Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что он является ветераном Великой Отечественной войны, собственного жилья не имеет, однако ответчиком отказано в принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в связи с тем что им представлены документы, которые не подтверждают его право состоять на указанном учете.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Мягкова Е.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Ванюхина Н.Н.,
судей Гулян Р.Ф., Марчукова А.В.,
при секретаре Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в апелляционном порядке гражданское дело по иску С.М. к администрации г. Волгограда, комитету строительства Волгоградской области об оспаривании приказа об отказе по предоставлению жилого помещения, возложении обязанности по постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, возложении обязанности по предоставлению жилого помещения
по апелляционной жалобе представителя истца С.А.
на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 22 августа 2017 г., которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований С.М. к администрации г. Волгограда, комитету строительства Волгоградской области о признании незаконным отказа комитета строительства Волгоградской области по предоставлению жилого помещения ветерану - участнику Великой Отечественной войны С.М.; возложении обязанности на администрацию г. Волгограда поставить С.М. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий; возложении обязанности на комитет строительства Волгоградской области предоставить С.М. для проживания благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 36 кв. м; взыскании судебных расходов по оплате услуг представителя в размере 30 000 руб. - отказать.
Заслушав доклад судьи Гулян Р.Ф., представителей ответчиков комитета строительства Волгоградской области К., администрации г. Волгограда П., возражавших по доводам жалобы, судебная коллегия
установила:
С.М. обратился в суд с иском к администрации г. Волгограда, комитету строительства Волгоградской области об оспаривании приказа об отказе по предоставлению жилого помещения, возложении обязанности по постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, возложении обязанности по предоставлению жилого помещения, взыскании судебных расходов.
В обоснование иска указал, что он является ветераном - участником Великой Отечественной войны 1941-1945 года. Истец не имеет собственного жилья, в связи с чем нуждается в жилом помещении и как ветеран - участник ВОВ должен быть обеспечен государством жилым помещением общей площадью не менее 36 кв. м. Вместе с тем, постановлением администрации г. Волгограда от 5 июня 2015 г. N 807 С.М. отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в связи с тем, что им предоставлены документы, которые не подтверждают его право состоять на указанном учете. Как следует из уведомления комитета по жилищной политике администрации Волгограда от 8 июня 2015 г. вышеуказанное постановление было основано на том, что обеспеченность С.М. общей площадью жилого помещения составляет 16,8 кв. м, что превышает размер учетной нормы площади жилого помещения в 11 кв. м, установленной постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 15 июня 2005 г. N 19/342. По мнению истца, размер учетной нормы обеспеченности С.М. как ветерана - участника ВОВ должен составляет не менее 36 кв. м, а не 11 кв. м.
С.М., уточнив требования, просил суд признать незаконным отказ комитета строительства Волгоградской области по предоставлению жилого помещения ветерану - участнику Великой Отечественной войны; обязать администрацию г. Волгограда поставить С.М. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий; обязать комитет строительства Волгоградской области предоставить для проживания благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 36 кв. м; взыскать с ответчиков судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 30 000 руб.
Суд постановил указанное выше решение.
Не согласившись с постановленным судом решением, представитель истца С.А. обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права и вынести новое решение, которым удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г., которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Исходя из содержания ч. 1 ст. 51 ЖК РФ одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения.
В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Из ч. 2 ст. 51 ЖК РФ следует, что при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
На основании ч. 4 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Постановлением Волгоградского горсовета народных депутатов от 15 июня 2005 г. N 19/342 "Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в Волгограде" установлена учетная норма площади жилого помещения в Волгограде для признания граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях при обеспеченности в размере не более 11 кв. метров общей площади жилого помещения, приходящихся на одного человека.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что С.М. является ветераном - участником Великой Отечественной войны 1941-1945 года, что подтверждается удостоверением серии N <...> 2 июня 2005 г.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ N <...> С.М. с 21 мая 2008 г. не имеет в собственности недвижимого имущества.
Истец зарегистрирован и проживает по адресу: <.......>.
Данное жилое помещение принадлежит дочери и внучке истца на праве общей долевой собственности: <.......> ДД.ММ.ГГГГ.
Совместно с истцом в указанном жилом помещении проживают члены семьи: <.......>.
В соответствии со статьей 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении супруги, дети и родители данного собственника.
Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственниками и членами его семьи.
В связи с тем, что обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного человека составляет <.......>.
Разрешая требования к комитету строительства Волгоградской области суд первой инстанции, принимая во внимание, что с заявлением в комитет истец о предоставлении жилого помещения не обращался, приказ об отказе в принятии гражданина получателем социальной выплаты на приобретение или строительство жилых помещений за счет субвенций федерального бюджета в отношении С.М. не выносился, пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении требований.
Судебная коллегия с данными выводами соглашается, оснований для признания незаконным отказа в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и возложении обязанности устранить нарушения, путем возложения обязанности на ответчиков по предоставлению С.М. жилого помещения и взыскания судебных расходов.
Доводы апелляционной жалобы представителя истца о том, что размер учетной нормы обеспеченности С.М. как ветерана - участника ВОВ должен составляет не менее 36 кв. м, а не 11 кв. м, являются несостоятельными, поскольку положением статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. "О ветеранах" регламентирован порядок обеспечения мер социальной поддержки ветеранов по обеспечению жильем, указана минимальная норма предоставления, а не размер учетной нормы.
Доводы апелляционной жалобы представителя истца, направленны на переоценку имеющихся в деле доказательств и сводятся к несогласию с решением суда, в связи с чем не могут быть приняты судом апелляционной инстанции, данные доводы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили в решении суда правильную правовую оценку.
Оснований для отмены или изменения постановленного судом первой инстанции решения по основаниям, указанным в статье 330 ГПК РФ, в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Волгограда от 22 августа 2017 г. по гражданскому делу по иску С.М. к администрации Волгограда, комитету строительства Волгоградской области об оспаривании приказа об отказе по предоставлению жилого помещения, возложении обязанности по постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, возложении обязанности по предоставлению жилого помещения - оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца С.А. оставить без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЛГОГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 09.11.2017 ПО ДЕЛУ N 33-18033/2017
Требование: О признании незаконным отказа в предоставлении жилого помещения, обязании поставить истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, предоставить благоустроенное жилое помещение.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что он является ветераном Великой Отечественной войны, собственного жилья не имеет, однако ответчиком отказано в принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в связи с тем что им представлены документы, которые не подтверждают его право состоять на указанном учете.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 ноября 2017 г. по делу N 33-18033/2017
Судья Мягкова Е.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Ванюхина Н.Н.,
судей Гулян Р.Ф., Марчукова А.В.,
при секретаре Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в апелляционном порядке гражданское дело по иску С.М. к администрации г. Волгограда, комитету строительства Волгоградской области об оспаривании приказа об отказе по предоставлению жилого помещения, возложении обязанности по постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, возложении обязанности по предоставлению жилого помещения
по апелляционной жалобе представителя истца С.А.
на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 22 августа 2017 г., которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований С.М. к администрации г. Волгограда, комитету строительства Волгоградской области о признании незаконным отказа комитета строительства Волгоградской области по предоставлению жилого помещения ветерану - участнику Великой Отечественной войны С.М.; возложении обязанности на администрацию г. Волгограда поставить С.М. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий; возложении обязанности на комитет строительства Волгоградской области предоставить С.М. для проживания благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 36 кв. м; взыскании судебных расходов по оплате услуг представителя в размере 30 000 руб. - отказать.
Заслушав доклад судьи Гулян Р.Ф., представителей ответчиков комитета строительства Волгоградской области К., администрации г. Волгограда П., возражавших по доводам жалобы, судебная коллегия
установила:
С.М. обратился в суд с иском к администрации г. Волгограда, комитету строительства Волгоградской области об оспаривании приказа об отказе по предоставлению жилого помещения, возложении обязанности по постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, возложении обязанности по предоставлению жилого помещения, взыскании судебных расходов.
В обоснование иска указал, что он является ветераном - участником Великой Отечественной войны 1941-1945 года. Истец не имеет собственного жилья, в связи с чем нуждается в жилом помещении и как ветеран - участник ВОВ должен быть обеспечен государством жилым помещением общей площадью не менее 36 кв. м. Вместе с тем, постановлением администрации г. Волгограда от 5 июня 2015 г. N 807 С.М. отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в связи с тем, что им предоставлены документы, которые не подтверждают его право состоять на указанном учете. Как следует из уведомления комитета по жилищной политике администрации Волгограда от 8 июня 2015 г. вышеуказанное постановление было основано на том, что обеспеченность С.М. общей площадью жилого помещения составляет 16,8 кв. м, что превышает размер учетной нормы площади жилого помещения в 11 кв. м, установленной постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 15 июня 2005 г. N 19/342. По мнению истца, размер учетной нормы обеспеченности С.М. как ветерана - участника ВОВ должен составляет не менее 36 кв. м, а не 11 кв. м.
С.М., уточнив требования, просил суд признать незаконным отказ комитета строительства Волгоградской области по предоставлению жилого помещения ветерану - участнику Великой Отечественной войны; обязать администрацию г. Волгограда поставить С.М. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий; обязать комитет строительства Волгоградской области предоставить для проживания благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 36 кв. м; взыскать с ответчиков судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 30 000 руб.
Суд постановил указанное выше решение.
Не согласившись с постановленным судом решением, представитель истца С.А. обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права и вынести новое решение, которым удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г., которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Исходя из содержания ч. 1 ст. 51 ЖК РФ одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения.
В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Из ч. 2 ст. 51 ЖК РФ следует, что при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
На основании ч. 4 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Постановлением Волгоградского горсовета народных депутатов от 15 июня 2005 г. N 19/342 "Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в Волгограде" установлена учетная норма площади жилого помещения в Волгограде для признания граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях при обеспеченности в размере не более 11 кв. метров общей площади жилого помещения, приходящихся на одного человека.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что С.М. является ветераном - участником Великой Отечественной войны 1941-1945 года, что подтверждается удостоверением серии N <...> 2 июня 2005 г.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ N <...> С.М. с 21 мая 2008 г. не имеет в собственности недвижимого имущества.
Истец зарегистрирован и проживает по адресу: <.......>.
Данное жилое помещение принадлежит дочери и внучке истца на праве общей долевой собственности: <.......> ДД.ММ.ГГГГ.
Совместно с истцом в указанном жилом помещении проживают члены семьи: <.......>.
В соответствии со статьей 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении супруги, дети и родители данного собственника.
Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственниками и членами его семьи.
В связи с тем, что обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного человека составляет <.......>.
Разрешая требования к комитету строительства Волгоградской области суд первой инстанции, принимая во внимание, что с заявлением в комитет истец о предоставлении жилого помещения не обращался, приказ об отказе в принятии гражданина получателем социальной выплаты на приобретение или строительство жилых помещений за счет субвенций федерального бюджета в отношении С.М. не выносился, пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении требований.
Судебная коллегия с данными выводами соглашается, оснований для признания незаконным отказа в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и возложении обязанности устранить нарушения, путем возложения обязанности на ответчиков по предоставлению С.М. жилого помещения и взыскания судебных расходов.
Доводы апелляционной жалобы представителя истца о том, что размер учетной нормы обеспеченности С.М. как ветерана - участника ВОВ должен составляет не менее 36 кв. м, а не 11 кв. м, являются несостоятельными, поскольку положением статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. "О ветеранах" регламентирован порядок обеспечения мер социальной поддержки ветеранов по обеспечению жильем, указана минимальная норма предоставления, а не размер учетной нормы.
Доводы апелляционной жалобы представителя истца, направленны на переоценку имеющихся в деле доказательств и сводятся к несогласию с решением суда, в связи с чем не могут быть приняты судом апелляционной инстанции, данные доводы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили в решении суда правильную правовую оценку.
Оснований для отмены или изменения постановленного судом первой инстанции решения по основаниям, указанным в статье 330 ГПК РФ, в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Волгограда от 22 августа 2017 г. по гражданскому делу по иску С.М. к администрации Волгограда, комитету строительства Волгоградской области об оспаривании приказа об отказе по предоставлению жилого помещения, возложении обязанности по постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, возложении обязанности по предоставлению жилого помещения - оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца С.А. оставить без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)