Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Лицу, оставшемуся без попечения родителей, после окончания учебного заведения жилое помещение не было предоставлено, в постановке на соответствующий учет отказано ввиду достижения лицом установленного законом возраста.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Цыдаева В.П.
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Москаленко Ю.П.,
судей Бурматовой Г.Г.,
Кайгородовой Е.В.
при секретаре Д. рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску А. к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г. Нижний Тагил и Пригородному району (далее - Управление), Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (далее - Министерство строительства), Государственному казенному учреждению "Фонд жилищного строительства Свердловской области" (далее - Фонд) о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилищного фонда, по апелляционной жалобе ответчика Управления на решение Ленинского районного суда г. Нижнего Тагила Свердловской области от 21 марта 2016 года.
Заслушав доклад председательствующего, объяснения истца А. и ее представителя П., полагавших оспариваемое решение законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
А. обратилась в суд с вышеназванным иском, указав в обоснование заявленных требований, что ее мать И.Н.Г. была осуждена к 6 годам лишения свободы, отца юридически нет. На основании постановления Администрации Тагилстроевского района г. Нижнего Тагила от <...> она была устроена в детский дом, так как осталась без попечения матери. Решением суда от <...>. И.Н.Г. была лишена родительских прав в отношении А. Жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, где проживала ее мать, за ней не закреплялось. Постановлением Главы г. Нижнего Тагила от <...> над истцом была установлена опека, опекуном назначена С.О.А., место жительства истца было установлено по месту пребывания опекуна по <...>. С <...> по <...>. истец обучалась в НТПЛ "Металлург". В 2007 году опека была прекращена, однако истец продолжала проживать с опекуном. В период с <...> по 2012 год истец обучалась в ГОУ <...>, снимала квартиру. После окончания учебного заведения жилое помещение ей не было предоставлено. Истец устно и письменно обращалась в Управление социальной политики Тагилстроевского района г. Нижнего Тагила, однако получала отказы в постановке на учет. Достижение истцом 23-летнего возраста не является основанием для лишения права на жилье, которое гарантировано жилищным законодательством. В настоящее время истец вышла замуж, находится в декретном отпуске по уходу за ребенком, проживает в г. Нижнем Тагиле, своего жилья не имеет, материальное положение не позволяет самостоятельно арендовать или приобрести жилье. Просила суд обязать Министерство строительства приобрести жилое помещение не менее нормы предоставления жилого помещения, обязать Управление включить ее в список граждан, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающихся в жилых помещениях государственного специализированного жилищного фонда; обязать Фонд заключить с ней договор найма жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Решением Ленинского районного суда г. Нижнего Тагила Свердловской области от 21 марта 2016 года исковые требования А. были удовлетворены.
Оспаривая законность и обоснованность постановленного судом решения, Управление в апелляционной жалобе просит его отменить. Полагает, что дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, в том числе на внеочередное обеспечение жилым помещением, распространяются на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения ими возраста 23 лет. Предоставление жилого помещения носит заявительный характер и возможно только при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении. Истцом достигнут возраст 23 года. В материалах дела отсутствует информация об обращении опекуна С.О.А. с целью решения вопроса об обеспечении жильем ее несовершеннолетней подопечной. В материалах дела имеются ответы Администрации г. Нижнего Тагила, из которых усматривается, что ГОУ СПО <...>, И.Т.В. обращались только по вопросу признания непригодным жилого дома по адресу: <...>. Жилое помещение по данному адресу за И.Т.В. никогда не закреплялось, поэтому необходимости признания его непригодным не было. Истцом не представлен отказ Администрации г. Нижнего Тагила в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет. Уважительных причин, служащих основанием по которым истец до достижения 23 лет не обратилась с заявлением о постановке на учет, нет. У А. отсутствует право на получение жилья по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Иные лица, участвующие в деле, помимо истца А. и ее представителя П., в суд апелляционной инстанции не явились, сведений об уважительности причин неявки не сообщили.
Поскольку в материалах дела имеются сведения об извещении всех участников судебного разбирательства о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, в том числе путем направления судебных извещений, а также посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте Свердловского областного суда в сети "Интернет", принимая во внимание, что доводы жалобы не содержат новой информации об обстоятельствах дела, для их проверки личного участия и дачи объяснений сторон не требуется, при том, что участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лиц, участвующих в деле, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие указанных лиц.
Заслушав истца, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность оспариваемого судебного постановления в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции правильно установил все обстоятельства имеющие значение для дела, верно определил характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, представленным доказательствам дал надлежащую правовую оценку в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в результате чего пришел к обоснованным выводам.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом п. 1 названной статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом п. 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом п. 1 ст. 8 этого же закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что А. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку мать истца - И.Н.Г. лишена родительских прав, отец И.В.Г. записан со слов матери.
В соответствии с выпиской из постановления Главы Администрации Тагилстроевского района <...> от <...> несовершеннолетняя И.Т.В. определена в детский дом на полное государственное обеспечение.
Постановлением Главы г. Нижнего Тагила от <...> опекуном И.Т.В. назначена С.О.А.
Как следует из материалов дела, закрепленного жилья, пригодного для проживания, у А. никогда не имелось и не имеется в настоящий момент, собственником какого-либо недвижимого имущества она не являлась и не является.
Письмом Управления от <...> А. отказано в постановке на учет для предоставления жилья как лица, оставшегося без попечения родителей в связи с достижением ей возраста 23 лет.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд пришел к выводу, что с учетом действовавшего до <...> законодательства, орган опеки и попечительства должен был принять меры по постановке истца на учет. То обстоятельство, что А. не встала на учет для получения жилья до достижения 23 лет как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требований о предоставлении ей жилого помещения специализированного жилищного фонда в настоящее время, поскольку причины, по которым А. не могла реализовать свое право по данному делу следует признать уважительными.
Судебная коллегия находит такие выводы суда правильными.
Как усматривается из материалов дела, до достижения А. возраста 23 лет органами опеки и попечительства, несмотря на неоднократные обращения истца, не принимались необходимые меры по постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Относительно доводов апелляционной жалобы о невозможности предоставления А. жилого помещения в связи с достижением предельного возраста, судебная коллегия исходит из следующего.
Как следует из разъяснений, содержащихся в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки. Вместе с тем, отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому судам надлежит выяснять причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
С учетом установленных при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции обстоятельств, принимая во внимание приведенные выше разъяснения Президиума Верховного Суда Российской Федерации, судебная коллегия признает правильным вывод суда первой инстанции о том, что А. не была поставлена на учет по независящим от нее причинам - ввиду ненадлежащего выполнения обязанностей и нарушения прав социальной незащищенного лица органом опеки и попечительства.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что достижение А. возраста 23 лет на момент подачи искового заявления по настоящему делу не может рассматриваться как обстоятельство, влекущее утрату ей права на получение жилого помещения как лицом, оставшимся без попечения родителей, в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Судебная коллегия отмечает, что истец не имела возможности до достижения 23 лет встать на учет для получения жилья, поскольку ей данное право не разъяснялось, к тому же орган местного самоуправления допустил нарушение прав истца.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые не являлись предметом судебной проверки или опровергали выводы судебного решения, в целом сводятся к переоценке исследованных по делу доказательств и выводов суда первой инстанции, оснований для которой у судебной коллегии не имеется.
Поскольку нарушений норм материального права, которые бы привели к неправильному разрешению спора по существу, а также нарушений положений процессуального закона, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебной коллегией не установлено, основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
При таких обстоятельствах, оспариваемое решение, должным образом отвечающее критериям законности и обоснованности, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба ответчика - без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Нижнего Тагила Свердловской области от 21 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г. Нижний Тагил и Пригородному району - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 23.06.2016 ПО ДЕЛУ N 33-10517/2016
Требование: Об обязании уполномоченного органа приобрести жилое помещение, включить лицо в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда, заключить договор найма жилого помещения.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Лицу, оставшемуся без попечения родителей, после окончания учебного заведения жилое помещение не было предоставлено, в постановке на соответствующий учет отказано ввиду достижения лицом установленного законом возраста.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 июня 2016 г. по делу N 33-10517/2016
Судья Цыдаева В.П.
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Москаленко Ю.П.,
судей Бурматовой Г.Г.,
Кайгородовой Е.В.
при секретаре Д. рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску А. к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г. Нижний Тагил и Пригородному району (далее - Управление), Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (далее - Министерство строительства), Государственному казенному учреждению "Фонд жилищного строительства Свердловской области" (далее - Фонд) о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилищного фонда, по апелляционной жалобе ответчика Управления на решение Ленинского районного суда г. Нижнего Тагила Свердловской области от 21 марта 2016 года.
Заслушав доклад председательствующего, объяснения истца А. и ее представителя П., полагавших оспариваемое решение законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
А. обратилась в суд с вышеназванным иском, указав в обоснование заявленных требований, что ее мать И.Н.Г. была осуждена к 6 годам лишения свободы, отца юридически нет. На основании постановления Администрации Тагилстроевского района г. Нижнего Тагила от <...> она была устроена в детский дом, так как осталась без попечения матери. Решением суда от <...>. И.Н.Г. была лишена родительских прав в отношении А. Жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, где проживала ее мать, за ней не закреплялось. Постановлением Главы г. Нижнего Тагила от <...> над истцом была установлена опека, опекуном назначена С.О.А., место жительства истца было установлено по месту пребывания опекуна по <...>. С <...> по <...>. истец обучалась в НТПЛ "Металлург". В 2007 году опека была прекращена, однако истец продолжала проживать с опекуном. В период с <...> по 2012 год истец обучалась в ГОУ <...>, снимала квартиру. После окончания учебного заведения жилое помещение ей не было предоставлено. Истец устно и письменно обращалась в Управление социальной политики Тагилстроевского района г. Нижнего Тагила, однако получала отказы в постановке на учет. Достижение истцом 23-летнего возраста не является основанием для лишения права на жилье, которое гарантировано жилищным законодательством. В настоящее время истец вышла замуж, находится в декретном отпуске по уходу за ребенком, проживает в г. Нижнем Тагиле, своего жилья не имеет, материальное положение не позволяет самостоятельно арендовать или приобрести жилье. Просила суд обязать Министерство строительства приобрести жилое помещение не менее нормы предоставления жилого помещения, обязать Управление включить ее в список граждан, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающихся в жилых помещениях государственного специализированного жилищного фонда; обязать Фонд заключить с ней договор найма жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Решением Ленинского районного суда г. Нижнего Тагила Свердловской области от 21 марта 2016 года исковые требования А. были удовлетворены.
Оспаривая законность и обоснованность постановленного судом решения, Управление в апелляционной жалобе просит его отменить. Полагает, что дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, в том числе на внеочередное обеспечение жилым помещением, распространяются на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения ими возраста 23 лет. Предоставление жилого помещения носит заявительный характер и возможно только при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении. Истцом достигнут возраст 23 года. В материалах дела отсутствует информация об обращении опекуна С.О.А. с целью решения вопроса об обеспечении жильем ее несовершеннолетней подопечной. В материалах дела имеются ответы Администрации г. Нижнего Тагила, из которых усматривается, что ГОУ СПО <...>, И.Т.В. обращались только по вопросу признания непригодным жилого дома по адресу: <...>. Жилое помещение по данному адресу за И.Т.В. никогда не закреплялось, поэтому необходимости признания его непригодным не было. Истцом не представлен отказ Администрации г. Нижнего Тагила в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет. Уважительных причин, служащих основанием по которым истец до достижения 23 лет не обратилась с заявлением о постановке на учет, нет. У А. отсутствует право на получение жилья по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Иные лица, участвующие в деле, помимо истца А. и ее представителя П., в суд апелляционной инстанции не явились, сведений об уважительности причин неявки не сообщили.
Поскольку в материалах дела имеются сведения об извещении всех участников судебного разбирательства о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, в том числе путем направления судебных извещений, а также посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте Свердловского областного суда в сети "Интернет", принимая во внимание, что доводы жалобы не содержат новой информации об обстоятельствах дела, для их проверки личного участия и дачи объяснений сторон не требуется, при том, что участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лиц, участвующих в деле, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие указанных лиц.
Заслушав истца, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность оспариваемого судебного постановления в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции правильно установил все обстоятельства имеющие значение для дела, верно определил характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, представленным доказательствам дал надлежащую правовую оценку в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в результате чего пришел к обоснованным выводам.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом п. 1 названной статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом п. 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом п. 1 ст. 8 этого же закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что А. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку мать истца - И.Н.Г. лишена родительских прав, отец И.В.Г. записан со слов матери.
В соответствии с выпиской из постановления Главы Администрации Тагилстроевского района <...> от <...> несовершеннолетняя И.Т.В. определена в детский дом на полное государственное обеспечение.
Постановлением Главы г. Нижнего Тагила от <...> опекуном И.Т.В. назначена С.О.А.
Как следует из материалов дела, закрепленного жилья, пригодного для проживания, у А. никогда не имелось и не имеется в настоящий момент, собственником какого-либо недвижимого имущества она не являлась и не является.
Письмом Управления от <...> А. отказано в постановке на учет для предоставления жилья как лица, оставшегося без попечения родителей в связи с достижением ей возраста 23 лет.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд пришел к выводу, что с учетом действовавшего до <...> законодательства, орган опеки и попечительства должен был принять меры по постановке истца на учет. То обстоятельство, что А. не встала на учет для получения жилья до достижения 23 лет как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требований о предоставлении ей жилого помещения специализированного жилищного фонда в настоящее время, поскольку причины, по которым А. не могла реализовать свое право по данному делу следует признать уважительными.
Судебная коллегия находит такие выводы суда правильными.
Как усматривается из материалов дела, до достижения А. возраста 23 лет органами опеки и попечительства, несмотря на неоднократные обращения истца, не принимались необходимые меры по постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Относительно доводов апелляционной жалобы о невозможности предоставления А. жилого помещения в связи с достижением предельного возраста, судебная коллегия исходит из следующего.
Как следует из разъяснений, содержащихся в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки. Вместе с тем, отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому судам надлежит выяснять причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
С учетом установленных при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции обстоятельств, принимая во внимание приведенные выше разъяснения Президиума Верховного Суда Российской Федерации, судебная коллегия признает правильным вывод суда первой инстанции о том, что А. не была поставлена на учет по независящим от нее причинам - ввиду ненадлежащего выполнения обязанностей и нарушения прав социальной незащищенного лица органом опеки и попечительства.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что достижение А. возраста 23 лет на момент подачи искового заявления по настоящему делу не может рассматриваться как обстоятельство, влекущее утрату ей права на получение жилого помещения как лицом, оставшимся без попечения родителей, в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Судебная коллегия отмечает, что истец не имела возможности до достижения 23 лет встать на учет для получения жилья, поскольку ей данное право не разъяснялось, к тому же орган местного самоуправления допустил нарушение прав истца.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые не являлись предметом судебной проверки или опровергали выводы судебного решения, в целом сводятся к переоценке исследованных по делу доказательств и выводов суда первой инстанции, оснований для которой у судебной коллегии не имеется.
Поскольку нарушений норм материального права, которые бы привели к неправильному разрешению спора по существу, а также нарушений положений процессуального закона, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебной коллегией не установлено, основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
При таких обстоятельствах, оспариваемое решение, должным образом отвечающее критериям законности и обоснованности, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба ответчика - без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Нижнего Тагила Свердловской области от 21 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г. Нижний Тагил и Пригородному району - без удовлетворения.
Председательствующий
Ю.П.МОСКАЛЕНКО
Судьи
Г.Г.БУРМАТОВА
Е.В.КАЙГОРОДОВА
Ю.П.МОСКАЛЕНКО
Судьи
Г.Г.БУРМАТОВА
Е.В.КАЙГОРОДОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)