судебное заседание явился, исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Департамента городского имущества гор. Москвы по доверенности А. в судебное заседание явилась, иск не признала, просила отказать в удовлетворении заявленных требований по доводам письменного отзыва на исковое заявление, согласно которым иск не подлежит удовлетворению, поскольку в силу действующего законодательства, регламентирующего правоотношения в области жилищного законодательства, каких-либо правовых оснований для выдачи истцу субсидии на приобретение жилья не имеется.
Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, рассмотрел дело при данной явке.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель Департамента городского имущества гор. Москвы по доверенности А.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с нормами действующего законодательства и представленными доказательствами.
Материалами дела установлено и не оспаривается ответчиком, что истец с членами семьи (истец, М.Е. - дочь, П.А. - сын, П.Т. - сын, всего 4 человека) проживает по договору социального найма в двух комнатах площадью жилого помещения... кв. м, жилой..... кв. м 4-комнатной квартиры коммунального заселения, находящейся по адресу: ....
Данная семья с... года состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Приведенные выше обстоятельства подтверждены материалами учетного дела....
Судом установлено, что в ответ на обращение истца по вопросу улучшения жилищных условий Департаментом городского имущества города Москвы принято решение об отказе ей в предоставлении субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, о чем ей было сообщено письмом N..... года. Принимая данное решение, ДГИ г. Москвы исходил из того, что по совокупности имеющихся у семьи истца площадей, включая площадь, находящуюся в собственности у отца несовершеннолетнего ребенка, семья истца обеспечена жилыми помещениями по норме предоставления, в соответствии с действующим жилищным законодательством, в связи с чем, правовых оснований для предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения не имеется.
Разрешая спор, суд первой инстанции не согласился с доводами Департамента городского имущества города Москвы о том, что данные обстоятельства являются основанием для отказа в предоставлении истцу субсидии для приобретения или строительства жилого помещения.
М.О. - отец несовершеннолетней дочери истца.... один зарегистрирован на основании свидетельства о государственной регистрации права собственности (доля в праве 100%) в двухкомнатной квартире площадью жилого помещения... кв. м, жилой площадью.... кв. м по адресу: ..... Жена сына П.А. - Ш. с семьей из 5 человек (она, мать, муж матери, сестра матери, бабушка) зарегистрирована на основании свидетельства о государственной регистрации права Ш., С., Д. без регистрации доля в праве по 1/3 в жилом доме площадью жилого помещения... кв. м, жилой площадью... кв. м по адресу: .....
Согласно ст. 4.1 Закона города Москвы от 14.06.2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", жители города Москвы имеют право быть признанными нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ. Порядок признания граждан нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ устанавливается Правительством Москвы.
Жители города Москвы, признанные нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, имеют право на улучшение жилищных условий путем: предоставления жилых помещений из жилищного фонда города Москвы по договору найма; участия в накопительных системах в рамках городских жилищных программ для накопления денежных средств для приобретения жилья на рынке недвижимости; предоставления субсидии для приобретения или строительства жилых помещений; приобретения в собственность с рассрочкой платежа или использованием заемных (кредитных) средств жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы; предоставления либо приобретения жилых помещений по другим законным основаниям.
В соответствии с п. 1 и п. 2, 6 ст. 31 Закона города Москвы от 14.06.2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" жители города Москвы, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий или нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, имеют право на основании собственного заявления на предоставление субсидии в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы.
Вышеуказанной нормой Закона N 29 предусмотрено, что при расчете размера субсидии учитывается размер площади жилого помещения (части жилого помещения), в отношении которого заявители и члены их семей обладают самостоятельным правом пользования, а также гражданско-правовые сделки, совершенные заявителями и членами их семей с принадлежащими им жилыми помещениями (частями жилых помещений) за период, установленный статьей 10 настоящего Закона (п. 6). Субсидии выделяются из бюджета города Москвы в пределах объемов финансирования, предусмотренных на эти цели законом города Москвы о бюджете города Москвы.
В силу п. 2 ст. 1 Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", члены семьи заявителя - супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда. Для отдельных жилищных программ Правительство Москвы вправе установить круг членов семьи, учитываемых для данной программы.
В силу ст. 20 Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", норма предоставления площади жилого помещения составляет 18 квадратных метров площади жилого помещения на одного человека. Площадь жилого помещения, подлежащего предоставлению гражданам, совместно принятым на жилищный учет или учет нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ решением уполномоченного органа власти города Москвы, определяется как произведение количества заявителей по данному решению и нормы предоставления на одного человека. При этом заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия. В состав заявителей включаются проживающие совместно с ними их несовершеннолетние дети, родившиеся после подачи заявления, а также граждане, принятые на жилищный учет или учет нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, постоянно проживающие по этому же адресу и включенные в установленном порядке в состав этого же учетного дела.
Судом установлено, что отец дочери истца М.О., жена сына истца Ш. в Департамент городского имущества г. Москвы с заявлением о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий и предоставлении субсидии на приобретение или строительство жилья, не обращались. Кроме того, доказательств, проживания М.О. с истцом и их общей дочерью также не представлено, как не представлено доказательств того, что ими ведется общее хозяйство, имеется общий бюджет.
При таких обстоятельствах, решение Департамента городского имущества города Москвы.... года правомерно признано судом незаконным и необоснованным, и на ДГИ гор. Москвы возложена обязанность повторно рассмотреть заявление П.В. о предоставлении субсидии.
Доводы апелляционной жалобы представителя ДГИ гор. Москвы не свидетельствуют о незаконности принятого судом решения, направлены на переоценку доказательств, которые были предметом исследования суда первой инстанции и им дана правовая оценка.
Судебная коллегия не может согласиться с толкованием норм материального права, на которые ссылается представитель ДГИ гор. Москвы в апелляционной жалобе. Сам факт учета жилой площади лиц, не состоящих на учете по улучшению жилищных условий и не обращавшихся с заявлением о предоставлении субсидии, противоречит действующему законодательству.
Суд первой инстанции тщательно проверил доводы сторон, и правильно установил фактические обстоятельства, значимые по делу обстоятельства определены правильно. Выводы суда соответствуют требованиям закона, подлежащего применению к данным правоотношениям и подтверждаются доказательствами, которым дана оценка согласно требованиям ст. 67 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Пресненского районного суда гор. Москвы от 01 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Департамента городского имущества гор. Москвы по доверенности А. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)